Классный час, посвящённый 80-летней годовщине полного освобождения блокады Ленинграда «И пусть из искры разгорится пламя!»
Классный час, посвящённый 80-летней годовщине полного освобождения блокады Ленинграда
«И пусть из искры разгорится пламя!»
Традиционно в конце января по всей стране проходят мероприятия, посвященные Дню полного освобождения Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков. В 2024 году исполняется 80 лет со дня завершения одной из самых трагичных эпизодов Великой Отечественной войны, длившийся 872 дня.
С детьми очень сложно говорить о войне. Но важно напоминать подрастающему поколению о мужестве, стойкости и отваге жителей и защитников Ленинграда, знакомить их с историей тех дней.
Цель
Познакомить учащихся с фактами о блокаде Ленинграда.
Задачи
1) Воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну;
2) Воспитание уважение к прошлому нашей Родины;
3) Воспитание эмпатии.
Оборудование
- Тематические картинки, рисунки, плакаты;
- Интерактивная доска;
- Простая доска;
- Видео;
- Музыка.
Время
40 минут.
Класс
9й.
Подготовка классного часа
- Провести анонимное анкетирование заранее;
- Обработать его результаты;
- Украсить классную комнату;
- Найти видео и музыку;
- Разучить с детьми стихи и песни.
Ход мероприятия
Классный час начинается с просмотра видео (песня «Блокадный Ленинград», музыка и исполнитель Игорь Корнилов, слова Виктор Пурга).
https://www.youtube.com/watch?v=HkImuLEXFrs
Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашего мероприятия. Сегодня мы собрались здесь с Вами неслучайно. Посмотрите, пожалуйста, как украшен наш класс, и попробуйте предположить, чему будет посвящено наше сегодняшнее мероприятие.
Совершенно верно, ребята. В этом году исполняется 80 лет со дня завершения блокады Ленинграда. Блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года. Блокада длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Она продолжалась 872 дня, в ряде источников 871 день. В литературе и на памятниках встречается округление – 900 дней и ночей.
В середину класса выходит ученик и читает стихотворение Николая Тихонова «Ленинград».
Петровой волей сотворен
И светом ленинским означен —
В труды по горло погружен,
Он жил — и жить не мог иначе.
Он сердцем помнил: береги
Вот эти мирные границы,-
Не раз, как волны, шли враги,
Чтоб о гранит его разбиться.
Исчезнуть пенным вихрем брызг,
Бесследно кануть в бездне черной
А он стоял, большой, как жизнь,
Ни с кем не схожий, неповторный!
И под фашистских пушек вой
Таким, каким его мы знаем,
Он принял бой, как часовой,
Чей пост вовеки несменяем!
Анализ проведённого анкетирования
Что знают о блокаде современные школьники?
- Представь, что учитель предлагает твоему классу подготовить сообщение о блокаде Ленинграда. Как бы ты поступил? (обведи один ответ)
Я бы вызвался делать сообщение, так как тема блокады мне интересна;
Я бы согласился делать сообщение о блокаде, так как вряд ли кто-то из моего класса захотел бы сделать это;
Я бы взялся делать сообщение о блокаде, если бы меня об этом попросил лично учитель;
Я бы не стал вызываться сам, мне тема блокады Ленинграда не очень интересна;
Я бы не стал делать сообщение о блокаде Ленинграда, так как по этой теме я уже все знаю и подобные доклады я уже делал не раз».
- Представь, что к тебе приезжает друг из другого города. Он просит тебя кратко рассказать о блокаде Ленинграда. Что бы ты ему рассказал? Напиши от 3 до 10 предложений.
- Представь, что друг из другого города просит тебя показать какое-то место в Санкт-Петербурге, связанное с блокадой. Куда бы ты его отвел? Какие бы памятники или музеи, связанные с блокадой, ты бы показал? Допиши ответ.
- Откуда ты знаешь о блокаде Ленинграда? Какие источники прежде всего помогли тебе составить представление о ней? Выбери и обведи от 1 до 3 ответов или допиши свой.
Я изучал это в школе на уроках;
Я узнал об этом из экскурсий в музеи, которые мы совершали всем классом;
Я читал об этом в книгах;
Я смотрел телепередачи и фильмы о блокаде;
Я узнал об этом из классных часов и бесед с классным руководителем;
Я бывал на экскурсиях по блокадным местам Петербурга;
Мне рассказывали об этом родители, бабушки и дедушки;
Я узнал об этом в кружке или клубе при Дворце творчества (на дополнительных занятиях);
Твой вариант ответа.
А сейчас, ребята, давайте ознакомимся с результатами анкетирования. Надеюсь, все Вы отвечали на вопросы честно. Итак…
Теперь Вашему вниманию я предлагаю видео про блокаду Ленинграда. Смотрите его, пожалуйста, очень внимательно, потому что после просмотра я задам Вам много вопросов. Самые внимательные получат баллы.
Просмотра видео https://www.youtube.com/watch?v=A9WXsmD8jzU
Ответы на вопросы по видео
- Где захоронено большое количество жертв Второй мировой войны? (На Пискарёвском кладбище)
- Когда день воинской славы России? (27 января)
- Что произошло в этот день? (В этот день в 1944 году Ленинград был полностью освобождён от фашистской блокады)
- Сколько лет исполняется снятию блокады в этом году? (80 лет)
- Когда Ленинград был осаждён немецкими войсками? (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года)
- В ходже какой войны? (Великой Отечественной войны)
- С какой целью была блокада? (С целью сломить защитников города и овладеть им)
- Когда началось вторжение Германии в Советский Союз? (22 июня 1941 года)
- Что было главной задачей германских войск? (Разгром советской России в ходе одной кратковременной кампании)
- Как назывался план немцев? (План Барбаросса)
- Какой город предполагалось взять после Ленинграда? (Москву)
- Когда немецкая армия уже понесла существенные потери на подступах к Ленинграду? (К концу августа 1941 года)
- Когда был дан приказ о блокировании этого города? (28 августа 1941 года)
- Какие склады с продовольствием уничтожили немцы? (Бадаевские)
- Когда появилось дальнейшее решение о блокаде? (12 октября 1941 года)
- Сколько людей оказалось в кольцо блокады? (Более 2,5 миллионов жителей, в том числе около 400 000 детей)
- Сколько человек удалось эвакуировать? (Более 600 000 человек)
- Что было единственной связью Ленинграда со страной? (Знаменитая «Дорога жизни», проходившая по Ладожскому озеру)
- В каком месяце ежедневный паёк (хлеба) достиг минимума? (В декабре 1941 года)
- Сколько грамм он составлял? (125 грамм чёрного хлеба для служащих, детей и иждивенцев)
- А сколько полагалось рабочим? (259 грамм)
- Какое время стало самым тяжёлым для Ленинграда? (Суровая зима 1941-1042 годов)
- Почему? (Голод усугубился сильнейшими морозами)
- Как боролись ленинградцы? (Строили баррикады и доты, продолжали выпускать военную продукцию)
- Сколько бомбоубежищ было сооружено? (Более 4000 бомбоубежищ, способных принять 800 000 человек)
- Сколько громкоговорителей было установлено на улицах города в первые месяцы блокады? (1500)
- Что транслировалось через эту радио сеть? (Знаменитый ленинградский метроном, который оповещал население о налётах)
- Что стало одним из символов мужества и героизма советских воинов? (Невский пятачок)
- Сколько раз в течение 1942 года Красная Армия пыталась деблокировать город? (Дважды)
- Что стало первым успешным наступление советских войск под Ленинградом? (Операция «Искра»)
- Когда блокада была полностью снята? (27 января 1944 года)
- Сколько людей умерло от голода во время блокады? (от 800 000 до 1 миллиона человек).
- Где установлены памятники жертвам блокады? (Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискарёвского и Серафимовского кладбища. Дополнительно 9 памятников установлено на Ораниенбаумском плацдарме и 7 на Дороге жизни).
- Где находится Зелёный пояс Славы? (Вокруг города, по бывшему блокадному кольцу фронта. Его общая протяжённость составляет свыше 200 километров и включает в себя зелёные насаждения, внутри которых находятся 26 монументов).
- Когда Ленинграду было присвоено звание Город-Герой? (8 мая 1965 года).
Звучит метроном. Все встают, чтобы почтить память погибших в блокаде. Минута молчания.
Ребята, давайте почтим погибших. Встаньте, пожалуйста.
https://zvukipro.com/situacii/201-zvuk-metronoma-minuty-molchaniya.html
Каким мысли и чувства у Вас вызвал сегодня наш классный час? Гордитесь ли Вы подвигом нашего народа? Что Вам больше всего запомнилось? Выберите, пожалуйста, смайлик, который иллюстрирует Ваше отношение.
В завершении классного часа в центр класса выходит девочка и исполняет песню Елизаветы Зиновьевой «Дети Ленинграда».