12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Субботина Светлана Львовна5447
Учитель высшей квалификационной категории. Работаю в МАОУ СОШ №22 п.Билимбай г.Первоуральска Свердловской области учителем русского языка и литературы. В этом учебном году являюсь классным руководителем 5 класса. Педагогический стаж 32 года.
Россия, Свердловская обл., Первоуральск
Материал размещён в группе «Классные руководители»

Презентация

Общие сведения о часе общения.

Вид мероприятия: час общения.

Класс: 8 класс.

Тема: «Творчество художников-маринистов»

Цели:

= обучающая: знакомство с жизнью и творчеством русских и зарубежных художников-маринистов;

= развивающая: развитие эстетических вкусов обучающихся, расширение их кругозора и умения применять знания об искусстве;

= воспитывающая: воспитание умения рассматривать художественные картины, слушать классическую и современную музыку, выступления одноклассников.

Задачи: провести наблюдение над картинами русских художников-маринистов, выявить в них сходство и различие, отметить гамму цветового решения в картинах о морской стихии, сопоставить произведения различных видов искусства на тему моря.

Оборудование:

= портреты художников Айвазовского, Судковского, Орловского, Моне, Ван Гога,

= репродукции картин Айвазовского «Чёрное море», «Девятый вал», «Ялта», Судковского «Штиль», «Неспокойное море», Орловского «Вечер», Моне «Скалы в Бель-Иль», Ван Гога «Море в Сент-Мари»;

= соната №23 («Аппассионата») Бетховена,

= песня «Ты слышишь, море…» (из кинофильма «Валькины паруса»),

= мультимедийная презентация;

= записи на доске: плеяда – группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления; корифей – выдающийся деятель искусства; симпатические чернила – бесцветные жидкости, написанное ими становится видимым только после нагревания или смачивания определённым химическим составом; пленэр – живопись на открытом воздухе; маренго – чёрный с серым отливом.

План часа общения.

1. Вступительное слово классного руководителя.

2. Слово классного руководителя с сообщениями обучающихся.

3. Беседа по картинам.

4. Подведение итогов.

Ход часа общения.

1. Вступительное слово классного руководителя.

Сегодня мы собрались, чтобы узнать о художниках (Слайд 1), творчество которых всегда замечаемо, интересно, необычно, загадочно. Это художники, которые посвящают свои картины изображению моря, морской стихии. Такие художники называются маринистами. (Слайд 2). Слово «маринист» произошло от итальянского «marina», что означает «картина, изображающая морской вид».

Вы сегодня узнаете о таких художниках, познакомитесь с репродукциями их картин, узнаете о них что-то новое для себя, может быть, сделаете маленькое открытие, а, возможно, вам и самим захочется нарисовать море.

Итак, цель нашего часа общения – познакомиться с художниками-маринистами, с их жизнью и творчеством, особенностями пейзажных изображений, чтобы это расширило ваш кругозор, развило интеллект и впоследствии вы смогли бы применить свои знания в подходящей ситуации.

2. Слово классного руководителя с сообщениями обучающихся.

Русская маринистическая живопись ведёт своё начало с давних времён. Людей всегда привлекало море как мир неизведанной стихии, загадочной, полной неожиданности, бесконечности и даже страха. Да, человек боялся моря, но ему приходилось жить рядом с ним, привыкать к нему и, естественно, познавать.

Активное развитие маринистическая живопись получила в 19 веке, когда в русском искусстве появилась целая плеяда художников, уделяющих в своих картинах особое внимание морю.

Корифеем в истории русской живописи является Иван Константинович Айвазовский (Слайд 3).

(Рассказ обучающегося): Айвазовский родился в 1817 году. Как пейзажист начал работать в конце 30-х годов 19 века. Окончив в 1837 году Академию художеств с золотой медалью, он научился применять в своих картинах все законы построения пейзажа, которые показал в зарисовках, пока жил в Крыму. Но окончательно художественный метод Айвазовского выработался во время его путешествия за границу. Здесь он пишет морские пейзажи по памяти, по воображению. В своих письмах он объяснял это так: (Слайд 4) «Движения живых стихий неуловимы: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры. Моё воображение сильнее восприимчивости действительных впечатлений. Они записываются в памяти моей как будто какими-то симпатическими чернилами, проступающими весьма явственно от времени или тёплого луча вдохновения». Айвазовский посвятил морю и морской стихии около 6000 картин.

Сегодня мы уделим наше внимание лишь некоторым из творений Ивана Константиновича Айвазовского.

Вот перед вами картина «Чёрное море» (Слайд 5). Она была написана в 1831 году и сразу представлена на выставке художников-передвижников. Там она называлась «На Чёрном море начинает разыгрываться буря». Автор поставил перед собой цель: дать обобщённый образ Чёрного моря во всём его величии, отказавшись от привнесения в пейзаж какого-то романтического настроения. Вода освещена рассеянным дневным светом. Тяжёлые волны вздымаются одна за другой. Небо покрыто многими слоями туч, подчёркивающими его глубину. Айвазовский дал этой картине тонкое цветовое решение. Тёмно-серая глубина воды оттенена тёплыми, коричнево-пепельными тонами. Зеленоватые прозрачные оттенки заметны лишь по краям двух волн на переднем плане благодаря упавшему на них лучу света. Весь строй картины поражает своим правдивым, суровым величием.

Очень созвучна этой картине Айвазовского известная бетховенская «Аппассионата». Вслушайтесь в её мелодию, и вы услышите шум бури и плеск моря. (Фрагмент «Аппассионаты»)

На перемене перед часом общения вы смогли рассмотреть и другие картины Айвазовского: известнейший «Девятый вал», «Ялта». Обратите внимание, что все картины объединяет одно важное качество: какое на них море?

(Ответ обучающихся): Море на этих картинах бушующее, пенящееся, бурлящее, страшное.

Как видите, Иван Константинович Айвазовский, действительно, – ярчайший представитель маринистической живописи. Но у него были и сподвижники – те, кто также писал картины на тему моря. Такими можно назвать русских художников Судковского и Орловского.

(Рассказ обучающегося): (Слайд 6) Ближе других художников-передвижников к изображению моря, морских пейзажей подошёл рано умерший маринист Руфим Гаврилович Судковский. Он родился в 1830 году. В изображении моря он стремился к правдивости и содержательности. Море на его картинах всегда разное. Примером этому служат картины «Штиль» и «Неспокойное море» (Слайд 7). На первой из них море тихое, гладкое, как стекло, и от всей картины веет спокойствием. А на второй море бушует, оно играет разными красками, пенится, бурлит. Такие картины ярко отражают манеру Судковского. Умер художник в 1885 году.

(Рассказ обучающегося): (Слайд 8) Художник Орловский Владимир Донатович родился в 1842 году. В своих пейзажах он чаще изображал природу Украины, эпизоды из крестьянской жизни. Но некоторые его картины имеют связь с морем, хотя большее внимание в них уделено всё-таки людям, их быту. На его картине «Вечер» (Слайд 9) мы видим человека, большие лодки. Но главное обрамление этого – море, которое вдали сливается с горизонтом. Очень трудно различить эту границу. Художник точно подобрал краски для изображения вечернего моря. Умер художник в 1914 году.

Но нельзя, рассказывая о художниках-маринистах, остановиться только на русском искусстве. Большое развитие такая живопись получила и за границей. Сейчас вы услышите о двух известнейших художниках и увидите их картины, посвящённые морю.

(Рассказ обучающегося): Клод Моне (Слайд 10) родился в 1840 году в Париже. Здесь прошли его детство и юность. Ещё в школе он увлекался рисованием и делал карикатуры на учителей и товарищей, причём добился успеха – его карикатуры начали продавать в одной из лавок. Затем Клод Моне стал посещать различные выставки художников, со многими из них познакомился. Он занимался в различных художественных студиях. При работе его особенно привлекала проблема цвета и света. Ему нравилось работать на пленэре, потому что здесь можно было изобразить объект с различных сторон, в разном освещении. За время своей жизни Клод Моне побывал в различных странах: в Англии, в Голландии, в Алжире. Это помогло ему расширить круг тем его полотен, показать яркость красок различных стран и континентов. Умер Клод Моне в 1926 году. Как маринист этот художник проявил себя в картине «Скалы в Бель-Иль» (Слайд 11). Изображая несколько скал причудливой формы, Моне показывает господство подвижной массы воды. Кажется, что волны бьются о скалы и разлетаются в пену и брызги. Картина создаёт спокойное, возможно, даже печальнее настроение; море на ней – бесконечное, огромное, поглощающее своими глубинами.

(Рассказ обучающегося): Винсент Ван Гог (Слайд 12) родился в 1853 году в Голландии. Детство, проведённое в деревне, рано пробудило в нём любовь к природе. В десятилетнем возрасте он делал первые зарисовки с натуры и с увлечением копировал другие картины. Закончив учёбу, Ван Гог становится сотрудником художественной фирмы, где знакомится с произведениями известных живописцев. Первые серьёзные картины были написаны художником в 1883 году. Особенно его занимали поиски живописных средств, с помощью которых можно было передать на холсте эмоции и чувства. Но жизнь его была тяжёлой. Его мучили вопросы о смысле существования. В 1890-м году он совершил самоубийство. Одна из известных картин художника – «Море в Сент-Мари» (Слайд 13) – была написана в 1888 году, когда он отдыхал на Средиземном море. Оно поразило живописца своей бесконечно меняющейся окраской. Задача Ван Гога в этой картине – передать необъятность морского простора, великолепное голубое море, залитое солнечным светом, простёртое до самого горизонта. Крупные мазки передают процесс движения волн – они будто плещутся. В скольжении небольших лодок ощущается ветер. Благодаря всему этому картина создаёт приподнятое, светлое настроение.

3. Беседа по картинам.

Итак, для чего же вы сегодня узнали о стольких художниках-маринистах? Безусловно, эти сведения должны принести вам определённую пользу. Образованный человек имеет широкий кругозор, его знания многогранны и разнообразны. А ещё он всегда сможет воспользоваться ими в подходящей ситуации, зарекомендовав себя интересной, незаурядной личностью.

- Вспомните, с каким произведением мы встречались на уроках литературы, где бы также большое внимание уделялось морю, его романтике. (Ответ обучающихся: с повестью Александра Грина «Ассоль»).

- Необычны, загадочны, порой фантастичны были произведения Грина. Можете ли вы сказать то же самое о картинах маринистов? Какая, на ваш взгляд, картина самая загадочная, таинственная, романтичная? (Прослушивание нескольких ответов).

- Посмотрите на картины, которые были сегодня представлены вашему вниманию, и скажите, какие краски используют художники для изображения моря. Вам нужно вспомнить наши уроки речи и культуры общения, когда мы работали с названиями гаммы оттенков одного цвета, рассматривали их изображение на бумаге. Итак, каким вы видите море? (Ответы обучающихся: синее, тёмно-синее, светло-синее, ультрамариновое, электрик, лазурное, изумрудное, зелёное, светло-зелёное, тёмно-зелёное, пастельное, терракотовое, чёрное, маренго, пепельное и т.д.)

- Вот сейчас вы побывали в роли писателя, который подыскивает нужные слова-краски для описания моря. Так есть ли связь между живописной картиной и художественным литературным произведением? В чём она состоит? (Ответы обучающихся: Связь между живописной картиной и художественным литературным произведением есть. Она состоит в ярком описании, красочности, придании внимания отдельным моментам морской жизни).

4. Подведение итогов.

На этом мы можем подвести итоги того, что узнали на сегодняшнем часе общения.

(Ответы обучающихся):

1. узнали, кто такие художники-маринисты;

2. познакомились с жизнью и творчеством русских и зарубежных художников-маринистов;

3. убедились в многообразии цвета на картинах о море.

Ну а в заключение мне хотелось бы напомнить, что мы ещё нашли параллель между живописью, литературой и музыкой. Различные произведения о море всегда насыщены романтикой морских просторов, связанными с ней приключениями, необычными, а порой даже фантастическими (Слайд 14).

Список использованной литературы.

Брокгауз Ф.А.. Иллюстрированный энциклопедический словарь: современная версия / Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. – М.: Эксмо, 2012.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010.

Русские художники от А до Я. /под ред. Борисовской Н., Гордон Е.. – М.,: СЛОВО / SLOVO, 2009.

Саркисян М.. Жизнь великого мариниста. Иван Константинович Айвазовский. / Серия «Портрет мастера». – Коктебель, 2010.

Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1986.

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.