12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Медведева Анастасия Викторовна18 |
Классный час «Дети войны»
Классный час «Дети войны»
Цель: Знакомство с историями детей, участвующих в Великой Отечественной войне, воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.
Задачи:
Познавательные:
Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны;
Рассказать учащимся о роли детей в годы войны;
Погрузить детей в атмосферу военных лет.
Развивающие:
Развивать интерес и уважение учащихся к героическим событиям прошлого, боевой славе детей войны.
Воспитательные:
Побудить учащихся к нравственным поступкам.
Форма проведения: классный час-экскурсия.
Метод: интерактивный.
Приемы: экскурсия, рассказ, беседа, исполнение песен .
Возрастная категория: 5-8 класс.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, колонки.
Дополнительные материалы: презентация в программе «Microsoft PowerPoint»; фотографии детей военных лет; фронтовые письма; аудиозапись Булата Окуджавы Песня «До свидания, мальчики»; аудиозапись Тамары Гвердцители и Непоседы «Дети войны».Оформление: класс оформлен в виде музейной комнаты.
Ход мероприятия:
Подготовительный этап:
Детям заранее раздаются материалы, отражающие судьбы детей с историями детей войны.
Организационный этап:
Экскурсовод: Здравствуйте дети! Я рада приветствовать вас в музее, открытом в память о детях войны. (Слайд 1)
Основной этап
Видеоролик «Дети войны». На фоне исполняется песня Тамары Гвердцители и Непоседы «Дети войны». (Слайд 2)Экскурсовод: Вторая мировая война убила свыше 13 млн. детей! Цифра с шестизначными нулями. 13 млн. обездоленных, зачёркнутых, стёртых из Книги жизни жизней. А те, кто остались в живых, разве могли остаться детьми? Дети войны часто умирали раньше своих отцов, которые воевали. Умирали раньше, чем бывшие солдаты-фронтовики. Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Со счастливого порога детства оно ступило прямо в смерть и ад. (Слайд 3)
Экскурсовод: Дети делали всё, что могли: дежурили на крышах домов, гася зажигательные бомбы, ухаживали за ранеными в госпиталях, писали под их диктовку письма и выступали перед ранеными бойцами, разбирали и разносили почту, собирали лекарственные травы, изготавливали подарки для воинов фронта, девочки вязали для бойцов тёплые носки и варежки, шили кисеты для табака. (Слайд 4)
Экскурсовод: Летом и осенью работали на полях, руками дёргали пшеницу, жали серпом хлеб, вязали снопы. Было голодно, холодно, учились в неотапливаемых классах, в чернильницах замерзали чернила. Тетрадей не было, писали между строчек в книгах. Не по-детски, а по-взрослому работая на фабриках, заводах, в полях, впроголодь, вкладывая все свои маленькие силы, они ковали Победу вместе с теми, кто воевал на фронтах войны. (Слайд 4)
Экскурсовод: Сейчас ребята мы с вами познакомимся с детьми, чьи заслуги внесли огромный вклад в Победу.
Выходит мальчик, одетый в солдатскую форму – как имитация Александра Чекалина.
Рассказчик 1: Меня зовут Чекалин Александр и мне 16 лет. Осенью 1941 года я сильно простудился. Состояние моего здоровья стремительно ухудшилось и меня отправили лечиться в деревню Мышбор к доверенному лицу партизан – местной учительнице. Прибыв на место, я узнал, что женщина арестована фашистами и увезена в другое село. Тогда я принял решение пробраться в родной дом. Местный староста Авдюхин, поступивший на службу к гитлеровцам, заметил дымок из печной трубы дома Чекалиных и донёс в немецкую комендатуру.
Отряд фашистов ночью окружил дом, и мне предложили сдаться. В ответ я открыл огонь по офицерам, а когда закончились патроны, швырнул в них гранату. Но она дала осечку. И меня арестовали. (Слайд 5)
Экскурсовод: В течение последующих нескольких дней юношу подвергли ужасным изощрённым пыткам с целью получить от него сведения о партизанах. Никаких показаний Александр не дал. 6 ноября 1941 года немцы устроили публичную казнь. На площади города Лихвин Александр Чекалин был повешен. Труп юного партизана на виселице с табличкой «Такой конец ждёт всех партизан», немцы не стали убирать с площади в течение ещё трёх недель после казни.
Экскурсовод: Одной из самых масштабных операций стала операция по отравлению более ста немецких офицеров. В этом заслуга Зины Портновой.
Выходит девочка (имитация Зины Портновой)
Рассказчик 2: После седьмого класса, летом 1941 г., я приехала на каникулы к бабушке в белорусскую деревню Зуя. Там меня и застала Великая Отечественная война. Белоруссию заняли фашисты. Затем в Оболе была создана подпольная комсомольско-молодежная организация «Юные мстители». Меня избрали членом ее комитета. Работая посудомойкой в столовой, где питались немецкие офицеры, я отравила еду. В результате диверсии погибло около сотни гитлеровцев. Мне чудом удалось избежать смерти и ответственности. Немцы заставили меня есть из тарелки с отравленным супом. Я бестрепетно взяла ложку и съела немного супа, таким образом, отведя от себя подозрения. От яда меня спасала бабушка с помощью народных средств. Крепкий организм справился, и я выжила.
Но однажды во время исполнения задания меня опознали и задержали, как участницу подполья. При попытке бегства мне прострелили ноги, после чего началась череда зверских пыток. (Слайд 6)
Экскурсовод: Несмотря на ужасные страдания, девочка не предавала своих, и эта стойкость бесила палачей ещё больше. На последнем допросе в тюрьме гитлеровцы выкололи ей глаза и отрезали уши.
Ранним утром в январе 1944 г. искалеченную, но не сломленную Зину расстреляли.
Подвиг Зины Портновой стал символом стойкости советских детей перед лицом немецко-фашистских захватчиков.
Экскурсовод: Как то раз, один из германских разведчиков доложил, что в армии СССР есть некий сверхснайпер, снайпер-ас, у которого тело чуть ли не срослось с винтовкой». Это был шестнадцатилетний Вася Курка.
Выходит мальчик (имитация Васи Курка)
Рассказчик 3: Когда началась война, мне было 16 лет. В июне 1941-го меня мобилизовали в «трудовые резервы», а уже в октябре я стал стрелком 726-го полка 395-й стрелковой дивизии.
В апреле 42-го, когда снайперское движение начало набирать обороты, я обратился к командованию полка с просьбой зачислить меня на курсы мастеров огня и мою просьбу удовлетворили.
Я открыл свой боевой счет 9 мая и начал путь одного из советских стрелков. В итоге я стал командиром стрелкового взвода, обладателем орденов Красного Знамени и Красной Звезды, медали «За оборону Кавказа» и именной снайперской винтовки.
Я лично подготовил 59 снайперов, которые уничтожили свыше 600 оккупантов. Кроме того, я успешно ходил в разведку. И того мною было уничтожено 179 врагов, из которых около 80 немецких офицеров. (Слайд 7)
Экскурсовод: Маленький рост, сообразительность и железная выдержка позволяли ему пробираться там, где, казалось бы, пройти было просто невозможно. В январе 1945 г. Василий Курка, находящийся в траншее, погиб, получив ранение в голову.
Экскурсовод: Эту девушку гитлеровцы дважды казнили, а боевые друзья долгие годы считали погибшей. Это краткая история подвига Нади Богдановой.
Выходит девочка (имитация Нади Богдановой)
Рассказчик 4: Когда я стала разведчицей в партизанском отряде «дяди Вани» Дьячкова, мне не было и десяти лет. Я прикидывалась нищенкой и бродила среди фашистов, тем самым приносила в отряд ценнейшие сведения.
В первый раз меня схватили в 1941 г., когда вместе с Ваней Звонцовым я вывесила красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Меня били шомполами, пытали, а когда привели ко рву расстреливать, сил у меня уже не оставалось – и я, опередив пулю на мгновение, упала в ров. Дядя Ваня погиб, а меня нашли живой. (Слайд 8)
Второй раз меня схватили в конце 43-го. И снова пытки: обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду, но я не раскрыла врагам никаких сведений. Считая меня мёртвой, фашисты, когда партизаны атаковали Карасево, бросили меня в снегу. Меня подобрали и выходили местные жители. Воевать я больше не могла, я практически ослепла.
По окончании войны я несколько лет пролежала в Одесском госпитале, где академик В.П. Филатов возвращал мне зрение.
Экскурсовод: За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с захватчиками, звание Героя Советского Союза было присвоено многим ребятам. Они достигали таких высот мужества, что оказывались достойными Золотых Звёзд Героев, орденов, медалей. И вот, что показательно: в указах о награждениях никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых. (Слайд 9)
На этом наша с вами экскурсия заканчивается. Я благодарю вас за посещение нашего музея и надеюсь, что все, о чем вы сегодня узнали, вы будете помнить всегда.
Дети уходят под песню Булата Окуджавы «До свидания, мальчики».
Использованные источники: