Картотека игр «Один дома»
Картотека игр по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников средней группы на тему «Один дома»
«Один дома»
Цель: закрепление знаний детей о незнакомых людях, что может быть
опасным в общении с незнакомыми людьми; распределение людей по
признаку родства (родные, знакомые, чужие).
Описание игры: педагог предлагает детям посмотреть на картинки и
подумать, откроют ли они дверь тому или иному человеку. Дети объясняют
свой выбор.
«Опасно – не опасно»
Цели: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от не опасных,
уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять
знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и не
опасных для жизни и здоровья ситуации; карточки разных цветов (кранного,
белого и жёлтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок:
ребёнок включает утюг, читает книгу, стоит на подоконнике, ест кашу и т.д.
Ход игры
Детей просят определить степень угрозы, предлагаемой (наглядной или
словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую карточку,
в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки.
Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную
карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть
при определённом поведении, и белую – если опасности нет.
Дети не должны мешать друг другу, при необходимости дополнять ответы
товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.
«Четвёртый лишний»
Цель: закреплять знания о предметах, которые могут стать причиной возникновения пожара, развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей.
Ход игры:
из четырёх предложенных картинок, изображенных на одной карточке ребёнок выбирает лишнюю связанную или не связанную с пожаром. Пример – кипятильник, расчёска, кастрюля, шкатулка; ковёр, телевизор, картина, стул и т. д.)
«Если я сделаю так»
Цель: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один — опасный для здоровья, другой — ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.
Материал: набор поощрительных предметов: фишек, звездочек.
Ход игры: Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающей и не угрожающей жизни и здоровью) или предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю...», или «Опасности не будет, если я сделаю...» Дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую — если опасность может возникнуть при определенном поведении, белую — если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.
«Источники опасности»
Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества
Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки)
Ход игры: воспитатель отворачивается, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.
«Игра - дело серьёзное»
Цель: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть.
Материал: картинки с изображением различных предметов (опасных и неопасных), два обруча
Ход игры: Воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.
«Подбери игрушку Танюшке»
Задачи: закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.
Материал:
- игровая карта с изображением девочки и «веселых» человечков;
- картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.
Ход игры: воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых веселыми человечками, те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.
«Соедини по точкам»
Задачи: закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Материал: листы с изображением контуров предметов (из точек).
Задание: соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.
«Так и не так»
Задачи: учить отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила
безопасности.
Материал:
2 карточки — с красным и с зеленым кружком,
картинки с изображением опасных и безопасных действий
детей.
Правила: под красную карточку (кружок) положить картинки с
изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую—
неопасных (разрешенных).
Варианты:
индивидуально с воспитателем,
несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.
Примерное содержание картинок: ребенок сидит, читает, смотрит
телевизор, играет со спичками, стоит на подоконнике, пылесосит,
включает телевизор в розетку, достает игрушку с верхней полки
шкафа, бегает по мокрому полу, играет на балконе и т.п. по всем
видам опасных ситуаций.
«Убери место»
Задачи: закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.
Материал: игровое поле с изображением кухни; картинки предметы.
Ход игры. В коробке лежат картинки-предметы (изображением
вниз). Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле — на место, объясняя свой выбор.
Варианты. На игровом поле «разбросаны» картинки предметы.
Дети по очереди раскладывают их на место. На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире».
То же в игровом уголке.
«Найди опасные предметы»
Цели: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья;
помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях не острожного
обращения с ними.
Оборудование: нож, ножницы, иголка, утюг.
Ход игры. В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу.
Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться,
чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности:
Все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть
на место;
Нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или
стать причиной пожара;
Ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд;
Нельзя пробовать стиральные порошки, средства для мытья посуды,
хлорку;
Опасно одному выходить на балкон.
«Если сделаю так»
Цели: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть
два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий;
воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать
окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.
Оборудование: набор поощрительных предметов: фишек, звёздочек.
Ход игры. Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации
(угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью) предложить два варианта
развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают
его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не
будет, если я сделаю…» дети поднимают красную карточку, если есть
опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом
поведении, белую, если опасности нет. Дети должны выслушать ответы
товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием
руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой,
звездочкой.
«Вызов службы спасения» Словесная игра
Цель: стимулирование развития связной речи.
Игровые правила: составлять короткий рассказ по плану (образцу): правильно и чётко называть своё имя, фамилию, своё местоположение, кратко описывать проблему.
Игровые действия: составлять короткий рассказ по мере появления слайдов от имени одного из героев ситуации или стороннего наблюдателя.
На экране ПК сменяются кадры, дети рассказывают в игрушечный телефон о
ситуации.
«Пожароопасные предметы»
Цель: стимулирование развития скорости реакции и внимания.
Игровые действия: называть предметы по порядку, хлопать в ладоши.
Игровые правила: узнавать слова, обозначающие пожароопасные предметы.
Набор слов для игры: утюг, журнал, телевизор, ручка, тостер, жвачка, хлопушка, памперс, пустышка, котлета, компот, пожарный, торт, режет, огнетушитель, пакет, кисть, каска, рукав, ноты, краски, спички, бинт, сверлить, маска и др.
«Огонь – вода»
Цель: закрепление правил пожарной безопасности.
Описание игры: педагог читает потешку «Тили, тили, тили бом, загорелся
Кошкин дом…». Предлагает детям на домике прикрепить маленькие
огоньки. Затем спрашивает у детей: «Как можно помочь кошке?» (потушить
водой). Дети берут на столе формы капелек и закрывают огоньки
капельками.
«Можно – нельзя»
Цель: закрепление знаний о возможной опасности бытовых электроприборов
и мерах предосторожности при обращении с ними.
Описание игры: педагог показывает картинку с
изображением
электроприбора и называет какое-либо действие с ним (например,
детям включать утюг, самостоятельно гладить белье, детям стирать белье в
машине-автомате, самостоятельно включать настольную лампу, протирать
включенный телевизор влажной салфеткой, тянуть электропровод руками,
подходить и дотрагиваться до оголенного провода и т.д.)). Дети показывают красный кружок, если это делать опасно, зеленый – если это делать разрешается.