Классный час «Кто я? Какой я? Я среди людей, люди вокруг меня» (7 класс)
Задачи:
-Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
-Воспитывать чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
-Способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.
1. Вступительное слово учителя:
Мир — это вселенная. Мир это наша Земля. Это наша страна. Наш город.
Наша школа. Мир - это я. Как разнообразен мир вокруг меня. Как интересен и противоречив мир во мне. Сегодня мы рассмотрим еще одну грань мира каждого из нас.
— Как Вы думаете, о чем мы можем поговорить на классном часе?
Дети: О бережном отношении к внутреннему миру человека.
Учитель: Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово "УВАЖЕНИЕ", «толерантность»
(слово появляется на стенде). Как вы его понимаете? Ребята пытаются объяснить это слово.
Учитель: Описать толерантность довольно трудно возможно из-за того, что в разных языках она определяется по-разному. В английском языке толерантность - «готовность и способность воспринимать без протеста личность», во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли». В арабском - толерантность – это «прощение, снисхождение, сострадание, терпение», в персидском – это готовность к примирению». Русский словарь трактует это слово как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.
2. Смысловая поддержка.
Учитель: Ребята, сейчас вы разойдетесь по группам (группы должны быть определены заранее). У каждой группы на столе лежат положения, взятые из мировых религий. Подумайте, о чем говорит каждая из них.
• «Не делай другому того, от чего больно тебе».
•«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с
ними».
•«Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».
• «Счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем
существам, как относимся к самим себе».
— Передайте эти мысли своими словами.
— Какой общий смысл есть в этих высказываниях?
Ученики: люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение других. Они должны быть толерантными друг к другу.
Учитель: Но ведь у толерантности должно быть лицо! Как вы думаете, как должна выглядеть толерантность? Давайте попробуем составить образ толерантности.
3. ОБРАЗ ТОЛЕРАНТНОСТИ. (Работа в группах)
Ребята могут нарисовать образ, сделать аппликацию, слепить композицию из пластилина, использовать маски, фотографии, мягкие игрушки (все это лежит на столах).
После того, как группа справилась с заданием, идет защита своего образа толерантности, (работы вывешиваются на стенд).
4. КАЧЕСТВА ТОЛЕРАНТНОСТИ. (Работа в группах.)
— Ребята, на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.
В каждом конверте по десять- двенадцать слов.
Конверт № 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.
Конверт № 2: доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие.
Конверт № 3 миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие.
Конверт № 4 поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброта.
Ребята выбирают пять слов — качеств, подходящих, по их мнению, к человеку, обладающим толерантным отношением, и крепят их на стенде под образом толерантности. Все подводят итог.
Учитель: Человек, обладающий толерантным отношением, должен обладать такими качествами как (называют те качества, которые чаще всего встречаются у ребят):
-
уважение;
-
милосердие;
-
миролюбие;
-
великодушие;
-
сострадание.
— Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?
Ребята говорят о том, что бывает так, что они ссорятся, не друг друга до конца, не уступают в играх товарищам.
Учитель: А можем ли мы изменить себя? Можем ли воспитать в себе те качества, о которых мы сегодня говорим? Как мы это можем сделать? Когда мы это будем делать и кто будет участником?
5. ИГРА «ВМЕСТЕ МЫ ПОМОЖЕМ ДРУГ ДРУГУ ВЫРАСТИ»
Учитель: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг друг за другом. Приколите чистый
лист бумаги, который лежит рядом с вами, на спину впереди стоящему ученику.
Возьмите фломастеры и напишите своему товарищу что-нибудь хорошее о нём -
комплимент. Например: Спасибо за то, что ты такой добрый и внимательный друг.
Мне нравиться, как ты смеешься и шутишь.
Ты здорово помогаешь другим.
Пусть все снимут свои листы бумаги и прочитают, что там написано. Как здорово о вас думают ваши товарищи! Сохраните эти комплименты на память, чтобы получать удовольствие, перечитывая их всякий раз, когда вы засомневаетесь в себе.
А я хочу подарить Вам стихотворение А. Усачева «Удивительный гномик
У речки стоял удивительный домик.
В том домике жил удивительный гномик.
до пола росла у него борода,
А в той бороде проживала Звезда.
Не знал ни забот, ни тревог этот гном.
Звезда освещала собою весь дом
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила..
И гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно приятно Звезде.
Кормилась она только крошками хлеба,
А ночью гулять улетала на небо.
Так шли потихоньку года и века..
Но кончилась в доме однажды мука.
И гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой.
А в городе том не носили бород.
— Ха-ха! Хо-хо-хо! — стал смеяться народ
— Вот чучело! — каждый ему говорил.
И гном испугался. И бороду сбрил.
И на пол упала его борода,
И тут же его закатилась звезда.
У речки теперь есть обычнейший дом.
Живет в этом доме обычнейший гном.
Опять отросла у него борода,
Но больше к нему не вернулась Звезда.
Пусть ваша звездочка всегда живет с вами, удивительная неповторимая независимая и дружелюбная.
Китайская притча – «Ладная семья»
Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал писать, писал долго – видно не силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрался с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
Любовь;
Прощение;
Терпение;
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение и сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водиться за ухом и спросил: - И все? –Да, - ответил старик – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И подумав, добавил: - И мира тоже.
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни ругани.
РЕБЯТА, НАШ КЛАССНЫЙ ЧАС ПОДХОДИТ К КОНЦУ
-Мы попытались выяснить, на сколько мы толерантны.
Давайте все вместе попробуем назвать черты толерантной личности и интолерантной личности. Я предлагаю вам выбирать определения и располагать их в той колонке, которой они, на ваш взгляд, принадлежат.
Тест «Проявляешь ли ты толерантность?»
Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.
1. Для того чтобы не было войны…
а) нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!
б) нужно понимать, почему они происходят.
2. В школе проходит акция «Милосердие»…
а) это тебя не интересует;
б) пытаешься, чем можешь, помочь ветеранам.
3. Ты противостоишь насилию…
а) насилием;
б) ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать нет.
4. Один товарищ тебя предал…
а) ты мстишь ему;
б) ты пытаешься объясниться с ним.
5. Видишь, когда сильный обижает слабого…
а) равнодушно проходишь мимо;
б) вмешиваешься.
6. Ты не согласен с кем-то…
а) ты не даешь ему говорить;
б) ты все-таки слушаешь его.
7. Учитель ждет ответа учащегося…
а) кричишь с места;
б) даешь возможность ответить другому.
8. У тебя в классе беженец или беженцы из других республик…
а) ты не общаешься с ним;
б) помогаешь ему влиться в коллектив.
Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько ответов под пунктом «б» получилось.
Ключ к тесту
Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.
Если у тебя от 3 до 5 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность, и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с не толерантностью.
Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично, и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.