Картина сказала мне..
Картина сказала мне…
План
С кем говорят картины?
2. Чем меня заинтересовал сюжет картины?
3. История появления картины.
4. Герои полотна(старик, мальчик)
5. Фон и детали.
6. Смысл ловли птиц.
7. Хобби или преступление?
Искусство уметь говорить - этот талант присущ не только человеку. Им обладают и шедевры кисти художников. Полотна могут многое рассказать об авторе, о его душевном состоянии, о своеобразии взгляда на мир. И неважно имеете ли вы образование искусствоведа или учитесь в средней общеобразовательной школе, нужно лишь желание видеть в картине собеседника, слушать её неспешный тихий рассказ о загадке авторской мысли. Вот какая история сошла на меня с полотна В. Петрова "Птицелов".
Сюжет этой картины связан с птицами. Я очень люблю такие картины - загадки, где нет одного из важных составляющих композиции. Но именно его отсутствие рождает идею полотна. Так и тут: самих птиц не видно на картине. Сам сюжет завораживает тем, что зритель начинает переживать те же эмоции, что и ловцы. Фигуры озарены таинственным светом. Их позы напряжены. Вот- вот на трели дудочки старика выскочит маленькая пташка- певунья! Эх, какая атмосфера!
Сохранилась история, подсказавшая замысел " Птицелова". Говорят, Перов блуждал по лесу и, услышав чудесный звук птиц, пошёл на пение. Каково же было его удивление, когда художник увидел притаившегося мужичка, извлекающего те самые звуки, льющиеся из дудочки. Рядом сидел мальчик в ожидании, когда на этот звук прилетит птаха. Перов сразу вспомнил свое детство, и картина сразу сложилась в его воображении.
Мужчина на полотне напряжённо сосредоточен. Он весь в ожидании добычи. Его фигура вытянута струной, готовой в любой момент пружиной броситься к клетке-стоит только певунье попасться в сети. Его лоб испещрен морщинами, это матёрый ловец, и от него не так легко уйти любопытным птичкам.
Рядом, опершись на клетку, сидит румяный мальчик. Его взгляд исподлобья тоже направлен в чащу леса, откуда ожидается появление птиц. Над ребёнком уже парит маленькая пташка, но её никто не видит.
Герои картины привыкли возвращаться с хорошей добычей, поэтому клетки самых немыслимых видов находятся рядом на готове.
Лес на картине был написан в соавторстве с Саврасовым. Поэтому фон достаточно фантастичен, готичен и мрачноват. Но герои сюжета, полные нетерпения и жизнелюбия, уравновешивают скудность природы и цветовое однообразие.
Рассматривая эту картину, я задумался:с какой целью люди ловили певчих птиц. Неужели только лишь для увеселения семьи в долгие зимние вечера? Оказывается, не только. Чтобы избежать угарания в своих избах, люди держали клетку с птицей. Почувствовав угарный газ, птица начинала проявлять беспокойство, что и являлось сигналом к действию.
Страсть от ловли птиц ничем не уступала охоте или рыбалке. Этим делом любили заниматься такие известные писатели как Максим Горький и Сергей Аксаков. Вот как описывает момент ловли птиц знаменитый зоолог того времени Модест Николаевич Богданов: "...это самая лучшая минута в жизни птицелова. Тут решается важный для него вопрос; не подходите к нему близко: он бросится на вас, как зверь, кто бы вы ни были. Это какой-то полоумный. Глаза его видят только птиц и точок; натянувшие бечевку руки дрожат, как в лихорадке. Он сам себя не помнит от волнения и страха. А ну как кто-нибудь испугает птиц?"
Я не разделяю пристрастие данных писателей и художников. Какое подлое занятие - ловить в клетку и лишать свободы певчих птичек. Сами, небось, не в клетке сидят. Но картина выполнена хорошо.
Так хорошо, что я бы тряхнул обоих за шиворот и спросил: "Совесть есть? "Вот как реалистично написана картина "Птицелов".