Контрольно-измерительный материал по учебной дисциплине «Русский язык и литература»
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Инзенский государственный техникум отраслевых технологий,
экономики и права»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор техникума
___________Н.М. Ёлчева
«___»_____________2023г.
Контрольно-измерительный материал
по учебной дисциплине
ОДБ .01.01Русский язык и литература. Русский язык.
по профессии ПКРС: 43.01.09 Повар, кондитер.
группа ПК22-9-21
Инза, 2023
РАССМОТРЕН | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин Председатель ПЦК (Паулкина С.В.) Протокол заседания ПЦК №_______ от «____»____________20____г. | Заместитель директора по НМР Т.А. Чернейкина «____»____________20____г. |
Составитель:
Геер М.А., преподаватель русского языка и литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Контрольно-измерительный материал по дисциплине ОДБ.01.01 Русский язык и литература. Русский язык разработан в соответствии с ФГОС СПО по профессии 43.01.09 Повар , кондитер.
Контрольно-измерительный материал включают в себя:
- титульный лист;
- перечень учебных элементов;
- тестовые задания (4 варианта);
- эталоны ответов;
- перечень используемой литературы.
Каждый вариант контрольно-измерительного материала содержит 10 тестовых заданий закрытого и открытого типа: 3 задания на выбор ответа,
2 задания на установление соответствия, 2 задания на дополнение, 2 задачи и
1 задание на самостоятельное конструирование ответа.
Содержание контрольно-оценочных заданий направлено на проверку формированности следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
ОК 3. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Каждый вариант контрольно-измерительного материала имеет одинаковое количество баллов.
Критерии оценок позволяют перевести количество набранных баллов и процентное отношение выполненных заданий в пятибалльную систему оценивания.
Количество баллов | Уровень усвоения | Оценка |
20-21 | 0,91 - 1 | 5 (отлично) |
17-19 | 0,81 - 0,9 | 4 (хорошо) |
14-16 | 0,7 - 0,8 | 3 (удовлетворительно) |
Менее 14 | Ниже 0,7 | 2 (неудовлетворительно) |
На выполнение контрольно-оценочных процедур отводится 40 минут.
Перечень учебных элементов
№ п/п | Тема программы | Наименование учебных элементов ( дидактические единицы) | Цель обучения («должен знать», «должен уметь») | Номер заданий |
1 | 2 | 3 | | |
1 | Тема 9.4 Частица как часть речи. | Различение частиц от служебных частей речи | Должен знать: отличительные черты частиц от служебных частей речи. | 1 3 |
2 | Тема 9.5 Правописание частицы НЕ. | Различение приставки НЕ- и частицы НЕ | Должен знать: правила правописания частицы НЕ с различными частями речи. | 2 |
3 | Тема 10.7 Предложения с однородными членами и знаки препинания в них | Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. | Должен знать: признаки однородных членов предложения. | 4 5 |
4 | Тема 10.8 Предложения с обособленными и обобщающими членами. | Предложения с обособленными и обобщающими членами. | Должен знать: признаки обособленных и обобщающих членов предложения. | 6 7 |
5 | Тема 10.16 Знаки препинания в сложносочинённом предложении. | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. | Должен уметь: разделять знаками препинания простые предложения, входящие в состав сложного. | 10 |
6 | Тема 10.17 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | Должен уметь: разделять знаками препинания простые предложения, входящие в состав сложного. | 10 |
7 | Тема 10.18 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | Должен уметь: разделять знаками препинания простые предложения, входящие в состав сложного. | 8 9 |
ВАРИАНТ 1
№ п/п | Тестовое задание | Кол-во баллов | ||||||||||
Инструкция к заданию № 1-3: из предложенных вариантов выберете букву правильного ответа. При правильном ответе на задания №№ 1 – 3 засчитывается по одному баллу за каждый верный ответ. | | |||||||||||
1. |
В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? а) (ПО)ЭТОМУ пути давно не ездили, (ОТ)ТОГО дорога поросла густой травой. б) Мой друг, ТАК(ЖЕ) как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать. в) Пришлось отказаться ОТ(ТОГО), что было задумано, так как деньги на счёт не поступили. г) ЧТО(БЫ) изучить поведение этих животных. Биологам пришлось долго наблюдать за ними, ЗА(ТО) результаты наблюдений оказались весьма интересными. | 1 | ||||||||||
2. | В каком предложении НЕ со словами пишется раздельно? а) На лугу трава (не)скошена. б) Мы услышали (не)громкий шёпот, раздававшийся из соседней комнаты. в) В голове его рождалось (не)что новое. г) Эту песню, (не)поседы, в рюкзаки свои возьмите, пусть её по белу свету разнесёт попутный ветер. | 1 | ||||||||||
3. | В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно? а) Из-за частых простуд мне приходилось (ПО)ДОЛГУ оставаться дома, ЗА(ТО) я успел прочитать много книг из домашней библиотеки. б) Правовые документы регулируют обязанности граждан, а ТАК(ЖЕ) трудовые и семейные отношения, ПО(ЭТОМУ) являются основной работой судебных органов. в) ЧТО(БЫ) там ни говорили, никуда от себя не деется; человек сам должен принимать решения, И(ТАК) было всегда. г) Мы долго раздумывали над тем, ЧТО(БЫ) купить сыну, ПРИ(ЧЁМ) подарок должен был стать полной неожиданностью для малыша. | 1 | ||||||||||
Инструкция к заданию № 4-5: установите соответствие между элементами первой и второй колонки. При выполнении заданий №№ 4–5 засчитывается: - ответ дан правильный - 2 балла; - допущена одна ошибка – 1 балл; - допущено две ошибки– 0 баллов. | | |||||||||||
4. | Определите вид предложения.
| 2 | ||||||||||
5. | Определите вид союзов.
| 2 | ||||||||||
Инструкция к заданию № 6-7: правильно укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Напишите цифрами правильный ответ. При выполнении заданий №№ 6–7 засчитывается: - ответ дан правильный – 2 балла; - ответ дан неправильный – 0 баллов. | | |||||||||||
6. | Напишите правильный ответ. | 2 | ||||||||||
По ясному небу плавно неслись (1) не закрывая солнца (2) низкие дымчатые облака (3) постепенно исчезающие (4) в синеве. Ответ: __________________. | ||||||||||||
7. | Напишите правильный ответ. Сразу же за рекой (1) поднимаясь вверх (2) виднелись скалистые горы (3) очерченные внизу (4) ломаной линией чернеющих низеньких кустарников. Ответ __________________. | 2 | ||||||||||
Инструкция к заданиям №№ 8,9: объясните постановку двоеточия в данном предложении. Напишите правильный ответ. Критерии выполнения задания № 8,9: - задание выполнено правильно, в полном объеме – 3 балла; - задание выполнено правильно, но не в полном объеме – 2 балла; - задание выполнено частично правильно (или допущена одна ошибка) – 1 балл; - задание выполнено неправильно – 0 баллов. | | |||||||||||
8. | Речная вода обладает удивительным свойством: трудно отличить настоящие берега и заросли от их отражения в воде. Ответ: __________________. | 3 | ||||||||||
9. | Стекло всё шире входит в нашу жизнь: оно в предметах быта и в колоннах метрополитенов, оно защищает наши квартиры от холода и превращается в эластичную ткань, которая служит людям. Ответ: __________________. | 3 | ||||||||||
10. | Выполните задание на основе прочитанного текста. Найдите и выпишите предложения с причастными и деепричастными оборотами. Дороги (1)Мне хочется говорить о дороге. (2) Отчего так прекрасно всё дорожное, временное, мимолётное? (З) Почему важны дорожные встречи, драгоценны закаты и сумерки? (4) Или хруст колёс, топот копыт, ветер в лицо — всё плывущее мимо, мелькающее, поворачивающееся? (5) Как бы ни были хороши люди, у которых жил, как бы ни было по сердцу место, где прошли какие-то дни, но ехать дальше — великое наслаждение. (6) Всё напряжено, всё ликует: дальше, дальше, на новые места, к новым людям! (7) Ещё раз хочется обрадоваться движению, поехать неважно на чём: на пароходе, в телеге, на поезде ли. (8) А как грусти сладки прощания, когда хозяева выходят на порог, а ты пожимаешь им руки и говоришь: «Даст бог, свидимся!». (9) Поглощённый дорогой, ты скоро забудешь о них, но всё потом вспомнится и захватит жаждой новых встреч и прощаний. (10) Какими только не бывают дороги! (11) Тяжёлые, разъезженные, блистающие глянцем асфальта шоссе, каменистые тропы, песчаные берега, где твёрд и скрипуч песок, дороги древние и новые с крашенными известью километровыми столбиками, дороги полевые и лесные, сумрачные даже в солнечный день! (12) И как грустно бывает в дороге! (13) Сидишь, скорчившись в кузове трясущейся машины между бочками с горючим, бьёшься до синяков в телеге, задыхаешься от жары в металлическом вагоне, ночуешь на лавке какой-нибудь захолустной автостанции. (14) Но проходит усталость, злость, бешенство, нетерпение, тупая покорность от дорожных трудностей, не проходит вовеки только очарование движения, память о счастье, о ветре, о стуке колёс, шуме воды или шорохе собственных шагов. (По Ю. Казакову.) | 4 |
ВАРИАНТ 2
№ п/п | Тестовое задание | Кол-во баллов | ||||||||||
Инструкция к заданию № 1-3: из предложенных вариантов выберете букву правильного ответа. При правильном ответе на задания №№ 1 – 3 засчитывается по одному баллу за правильный ответ. | | |||||||||||
1. | В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? а) Вы ТО(ЖЕ) отдыхали на Кавказе и ПО(ЭТОМУ) так хорошо знаете эти места? б) ПО(ТОМУ), как отец посмотрел на меня, я понял, что он ТО(ЖЕ) знает о происшествии. в) Среди знакомого леса теряешься, словно все деревья и кусты ТОТ(ЧАС) скинули общую зелёную маску, ТО(ЖЕ) самое дерево выглядит совсем иначе. г) НА(КОНЕЦ) стало темнеть, и я, ТАК(ЖЕ) как и мои товарищи, потерял надежду дойти сегодня до устья реки. | 1 | ||||||||||
2. | В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? а) Нам (не)где было даже разложить свои документы на столе, заваленном книгами. б) Было тихо, (не)жарко и скучно, как бывает в серые пасмурные дни. в) Окно на кухне было (не)занавешено. г) (Не)истовый, срывающийся лай наполнил сад. | 1 | ||||||||||
3. | В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? а) ЧТО(БЫ) воспитать щенка, необходимо много усилий, ЗА(ТО) сколько радости он доставит! б) Младший сын ТАК(ЖЕ) любил книги, как и все в нашей семье, ПО(ЭТОМУ) у нас не возникло сомнения в том, что подарить ему в день рождения. в) ЧТО(БЫ) рыба клевала ТАК(ЖЕ) хорошо, как вчера, я накопал свежих червей. г) Я благодарю Вас, а ТАК(ЖЕ) Вашего секретаря ЗА(ТО), что мне дали возможность изучить этот проект. | 1 | ||||||||||
Инструкция к заданию № 4-5: установите соответствие между элементами первой и второй колонки. При выполнении заданий №№ 4–5 засчитывается: - ответ дан правильный - 2 балла; - допущена одна ошибка – 1 балл; - допущено две и более ошибок – 0 баллов. | | |||||||||||
4. | Определите вид предложения.
| 2 | ||||||||||
5. | Определите вид союзов.
| 2 | ||||||||||
Инструкция к заданию № 6-7: правильно укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Напишите цифрами правильный ответ. При выполнении заданий №№ 6–7 засчитывается: - ответ дан правильный – 2 балла; - ответ дан неправильный – 0 баллов. | | |||||||||||
6. | Рыбачьи лодки (1) вытащенные на берег (2) образовали на белом песке длинный ряд тёмных кителей (3) напоминающих (4) хребты громадных рыб. Ответ: __________________. | 2 | ||||||||||
7. | Один за другим к костру (1) медленно угасающему в ночи (2) подходили кони и неподвижно останавливались (3) глядя на нас (4) умными глазами. Ответ: __________________. | 2 | ||||||||||
Инструкция к заданию № 8-9. Инструкция к заданиям №№ 8,9: объясните постановку двоеточия в данном предложении. Напишите правильный ответ. Критерии выполнения задания № 8,9: - задание выполнено правильно, в полном объеме – 3 балла; - задание выполнено правильно, но не в полном объеме – 2 балла; - задание выполнено частично правильно (или допущена одна ошибка) – 1 балл; - задание выполнено неправильно – 0 баллов. | | |||||||||||
8. | Не ошибусь, если скажу, что желание большинства писателей совпадает в одном: важно найти истину. Показать человеку и утвердить её. Ответ: __________________. | 3 | ||||||||||
9. | Сопротивление зимы было упорным, но непродолжительным, и в две недели она сдала большую часть своих укреплений: снег растаял, и в долины устремились бурные потоки – сперва прозрачные, чистые, а потом мутные. Ответ: __________________. | 3 | ||||||||||
10. | Выполните задание на основе прочитанного текста. Найдите и выпишите предложения с причастным и деепричастным оборотами. Течёт по земле река (1) Изо дня в день неустанно плещется она в своих берегах, изменяя их неприметно для взгляда привыкшего к ним человека. (2) Вот так и времена! (З) Бывает, что меняются они неуловимо, как берега речные, не сразу и спохватишься. (4) Но всмотрись в них позорче и увидишь: минует одно, приходит иное... (5) Да и годы не топчутся на месте, спешат. (6) А воротишься однажды к реке после долгой разлуки и удивлённо заметишь слабую излучинку, извилистый овражек, где горел твой костерок и ушица кипела на нём. (7) И вдруг вспомнишь, что не было в ту счастливую пору ни излучинки, ни овражка. (8) И на сердце у тебя сожмётся и защемит, словно ты ненароком увидел лишнюю морщинку на лице матери или седую прядку, которую она не догадалась упрятать под новым платком, повязанным к твоему долгожданному приезду. (9) Всё как будто прежнее в ней, но ты изумлённо вглядываешься в любимые черты, ищешь в них позабытое и говоришь: «Ну, здравствуй, родная! Вот я и приехал». (10) И, пожалуй, не столь уже важно тогда, сколько лет был ты в разлуке радость годами не меряют, — лишь бы возвратился целым и невредимым. (11) А что постарел ты до срока, притомился и душою поостыл — не беда! (12) Она тебя всякого примет, обогреет теплом своим и надеждой поделится. (13) И не спросит она ни о чём, если сам не скажешь. (14) Но если больно вспоминать о тех днях, которые ты провёл вдалеке от неё, не найдёшь ты покоя и радости ни в материнском доме, ни у родных берегов. (По Св. Барченко.) | 4 |
ВАРИАНТ 3
№ п/п | Тестовое задание | Кол-во баллов | ||||||||||
Инструкция к заданию № 1-3: из предложенных вариантов выберете букву правильного ответа. При правильном ответе на задания №№ 1 – 3 засчитывается по одному баллу за правильный ответ. | | |||||||||||
1. | В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно? а) Из-за частых простуд мне приходилось (ПО)ДОЛГУ оставаться дома, ЗА(ТО) я успел прочитать много книг из домашней библиотеки. б) Правовые документы регулируют обязанности граждан, а ТАК(ЖЕ) трудовые и семейные отношения, ПО(ЭТОМУ) являются основной работой судебных органов. в) ЧТО(БЫ) там ни говорили, никуда от себя не деется; человек сам должен принимать решения, И(ТАК) было всегда. г) Мы долго раздумывали над тем, ЧТО(БЫ) купить сыну, ПРИ(ЧЁМ) подарок должен был стать полной неожиданностью для малыша. | 1 | ||||||||||
2. | В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? а) (Не)смотря на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как можно лучше. б) Сегодня его слова звучали (не)тепло и ласково, как прежде, а холодно и как-то отчуждённо. в) Глаза его смотрели прямо и (не)подвижно. г) (Не) взлюбил смолоду он своего земляка за удачливость. | 1 | ||||||||||
3. | В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? а) (ПО)ЭТОМУ пути давно не ездили, (ОТ)ТОГО дорога поросла густой травой. б) Мой друг, ТАК(ЖЕ) как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать. в) Пришлось отказаться ОТ(ТОГО), что было задумано, так как деньги на счёт не поступили. г) ЧТО(БЫ) изучить поведение этих животных. Биологам пришлось долго наблюдать за ними, ЗА(ТО) результаты наблюдений оказались весьма интересными. | 1 | ||||||||||
Инструкция к заданию № 4-5: установите соответствие между элементами первой и второй колонки. При выполнении заданий №№ 4–5 засчитывается: - ответ дан правильный - 2 балла; - допущена одна ошибка – 1 балл; - допущено две и более ошибок – 0 баллов. | | |||||||||||
4. | Определите вид предложения.
| 2 | ||||||||||
5. |
Определите вид союзов.
| 2 | ||||||||||
Инструкция к заданию № 6-7: Инструкция к заданиям №№ 6,7: правильно укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Напишите цифрами правильный ответ. Критерии выполнения задания № 6,7: - задание выполнено правильно, в полном объеме – 3 балла; - задание выполнено правильно, но не в полном объеме – 2 балла; - задание выполнено частично правильно (или допущена одна ошибка) – 1 балл; - задание выполнено неправильно – 0 баллов. | | |||||||||||
6. | За домиком (1) видневшимся (2) сквозь сосновые лапы и кусты ивы, берёзовую и рябиновую листву (3) протекала река (4) окаймлённая густым лесом. Ответ: __________________. | 2 | ||||||||||
7. | Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на предвечернем небе. Ответ: __________________. | 2 | ||||||||||
Инструкция к заданию № 8-9 Инструкция к заданиям №№ 8,9: объясните постановку двоеточия в данном предложении. Напишите правильный ответ. Критерии выполнения задания № 8,9: - задание выполнено правильно, в полном объеме – 3 балла; - задание выполнено правильно, но не в полном объеме – 2 балла; - задание выполнено частично правильно (или допущена одна ошибка) – 1 балл; - задание выполнено неправильно – 0 баллов. | | |||||||||||
8. | Сопротивление зимы было упорным, но непродолжительным, и в две недели она сдала большую часть своих укреплений: снег растаял, и в долины устремились бурные потоки – сперва прозрачные, чистые, а потом мутные. Ответ: __________________. | 3 | ||||||||||
9. | Не ошибусь, если скажу, что желание большинства писателей совпадает в одном: важно найти истину. Показать человеку и утвердить её. Ответ: __________________. | 3 | ||||||||||
10. | Выполните задание на основе прочитанного текста. Найдите и выпишите предложения с причастным и деепричастным оборотами. Огоньки (1) Как-то давно, тёмным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. (2) Вдруг на повороте реки, впереди, под тёмными горами мелькнул огонёк. (3) Мелькнуло ярко, сильно, совсем близко... (4) - Ну, слава богу! — сказал я с радостью, — близко ночлег! (5) Гребец повернулся, посмотрел через плечо на огонь и опять апатично налёг на вёсла. (6) - Далече! (7) Я не поверил: огонёк так и стоял, выступая вперёд из неопределённой тьмы. (8) Но гребец был прав: оказалось, действительно, далеко. (9) Свойство этих ночных огней — приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своею близостью. (10) Кажется, вот-вот, ещё два-три удара веслом, — и путь окончен... (11) А между тем — далеко! (12) И долго мы ещё плыли по тёмной, как чернила, реке. (13) Ущелья и скалы выплывали, надвигались и уплывали, оставаясь назади и теряясь, казалось, в бесконечной дали, а огонёк всё стоял впереди, переливаясь и маня, — всё так же близко и всё так же далеко... (14) Мне часто вспоминается теперь и эта тёмная река, затенённая скалистыми горами, и этот живой огонёк. (15) Много огней и раньше и после манили не одного меня своей близостью. (16) Но жизнь течёт всё в тех же угрюмых берегах, а огни ещё далеко. (17) И опять приходится налегать на вёсла.(18) Но всё-таки.. .всё-таки впереди — огни! (По В. Короленко.) | 4 |
ВАРИАНТ 4
№ п/п | Тестовое задание | Кол-во баллов | ||||||||||
Инструкция к заданию № 1-3: из предложенных вариантов выберете букву правильного ответа. При правильном ответе на задания №№ 1 – 3 засчитывается по одному баллу за правильный ответ. | | |||||||||||
1. | В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? а) ЧТО(БЫ) воспитать щенка, необходимо много усилий, ЗА(ТО) сколько радости он доставит! б) Младший сын ТАК(ЖЕ) любил книги, как и все в нашей семье, ПО(ЭТОМУ) у нас не возникло сомнения в том, что подарить ему в день рождения. в) ЧТО(БЫ) рыба клевала ТАК(ЖЕ) хорошо, как вчера, я накопал свежих червей. г) Я благодарю Вас, а ТАК(ЖЕ) Вашего секретаря ЗА(ТО), что мне дали возможность изучить этот проект. | 1 | ||||||||||
2. | В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? а) Дождь хлынул на нас (не)укротимым потоком. б) Наше внимание привлекла (не)высокая стройная лиственница. в) Дождь продолжался, но (не)сильный, как утром, а слабый, моросящий. г) В молчании добро должно творится, но (не)чего об этом толковать. | 1 | ||||||||||
3. | В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? а) Вы ТО(ЖЕ) отдыхали на Кавказе и ПО(ЭТОМУ) так хорошо знаете эти места? б) ПО(ТОМУ), как отец посмотрел на меня, я понял, что он ТО(ЖЕ) знает о происшествии. в) Среди знакомого леса теряешься, словно все деревья и кусты ТОТ(ЧАС) скинули общую зелёную маску, ТО(ЖЕ) самое дерево выглядит совсем иначе. г) НА(КОНЕЦ) стало темнеть, и я, ТАК(ЖЕ) как и мои товарищи, потерял надежду дойти сегодня до устья реки. | 1 | ||||||||||
Инструкция к заданию № 4-5: установите соответствие между элементами первой и второй колонки. При выполнении заданий №№ 4–5 засчитывается: - ответ дан правильный - 2 балла; - допущена одна ошибка – 1 балл; - допущено две и более ошибок – 0 баллов. | | |||||||||||
4. | Определите вид предложения .
| 2 | ||||||||||
5. | Определите вид союзов .
| 2 | ||||||||||
Инструкция к заданию № 6-7: правильно укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Напишите цифрами правильный ответ. Критерии выполнения задания № 6,7: - задание выполнено правильно, в полном объеме – 3 балла; - задание выполнено правильно, но не в полном объеме – 2 балла; - задание выполнено частично правильно (или допущена одна ошибка) – 1 балл; - задание выполнено неправильно – 0 баллов. | ||||||||||||
6. | В ненастье сосны стонут, и их ветки (1) сгибаемые порывами разъярённого ветра (2) трещат (3) иногда царапая (4) иглами по коре дерева. Ответ: __________________. | 2 | ||||||||||
7. | Лес (1) ещё недавно синевший впереди (2) неожиданно побледнел (3) растворяясь (4) в косых потоках ливня. Ответ: __________________. | 2 | ||||||||||
Инструкция к заданию № 8-9 Инструкция к заданиям №№ 8,9: объясните постановку двоеточия в данном предложении. Напишите правильный ответ. Критерии выполнения задания № 8,9: - задание выполнено правильно, в полном объеме – 3 балла; - задание выполнено правильно, но не в полном объеме – 2 балла; - задание выполнено частично правильно (или допущена одна ошибка) – 1 балл; - задание выполнено неправильно – 0 баллов. | | |||||||||||
8. | Стекло всё шире входит в нашу жизнь: оно в предметах быта и в колоннах метрополитенов, оно защищает наши квартиры от холода и превращается в эластичную ткань, которая служит людям. Ответ: __________________. | 3 | ||||||||||
9. | Речная вода обладает удивительным свойством: трудно отличить настоящие берега и заросли от их отражения в воде. Ответ: __________________. | 3 | ||||||||||
10. | Выполните задание на основе прочитанного текста. Найдите и выпишите сложносочиненные предложения. Живой пример (1) Когда я думаю об отце, меня переполняет невыразимое чувство любви и уважения к нему за то, что он дал и продолжает давать нам. (2) Он горячо любил свою Родину, но он принадлежал и всему миру. (З) Весь мир был полем его деятельности, и жизнь для него была великими вратами будущего. (4) Его картина «Приказ Учителя» — это глубокий символ его огромных достижений и необыкновенной жизни. (5) Он во всём стремился к прекрасному: и в живописи, и в литературе, и в общественной жизни. (6) Но отец и мать были людьми, которые понимали высокие идеалы жизни и прошли свой путь как образец взаимопреданности и совершенствования. (7) Можно назвать много примеров, когда художники достигали величия, но мало найдётся примеров, когда великий художник оказывался ещё более великим как человек. (8) Мне выпало счастье видеть этот живой пример в лице моих отца и матери. (9)Их светлые образы для меня — источник величайшего счастья. (10) В старинных книгах упоминалось: счастлив тот, кто на своём пути встретит мудрого старца. (11) Отец был для меня не только отцом и учителем, но и наставником жизни. (12) Через него я научилась ценить прекрасные страницы, которые раскрывает перед нами жизнь. (По С. Рерих.) | 4 |
ЭТАЛОН ОТВЕТОВ
1 вариант
№ задания | Правильный ответ | Ссылка на литературу |
1. | г) | [1, стр. 135] |
2. | а) | [ 1, стр. 135] |
3. | в) | [1, стр. 135] |
4. | а-в,б-а ,в-б ,г-г | [1, стр. 135] |
5. | а-в , б-а ,в-б ,г-г | [1 стр. 135] |
6. | 123 | [1, стр. 135] |
7. | 123 | [1 стр. 135] |
8 | вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части | [1, стр. 135] |
9 | первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части | [1, стр. 135] |
10 | (9) Поглощённый дорогой, ты скоро забудешь о них, но всё потом вспомнится и захватит жаждой новых встреч и прощаний. (11) Тяжёлые, разъезженные, блистающие глянцем асфальта шоссе, каменистые тропы, песчаные берега, где твёрд и скрипуч песок, дороги древние и новые с крашенными известью километровыми столбиками, дороги полевые и лесные, сумрачные даже в солнечный день! (13) Сидишь, скорчившись в кузове трясущейся машины между бочками с горючим, бьёшься до синяков в телеге, задыхаешься от жары в металлическом вагоне, ночуешь на лавке какой-нибудь захолустной автостанции. | [2 .стр .82] |
2 вариант
№ задания | Правильный ответ | Ссылка на литературу |
1. | а) | [1, стр. 135] |
2 | в) | [1, стр. 135] |
3 | а) | [1, стр. 135] |
4 | а-а ,б-в ,в-б , г-г | [1,стр.135] |
5 | а-г,б-а ,в-б ,г-в | [1, стр. 135 |
6 | 123 | [ 1, стр. 135] |
7 | 123 | [1 стр. 135] |
8 | вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части | [1, стр. 135] |
9 | вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части | [1, стр.135] |
10 | (1) Изо дня в день неустанно плещется она в своих берегах, изменяя их неприметно для взгляда привыкшего к ним человека. (8) И на сердце у тебя сожмётся и защемит, словно ты ненароком увидел лишнюю морщинку на лице матери или седую прядку, которую она не догадалась упрятать под новым платком, повязанным к твоему долгожданному приезду. | [2 ,стр.82] |
3 вариант
№ задания | Правильный ответ | Ссылка на литературу |
1. | в) | [1, стр. 135] |
2 | б) | [1 стр. 135] |
3 | в) | [1 стр. 135] |
4 | а-г ,б-б ,в-в ,г-а | [1, стр. 135] |
5 | а-в ,б-а ,в-б ,г-г | [1, стр. 135] |
6 | 134 | [1, стр. 135] |
7 | 123 | [1, стр. 135] |
8 | вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части | [1, стр. 135] |
9 | вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части | [1, стр.135] |
10 | (7) Я не поверил: огонёк так и стоял, выступая вперёд из неопределённой тьмы.(9) Свойство этих ночных огней — приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своею близостью .(13) Ущелья и скалы выплывали, надвигались и уплывали, оставаясь назади и теряясь, казалось, в бесконечной дали, а огонёк всё стоял впереди, переливаясь и маня, — всё так же близко и всё так же далеко... (14) Мне часто вспоминается теперь и эта тёмная река, затенённая скалистыми горами, и этот живой огонёк. | [2 ,стр.82] |
4 вариант.
№ задания | Правильный ответ | Ссылка на литературу |
1. | а) | [1, стр.135] |
2 | в) | [1стр. 135] |
3 | а) | [1, стр. 135] |
4 | а-г ,б –в ,в-а ,г-б | [1, стр. 135] |
5 | а-г ,б-а ,в –б ,г -в | [1, стр. 135] |
6 | 123 | [1, стр. 135] |
7 | 123 | [1, стр. 135] |
8 | первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части | [1, стр. 135] |
9 | вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части | [1, стр. 135] |
10 | (2) Он горячо любил свою Родину, но он принадлежал и всему миру. (З) Весь мир был полем его деятельности, и жизнь для него была великими вратами будущего. | [2,стр.82] |
Используемая литература:
1. Сдаём единый государственный экзамен. Русский язык/ авт.-сост. И.П.Цыбулько, Ю.Н.Гостева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2020.
2. Мамона Т.Н. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие./Т.Н.Мамона, Е.С.Сергеева, Е.М.Михайлова, Е.Л.Ерохина. – М.: Издательство «Экзамен», 2019
Ирина Владимировна Казарцева
Небрат Елена Александровна