Классный час на тему «Героизм железнодорожников в годы ВОВ» (5–8 классы)

3
0
Материал опубликован 12 October 2023
Конкурс

«Лучшая методическая разработка «Воспитываем патриотов»

====================================================================

посвящается 78-летию Победы в Великой Отечественной войне











НОМИНАЦИЯ Лучшее занятие (НОД), урок


НАЗВАНИЕ "Героизм железнодорожников"
















Бояринцева Ирина Александровна


(Ф.И.О. автора)

Воспитатель, учитель

(должность)

Частное общеобразовательное учреждение «Лицей-интернат №5 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

(название образовательного учреждения по Уставу)








Март 2023 г.









Тема: Героизм железнодорожников

Группа, класс: 5 класс


Образовательная область: Общественные науки________________________________

Тип: Методическая разработка_________________________________________

Вид: Классный час_____________________________________________________

Цель: формирование чувства патриотизма, исторической памяти и преемственности поколений на основе знаний о работе железнодорожников в годы Великой Отечественной войны.______________________________________________

Задачи: расширить знания о профессии военного железнодорожника, о задачах, выполняемых представителями этой профессии в мирное и военное время;  воспитывать у школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину._______________________ Методы и приемы: рассказ, игровая форма.__________________________________

Материалы и оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал._____



Классный час "Героизм железнодорожников"

Цель: формирование чувства патриотизма, исторической памяти и преемственности поколений на основе знаний о работе железнодорожников в годы Великой Отечественной войны.

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа; интерактивные задания,

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.


II. Мотивация познавательной деятельности.

Стихотворение Надежды Тумановой «Железная дорога» под звуки песни Марш солдат.


Огромна наша Родина - Россия:

Из края в край раскинулись поля

И нет страны чудесней и красивей-

Чем наша необъятная земля!

Сажусь на скорый поезд на вокзале,

А за окном мелькают города,

Озёра, реки, горы показались

Наверное, вот так было всегда?


Так год за годом, с самого начала.

Добраться вмиг до города любого

Железная дорога помогала-

И не было пути ещё другого!



Учитель: - Ребята, а что такое железная дорога?

Профессия железнодорожник имеет историю своего возникновения. Императора Николая I считают основоположником железнодорожного дела. Ведь именно во время его правления в 1837 году была открыта первая железная дорога от Царского Села до Санкт-Петербурга. Таким образом, царская прихоть стала толчком для развития всего железнодорожного транспорта.

- Представьте, что вы будущие машинисты. Скажите, в чем сложность вашей профессии? Какую ответственность она предполагает?


Ответы учеников.


В этой профессии есть определенные риски. Обычно работа железнодорожника проходит в сложных условиях: при любой погоде, в любое время суток. Не важно – дождь, снег, ночь – железнодорожник должен производить свою работу. Поэтому эта работа напрямую связана с безопасностью многих людей. Сегодня мы поговорим о людях, которые не щадили себя в борьбе с врагом.


III. Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос.


Вопросы к группе:

1. Какое историческое событие, изменившее жизнь нашей страны, произошло в XX веке?

2. Какие сражения, битвы произошли в ходе Великой Отечественной войны?

3. Перечислите героев Великой Отечественной войны, полководцев.

4. А как вы думаете, какую роль в войне сыграла железная дорога?

Ответы учеников.


IV. Сообщение темы и цели мероприятия.

Учитель:

Сегодня мы с вами узнаем, что же сделали и какой вклад внесли железнодорожники в годы войны.

Железнодорожный транспорт сыграл огромную роль в обеспечении победы Советского Союза над фашистской Германией. Великая Отечественная война во многом усложнила и изменила задачи, стоящие перед железнодорожным транспортом. С первых дней военных действий от железнодорожников потребовалось обеспечить быструю и бесперебойную доставку к фронту огромного количества войск, боевой техники, вооружения.

Для успешного решения задач пришлось перестроить на военный лад весь сложнейший комплекс. Началом и решающим шагом этой перестройки явился перевод движения поездов на особый военный график, который был введен приказом Наркомата Путей Сообщения уже в первые дни войны. Он предусматривал быстрое продвижение в первую очередь воинских эшелонов и особенно грузов, связанных с мобилизационными перевозками.

А началось все 22 июня 1941 года!

V. Основная часть внеклассного мероприятия.

Ребята, сейчас мы посмотрим Видеофрагмент Железнодорожный транспорт в годы Великой отечественной войны».

Ответим на вопрос:

- Какие чувства вы испытываете, посмотрев это фрагмент?

https://www.youtube.com/watch?v=QGnvm5CIbIg


Всего за годы Великой Отечественной войны объем воинских перевозок на железных дорогах составил невиданные в истории войн раз­меры — более 19,7 млн. вагонов (или 444213 поездов)

Необходимым условием бесперебойной работы железнодорожного транспорта явилась героическая деятельность воинов железнодорожных войск и специальных формирований НКПС. Без их самоотверженного труда он не справился бы со своими задачами, не выдержал бы того гигантского напряжения, которое выпало на его долю в 1941-1945 гг.

Кроме того, фашисты уничтожили или угнали с территории СССР большое количество паровозов и вагонов. Транспорт любой другой страны после таких неисчислимых потерь и разрушений оказался бы неизбежно парализованным. Но железнодорожный транспорт СССР не только выдержал этот удар, но и в ходе войны неуклонно наращи­вал свою мощь, интенсивность и размеры перевозок.

В первые месяцы войны одна из германских газет писала: «С на­чала военных действий на Восточном фронте германская авиация на­несла сильный ущерб большому количеству железнодорожных линий и подвижных составов. Она продолжает громить пути, ведущие к фронту, и уничтожить составы. Таким образом, положение советских железных дорог очень ненадежное до 194"1. года, скоро станет совер­шенно безвыходным».


Однако очень скоро враг убедился, как он жестоко просчитался. Несмотря на то, что фашистская авиация с июля по декабрь 1941 года совершала на наши железные дороги в среднем ежесуточно до 33 на­летов, воины-железнодорожники вместе с восстановителями специальных фор­мирований НКПС и работниками железных дорог быстро восстанав­ливали разрушенные участки, умело использовали имеющиеся возможности для пропуска поездов к фронту и в тыл.


Причем, военным восстановителям приходилось работать в условиях непрерывной бомбежки и обстрелов, часто с оружием в руках защищать стальные коммуникации и родную землю от врага.

Не могли не признать влияние железнодорожного транспорта на успех операций советских войск и битые гитлеровские генералы. Например, генерал фашистского вермахта К. Типпельскирх в книге «История второй мировой войны» с горечью вынужден был при­знать, что «в таких решающих областях экономики, как, например, транспорт и военная промышленность, возможности русских сильно недооценивались».


Вот какие признания делались бывшими фашистскими генералами Г. Гудерианом, Г. Дерром, К. Цейтлером и другими военнослужащи­ми гитлеровского рейха: «Русское коман­дование... постоянно опиралось на железные дороги при отступлении в обороне и наступлении, благодаря чему русские часто проявляли поразительное мастерство, быстро перебрасывали крупные боевые со­единения на самые ответственные участки фронта...».


Высокую оценку нашему железнодорожному транспорту в 1941-1945 гг. дали союзники СССР по антигитлеровской коалиции. В американской печати тех лет отмечалось, что, используя железнодорож­ный транспорт, русские ошеломляли немецкое командование, так как подобная быстрота таких перевозок по железным дорогам шла вразрез с имеющимся опытом.

А теперь давайте познакомимся с участником ВОВ, которые работали на нашей Приволжской ЖД.

Александр Николаевич Мещеряков (14 мая 1914 — 12 июля 2005) — ртищевский машинист, Почётный железнодорожник (1961), Почётный гражданин города Ртищево и Ртищевского района (2001), Герой Социалистического Труда (1959).

С 1942 года А. Н. Мещеряков находился на фронтах Великой Отечественной войны. Он был призван Пензенским областным военкоматом. Служил в 202-м запасном стрелковом полку.

С октября 1944 года красноармеец Мещеряков служил старшим машинистом в 11-м отдельном эксплуатационном железнодорожном полку, дошедшем через Прибалтику до Восточной Пруссии. По приказу маршала Г.К. Жукова учавствовал в передаче 30 поравозов поляам. После победы над Германией направлен на Дальник Восток. Водил паровозы по очень сложному горному маршруту: через тоннель поднимался по спирали на высоту 3 тыс. метров над уровнем моря и на тормозах спусался в долину. возил грузы, пленных японцев, советских заключенных.

В декабре 1946 года демобилизованный А.Н. Мещеряков вернулся домой и с февраля 1947 года продолжил работать машинистом в своем локомотивном депо Ртищево-2.

Вспоминая военные годы, Александр Николаевич с болью в сердце рассказывал драматический момент службы, когда чуть было его не расстреляли без суда и следствия. Предпоследний военный рейс в мае 1945 года под Кёнигсбергом чуть было не стал последним в жизни. Старший машинист Мещеряков вел состав в полной темноте, ориентируясь по блеску рельсов. Вдруг блеск впереди исчез, и интуитивно, на свой страх и риск, машинист применил экстренное торможение. Тут ж налетели бомбардировщики, которые, к счастью, не нанесли серьезных увечий составу. На обвинение начальника поезда во вредительстве машинист мог только ответить, что он испытывал ощущение опасности впереди паравоза. Прошли несколько метров по колее и увидели до основания разрешенный мост. Назад Мещеряков возвращался героем, спасшим от гибели в ночи целый эшелон.

За самоотверженный труд и высокие производительные показатели при освоении нового вида тяги указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года А. Н. Мещеряков был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

t1697127760aa.png

VI. Подведение итогов.


Ребята, сейчас для проверки ваших знаний мы решим кроссворд.

Кроссворд:






1С

Т

А

10Л

И

Н















2В

О

Й

Н

А













3Н

И

К

О

Л

А

Й








4Ж

Е

Л

Е

З

Н

О

Д

О

Р

О

Ж

Н

И

К










5М

А

Г

И

С

Т

Р

А

Л

Ь








6П

О

Б

Е

Д

А














7Т

У

П

И

К










8Б

Е

Р

Л

И

Н
















9С

В

Е

Т

О

Ф

О

Р






Руководитель Союза Советских Социалистических Республик с 1920-х годов до 1953 года.

Составная и решающая часть второй мировой ____________ 1939 — 1945 гг.

Кого считают основоположником железнодорожного дела в России?

Работник железнодорожного транспорта

Железная дорога

Успех в войне

Неотъемлемая часть железнодорожных путей, которая имеет соединение с другими путями только с одной стороны

В каком городе закончилась Великая Отечественная война

Устройство для видимой сигнализации на железных дорогах, подающее сигналы в любое время суток только светом огней

Машина, движущаяся по рельсам и передвигающая прицепляемые к ней вагоны с грузами и пассажирами.


Железнодорожный транспорт с честью справился со своими задачами в годы Великой Отечественной войны.

Партия и правительство высоко оценили трудовую деятельность железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. 16950 железнодорожников были награждены орденами и медалями, 127 присвоено звание Героя Социалистического Труда. Кроме того, 53486 железнодорожников были награждены медалями за оборону Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Севастополя, Одессы, Кавказа и Заполярья.


В решающий период борьбы советского народа за свободу и независимость своей Родины наши железнодорожники с честью справились с огромными задачами, возложенными на них историей.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации