Классный час на тему «Героизм железнодорожников в годы ВОВ» (5–8 классы)
«Лучшая методическая разработка «Воспитываем патриотов»
====================================================================
посвящается 78-летию Победы в Великой Отечественной войнеНОМИНАЦИЯ Лучшее занятие (НОД), урок
НАЗВАНИЕ "Героизм железнодорожников"
Бояринцева Ирина Александровна
(Ф.И.О. автора)
Воспитатель, учитель
(должность)
Частное общеобразовательное учреждение «Лицей-интернат №5 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(название образовательного учреждения по Уставу)
Март 2023 г.
Тема: Героизм железнодорожников
Группа, класс: 5 классОбразовательная область: Общественные науки________________________________
Тип: Методическая разработка_________________________________________
Вид: Классный час_____________________________________________________Цель: формирование чувства патриотизма, исторической памяти и преемственности поколений на основе знаний о работе железнодорожников в годы Великой Отечественной войны.______________________________________________
Задачи: расширить знания о профессии военного железнодорожника, о задачах, выполняемых представителями этой профессии в мирное и военное время; воспитывать у школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину._______________________ Методы и приемы: рассказ, игровая форма.__________________________________Материалы и оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал._____
Классный час "Героизм железнодорожников"
Цель: формирование чувства патриотизма, исторической памяти и преемственности поколений на основе знаний о работе железнодорожников в годы Великой Отечественной войны.
Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа; интерактивные задания,
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
II. Мотивация познавательной деятельности.
Стихотворение Надежды Тумановой «Железная дорога» под звуки песни Марш солдат.
Огромна наша Родина - Россия:
Из края в край раскинулись поля
И нет страны чудесней и красивей-
Чем наша необъятная земля!
Сажусь на скорый поезд на вокзале,
А за окном мелькают города,
Озёра, реки, горы показались
Наверное, вот так было всегда?
Так год за годом, с самого начала.
Добраться вмиг до города любого
Железная дорога помогала-
И не было пути ещё другого!
Учитель: - Ребята, а что такое железная дорога?
Профессия железнодорожник имеет историю своего возникновения. Императора Николая I считают основоположником железнодорожного дела. Ведь именно во время его правления в 1837 году была открыта первая железная дорога от Царского Села до Санкт-Петербурга. Таким образом, царская прихоть стала толчком для развития всего железнодорожного транспорта.
- Представьте, что вы будущие машинисты. Скажите, в чем сложность вашей профессии? Какую ответственность она предполагает?
Ответы учеников.
В этой профессии есть определенные риски. Обычно работа железнодорожника проходит в сложных условиях: при любой погоде, в любое время суток. Не важно – дождь, снег, ночь – железнодорожник должен производить свою работу. Поэтому эта работа напрямую связана с безопасностью многих людей. Сегодня мы поговорим о людях, которые не щадили себя в борьбе с врагом.
III. Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос.
Вопросы к группе:
1. Какое историческое событие, изменившее жизнь нашей страны, произошло в XX веке?
2. Какие сражения, битвы произошли в ходе Великой Отечественной войны?
3. Перечислите героев Великой Отечественной войны, полководцев.
4. А как вы думаете, какую роль в войне сыграла железная дорога?
Ответы учеников.
IV. Сообщение темы и цели мероприятия.
Учитель:
Сегодня мы с вами узнаем, что же сделали и какой вклад внесли железнодорожники в годы войны.
Железнодорожный транспорт сыграл огромную роль в обеспечении победы Советского Союза над фашистской Германией. Великая Отечественная война во многом усложнила и изменила задачи, стоящие перед железнодорожным транспортом. С первых дней военных действий от железнодорожников потребовалось обеспечить быструю и бесперебойную доставку к фронту огромного количества войск, боевой техники, вооружения.
Для успешного решения задач пришлось перестроить на военный лад весь сложнейший комплекс. Началом и решающим шагом этой перестройки явился перевод движения поездов на особый военный график, который был введен приказом Наркомата Путей Сообщения уже в первые дни войны. Он предусматривал быстрое продвижение в первую очередь воинских эшелонов и особенно грузов, связанных с мобилизационными перевозками.
А началось все 22 июня 1941 года!
V. Основная часть внеклассного мероприятия.
Ребята, сейчас мы посмотрим Видеофрагмент Железнодорожный транспорт в годы Великой отечественной войны».
Ответим на вопрос:
- Какие чувства вы испытываете, посмотрев это фрагмент?
https://www.youtube.com/watch?v=QGnvm5CIbIg
Всего за годы Великой Отечественной войны объем воинских перевозок на железных дорогах составил невиданные в истории войн размеры — более 19,7 млн. вагонов (или 444213 поездов)
Необходимым условием бесперебойной работы железнодорожного транспорта явилась героическая деятельность воинов железнодорожных войск и специальных формирований НКПС. Без их самоотверженного труда он не справился бы со своими задачами, не выдержал бы того гигантского напряжения, которое выпало на его долю в 1941-1945 гг.
Кроме того, фашисты уничтожили или угнали с территории СССР большое количество паровозов и вагонов. Транспорт любой другой страны после таких неисчислимых потерь и разрушений оказался бы неизбежно парализованным. Но железнодорожный транспорт СССР не только выдержал этот удар, но и в ходе войны неуклонно наращивал свою мощь, интенсивность и размеры перевозок.
В первые месяцы войны одна из германских газет писала: «С начала военных действий на Восточном фронте германская авиация нанесла сильный ущерб большому количеству железнодорожных линий и подвижных составов. Она продолжает громить пути, ведущие к фронту, и уничтожить составы. Таким образом, положение советских железных дорог очень ненадежное до 194"1. года, скоро станет совершенно безвыходным».
Однако очень скоро враг убедился, как он жестоко просчитался. Несмотря на то, что фашистская авиация с июля по декабрь 1941 года совершала на наши железные дороги в среднем ежесуточно до 33 налетов, воины-железнодорожники вместе с восстановителями специальных формирований НКПС и работниками железных дорог быстро восстанавливали разрушенные участки, умело использовали имеющиеся возможности для пропуска поездов к фронту и в тыл.
Причем, военным восстановителям приходилось работать в условиях непрерывной бомбежки и обстрелов, часто с оружием в руках защищать стальные коммуникации и родную землю от врага.
Не могли не признать влияние железнодорожного транспорта на успех операций советских войск и битые гитлеровские генералы. Например, генерал фашистского вермахта К. Типпельскирх в книге «История второй мировой войны» с горечью вынужден был признать, что «в таких решающих областях экономики, как, например, транспорт и военная промышленность, возможности русских сильно недооценивались».
Вот какие признания делались бывшими фашистскими генералами Г. Гудерианом, Г. Дерром, К. Цейтлером и другими военнослужащими гитлеровского рейха: «Русское командование... постоянно опиралось на железные дороги при отступлении в обороне и наступлении, благодаря чему русские часто проявляли поразительное мастерство, быстро перебрасывали крупные боевые соединения на самые ответственные участки фронта...».
Высокую оценку нашему железнодорожному транспорту в 1941-1945 гг. дали союзники СССР по антигитлеровской коалиции. В американской печати тех лет отмечалось, что, используя железнодорожный транспорт, русские ошеломляли немецкое командование, так как подобная быстрота таких перевозок по железным дорогам шла вразрез с имеющимся опытом.
А теперь давайте познакомимся с участником ВОВ, которые работали на нашей Приволжской ЖД.
Александр Николаевич Мещеряков (14 мая 1914 — 12 июля 2005) — ртищевский машинист, Почётный железнодорожник (1961), Почётный гражданин города Ртищево и Ртищевского района (2001), Герой Социалистического Труда (1959).
С 1942 года А. Н. Мещеряков находился на фронтах Великой Отечественной войны. Он был призван Пензенским областным военкоматом. Служил в 202-м запасном стрелковом полку.
С октября 1944 года красноармеец Мещеряков служил старшим машинистом в 11-м отдельном эксплуатационном железнодорожном полку, дошедшем через Прибалтику до Восточной Пруссии. По приказу маршала Г.К. Жукова учавствовал в передаче 30 поравозов поляам. После победы над Германией направлен на Дальник Восток. Водил паровозы по очень сложному горному маршруту: через тоннель поднимался по спирали на высоту 3 тыс. метров над уровнем моря и на тормозах спусался в долину. возил грузы, пленных японцев, советских заключенных.
В декабре 1946 года демобилизованный А.Н. Мещеряков вернулся домой и с февраля 1947 года продолжил работать машинистом в своем локомотивном депо Ртищево-2.
Вспоминая военные годы, Александр Николаевич с болью в сердце рассказывал драматический момент службы, когда чуть было его не расстреляли без суда и следствия. Предпоследний военный рейс в мае 1945 года под Кёнигсбергом чуть было не стал последним в жизни. Старший машинист Мещеряков вел состав в полной темноте, ориентируясь по блеску рельсов. Вдруг блеск впереди исчез, и интуитивно, на свой страх и риск, машинист применил экстренное торможение. Тут ж налетели бомбардировщики, которые, к счастью, не нанесли серьезных увечий составу. На обвинение начальника поезда во вредительстве машинист мог только ответить, что он испытывал ощущение опасности впереди паравоза. Прошли несколько метров по колее и увидели до основания разрешенный мост. Назад Мещеряков возвращался героем, спасшим от гибели в ночи целый эшелон.
За самоотверженный труд и высокие производительные показатели при освоении нового вида тяги указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года А. Н. Мещеряков был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
VI. Подведение итогов.
Ребята, сейчас для проверки ваших знаний мы решим кроссворд.
Кроссворд:
| | | | 1С | Т | А | 10Л | И | Н | | | | | | | |
| | | | | | 2В | О | Й | Н | А | | | | | | |
| | | | | 3Н | И | К | О | Л | А | Й | | | | | |
| 4Ж | Е | Л | Е | З | Н | О | Д | О | Р | О | Ж | Н | И | К | |
| | | | | | | 5М | А | Г | И | С | Т | Р | А | Л | Ь |
| | | | | | 6П | О | Б | Е | Д | А | | | | | |
| | | | | | | 7Т | У | П | И | К | | | | | |
| | | 8Б | Е | Р | Л | И | Н | | | | | | | | |
| | | | | | 9С | В | Е | Т | О | Ф | О | Р | | | |
Руководитель Союза Советских Социалистических Республик с 1920-х годов до 1953 года.
Составная и решающая часть второй мировой ____________ 1939 — 1945 гг.
Кого считают основоположником железнодорожного дела в России?
Работник железнодорожного транспорта
Железная дорога
Успех в войне
Неотъемлемая часть железнодорожных путей, которая имеет соединение с другими путями только с одной стороны
В каком городе закончилась Великая Отечественная война
Устройство для видимой сигнализации на железных дорогах, подающее сигналы в любое время суток только светом огней
Машина, движущаяся по рельсам и передвигающая прицепляемые к ней вагоны с грузами и пассажирами.
Железнодорожный транспорт с честью справился со своими задачами в годы Великой Отечественной войны.
Партия и правительство высоко оценили трудовую деятельность железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. 16950 железнодорожников были награждены орденами и медалями, 127 присвоено звание Героя Социалистического Труда. Кроме того, 53486 железнодорожников были награждены медалями за оборону Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Севастополя, Одессы, Кавказа и Заполярья.
В решающий период борьбы советского народа за свободу и независимость своей Родины наши железнодорожники с честью справились с огромными задачами, возложенными на них историей.