Внеклассное мероприятие на тему «Казачок» (1 класс)
Муниципальное общеобразовательное бюджетное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 80»
г. Владивосток
1 2 Методическая разработка по теме:
праздник "Казачок"
«Приобщение детей 5-9 лет к истокам казачьей культуры»
Выполнила
Полищук Анна Витальевна
учитель музыки
высшей квалификационной
категории
2024 г.
Актуальность разработки:
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Именно в детстве закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края.
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и являются частью его истории, введение ребёнка в родную культуру, приобщение к тем духовным ценностям, которые и являются человеческим началом, объединяющих всех людей. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно – прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка, именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему.
Задачи разработки:
1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.
2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
3. Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой и музыкальной
деятельности.
4. Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
5. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
6. Воспитание патриотизма, гуманизма, любви к своей семье;
7. Формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему родного края.
8. Развитие бережного отношения к своему городу (достопримечательности, культура, природа);
Цель разработки: дать детям основные знания об истории своего родного края; формирование у дошкольников и младших школьников черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, родного города, своего народа; развитие познавательного интереса к народному творчеству родного края, к окружающему миру через восприятие музыкального казачьего фольклора.
Теоретическая и практическая значимость данной разработки заключается в том, что она способствует развитию и укреплению у детей чувства любви к родному краю. Через знания по истории и культуре родного края формируется нравственная личность гражданина и патриота своей родины, которая включает в себя разные формы работы как с детьми и их родителями, так и с педагогами. Это позволяет осуществлять процесс воспитания целенаправленно
Перспектива: история развития казачества, праздники, особенности языковой культуры является важным средством реализации регионального компонента, который направлен на формирование у дошкольников и младших школьников представлений об окружающем мире, истории его возникновения, обрядах, обычаях, народных традициях.
Дошкольное детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. Этот период ребенка во многом зависит от взрослых, как воспитателя, так и родителей воспитывающих их. Прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогащают среду, в которой он растет, закладывают предпосылки высоких человеческих начал. Еще К.Д.Ушинский писал: «Народ без народности – тело без души». К сожалению, в последние годы приоритетом становятся материальные ценности, а духовность и нравственность уходят на второй план. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и национальной культуры. Но в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению детей дошкольного возраста к культуре русского народа. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Таким образом, формирования у дошкольников любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру его культуры. А что может духовно обогатить среду ребенка? Это фольклор, особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает с дошкольником эмоциональный контакт и эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание дошкольника, доставляют ему радость и в то же время оказывают свое воспитательное воздействие.
Большая Родина всегда начинается с малой – место, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, леса и речки, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край или город имеет свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – песенный казачий фольклор.
Казачий фольклор – это особая область народного творчества. Он несет в себе многогранный и в тоже время цельный и неповторимый характер казаков. Мужественный, сильный, суровый – по былинам; хитроватый и озорной – по бытовым сказкам и играм; веселый, задорный, неунывающий – по плясовым и шуточным песням; мудрый, наблюдательный – по пословицам. Казачий фольклор может быть понят только в живом бытовании в соответствии с крестьянским обиходом и природой. Значит, необходимо создать особую атмосферу деятельности дошкольников или совместной деятельности дошкольников и взрослых, приближенную к реальной. По возможности создать среду, в которой дошкольник почувствовал бы себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности. Мы стремимся обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью народного творчества и обычаями родного края.
1Предварительная работа:1. Подготовка казачков старшей группы и ребят – казачков 1 класса школы №10: разучивание поговорок, казачьих песен, строевая подготовка, разучивание казачьих игр, форма.
2. Подготовка атрибутов к сюжетно- ролевым играм.
3. Подготовка дипломов и грамот гостям и участникам праздника - к празднику День Защитника Отечества
4. Организация выставки детского рисунка на тему «Наша армия сильна».
1. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. М.,: 1991 г.
2. Дошкольное образование. – 2005 №3.
3. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2008 №7.
4. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.- Набережные Челны, 2003 г.
5. Управление дошкольным Образовательным учреждением.-2008 №7.
6. Картушина М.Ю. «День Защитника Отечества». М., 2005 г.
На центральной стене – флаг России, стена украшена шарами, название праздника - надпись: «Казачок»
4Оборудование:Аудиозаписи – музыкальное сопровождение; Российский флаг, воздушные шары, кегли – 8 шт., дипломы.
5Действующие лица:Двое ведущих, дети старшей группы казачки – мальчики участники команд, родители, девочки старшей группы казачков – участницы праздника, родители, гости праздника: атаман Даубихин-ского казачьего округа, учащиеся - казаки школы № 10 г. Арсеньева – 1 –х классов, ансамбль «Купаленка» ДМШ г. Арсеньева.
Разработка сценария праздника
«К А З А Ч ОК»
Цель: Развивать у детей познавательный интерес к обычаям и творчеству народной культуры, создать условия для этически ценных форм общения с близкими людьми, осознания уникальности черт и качеств ребенка.
Под звуки парадного марша в зал входят дети старшей группы и выполняют перестроение.
1 Ведущий: Здравствуйте уважаемые гости! Мы рады видеть вас сегодня на нашем весёлом празднике, который мы назвали «Казачак».
2 Ведущий: Наш праздник проходит в преддверии Дня защитника Отечества, и поэтому у нас сегодня столько много гостей.
1 Ведущий: Атаман Арсеньевского Казачьего округа Константин Евгеньевич Хананов, фольклорный ансамбль детской музыкальной школы г. Арсеньева «Купаленка», казаки – учащиеся школы № 10, 1 -х классов.
Под марш военного полка входят дети казачьей старшей группы.
2 Ведущий: Здорово дневали!
Дети: Слава Богу!
2 Ведущий: Объявляю наш праздник открытым. Прошу всех встать.
Звучит гимн России.
2 Ведущий: Прошу садиться
Дети:
1. Ой, да по – над речкой, Небо загоралось алою зарёю.
2. Шли казаки рысью, шли по эскадрону, зорко охраняли свой походный строй.
3. И плыла над речкой свежим ветром песня, Вслед ей, подпевая, вторила волна:
4. Славу боевую пронесём мы честно, Чтоб гордилась нашим подвигом страна!
5. Ой, да разгуляйся ты река – речушка, Силушкой тряхни-ка всем врагам на зло,
6. Мы – твои казаки, мать – земля родная, Солнце нашей славы высоко взошло.
7. Служим мы достойно Родине, народу, И казачьей честью дорожим сполна,
8. Жизни не жалеем за свою свободу, За родную землю, за тебя, страна!
Звучит песня «Эх, казачата» (в исполнении детей старшей группы и учащихся 1 класса. Дети старшей группы – танцуют)
1 Ведущий: Ребята, как вы думаете, что значит быть защитником Отечества?
Дети: (Ответы) Защищать свою Родину.
1 Ведущий: Правильно. Главным делом жизни мужчин - казаков было дело военное. Казаки участвовали во всех боях, и всегда защищали наши русские земли. Находясь в составе военных подразделений России, казаки осваивали в том числе и приморские земли. Так, в экспедиции по освоению Приморской земли были и казаки. Теперь и на нашей приморской земле мы чтим и помним казачьи традиции. Узнаем об этом от атамана Арсеньевского казачьего круга – Константина Хананова. (Выступление атамана казаков - Хананова)
Приветствие.
Ответ: Здорово дневали.
- Чем живёт сейчас казачество нашего родного края?
- Расскажите о традициях казаков.
(предположительный ответ: корни, в наших жилах течёт кровь казачья, казак без веры православной – не казак, исполнение Закона Божия, соблюдение веры православной. Казаки являются защитниками правопорядка, хранителями православных традиций, народного песенного, танцевального творчества.)
- Празднуете ли вы праздники вместе?
-А что входит в службу казаков?
- Какие обязанности входят в службу казаков?
- Сколько в Вашем стане лошадей?
-А чем сейчас занимается казачество?
Атаман Даубихинского казачьего округа Константин Хананов показывает приёмы владения шашкой. (включены танцевальные элементы). Атаман говорит о принадлежности казака православной вере, верному бескорыстному служению Отечеству. Атаман Даубихинского казачьего округа дарит детям в подарок 10 заповедей казака православного христианина. Показывает (приёмы владения шашкой)
1 Ведущий: Когда родители отправляли на военную службу казака,
они давали ему наказ.
Ребёнок:
Конь боевой всего дороже, и ты сынок им дорожи,
Чтоб с поля брани тебя вынес, его ты в холе содержи.
2 Ведущий: Ребята, а вы знаете казачьи поговорки?
Дети:
1. Казак никогда не унывает.
2 Он и на войне и в походе песни играет.
3. Казак без коня, что солдат без ружья.
4. Без коня не солдат.
5. Казак сам не поест, а коня накормит.
6. Казак с пелёнок на лошади.
1 Ведущий: Часто конь спасал жизнь казаку: выносил раненого из поля боя, доставлял тяжёлые грузы. А солистка фольклорного ансамбля исполнит казачью песню «При долине, при лужку».
(исполнение песни «При долине, при лужку»)
1 Ведущий: Казаки всегда участвовали во всех войнах, которые вела Россия, восхищая всех своим мужеством и отвагой. Ловкие конники, умелые мореходы, казаки были природными воинами.
Частые походы, суровая казачья жизнь взрастили людей ловких, храбрых и сметливых, с железным характером. В лихую годину дружно вставали на защиту родной земли – Матушки. В мирное время работали с утра до ночи.
2 Ведущий: Дорожили братством, вставали друг за друга стеною, делили на всех радость и беду. А теперь пришло время свою удаль показать. Приглашаю казачков – первоклассникиов - учащихся школы № 10. Они нам покажут строевую подготовку.
«Выполнение строевых команд»
Атаман: Становись, равняйсь, смирно! По залу шагом марш. Стой, раз, два.
1 Ведущий: Спасибо, а ещё в старину взрослые казаки обучали молодых казачат владению нагайкой (плёткой). И была у них такая поговорка: «Казак плетью погонял коня, плетью бил и врага». Выходите ребята на соревнование «Самого ловкого казака».
Конкурс: «Сбей плетью кеглю» (Нужно плетью с одного удара сбить кеглю)
2 Ведущий: Много интересных игр у казаков. А еще одна любимая игра у казачат – куренья. Выходите ребята. Становитесь по десять человек вокруг куренья. Под весёлую музыку вы ребята будете танцевать, а с окончанием музыки, бежите каждый к своему куренью. Девочки держат «куренья» (платки) за край.
Игра «Куренья»
1 Ведущий: На полях сражениях казаки проявили себя как смелыми, храбрыми воинами. Мужество и доблесть русских воинов воспето в песне: «Солдатушки», так ласково называли всех солдат, служивших в армии, стоящей на защите нашей Родины.
Песня «Солдатушки» в исполнении детей старшей группы, 1 класса
1 Ведущая: А фольклорный ансамбль исполнит казачью песню «Снежочки».
Песня «Снежочки»
2 Ведущий: Как бы не складывались обстоятельства на войне, умел казак веселиться в перерывах между боями. Не зря казачьи пословицы гласят:
Дети:
1. Хороши привалы, где казаки запевалы.
2. Где песня ведётся, там счастье ведётся.
3. Казачьи песни слушать, что мёд ложкой кушать.
2 Ведущий: Переходя из уст в уста, из поколения в поколение, казачьи традиции соединяют сердца и души людей, отдалённых друг от друга многими годами, создавая духовное единство прошлого, настоящего и будущего.
Песня: «Если хочешь быть военным».
1 Ведущий: А сегодня в преддверии праздника Дня защитника Отечества мы дарим участникам и гостям памятные дипломы. Будущим воинам – казакам.
(Вручение памятных Дипломов участникам праздника.)
1 Ведущий: Прошу всех выйти на середину зала на памятное фото.
2 Ведущий: Приглашаем участников и гостей нашего праздника к праздничному столу на чаепитие.
Звучат казачьи песни. Участники и гости праздника уходят в группу на праздничное чаепитие.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997. Слепцов М.Ф. И снова вечер, и снова вместе… Смоленский областной институт усовершенствования учителей. Смоленск.,1997. – 184с.
2. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы. Игры, обряды. – М.: Школа – Пресс, 1998. – 144с.(“Воспитание школьников”. Библиотека журнала. Вып.1)
3. Короб чудес, детские деревенские посиделки и другие школьные внеклассные мероприятия. Чебоксары: КЛИО,1997. – 98с.
4. Горбунова Г.Н. “В начале жизни школу помню я” Сценарии. “Издат – школа” “РАЙЛ” М.,1997. – 96с.
5. Хрестоматия по истории донского казачества. Составитель Астапенко. Р-н-Д: издательство Ростовского университета, 1994
6. И.Г. Богаченко. А.М. Рябченко. Дон – наш дом. Сборник сценарных разработок в помощь классным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования. Выпуск II.- Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО. 2006
7. Г. Астапенко. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков… Батайск: Батайское книжное издательство, 2002
8. Лингвистическое краеведение. Методическое пособие под ред. Т.И. Павловой. Р-н-Д: Издательство РО ИПК и ПРО
9.Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М.: А.П.О., 1995. – 72 с.
10.Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб: «Детство – Пресс», 2001.
11.Князева О.А., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа – СПб: Акцидент, 1997. – 158 с.
12.Программы дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000.– 48с.