Картотека игр по коррекции фонематических процессов у первоклассников с нарушениями речи
КАРТОТЕКА ИГР ПО КОРРЕКЦИИ
ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Автор: Дубатолкина К.К., учитель – логопед, МБОУ СШ № 95 г. Архангельска |
Архангельск
2023
СОДЕРЖАНИЕ
| | ||||
| | ||||
| | ||||
| | ||||
| | ||||
| | ||||
| |
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КАРТОТЕКИ ИГР ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ИПРОЦЕССОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО КЛАССА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Цель картотеки игр: развитие фонематических процессов у первоклассников с нарушениями речи.
Основными задачами развития фонематических процессов являются:
обучение умению выделять заданный звук в чужой и собственной речи;
развитие навыков контроля и самоконтроля за произношением звуков;
развитие навыков звукового анализа и синтеза.
СТРУКТУРА КАРТОТЕКИ ИГР
Игровая картотека – это материалы с интересными и развивающими заданиями для детей. Картотека включает необходимую информацию по выполнению различных видов упражнений.
Разработанная картотека игр для первоклассников с нарушениями речи по коррекции фонематических процессов, состоит из следующих разделов:
Раздел 1. Игры на развитие фонематического слуха.
Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове. Ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Раздел 2. Игры для развития фонематического восприятия.
Фонематическое восприятие – это способность человека воспринимать и различать на слух звуки речи (фонемы). Фонематическое восприятие является основой для понимания смысла услышанного и сказанного. Замена одного звука на другой звук приводит к изменению значения слова, например, «мышка-мишка», «дом-том», «ложки-рожки». Сформированное фонематическое восприятие позволяет определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, подбирать слова на определенные звуки, определять место звука в слове, а также выстраивать правильную слоговую структуру слова. Развитие фонематического восприятия влияет на формирование всех сторон речи ребенка: четкое звукопроизношение, овладение грамматическим строем речи, освоение навыками письма и чтения.
Раздел 3. Игры по развитию фонематического анализа и синтеза.
Фонематический анализ и синтез — умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.
Фонематический анализ – это умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, четко представлять себе его звуковую структуру. Под фонематическим анализом понимаются умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация.
Фонематический синтез – это умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно составленного из звуков. Под фонематическим синтезом понимаются умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.
Пропуски и перестановки букв, добавление лишних букв при письме зачастую являются свидетельством несформированности фонематического анализа и синтеза. Только при условии свободной ориентировки в звуковом составе слова ребенок сможет на должном уровне овладеть письмом.
Развивать у ребенка фонематические процессы лучше всего в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).
СТРУКТУРА КАРТОЧКИ
Карточка представляет собой источник информации об игре. Для удобства пользования и поиска, все карточки в картотеке расположены по разделам и имеют соответствующую цветовую рамку: оранжевая – игры на развитие фонематического слуха, зеленая – игры для развития фонематического восприятия и желтая – игры по развитию фонематического анализа и синтеза.
Все карточки оформлены по удобной схеме, состоящей из названия игры, цели, на достижение которой направлена игра и описания игры. На другой стороне карточки рисунок к данной игре.
Сторона 1
«Название игры»
Цель игры
Ход игры
Сторона 2
4. Рисунок
3. ОПИСАНИЕ КАРТОЧЕК
1
Игра «Отвечай – не торопясь»
Цель: совершенствовать фонематический слух, определять место звука в слове.
Ход игры. Логопед дает задания детям:
- Придумай слово, которое начинается на последний звук слова пол.
- Подбери слово, чтобы первый звук был [м], а последний звук – [а] (Маша, машина, муха…)
- Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ров, рог…)
ПОЛ
М…А
РО…
Игра «Придумай слово»
Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком.
Ход игры. Придумай слово, которое начинается на последний звук слова: берёза, кольцо, кенгуру, очки.
Игра «Накорми Саню и Машу»
Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух обучающихся.
Ход игры. Сортируем продукты: угостим Саню продуктами, в которых мы слышим звук [с], а Машу – продуктами со звуком [ш]. Соедини линиями.
Слова: кокос, лапша, соус, кешью, масло, горошек, маслины, колбаса, каша, вишня, картошка, мясо, вёшенки, салат, плюшка, оладушки, шпинат, сливки, капуста, слива, шашлык, судак, сыр, шампиньон, ананас, сосиски, ватрушка.
Игра «Рассели животных»
Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.
Ход игры. Стоит домик с окошками. На домике написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на домике, поселить их в домики, соединить линией. Например: домики с буквами Ж и Ш. Представлены следующие картинки: жираф, собака, ёжик, кошка, мышка, зебра. Предварительно все слова проговариваются.
Игра «Собери букет»
Цель: развивать фонематический слух, упражнять и дифференциации звуков [Р]-[Л], упражнять детей в различии основных и оттеночных цветов.
Ход игры. Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуками [Л], [Л’], а в какую со звуками [Р] и [Р’], голубая - [Л], [Л’], розовая - [Р], [Р’]. Рядом лежат цветы разного цвета: белый, желтый, красный, синий, оранжевый, зеленый, сиреневый, фиолетовый. Ребенок (дети) расставляют цветы. Синий цветок должен остаться.
2. Игры для развития фонематического восприятия
2. Игры для развития фонематического восприятия
Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
Цель: развивать фонематическое восприятие, быстроту реакции, закреплять знания гласных звуков.
Ход игры. Учитель - логопед называет гласные звуки. Ребёнку нужно подбросить мяч, когда услышит звук [Э]. А-У-О-Э-У-И-О-Э-Ы-И-А…
Игра "Кто больше"
Цель: развивать фонематическое восприятие.
Ход игры. Детям предлагается рассмотреть сюжетную картинку, найти и назвать как можно больше предметов со звуком [ц].
Игра «Мяч передавай, слово называй»
Цель: развивать фонематическое восприятие, быстроту реакции.
Ход игры. Дети выстраиваются в одну колонну. У игроков, стоящих первыми по одному большому мячу. Ребёнок называет слово на заданный звук и передаёт мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на заданный звук и передаёт мяч дальше.
Игра «Какое слово задумано?»
Цель: развивать фонематическое восприятие, учить узнавать слова, в которых не хватает первого звука.
Ход игры. Логопед показывает картинку с изображением ромашки и называет ее: «Это …омашка». Дети поправляют его: «Ромашка». Он соглашается: «Я так и говорю - …омашка». Дети произносят слово с нарочитым усилением первого звука. «Почему у меня так не получается?» - удивляется логопед. Дети должны ответить, что он пропускает первый звук. Логопед показывает остальные картинки и, называя их, также пропускает первый звук.
Игра «Найди картинке её домик»
Цель: закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Ход игры. Дети называют предмет, изображенный на карточке, выделяют первый звук, определяют, гласный он или согласный, после определяют из какого домика картинка (красного или синего цвета).
Предметные картинки: утка, ослик, кот, санки, флажок, ботинки, ваза, груша, жук, осы, лампа, арбуз, платье.
3. Игры по развитию фонематического анализа и синтеза
Игра «Полминутки на шутку»
Цель: умение подбирать слова по смыслу, выделять первые звуки в словах.
Ход игры. Логопед читает стихотворение. Ученики находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
-Закричал охотник: «Ой, С длинными усами.
Двери гонятся за мной!» -Говорят, один рыбак
-Посмотрите-ка, ребятки, В речке выловил башмак,
Раки выросли на грядке. Но зато ему потом
-Куклу выронив из рук, На крючок попался дом.
Маша мчится к маме: -Мы собрали васильки,
-Там ползёт зелёный лук На голове у нас щенки.
Игра "Что получилось? "
Цель: формировать фонематический синтез.
Ход игры. Учитель - логопед произносит звуки в ненарушенной последовательности и предлагает ребенку составить из них одно слово.
Инструкция: «Послушай звуки, подумай и составь из них слово: м-а-к, д-о-м, к-о-т, р-а-к, р-у-к-а, л-у-ж-а, к-н-и-г-а, ш-к-о-л-а, г-л-а-з-а, с-о-б-а-к-а и др.
Игра "Путаница"
Цель: формировать фонематический синтез.
Ход игры. Логопед предлагает детям составить слова из слогов, данных в беспорядке: ко-ло-мо – молоко, ша-ка – каша, ба-шу – шуба, мин – ли – лимон, ла – пче - пчела, фе – та – кон – конфета, бей – ро – во – воробей, си – так – такси, дор – по – ми – помидор, ба – ка – буш – бабушка.
Игра "Робот"
Цель: тренировать детей в выборе слов с заданным звуком.
Ход игры. Логопед знакомит детей с Роботом. Сообщает, что он любит слушать и произносить слова со звуком [р]. Найдите в кабинете предметы, в названии которых есть звук [р].
Игра «Веселый паровозик»
Цель: в игровой форме совершенствовать умение детей делить слова на слоги.
Ход игры. Раздели слова на слоги (назови все гласные звуки) распредели картинки по вагончикам. В слове должно быть столько слогов, сколько окон в вагончике.
5. ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТОТЕКИ
НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
В настоящее время наблюдается тенденция увеличения обучающихся с нарушением письменной речи, что препятствует успешному достижению планируемых результатов образовательной программы. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение дисграфических ошибок по мере взросления ребенка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.
Создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по коррекции фонематических процессов. Теория и практика логопедической работы, убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.
Для коррекции фонематических процессов у детей с нарушением речи можно использовать игры, которые представлены в картотеке. Картотека может использоваться на занятиях учителя – логопеда (индивидуальных и фронтальных), на уроках учителя с целью адаптации программного материала с учетом особенностей детей, в консультативной работе с родителями. Они составлены с целью коррекции фонематических процессов у обучающихся 1 классов.
Упражнения, которые формируют фонематические процессы, у обучающихся отрабатываются на индивидуальных и групповых логопедических занятиях по профилактике нарушения письменной речи.
Игры в дидактических карточках систематизированы, разнообразны для всех этапов работы над фонематическими процессами. Предложенные игры должны использоваться регулярно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список нормативно-правовых документов:
Список литературы:
Волина В. В. Учимся играя. – М. : Новая школа, 2012.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2004.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ.
Садовникова, И.Н. Формирование фонематического анализа/ И.Н. Садовникова // Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005.
Чумакова, И. Формирование фонематических процессов у школьников с нарушениями речи / И. Чумакова, Е. Горбунова // школьное воспитание. — 2015. — №1.
Список интернет-источников:
Игры на развитие фонематического восприятия
https://logoportal.ru/statya-14523.html (дата обращения 03.11.2022)
Игры на развитие фонематического слуха
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2018/10/16/igry-na-razvitie-fonematicheskogo-sluha (дата обращения 03.11.2022)
Развитие фонематического восприятия у учащихся начальных классов
https://multiurok.ru/files/razvitiie-foniematichieskogho-vospriiatiia-u-uchas.html (дата обращения 03.11.2022)
Сборник игровых упражнений для развития фонематических процессов
https://infourok.ru/sbornik-igrovih-uprazhneniy-dlya-razvitiya-fonematicheskih-processov-3726241.html (дата обращения 03.11.2022)