Как запомнить словарные слова?
Как запомнить словарные слова?
Винегрет и капуста, календарь и искусство… Что объединяет эти слова? Любой ученик без труда ответит на этот вопрос – это словарные слова. Коварность этих трудных слов заключается в том, что в них есть орфограммы, которые нельзя проверить ни одним правилом русского языка. А значит их нужно запомнить, как таблицу умножения, чтобы не допускать ошибок при написании.
Традиционно слова с непроверяемым написанием усваиваются путём механического запоминания их графического и звукового образов. Механическое заучивание словарных слов утомляет обучающихся. Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на многократное орфографическое повторение, малоэффективна.
Сколько же словарных слов нужно запомнить ученику начальной школы? Рассмотрим данный вопрос на примере УМК «Перспектива».
Класс | Количество словарных слов | Всего словарных слов |
УМК «Перспектива» (Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Учебники для 1-4 классов). | ||
1 класс | 27 | 317 |
2 класс | 95 | |
3 класс | 123 | |
4 класс | 72 |
Таким образом, к окончанию начальной школы каждый ученик, обучающийся по УМК «Перспектива», должен знать 317 словарных слов.
Этимологический способ запоминания словарных слов
Одним из способов запоминания словарных слов является обращение к их истокам, «корням». Этимология – это область языкознания, изучающая происхождение слов, их первоначальную структуру.
Обращение к этимологическому словарю сообщает массу удивительных фактов о самых простых на первый взгляд словах. Рассмотрим несколько примеров.
Воробей. Эта птица названа по своему чириканью, от звукоподражательного «вор». Та же основа и в несохранившемся «ворк», на базе которого образовалось «ворковать», т. е. «издавать переливчатые звуки».
Гвоздика. Образовано от слова «гвоздь» - по сходству семян цветка с маленькими гвоздями.
Карандаш. Заимствовано из тюркского языка. Кара – «чёрный», даш – «камень». Очевидно, что слово карандаш понималось как «чёрный камень» - графит.
Картина. Произошло от итальянского слова «карта» - бумага. Первоначальное значение «карта» – тонкая, красивая, украшенная бумага.
Корова. Слово произошло от латинского «кор» – рог.
Лопата. На Руси в старину существовало слово лоп, которое означало «плоское расширение, лист». От этого слова образовались слова лопасть, лопух, лопоухий, у которых есть общее свойство – широкая поверхность.
Лягушка. Образовано от существительного «лягуха», производного от «ляга» (ляжка) и глагола «лягать» (толкать, бить ногами). Животное получило своё название по способности передвигаться прыжками.
Малина. Часть учёных связывает происхождение корня этого слова с корнем мал: малиновая ягода состоит из многих малых ягодок-зёрнышек.
Пирог. Образовано от слова пир и сначала пирогом называли праздничный хлеб.
Платок. Производное от основы платъ – кусок материи.
Портфель. Пришло в русский язык из франц. Первая часть «порт»- нести, носить, вторая «фель»- лист.
Столица. В старину столом называли то место, на котором сидел князь, правитель страны. Город, где он жил называли стольным градом. Теперь, когда говорят о столе не вспоминают никаких правителей. Стол – это просто мебель, а столица – это главный город страны.
Тетрадь. Образована от греческого tetra – «четыре». Тетрадь означает «четвёртая часть листа». Если сложить лист пополам и еще раз пополам, получится маленькая книжечка из четырех листов. Такими были первые тетради.
Топор. Происхождение слова связано со словом топать и тяпать. В Древней Руси эти глаголы часто употреблялись в значениях: «ударять», «сечь», «рубить».
Щавель. Имеет общеславянское происхождение, образовано при помощи суффикса от корня «щавь». Древнерусское «щавьнъ» – «кислый». Растение названо по кислоте листьев и стебля.
Ассоциативный способ запоминания словарных слов
Суть ассоциативного способа запоминания: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать нужную букву. Ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Это может быть – цвет, форма, материал, созвучие, назначение, действие и т.д.
Приём звуковых (фонетических) ассоциаций
Ассоциативную связь между словами можно обыграть в стихотворениях, сказках, загадках, шарадах. В таком случае к запоминанию словарного слова подключается эмоционально-образная память. Чем связь в паре нелепее и смешнее, тем выше эффективность запоминания.
Лопата
Шёл на дачу в выходной
Я с лопатой надувной -
Хоть до дачи далеко,
С ней шагается легко.
Но копать ей трудновато:
Раз! — и лопнула лопата!
В. Агафонов
Вор-воробей
Склюнул жемчуг воробей,
Все кричали: «Вор! О! Бей!»
Глядь - а в клюве у него
Две чудесных буквы «О»!
В. Агафонов
Что бросает «О» во щи?
Что бросает «О» во щи?
Ну конечно, овощи!
Как напишем это слово?
Два кружочка - и готово.
В. Агафонов
Горизонт
Взгляни скорей на горизонт:
Там между гор увидишь зонт!
На солнце зонт горит огнём,
Вот буквы «О» и «И» на нём.
Взгляни на слово «горизонт».
Увидишь «О», и «И», и… зонт!
В. Агафонов
Сочинялки
С огромным энтузиазмом ребята включаются в сочинение небольших рифмовок для запоминания словарных слов. Вот что придумали ученики для запоминания слов: "билет", "диван", "ромашки", "соловей", "хорошо", "магазин", "завтрак", "ужин".
Билл купил в театр билет
И поехал на балет!
Диво дивное диван
Подарил персидский хан.
Рома и Машка купили ромашки.
Купили ромашки для милой букашки!
Сольный концерт даст соловей
Для всех зверей лесов и полей!
В слове «хорошо»
Пиши три буквы «о»!
Маг шагает в магазин,
Чтоб купить себе бензин!
Раки ползли на завтрак,
А ужи – на ужин!
Приём «слово в слове»
Для запоминания словарных слов можно использовать приём «слово в слове», который заключается в том, чтобы в слове с непроверяемым написанием найти скрытое слово, которое поможет запомнить написание «опасного» места в словарном слове.
Арбуз Колыбель Портфель
Воробей Магазин Потом
Ворона Пенал Ужин
Завтрак Пловец Компот
Ассоциативные пересечения слов
При запоминании слов с непроверяемым написанием можно подбирать к запоминаемому слову словесную ассоциацию (по вкусу, цвету, материалу, количеству, назначению и т.д.), и записывать эту пару (тройку и т.д.) слов в виде пересечения. Важно, чтобы в подобранном слове «опасный» звук находился в сильной позиции, а также, чтобы каждый ребёнок придумал собственную ассоциацию для каждой "опасной" буквы в словарном слове.
К
Р Д Д
АРБУЗ КАЛЕНДАРЬ
С Т Н
Н А Ь
Ы
Й
У
Д К
ПОГОДА ЛИМОН
Ж С
Д Л
Ь Ы
Й
Графические ассоциации
Суть этого приёма заключается в том, что для запоминания непроверяемой буквы её необходимо «оживить», создать «графический образ» в конкретном слове.
Конечно, легко найти готовые карточки со словами-ассоциациями на просторах Интернета, но сделать такие самостоятельно - гораздо эффективнее. То, что человек придумал сам, врезается в его память на всю жизнь. Особенно, если ребёнку не навязывать готовый образ, а дать возможность фантазировать, творить самостоятельно. Ребята с увлечением включаются в такую творческую работу на уроке! С моими третьеклассниками мы создали внушительную папку с карточками-ассоциациями для запоминания словарных слов.
Некоторые педагоги рекомендуют рисунок делать только вместо тех букв, написание, которых необходимо запомнить, чтобы не было «нагромождения» образов. Однако, мой опыт показал, что это делать необязательно, если речь идёт о словах, в которых встречаются одинаковые гласные. Как например, в словарных словах: «космос», «молоко», «дорога» и многих других. Обыгрывание каждой гласной не затрудняет запоминания целостного образа слова ребёнком.
На уроках русского языка, придумывая с ребятами графические образы для запоминания словарных слов, мы пришли к выводу, что проще всего нарисовать образ для буквы «о», сложнее для остальных гласных и согласных.
Разнообразные приёмы работы со словарными словами способствуют развитию у детей образной памяти, концентрации внимания, познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления, прививают интерес к русскому языку. Такая работа превращает запоминание словарных слов из монотонного и однообразного занятия в увлекательную деятельность. Учите словарные слова с удовольствием!
Список литературы
Агафонов В.В. Неправильные правила: как запоминать словарные слова. – М.: Ювента, 2007. – 64 с.
Белых В. А. Словарные слова. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 8 с.
Елынцева И.В. Словарные слова. 3 класс. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 95 с.
Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Учебник. В 2-х частях. – М.: Просвещение, - 143 с.
Красницкая А.В. Словарные слова для начальной школы. – Минск: Попурри, 2015. – 136 с.
Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах: пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 95 с.
Словарная работа. 1-4 классы / Сост. С. М. Мельникова. – М.: ВАКО, 2021. – 304 с.
Словарные слова в ребусах, шарадах, загадках / Сост. И. В. Елынцева. – Ростов н/Д, 2019. – 31 с.
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Русский язык: словарные слова. – М.: АСТ:
Ушакова О.Д. Словарные слова. – Спб.: Литера, 2015. – 128 с.
Электронные ресурсы
Изображения словарных слов «бассейн», «корабль»: https://7gy.ru/shkola/russkij-yazyk/1532-slovarnye-slova-v-kartinkakh.html
Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс.] https://dic.academic.ru/
Этимологический словарь Г.А. Крылова. [Электронный ресурс.] https://gufo.me/dict/krylov