Классный час для студентов на тему «Этикет общения»
Тема: «Этикет общения»
Цель классного часа: познакомится с видами общения и правильным их применением
Задачи классного часа:
Показать студентам, что главным в общении является речь, что в общении у людей всегда проявляются степень уважения, вежливости, совести.
Знакомить с этикетом вежливого общения, с правилами речевого этикета.
Воспитывать у студентов вежливое и дружеское отношение друг к другу, к окружающим.
Правила общения: этика общения с разными людьмиПЛАН:
Что такое этика общения?
Как правильно разговаривать с людьми?
Как правильно общаться по телефону?
Этикет в социальных сетях
Жаргон и жаргонизмы
Выводы
Общение является основным инструментом взаимодействия между людьми. С помощью вербальных или невербальных знаков выражаются эмоции, желания, намерения, передается информация. Владение коммуникативными навыками позволяет легко налаживать контакт с людьми, быть успешным во всех сферах жизни.
Учение о морали входит в понятие этики. Моральные нормы включают правила взаимодействия между людьми, установленные обществом. Взаимодействие включает в себя общепринятые нормативы поведения и общения. Этические принципы условны и в разных культурах они отличаются. Однако их соблюдение является необходимым условием существования в обществе.
Сущность нравственности заключается в наличии моральных качеств, позволяющих успешно взаимодействовать с окружающими людьми на достойном уровне.
Общепринятые нормы исключают какое-либо насилие, нецензурную лексику, критику, унижение.
Приветствуется уважительное отношение, доброжелательность, открытость, равенство, свобода самовыражения.
Виды вербального общения:
Обычное общение или беседа – происходит обмен мнениями, опытом.
Обсуждение – решаются вопросы, обсуждаются задачи.
Конфронтация – происходит спор, отстаивание позиции.
Диспут – происходит публичное обсуждение общественно важных тем.
Дискуссия – обсуждаются различные мнения с целью поиска истины.
Симпозиум – проводятся непродолжительные выступления нескольких людей.
Лекция – происходит выступление одного участника.
Полемика – происходит обмен мнениями, обсуждение с целью победить, отстоять свою позицию.
Разные возрастные категории людей имеют свои особенности. Поэтому при взаимодействии с ними в быту или официальной обстановке необходимо учитывать некоторые нюансы.
Так, например, при общении с младшими или детьми им необходимо уделять больше времени, искренне интересоваться их проблемами, внимательно слушать.
Ни в коем случае нельзя критиковать или унижать. С детьми надо общаться как с взрослыми, с уважением, доброжелательностью.
При общении с друзьями или со сверстниками важно уважать чужое мнение. Не рекомендуется давать советы там, где их не просят. Взаимодействие должно строиться на принципах сотрудничества, открытости, честности.
При общении с родителями нужно быть более терпимыми, внимательно выслушивать их мнение или советы. Ни стоит конфликтовать, пытаться доказывать свою правоту. Необходимо стремиться к конструктивному диалогу. Добрые ласковые слова творят чудеса.
Общаясь с инвалидами, не стоит акцентировать внимание на их положении. Проявление чрезмерной жалости, сочувствия может раздражать или унижать собеседника.
Ни в коем случае нельзя говорить что-то с высокомерием или в пренебрежительном тоне. При разговоре нужно быть предельно внимательным, вежливым.
При коммуникации со старшими, взрослыми людьми необходимо проявлять уважение, вежливость, честность. Не допускается обращение на «ты» или просто по имени, если только такое желание не выразит сам собеседник. Разговаривать нужно в спокойной, непринужденной, доброжелательной манере.
Общение с пожилыми людьми должно быть основано на уважении, почтительности, вежливости, открытости. Обращаться нужно всегда по имени отчеству, на «вы».
Не стоит спорить. Следует понимать, что люди в более пожилом возрасте особенно ранимы, они нуждаются в понимании, поддержке, помощи.
При разговоре нужно использовать только добрые и позитивные слова.
При общении по телефону отсутствует зрительный контакт, поэтому основное и решающее впечатление складывается на основе приветствия. Первые произнесенные фразы, интонация, манера общения влияют на результат и на продолжительность всего разговора.
Телефонное общение начинается с того момента, когда пошли гудки в телефоне. По правилам хорошего тона трубку следует снимать сразу после третьего звонка. Ждать ответа рекомендуется до восьмого звонка.
После того как прозвучит ответ важно максимально вежливо поздороваться, обязательно представиться.
Если человеку звонят впервые, то нужно сообщить, откуда стал известен номер телефона. Затем приступают к основной части разговора.
Здесь важно соблюдать размеренный темп речи. Слишком быстрая речь плохо воспринимается на слух, ее смысл часто упускается. Медленный темп может начать раздражать собеседника, и он начнет отвлекаться. Голос должен быть не слишком тихим и не слишком громким.
Для поддержания позитивного настроя при разговоре нужно улыбаться. Улыбка всегда чувствуется при разговоре по телефону, и она придает особую вежливость голосу. Рекомендуется периодически обращаться по имени или имени отчеству. Человеку всегда приятно слышать свое имя. К тому же это придает оттенок индивидуальности.
Если планируются серьезные переговоры, обсуждение коммерческих условий, то текст или ключевые фразы лучше подготовить заранее.
Однако собеседник не должен догадываться о том, что слова заранее подготовлены. Разговор должен проходить в максимально естественной, непринужденной манере.
Важно делать паузу между смысловыми предложениями, давая человеку возможность высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. При этом нужно внимательно, активно слушать. Это можно делать с помощью таких коротких фраз как «да», «хорошо», «понятно».
Заканчивать телефонный разговор необходимо на позитивной ноте. Нельзя резко обрывать общение. Последние фразы очень важны. Правильное прощание является чуть ли не последним шансом, который может помочь изменить ситуацию в противоположную сторону. Поэтому его лучше планировать заранее.
Современные технологии позволяют общаться через интернет, используя для этого приложения, социальные сети. Постепенно такая коммуникация проникает во все сферы деятельности человека. Если раньше такое общение встречалось только между близкими друзьями и родственниками, то сейчас так решаются серьезные рабочие вопросы, обсуждаются политические темы, создаются группы по интересам. Обсуждения в социальных сетях формируют мировоззрение современных людей.
Существуют негласные правила этикета, которых следует придерживаться при переписке, дабы не испортить о себе впечатление. Не видя собеседника и не слыша его голос, мнение, как правило, формируется на основе:
грамотности;
способности лаконично выражать свои мысли;
вежливости;
используемого словарного запаса.
Любое сообщение надо начинать с приветствия, обращения по имени.
Следует иметь в виду, что слова, написанные только заглавными буквами, несут большую эмоциональную нагрузку. Лучше избегать большого количества восклицательных, вопросительных знаков, многоточий, недосказанности. Это может сформировать неправильное отношение к сказанному. Ни в коем случае нельзя использовать нецензурные слова.
Прежде чем отправлять сообщение, его следует внимательно прочитать, оценить целесообразность предоставляемой информации. Не стоит забывать о сообщении благодарности при любой возможности.
На страницах соцсетей следует осознанно подбирать фотографии, которыми хочется поделиться с окружающими. Важна любая мелочь.
Не рекомендуется выкладывать интимные фото или сообщать личную информацию.
Все это может отпугнуть не только собеседников, но также и потенциальных работодателей. Одной из современных тенденций поиска и подбора персонала является использование социальных сетей.
Невербальное взаимодействие осуществляется с помощью мимики, жестов, привычек. Одежда, ее крой, цвет, сочетание могут многое сказать об эмоциональном состоянии, характере, статусе. Неряшливый вид создает плохо выглаженная одежда, расстегнутая на все пуговицы. Целостность образу придает прическа. Волосы должны быть чистыми и аккуратно уложенными.
Существуют определенные правила, позволяющие эффективно взаимодействовать друг с другом. Среди основных моментов можно выделить:
Соблюдение дистанции. Вторжение в личное пространство – ближе, чем на 40 см – вызывает дискомфорт.
Зрительный контакт. При разговоре нужно как можно чаще смотреть в глаза, около 60% всего времени. Так формируется доверительное отношение. Однако не стоит злоупотреблять. Слишком долгий пристальный взгляд выражает недоверие, агрессию.
Использование открытых поз. Не рекомендуется скрещивать руки или ноги. Такие позы выражают закрытость, нежелание идти на контакт.
Прямая осанка свидетельствует об уверенности в себе.
Отсутствие поз, выражающих недовольство, превосходство, пренебрежение. К ним можно отнести позу, когда руки упираются в бок, опущены в карманах или же находятся за спиной.
Отсутствие чрезмерной жестикуляции. Иначе может показаться, что говорящему не хватает словарного запаса, чтобы выразить свои мысли.
Следует отметить, что месторасположение собеседников также немаловажно. Находясь, друг напротив друга, оппоненты более склонны к конфронтации, нежели располагаясь рядом. Поэтому для деловых переговоров часто используют круглые столы.
6.Жаргон и жаргонизмы
Разговор пойдет о жаргоне, который прочно укрепился в нашем языке, стал его неотделимой частью. Что же такое жаргон? Жаргон — это словарный запас слов и выражений людей определённых социальных групп. Используется в основном в устной речи. Жаргонизмы - условное разговорное слово или выражение, употребляемые в определённых социальных группах. Слово возникло в конце 11 века и первоначально означало " чириканье ", затем - " непонятный язык», а ещё позже - "засорённый язык". У нас оно появилось ещё в феодальной Руси на основе русского языка. На нём говорили люди определённой социальной группы, объединённые общими интересами.
Близок к жаргону и сленг, которым изобилует речь молодёжи. По сути, это одно и то же. Разница в том, что первый вариант ассоциируется с воровским миром, а сленг — это развитие и обновляемость языка молодёжи.
Жаргонизмы делятся на тематические группы, характеризующие разные виды деятельности,действия, состояния.
ПРИМЕРЫ:
бытовая техника - комп,труба, мобила, ноут…
наименование людей по профессии - мент,мусор,училка, врачиха...
деньги - баксы, бабло, зелень, штука, пятихатка, сотка...
слова, обозначающие действия - отвали,отвянь, рот закрой...
слова, называющие состояние и оценку чего - либо - клёво, классно, офигенно, отпадно, потрясно, нормалёк, круто, зашибись...
школьная лексика - физра, пара, шпора, училка, ботан,шпора...
молодёжный сленг - чувак (парень),база (квартира), предки (родители),шмотки (одежда),прёт (оченьнравится) ...
программисты - заглючил (перестал работать), клава(клавиатура), хакер (взломщик), юзер(пользователь), джобать(работать),винда(операционная система) ...
качества характера - чувак,братан,дебил,урод,лох,козёл, баран, шестёрка...
слова, используемые для обозначения родства - предки, родоки, пахан, братан, батя…
процесс поглощения пищи - хавать, хавчик, жратва…
Примеры жаргонизмов и слов, которыми их можно заменить
Базарить: разговаривать, обсуждать, беседовать, дискутировать.
Борзеть: позволять себе лишнее, хаметь, дерзить, наглеть.
Западло: неловко, совестно, стыдно, оскорбительно, унизительно, позорно.
Клёво: хорошо, отлично, здорово, замечательно, прекрасно.
Понты: выставление напоказ, хвастовство, притворство, фальшь.
Стебаться: шутить над кем-то, насмехаться, острить, шутливо издеваться.
Стрёмный: нелепый, постыдный, позорный, неприятный, жуткий, страшный.
Особое место в языке занимает тюремный жаргон. Воровской жаргон выполняет функцию секретного языка. Имеет широкое распространение в бандитской среде.
Тюремный жаргон:
малява - письмо
труба - телефон
параша - туалет
урка - заключённый, совершивший побег
фраер - человек, который пребывает на свободе
кресты - тюрьма
нема базару - нет вопросов
фильтруй базар - думай, что говоришь
откинуться - освободиться
нет воздуха - закончились деньги
заочница - девушка, с которой познакомился в колонии
кум - начальник режимной части в колонии
козёл - заключённый, который сотрудничает с администрацией
Какова же роль жаргонизмов в языке?
Проблема распространения жаргонизмов очень актуальна. В чём её угроза? Молодое поколение не осознаёт, насколько язык, его сохранение может повлиять на наше будущее и на будущее наших потомков. Молодёжь, не задумываясь, перенимает все модные иностранные слова, порой не понимая их значения. В наше время речевая культура молодёжи стоит на низком уровне. Чем больше люди общаются на жаргоне и сленге, тем меньше говорят на литературном языке. Это способ - прикрыть свою безграмотность.
Есть в употреблении сленга и жаргонизмов некоторые положительные стороны. Они способствуют самовыражению личности, подчёркивают её индивидуальность. Жаргонизмы делают речь более краткой и образной, помогают подростку выделиться, стать непохожим на других. Для них это " пропуск" для доступа в мир сверстников. Если ты не используешь жаргонные слова, тебя не поймут и не примут.
Вывод
В заключении можно сказать, что минусы жаргона очевидны — сленг засоряет наш язык, делает его непонятным старшему поколению. Также некоторые слова или выражения могут быть непонятны людям, живущим в разных городах или областях страны, так как жаргон имеет особенность распространяться на определенных территориях, иногда не выходя за их пределы. Засорение нашей речи сленгом вызывает ещё одну проблему, а именно замещение литературных выражений. Чем больше люди пользуются жаргонизмами, тем меньше они говорят на литературном художественном языке. В свою очередь и это приводит к определенной проблеме: не во всех жизненных ситуациях применим жаргон. В определённых кругах людей можно говорить только литературным или официально-деловым языком, где сленг не приемлем. Есть и другие минусы. Например, некоторые люди не знают значения жаргонизмов и используют их неправильным образом. Основной же проблемой и существенным недостатком, по моему мнению, является скудный словарный запас некоторых людей. Со временем запас слов и вовсе перестает пополняться. Молодежь даже в среде своих друзей, с которыми уже налажен общий язык, иногда не может подобрать нужные слова.