Классный час на тему «Мир не обойдется без меня» (7–8 классы)
Классный час
презентацияPPTX / 30.29 Мб
Тема: «Мир не обойдется без меня»
Направление: Служение отечеству и ответственность за его судьбу
Целевая аудитория: 7-8 класс
Задачи: формирование представлений о духовно- нравственном смысле понятий «гражданин», «патриотизм», «гражданский поступок».
Развитие нравственной личности, воспитание потребности служения своей стране , понимание ответственности за будущее Отечества.
Воспитание уважения к личности и индивидуальности каждого.
Расширить словарный запас и активизировать речевое общение по теме; формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы.
Материально – техническое обеспечение:
Мультимедийная техника: ноутбук с выходом в интернет, интерактивная доска Smart, проектор, матрешка, эмблема «Движение первых»,раздаточный материал.
Ход занятия:
Организационный момент
Добрый день, ребята. Как вы уже заметили на слайде, тема нашей встречи «Мир не обойдется без меня». Это не урок, это не классный час - это общение: тут нет правильных и неправильных ответов, мы с вами будем беседовать, и делиться своими мыслями, идеями, чувствами, переживаниями. Поэтому не стесняйтесь высказывать свое мнение, возможно отличное от моего или ваших одноклассников, дискутировать.
Основная часть. Целеполагание
Чтобы понять всю глубину и важность нашей темы, предлагаю вам посмотреть фрагмент отечественного фильма «Чебурашка».
(Видеофрагмент «Чебурашки» песня Севары « Там нет меня» 1 мин)
- Какие чувства возникли у вас в результате увиденного и услышанного? (Одиночество, безысходность, отчаяние, грусть, расставание).
Человек –от природы эмоционален, ему жизненно необходима поддержка родных, близких.
3.Беседа
- И тут возникает вопрос: Обойдется ли человек без мира? Кто из вас смотрел фильм «Марсианин»? (Фильм начинается с песчаной бури на Марсе. Вся команда экстренно эвакуируется из -за стихии, оставляя своего раненого друга-биолога на пустынной планете, где он тоже боролся с безысходностью, одиночеством и ему необходимо было выжить).
- Вам знакомы эти чувства? Вспомните изоляцию во время ковида. Тяжело от привычного общения с окружающим миром?
- Скажите, человек существо социальное? Почему? (Ему нужно общение. Самоутверждение. Испытывать чувство собственной нужности, значимости, полезности, дружбы, любви). Какие еще примеры из литературы или фильмов, где человек оказался в изоляции от внешнего мира, можно привести?
Ответьте на вопрос: Обойдется ли человек без мира?
- Тогда возникает второй вопрос: А что такое мир для вас? Какой ваш мир?
Учитель демонстрирует матрешку, собирая её с самой маленькой.
- Скажите, когда вы только появились на свет, что для вас было миром? (семья, мама, дом)Показывает самую маленькую матрешку.
- Ребенок идет в детский сад, в школу, знакомится с новыми людьми, заводит друзей. Его мир расширяется. Он что-то узнает, пробует, принимает или отрицает. Что для него становится миром? (общество, окружение, сверстники, город, край). Всё это можно назвать малой Родиной.
- Скажите, дети систематически смотрят новости по телевизору? (Нет) А взрослые? (Да) Почему? (Потому что для них границы мира расширяются – это уже не только семья, но и государство, всё человечество, им важно, что происходит вокруг).
Получается, что мир, сколько бы лет вам не было, это люди, которые вас окружают, это земля, на которой вы живете. Это хорошо описывает одно слово . Какое? (Отечество!) Так что же такое мир для Вас?
- Человек в определенный момент жизни, задает себе вопрос: «Кто я? Зачем я? Ценят ли меня окружающие? Каким меня видят друзья? – вам знакомы эти вопросы?
- Но слышит ли нас этот мир?
- Ребята, а почему подростки любят красить волосы в яркий цвет, носить броскую одежду? (Чтобы выделиться, чтобы их заметили окружающие)
-Как еще можно стать заметным, почувствовать себя нужным?
- Кто из вас принимал участие в акциях и проектах Движения Первых? (#миллиондобрыхдел и тд)
(Дети рассказывают в каких акциях участвовали, делятся эмоциями и впечатлениями)
Участие в подобных акциях и проектах – это отличный способ заявить о себе миру, показать кто вы, чем живете, но что способны и чем полезны обществу и миру.
- Хорошо. Мы разобрались с вами с тем, что же такое мир и как с ним взаимодействовать, но остается вопрос: обойдется ли мир без нас или всё-таки каждый человек для него важен?
«Недавно все новостные ленты облетела новость:14-летний Миша Петренко вместе со старшим братом вытащили из огня двух маленьких детей и их бабушку.
Когда новость о самоотверженном, храбром поступке облетела местные СМИ, волгоградский школьник в одночасье превратился в супер- героя для своих одноклассников. Но сам себя героем не считает, лишь скромно улыбается и говорит, что так поступил бы каждый на его месте. Скромный, добрый, отзывчивый – именно так характеризуют подростка учителя, соседи . «В жизни всегда есть место подвигам» - именно эта известная цитата из рассказа Максима Горького как нельзя лучше описывает его поступок.
-Ребята, каким качествами , как вы ,думаете ,обладает такой человек?( сила воли, смелость, мужество, решительность, самоотверженность, крепкие нервы
-Каким словом мы можем выразить его жизненную позицию? Кто он?
(Герой, гражданин)- Слайд Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо людей, своего народа, своего Отечества
-Кто же такой гражданин?
-Скажите он сделал осознанный выбор, войдя в пылающий дом? (осознанно)
-Осознанный выбор помогает сделать нас неравнодушными.
-Как вы считаете, есть в нашем мире настоящие герои? Есть ли среди ваших знакомых, родственников, можно привести литературных героев, которые занимают ответственную гражданскую позицию? Каких ученых, спортсменов, врачей, учителей можно упомянуть в этом контексте?
Учитель: Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан! А ЧТО ТАКОЕ ГРАЖДАНИН? ОТЕЧЕСТВА , ДОСТОЙНЫЙ СЫН!»
Ребята продолжите:
Гражданин-человек, который ..
Любит_________________
Переживает_________________
Действует____________________
Протестует__________________
Требует__________________
Потому что_________________
-Что для Вас Отечество?
-Что вы понимаете под служением Отечеству?
-Как мы можем служить Отечеству?
Все большое и высокое начинается с малого и повседневного. Полезными мы можем стать уже здесь и сейчас, проявляя любовь к своей «малой родине» - нашему городу , например, заботиться о чистоте. Вот оно, конкретное проявление гражданской позиции.
-Может среди Ваших знакомых, родственников или вы сами, занимаете активную гражданскую позицию? Вы можете привести примеры из литературы?
Ребята, если мы не будем постоянно учится, что произойдет?( мы будем деградировать, стоять на месте)
-Это значит в будущем мы будем плохим работником и гражданином . К тому же ты не будешь в состоянии осмысливать, осознавать все те процессы, которые происходят в мире, в твоей стране и даже вокруг и внутри тебя.
- Через какие организации , движения вы можете заявить о себе? ( движение первых, большая перемена, волонтерство) Где мы можем показать свое неравнодушие?(волонтеры)
-Волонтеры или доброволец кто это? (какие два корня есть в слове доброволец )?
-Есть ли среди вас волонтеры?
Вам предлагаю акции .Ознакомьтесь с текстом. Ответьте на вопросы. На решение какой проблемы направлена акция? Чем мы можем помочь?
Подводя итоги, ответьте : Обойдется ли человек без мира? Что такое мир для вас? Какой ваш мир?
- Обойдется ли мир без нас или всё-таки каждый человек для него важен?
4.Итог занятия
Учитель: Мир это сочетание плохого и хорошего. Мир, может обойтись без тех кто променял совесть и честь на счет в банке.
Кто превратил жизнь в жалкую зависимость.
Но если будет кто-то , кто меняет минус на плюс в этой жизни. Он не будет лишним. Мир не может обойтись без людей, которые могут любить, сострадать, делают на мир хоть немножечко лучше.
Мир не обойдется без вашей смелости, добрых сердец, оптимизма, трудолюбия, образованности, желания жить.
Но и мы не можем без мира, потому что мы – единое целое.
Как картина не будет полна без одного пазла, так и мир не обойдется без каждого из нас. в конце концов без меня….без семьи…..без нас в мире будет пустота…(разбираю матрешку и показываю ее середину)
Использованные ресурсы:
Песня Севары «Там нет меня» из кинофильма «Чебурашка»