Классный час, посвящённый 80-летней годовщине полного освобождения блокады Ленинграда «И пусть из искры разгорится пламя!»

7
0
Материал опубликован 3 January в группе

Классный час, посвящённый 80-летней годовщине полного освобождения блокады Ленинграда

«И пусть из искры разгорится пламя!»

Традиционно в конце января по всей стране проходят мероприятия, посвященные Дню полного освобождения Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков. В 2024 году исполняется 80 лет со дня завершения одной из самых трагичных эпизодов Великой Отечественной войны, длившийся 872 дня.
С детьми очень сложно говорить о войне. Но важно напоминать подрастающему поколению о мужестве, стойкости и отваге жителей и защитников Ленинграда, знакомить их с историей тех дней. 

Цель

Познакомить учащихся с фактами о блокаде Ленинграда.

Задачи

1) Воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну;

2) Воспитание уважение к прошлому нашей Родины;

3) Воспитание эмпатии.

Оборудование

  1. Тематические картинки, рисунки, плакаты;
  2. Интерактивная доска;
  3. Простая доска;
  4. Видео;
  5. Музыка.

Время

40 минут.

Класс

9й.

Подготовка классного часа

  1. Провести анонимное анкетирование заранее;
  2. Обработать его результаты;
  3. Украсить классную комнату;
  4. Найти видео и музыку;
  5. Разучить с детьми стихи и песни.

Ход мероприятия

Классный час начинается с просмотра видео (песня «Блокадный Ленинград», музыка и исполнитель Игорь Корнилов, слова Виктор Пурга).

https://www.youtube.com/watch?v=HkImuLEXFrs

Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашего мероприятия. Сегодня мы собрались здесь с Вами неслучайно. Посмотрите, пожалуйста, как украшен наш класс, и попробуйте предположить, чему будет посвящено наше сегодняшнее мероприятие.

Совершенно верно, ребята. В этом году исполняется 80 лет со дня завершения блокады Ленинграда. Блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года. Блокада длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Она продолжалась 872 дня, в ряде источников 871 день. В литературе и на памятниках встречается округление – 900 дней и ночей.

В середину класса выходит ученик и читает стихотворение Николая Тихонова «Ленинград».

Петровой волей сотворен
И светом ленинским означен —
В труды по горло погружен,
Он жил — и жить не мог иначе.

Он сердцем помнил: береги
Вот эти мирные границы,-
Не раз, как волны, шли враги,
Чтоб о гранит его разбиться.

Исчезнуть пенным вихрем брызг,
Бесследно кануть в бездне черной
А он стоял, большой, как жизнь,
Ни с кем не схожий, неповторный!

И под фашистских пушек вой
Таким, каким его мы знаем,
Он принял бой, как часовой,
Чей пост вовеки несменяем!

Анализ проведённого анкетирования

Что знают о блокаде современные школьники?

  1. Представь, что учитель предлагает твоему классу подготовить сообщение о блокаде Ленинграда. Как бы ты поступил? (обведи один ответ)

Я бы вызвался делать сообщение, так как тема блокады мне интересна;

Я бы согласился делать сообщение о блокаде, так как вряд ли кто-то из моего класса захотел бы сделать это;

Я бы взялся делать сообщение о блокаде, если бы меня об этом попросил лично учитель;

Я бы не стал вызываться сам, мне тема блокады Ленинграда не очень интересна;

Я бы не стал делать сообщение о блокаде Ленинграда, так как по этой теме я уже все знаю и подобные доклады я уже делал не раз».

  1. Представь, что к тебе приезжает друг из другого города. Он просит тебя кратко рассказать о блокаде Ленинграда. Что бы ты ему рассказал? Напиши от 3 до 10 предложений.
  2. Представь, что друг из другого города просит тебя показать какое-то место в Санкт-Петербурге, связанное с блокадой. Куда бы ты его отвел? Какие бы памятники или музеи, связанные с блокадой, ты бы показал? Допиши ответ.
  3. Откуда ты знаешь о блокаде Ленинграда? Какие источники прежде всего помогли тебе составить представление о ней? Выбери и обведи от 1 до 3 ответов или допиши свой.

Я изучал это в школе на уроках;

Я узнал об этом из экскурсий в музеи, которые мы совершали всем классом;

Я читал об этом в книгах;

Я смотрел телепередачи и фильмы о блокаде;

Я узнал об этом из классных часов и бесед с классным руководителем;

Я бывал на экскурсиях по блокадным местам Петербурга;

Мне рассказывали об этом родители, бабушки и дедушки;

Я узнал об этом в кружке или клубе при Дворце творчества (на дополнительных занятиях);

Твой вариант ответа.

А сейчас, ребята, давайте ознакомимся с результатами анкетирования. Надеюсь, все Вы отвечали на вопросы честно. Итак…

Теперь Вашему вниманию я предлагаю видео про блокаду Ленинграда. Смотрите его, пожалуйста, очень внимательно, потому что после просмотра я задам Вам много вопросов. Самые внимательные получат баллы.

Просмотра видео https://www.youtube.com/watch?v=A9WXsmD8jzU

Ответы на вопросы по видео

  1. Где захоронено большое количество жертв Второй мировой войны? (На Пискарёвском кладбище)
  2. Когда день воинской славы России? (27 января)
  3. Что произошло в этот день? (В этот день в 1944 году Ленинград был полностью освобождён от фашистской блокады)
  4. Сколько лет исполняется снятию блокады в этом году? (80 лет)
  5. Когда Ленинград был осаждён немецкими войсками? (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года)
  6. В ходже какой войны? (Великой Отечественной войны)
  7. С какой целью была блокада? (С целью сломить защитников города и овладеть им)
  8. Когда началось вторжение Германии в Советский Союз? (22 июня 1941 года)
  9. Что было главной задачей германских войск? (Разгром советской России в ходе одной кратковременной кампании)
  10. Как назывался план немцев? (План Барбаросса)
  11. Какой город предполагалось взять после Ленинграда? (Москву)
  12. Когда немецкая армия уже понесла существенные потери на подступах к Ленинграду? (К концу августа 1941 года)
  13. Когда был дан приказ о блокировании этого города? (28 августа 1941 года)
  14. Какие склады с продовольствием уничтожили немцы? (Бадаевские)
  15. Когда появилось дальнейшее решение о блокаде? (12 октября 1941 года)
  16. Сколько людей оказалось в кольцо блокады? (Более 2,5 миллионов жителей, в том числе около 400 000 детей)
  17. Сколько человек удалось эвакуировать? (Более 600 000 человек)
  18. Что было единственной связью Ленинграда со страной? (Знаменитая «Дорога жизни», проходившая по Ладожскому озеру)
  19. В каком месяце ежедневный паёк (хлеба) достиг минимума? (В декабре 1941 года)
  20. Сколько грамм он составлял? (125 грамм чёрного хлеба для служащих, детей и иждивенцев)
  21. А сколько полагалось рабочим? (259 грамм)
  22. Какое время стало самым тяжёлым для Ленинграда? (Суровая зима 1941-1042 годов)
  23. Почему? (Голод усугубился сильнейшими морозами)
  24. Как боролись ленинградцы? (Строили баррикады и доты, продолжали выпускать военную продукцию)
  25. Сколько бомбоубежищ было сооружено? (Более 4000 бомбоубежищ, способных принять 800 000 человек)
  26. Сколько громкоговорителей было установлено на улицах города в первые месяцы блокады? (1500)
  27. Что транслировалось через эту радио сеть? (Знаменитый ленинградский метроном, который оповещал население о налётах)
  28. Что стало одним из символов мужества и героизма советских воинов?  (Невский пятачок)
  29. Сколько раз в течение 1942 года Красная Армия пыталась деблокировать город? (Дважды)
  30. Что стало первым успешным наступление советских войск под Ленинградом? (Операция «Искра»)
  31. Когда блокада была полностью снята? (27 января 1944 года)
  32. Сколько людей умерло от голода во время блокады? (от 800 000 до 1 миллиона человек).
  33. Где установлены памятники жертвам блокады? (Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискарёвского и Серафимовского кладбища. Дополнительно 9 памятников установлено на Ораниенбаумском плацдарме и 7 на Дороге жизни).
  34. Где находится Зелёный пояс Славы? (Вокруг города, по бывшему блокадному кольцу фронта. Его общая протяжённость составляет свыше 200 километров и включает в себя зелёные насаждения, внутри которых находятся 26 монументов).
  35. Когда Ленинграду было присвоено звание Город-Герой? (8 мая 1965 года).

Звучит метроном. Все встают, чтобы почтить память погибших в блокаде. Минута молчания.

Ребята, давайте почтим погибших. Встаньте, пожалуйста.

https://zvukipro.com/situacii/201-zvuk-metronoma-minuty-molchaniya.html

Каким мысли и чувства у Вас вызвал сегодня наш классный час? Гордитесь ли Вы подвигом нашего народа? Что Вам больше всего запомнилось? Выберите, пожалуйста, смайлик, который иллюстрирует Ваше отношение.

В завершении классного часа в центр класса выходит девочка и исполняет песню Елизаветы Зиновьевой «Дети Ленинграда».

https://www.youtube.com/watch?v=7s8jysHtkxQ

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации