Классный час в 6 классе на тему «Хатынь»

3
0
Материал опубликован 14 October 2023

Классный час в 6 классе

Тема: «Хатынь»

Подготовила Ковалевская Евгения Петровна

Война – страшное слово. За ним скрывается боль, бомбежки, страдания, слезы, смерть. Война – это тысячи искалеченных судеб. Война – это бездомные, обездоленные люди. Война – это потеря близких и дорогих тебе людей. Война – это страшное слово.

Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдете сегодня этой белорусской деревни. Она была уничтожена фашистами весной 1943 года. Ранняя весна. Маленькая белорусская деревушка. Утро. Тишина. Все спят. Как будто и нет войны. Еще никто не знает, что этой мирной жизни остались считанные часы, а может и минуты. Это произошло 22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили ее. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. Но ни в чем не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор. И все… Участь деревни была решена.

В ответ фашисты сровняли ее с землей, сожгли заживо ее жителей, сожгли деревню дотла… Крики, стоны, проклятия. Кто их слышал? Бездушные люди с автоматами на плечах? Они не пожалели ни стариков, ни женщин, ни детей. Все население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми.

Сюда привели семьи Иосифа и Анны Барановских с 9 детьми, Александра и Александры Новицких с 7 детьми; столько же детей было в семье Казимира и Елены Иотко, самому маленькому исполнился только один год. В сарай пригнали Веру Яскевич с семинедельным сыном Толиком. Леночка Яскевич вначале спряталась во дворе, а затем решила надежно укрыться в лесу. Пули фашистов не смогли догнать бегущую девочку. Тогда один из фашистов бросился за ней, догнав, расстрелял ее на глазах у обезумевшего от горя отца. Вместе с жителями Хатыни в сарай пригнали жителя деревни Юрковичи Антона Кункевича и жительницу деревни Камено Кристину Слонскую, которые оказались в это время в деревне Хатынь. Ни один взрослый не смог остаться незамеченным. Только троим детям — Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу — удалось скрыться от гитлеровцев.

Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти детей. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. В огне заживо сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста. Деревня была разграблена и сожжена дотла. Две девушки из семей Климовичей и Федоровичей — Мария Федорович и Юлия Климович — чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса. Обгоревших, чуть живых их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета.

Но и эта деревня вскоре была сожжена фашистами и обе девушки погибли. Лишь двое детей, из находившихся в сарае, остались живы — семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Когда в горящей одежде, охваченные ужасом люди выбегали из горящего сарая, вместе с другими жителями деревни выбежала Анна Желобкович. Она крепко держала за руку семилетнего сына Витю. Смертельно раненая женщина, падая, прикрыла сына собой. Раненый в руку ребенок пролежал под трупом матери до ухода фашистов из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей. Гитлеровцы приняли его за мертвого.

Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме г.п. Плещеницы. Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Полыхали дома, полыхали постройки, полыхала вся деревня. А нелюди стояли и смотрели. Просто стояли и смотрели как гибнут мирные жители, простые люди: старики, женщины, дети.

Война – это страшное слово. Искалеченные судьбы, сожженные дома, деревни, города. Хатынь – это только одна из тысяч городов и деревень, которую не пощадили каратели. Сколько их было. Одни, как птица Феникс, смогли возродиться из пепла, другие сгинули в небытии. Трагедия Хатыни — один из тысяч фактов, свидетельствующих о целенаправленной политике геноцида по отношению к населению Белоруссии, которую осуществляли нацисты на протяжении всего периода оккупации.

Сотни подобных трагедий произошли за три года оккупации (1941-1944гг) на белорусской земле. Хатынь – это памятник нам ныне живущим: «Смотри, что делает война! Не допусти!

Помни: они заплатили своими жизнями, за то, чтобы мы с тобой жили!!! Жили, не боясь бомбежек, не боясь взрывов! Жили в мире! Жили, не думая о том, что к тебе в дом может войти тот, кто решил забрать твою жизнь.

Хатынь – ты то, о чем мы должны помнить всегда. Т

вои колокола нам не дадут забыть зверства Второй мировой войны. Твои колокола всегда говорят: «Люди! Помните! Не забывайте!»

t1697277661aa.jpgВойна – это страшное слово!



t1697277661ab.jpg


t1697277661ac.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации