Kейс-метод, презентация, проект, YouTube для обучения английскому языку
Kейс-метод, презентация, проект, YouTube для обучения английскому языку.
В связи со стремительным развитием технологий современные устройства стали важной составляющей в обучении иностранному языку. Благодаря цифровизации широко используются ИКТ и интерактивные методы обучения иноязычной лексике. Интерактивные методы обучения – это методы, обеспечивающие активное взаимодействие студентов с преподавателем, а также между собой [1]. В условиях современного образования выделяют следующие методы в обучении иностранным языкам – кейс-метод, презентация, проектный метод,
YouTube и др. Кейс-метод заключается в рассмотрении и решении студентами поставленной проблемы из реальной жизни на иностранном языке. В этом случае преподаватель предлагает студентам разделиться на небольшие группы по 3-5 человек и обсуждать тему между собой. За счет того, что время ограничено, у обучающихся развивается в процессе обучения критическое мышление, они учатся свободно мыслить и автоматически строить свою речь, тем самым совершенствуя лексические, коммуникативные и групповые навыки. Презентация – интерактивный метод, развивающий у студента умение кратко представлять информацию для аудитории с помощью использования специальной программы. Данный метод развивает ораторские навыки и умение держаться на публике. Применение различных ПК и программ таких, как PowerPoint и Canva, помогут корректно структурировать и излагать материал. Сам процесс выступления с презентацией мотивирует учащихся получать новые знания и позитивно настраивает на принятие новой информации. PowerPoint – программа для создания презентаций. Благодаря использованию слайдов, у студента появляется возможность компактно размещать информацию в виде текста, картинок, аудио и видео, что положительно влияет на восприятие иноязычной лексики обучающимся.
Canva – это интернет сервис, созданный для графического дизайна. Здесь можно самому придумать дизайн для слайда, наложить различные фигуры, использовать шаблоны, менять шрифт и добавить анимации. Презентация положительно влияет как на спикера, так и на слушателя. Спикер, в процессе её подготовки, изучает источники, структурирует информацию, использует активно иностранный язык, тем самым развивая навыки чтения и письма. Во время выступления студент учится мыслить и корректно строить свою речь на иностранном языке, развивая навыки говорения. У слушателей совершенствуются навыки аудирования и, кроме того, они учатся находить ошибки в речи выступающего, запоминать их, чтобы в дальнейшем не повторять во время коммуникации на иностранном языке. Благодаря включению вопросов для обсуждения или заданий по теме в конце презентации, у студентов развиваются коммуникативные и групповые навыки. В течение 5-10 минут выступления студент научится быстро и конкретно выражать свою мысль, дополнять высказывания изученной лексикой. Таким образом, можно выделить следующие достоинства презентации: 1. Материал для презентующего и для учащегося может повторяться, что положительно влияет на усвоение лексики. 2. Длительность презентации не превышает 10 минут, что позволяет слушателям быть более сконцентрированными и запомнить как можно больше информации. 3. Повышенная мотивация к изучению нового материала. 4. Развиваются все виды речевой деятельности, погружая обучающихся в изучаемый иностранный язык. 5. Формируются и совершенствуются коммуникативные и групповые навыки. Метод проекта – «это совокупность желаемых результатов, идей, гипотез для формирования творческого теоретического продукта. Это совокупность приемов, действий и процедур в определенной последовательности для решения поставленной задачи, лично значимой для обучающегося и оформленного в виде ожидаемого конечного продукта»
Проект подразумевает групповую работу, временное объединение студентов в небольшой коллектив, где они решают поставленную проблему, определяя цель, методы и задачи. Для его создания отводится определённый срок и в конце студенты представляют результаты своего группового исследования на иностранном языке. В языковом вузе, как правило, преобладает научно-исследовательский проект, где в результате его завершения формируется теоретический продукт. Для демонстрации его результатов участники могут использовать презентацию для более легкой подачи материала.
Таким образом, метод проектов и презентации могут взаимно дополнять друг друга. Ещё одним интерактивным методом в обучении иностранным языкам может выступать YouTube.
YouTube – это видеохостинг, созданный в 2005 году. Он представляет собой сайт, где размещены видео с разных уголков мира. За счет того, что он является интернациональным, у обучающихся появляется доступ к просмотру видео на разных языках. YouTube в данном случае отлично подходит для формирования лексических навыков. Способы применения данного сайта в обучении новой лексике [3, 4] могут быть разными. Как вариант, можно взять одно видео и составить перечень слов, которые в нем встречаются. Данный список будет набором новой лексики, который предстоит выучить студентам. В качестве заданий можно предложить титры с пропущенными новыми словами и соотнесение недавно изученных лексем с их переводом. В конце представить список вопросов для обсуждения, касающихся темы видео. В результате использования YouTube у студентов накопится лексика, будут совершенствоваться коммуникативные и групповые навыки [5, с. 170]. Вышеперечисленные интерактивные методы могут использоваться комплексно: 1-й шаг. В начале урока студентам дается видео с YouTube на иностранном языке, где рассматривается конкретная проблема. Например: Проблема экологии. Преподаватель раздает обучающимся список слов на тему «Экология» и разбирает его вместе с ними. Далее студенты получают задания на соотнесение новых лексем и их перевода, а после заполняют пропуски в речи, просматривая видео. 2-й шаг. После просмотра видеоролика обучающиеся разделяются на группы по 3-5 человек и выбирают любую экологическую проблему, которую им хотелось бы решить. Здесь начинает активно использоваться кейс-метод. За 15 минут студенты должны будут обсудить выбранную ими проблему на иностранном языке с использованием новой лексики и записать пути её решения. 3-й шаг. На данном этапе будет использоваться метод проекта, на решение которого будет отводиться определенное количество времени. Студентам предстоит в своих раннее образованных группах по 3-5 человек, распределить обязанности между собой. Например: один участник команды будет ответственным за поиск материала, другой за процесс его структурирования и т.д. Общий текст, относящиеся к проекту, будет составляться всеми участниками при помощи викитехнологий. По слова П.В. Сысоева, вики-технология – «это один из видов сервисов Веб 2.0, позволяющий одному человеку или группе людей, находящихся на расстоянии друг от друга, работать над созданием единого документа, внося в него изменения и дополнения»
Одним из таких сервисов может выступать GoogleDocs, который позволяет участникам проекта вносить поправки в текст одновременно. Все вопросы, возникающие во время работы в GoogleDocs, можно обсудить в чате, который там присутствует. 4-й шаг: Участники проекта разделят между собой слайды и информацию, которую они будут представлять. Каждый размещает свой материал на слайде, используя программу PowerPoint или Canva. Затем соединив все вместе, участники готовятся к выступлению. 5-й шаг: Финальным шагом является представление проекта публике на иностранном языке, используя новую лексику, связанную с темой «Экология». В конце презентации слушателям будет необходимо задать вопросы выступающим и организовать небольшое обсуждение
В заключение можно отметить, что современные ИКТ и интерактивные методы являются необходимой составляющий современного процесса обучения. Комплексное использование кейсметода, презентации, проекта и сайта YouTube помогут закрепить новую лексику и сформировать групповые и коммуникативные навыки. Студенты научаться искать информацию на иностранном языке и работать с ней, освоят компьютерные программы и разовьют ораторские качества. В результате работы над проектом обучающиеся будут совершенствовать все виды речевой деятельности.
Литература
1. Кузнецова Ю. В. Применение интерактивных методов обучения иностранному языку в вузе / Мир науки, культуры, образования. № 1 (92). 2022.
2. Зайцев В.С. Метод проектов как современная технология обучения: историкопедагогический анализ // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарнопедагогического университета. № 6. 2017.