Картотека игр по коррекции фонематических процессов у первоклассников с нарушениями речи

0
0
Материал опубликован 15 November 2023














КАРТОТЕКА ИГР ПО КОРРЕКЦИИ

ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ














Автор: Дубатолкина К.К.,

учитель – логопед,

МБОУ СШ № 95 г. Архангельска












Архангельск

2023

СОДЕРЖАНИЕ

Цель и задачи картотеки игр по коррекции фонематических процессов для детей первого класса с нарушениями речи

Структура картотеки

Структура карточки

Описание карточек

Варианты использования картотеки на логопедических занятиях

Список использованной литературы






























1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КАРТОТЕКИ ИГР ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ИПРОЦЕССОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО КЛАССА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ


Цель картотеки игр: развитие фонематических процессов у первоклассников с нарушениями речи.

Основными задачами развития фонематических процессов являются:

обучение умению выделять заданный звук в чужой и собственной речи;

развитие навыков контроля и самоконтроля за произношением звуков;

развитие навыков звукового анализа и синтеза.



















СТРУКТУРА КАРТОТЕКИ ИГР


Игровая картотека – это материалы с интересными и развивающими заданиями для детей. Картотека включает необходимую информацию по выполнению различных видов упражнений.

Разработанная картотека игр для первоклассников с нарушениями речи по коррекции фонематических процессов, состоит из следующих разделов:

Раздел 1. Игры на развитие фонематического слуха.

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове. Ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Раздел 2. Игры для развития фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие – это способность человека воспринимать и различать на слух звуки речи (фонемы). Фонематическое восприятие является основой для понимания смысла услышанного и сказанного. Замена одного звука на другой звук приводит к изменению значения слова, например, «мышка-мишка», «дом-том», «ложки-рожки». Сформированное фонематическое восприятие позволяет определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, подбирать слова на определенные звуки, определять место звука в слове, а также выстраивать правильную слоговую структуру слова. Развитие фонематического восприятия влияет на формирование всех сторон речи ребенка: четкое звукопроизношение, овладение грамматическим строем речи, освоение навыками письма и чтения.

Раздел 3. Игры по развитию фонематического анализа и синтеза.

Фонематический анализ и синтез — умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.

Фонематический анализ – это умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, четко представлять себе его звуковую структуру. Под фонематическим анализом понимаются умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация.

Фонематический синтез – это умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно составленного из звуков. Под фонематическим синтезом понимаются умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

Пропуски и перестановки букв, добавление лишних букв при письме зачастую являются свидетельством несформированности фонематического анализа и синтеза. Только при условии свободной ориентировки в звуковом составе слова ребенок сможет на должном уровне овладеть письмом.

Развивать у ребенка фонематические процессы лучше всего в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).







СТРУКТУРА КАРТОЧКИ


Карточка представляет собой источник информации об игре. Для удобства пользования и поиска, все карточки в картотеке расположены по разделам и имеют соответствующую цветовую рамку: оранжевая – игры на развитие фонематического слуха, зеленая – игры для развития фонематического восприятия и желтая – игры по развитию фонематического анализа и синтеза.

Все карточки оформлены по удобной схеме, состоящей из названия игры, цели, на достижение которой направлена игра и описания игры. На другой стороне карточки рисунок к данной игре.




















Сторона 1





«Название игры»

Цель игры

Ход игры














Сторона 2















4. Рисунок








3. ОПИСАНИЕ КАРТОЧЕК


1


Игра «Отвечай – не торопясь»

Цель: совершенствовать фонематический слух, определять место звука в слове.

Ход игры. Логопед дает задания детям:

- Придумай слово, которое начинается на последний звук слова пол.

- Подбери слово, чтобы первый звук был [м], а последний звук – [а] (Маша, машина, муха…)

- Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ров, рог…)



. Игры на развитие фонематического слуха

















ПОЛ

М…А

РО…















Игра «Придумай слово»

Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком.

Ход игры. Придумай слово, которое начинается на последний звук слова: берёза, кольцо, кенгуру, очки.


















t1700041454aa.gift1700041454ab.png


t1700041454ac.jpg




t1700041454ad.png

t1700041454ae.jpg









Игра «Накорми Саню и Машу»

Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух обучающихся.

Ход игры. Сортируем продукты: угостим Саню продуктами, в которых мы слышим звук [с], а Машу – продуктами со звуком [ш]. Соедини линиями.

Слова: кокос, лапша, соус, кешью, масло, горошек, маслины, колбаса, каша, вишня, картошка, мясо, вёшенки, салат, плюшка, оладушки, шпинат, сливки, капуста, слива, шашлык, судак, сыр, шампиньон, ананас, сосиски, ватрушка.

















t1700041454aa.gif

t1700041454af.png















Игра «Рассели животных»

Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.

Ход игры. Стоит домик с окошками. На домике написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на домике, поселить их в домики, соединить линией. Например: домики с буквами Ж и Ш. Представлены следующие картинки: жираф, собака, ёжик, кошка, мышка, зебра. Предварительно все слова проговариваются.


















t1700041454aa.gif

t1700041454ag.jpgt1700041454ah.jpg


t1700041454ai.jpg

t1700041454aj.jpg


t1700041454ak.jpg

t1700041454al.jpgt1700041454al.jpg



t1700041454am.jpg

t1700041454an.jpgt1700041454ao.jpg





Игра «Собери букет»

Цель: развивать фонематический слух, упражнять и дифференциации звуков [Р]-[Л], упражнять детей в различии основных и оттеночных цветов.

Ход игры. Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуками [Л], [Л’], а в какую со звуками [Р] и [Р’], голубая - [Л], [Л’], розовая - [Р], [Р’]. Рядом лежат цветы разного цвета: белый, желтый, красный, синий, оранжевый, зеленый, сиреневый, фиолетовый. Ребенок (дети) расставляют цветы. Синий цветок должен остаться.


















t1700041454aa.gif

t1700041454ap.jpgt1700041454ap.jpgt1700041454aq.jpg


t1700041454ar.jpg

t1700041454as.jpg

t1700041454ap.jpg

t1700041454ap.jpg

t1700041454at.jpgt1700041454au.jpg


t1700041454av.jpg

t1700041454aw.jpg




2. Игры для развития фонематического восприятия

2. Игры для развития фонематического восприятия


Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развивать фонематическое восприятие, быстроту реакции, закреплять знания гласных звуков.

Ход игры. Учитель - логопед называет гласные звуки. Ребёнку нужно подбросить мяч, когда услышит звук [Э]. А-У-О-Э-У-И-О-Э-Ы-И-А…

















t1700041454ax.gift1700041454ay.jpg
















Игра "Кто больше"

Цель: развивать фонематическое восприятие.

Ход игры. Детям предлагается рассмотреть сюжетную картинку, найти и назвать как можно больше предметов со звуком [ц].



















t1700041454ax.gift1700041454az.jpg















Игра «Мяч передавай, слово называй»

Цель: развивать фонематическое восприятие, быстроту реакции.

Ход игры. Дети выстраиваются в одну колонну. У игроков, стоящих первыми по одному большому мячу. Ребёнок называет слово на заданный звук и передаёт мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на заданный звук и передаёт мяч дальше.


















t1700041454ax.gif

t1700041454ba.png















Игра «Какое слово задумано?»

Цель: развивать фонематическое восприятие, учить узнавать слова, в которых не хватает первого звука.

Ход игры. Логопед показывает картинку с изображением ромашки и называет ее: «Это …омашка». Дети поправляют его: «Ромашка». Он соглашается: «Я так и говорю - …омашка». Дети произносят слово с нарочитым усилением первого звука. «Почему у меня так не получается?» - удивляется логопед. Дети должны ответить, что он пропускает первый звук. Логопед показывает остальные картинки и, называя их, также пропускает первый звук.



















t1700041454ax.gift1700041454bb.jpg

t1700041454bc.jpg



t1700041454bd.jpg


t1700041454be.jpg

t1700041454bf.jpg








Игра «Найди картинке её домик»

Цель: закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Ход игры. Дети называют предмет, изображенный на карточке, выделяют первый звук, определяют, гласный он или согласный, после определяют из какого домика картинка (красного или синего цвета).

Предметные картинки: утка, ослик, кот, санки, флажок, ботинки, ваза, груша, жук, осы, лампа, арбуз, платье.





t1700041454ax.gift1700041454al.jpgt1700041454bg.jpgt1700041454bh.jpgt1700041454bi.jpgt1700041454bj.jpgt1700041454bk.jpgt1700041454bl.jpgt1700041454bm.jpgt1700041454bn.jpgt1700041454bo.jpgt1700041454bp.jpgt1700041454bq.jpgt1700041454br.jpgt1700041454bs.jpg

3. Игры по развитию фонематического анализа и синтеза


Игра «Полминутки на шутку»

Цель: умение подбирать слова по смыслу, выделять первые звуки в словах.

Ход игры. Логопед читает стихотворение. Ученики находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

-Закричал охотник: «Ой, С длинными усами.

Двери гонятся за мной!» -Говорят, один рыбак

-Посмотрите-ка, ребятки, В речке выловил башмак,

Раки выросли на грядке. Но зато ему потом

-Куклу выронив из рук, На крючок попался дом.

Маша мчится к маме: -Мы собрали васильки,

-Там ползёт зелёный лук На голове у нас щенки.






t1700041454bt.jpgt1700041454bu.jpgt1700041454bv.pngt1700041454bw.jpgt1700041454bx.jpg



Игра "Что получилось? "

Цель: формировать фонематический синтез.

Ход игры. Учитель - логопед произносит звуки в ненарушенной последовательности и предлагает ребенку составить из них одно слово.

Инструкция: «Послушай звуки, подумай и составь из них слово: м-а-к, д-о-м, к-о-т, р-а-к, р-у-к-а, л-у-ж-а, к-н-и-г-а, ш-к-о-л-а, г-л-а-з-а, с-о-б-а-к-а и др.



t1700041454by.gift1700041454bz.jpgt1700041454ca.pngt1700041454cb.jpgt1700041454cc.pngt1700041454cd.jpgt1700041454ce.jpgt1700041454cf.pngt1700041454cg.pngt1700041454ch.jpgt1700041454ci.jpg


Игра "Путаница"

Цель: формировать фонематический синтез.

Ход игры. Логопед предлагает детям составить слова из слогов, данных в беспорядке: ко-ло-мо – молоко, ша-ка – каша, ба-шу – шуба, мин – ли – лимон, ла – пче - пчела, фе – та – кон – конфета, бей – ро – во – воробей, си – так – такси, дор – по – ми – помидор, ба – ка – буш – бабушка.




t1700041454by.gift1700041454cj.jpgt1700041454ck.pngt1700041454cl.pngt1700041454cm.jpgt1700041454cn.pngt1700041454co.pngt1700041454cp.jpgt1700041454cq.jpgt1700041454cr.pngt1700041454cs.png


Игра "Робот"

Цель: тренировать детей в выборе слов с заданным звуком.

Ход игры. Логопед знакомит детей с Роботом. Сообщает, что он любит слушать и произносить слова со звуком [р]. Найдите в кабинете предметы, в названии которых есть звук [р].




t1700041454by.gift1700041454ct.png


Игра «Веселый паровозик»

Цель: в игровой форме совершенствовать умение детей делить слова на слоги.

Ход игры. Раздели слова на слоги (назови все гласные звуки) распредели картинки по вагончикам. В слове должно быть столько слогов, сколько окон в вагончике.



















t1700041454by.gift1700041454cu.jpgt1700041454cv.jpgt1700041454cw.png


t1700041454cx.jpgt1700041454cy.png



t1700041454cz.jpgt1700041454da.png

t1700041454cc.png


t1700041454db.jpg






5. ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТОТЕКИ

НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ


В настоящее время наблюдается тенденция увеличения обучающихся с нарушением письменной речи, что препятствует успешному достижению планируемых результатов образовательной программы. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение дисграфических ошибок по мере взросления ребенка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по коррекции фонематических процессов. Теория и практика логопедической работы, убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Для коррекции фонематических процессов у детей с нарушением речи можно использовать игры, которые представлены в картотеке. Картотека может использоваться на занятиях учителя – логопеда (индивидуальных и фронтальных), на уроках учителя с целью адаптации программного материала с учетом особенностей детей, в консультативной работе с родителями. Они составлены с целью коррекции фонематических процессов у обучающихся 1 классов.

Упражнения, которые формируют фонематические процессы, у обучающихся отрабатываются на индивидуальных и групповых логопедических занятиях по профилактике нарушения письменной речи.

Игры в дидактических карточках систематизированы, разнообразны для всех этапов работы над фонематическими процессами. Предложенные игры должны использоваться регулярно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Список нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательных программ начального общего, основного общего и среднего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.04.2021 № 63180).

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

4. Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75 (ред. от 06.04.2021) «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».



Список литературы:

Волина В. В. Учимся играя. – М. : Новая школа, 2012.

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2004.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ.

Садовникова, И.Н. Формирование фонематического анализа/ И.Н. Садовникова // Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005.

Чумакова, И.  Формирование фонематических процессов у школьников с нарушениями речи / И. Чумакова, Е. Горбунова // школьное воспитание. — 2015. — №1.


Список интернет-источников:

Игры на развитие фонематического восприятия

https://logoportal.ru/statya-14523.html (дата обращения 03.11.2022)

Игры на развитие фонематического слуха

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2018/10/16/igry-na-razvitie-fonematicheskogo-sluha (дата обращения 03.11.2022)

Развитие фонематического восприятия у учащихся начальных классов

https://multiurok.ru/files/razvitiie-foniematichieskogho-vospriiatiia-u-uchas.html (дата обращения 03.11.2022)

Сборник игровых упражнений для развития фонематических процессов

https://infourok.ru/sbornik-igrovih-uprazhneniy-dlya-razvitiya-fonematicheskih-processov-3726241.html (дата обращения 03.11.2022)







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации