Классный час на тему «Славный 1812 год в истории и искусстве»
Министерство образования и науки Красноярского края
Краевое бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)
«Красноярский техникум информатики и вычислительной техники»
КЛАССНЫЙ ЧАС:
«СЛАВНЫЙ 1812 ГОД В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ»
(Составлен и проведён Н. Л. Овчаренко)
Красноярск 2024 г.
Участники: Студенты ;
Классный руководитель Н. Л. Овчаренко
Цели:
показать значимость войны 1812 года в формировании у студентов чувства патриотизма;
способствовать формированию у студентов группы умений и навыков общения и сотрудничества, потребности в духовном росте;
способствовать проявлению и развитию индивидуальности, инициативности, самостоятельности и творческого самовыражения каждого студента;
поддержать студентов группы в подготовке и проведении классного часа, создав психологически комфортную ситуацию, то есть ситуацию успеха.
Подготовительная работа.
определение классным руководителем совместно с активом группы темы и формы проведения классного часа, составление плана подготовительной работы;
создание творческих групп по подготовке классного часа (поисковая, искусствоведческая, музыкальная, актёрская, режиссёрская, оформительская);
подготовка студентов к викторине - самостоятельное изучение памятников, посвященных событиям и героям Отечественной войны 1812 года;
сбор материалов (произведений художественной и научно – популярной литературы, высказываний известных людей, репродукций картин, иллюстративного материала, музыкального сопровождения, аудио и видеозаписей) по теме классного часа;
определение классным руководителем совместно с активом группы перечня вопросов на викторину для студентов, приглашённых на классный час;
проводится со студентами группы тщательная словарная работа по теме классного часа;
оформление плакатов с высказываниями знаменитых людей.
Оформление, оборудование.
плакаты (высказывания знаменитых людей);
«Пока будет еще существовать армия и находится в состоянии противиться неприятелю, до тех пор останется еще надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия была бы потеряна» (М. И. Кутузов)
|
«Земля тряслась – как наши груди; Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой…»
(М. Ю. Лермонтов)
|
«Новая Россия начинается с 1812 года»
(И. Герцен)
|
«Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в царстве моём» (Александр I)
|
портреты известных людей:
Давыдов Денис Васильевич
|
Дохтуров Дмитрий Сергеевич |
Кутузов Михаил Илларионович |
Наполеон I Бонапарт |
выставка книг;
Ход проведения.
I. Вступительное слово классного руководителя группы.
Классный руководитель открывает классный час: представляет гостей; называет тему, причины выбора именно этой темы классного часа.
«Быть, а не казаться – девиз,
который должен носить в своём сердце
каждый гражданин, любящий свою Родину»
(Н. И. Пирогов)
Добрый день, дорогие друзья! Мы рады, что вы пришли на это мероприятие, которое проводят студенты группы Э – 33.
В условиях социальной нестабильности и отсутствия действенных идеологических установок, в столь опасной ситуации происходит отход граждан России от прежнего советского патриотизма и постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учётом перспектив развития социума в обозримом будущем. Характеризуя создавшееся в стране положение,
В. В. Путин говорит о том, что даже само слово «патриотизм» подчас используется в ироническом или даже ругательском смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило своё первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим отечеством, его историей. Мы не должны расти Иванами, не помнящими родства. Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан.
Проводя этот классный час, нам хотелось не только провести исторический экскурс о причинах, характере войны для русского народа, ходе войны, военачальниках Отечественной войны 1812 года, но и освещении этих событий в искусстве: музыке, живописи, поэзии, литературе, архитектуре, кинематографе.
Чтец:
Причины войны со стороны Франции.
После 1807 года главным и, по сути, единственным врагом Наполеона оставалась Великобритания. Учитывая, что Англия господствовала на море, единственным реальным оружием Наполеона в борьбе с ней была континентальная блокада. Наполеон настойчиво требовал от Александра I более последовательно осуществлять континентальную блокаду, но наталкивался на нежелание России разрывать отношения со своим главным торговым партнером.
В 1810 году русское правительство ввело свободную торговлю с нейтральными странами, что позволяло России торговать с Великобританией через посредников. Это вызвало негодование французского правительства.
Наполеон, не будучи наследственным монархом, желал подтвердить легитимность своего коронования через брак с представительницей одного из великих монархических домов Европы. Российскому царствующему дому дважды делалось предложение о браке, но предложение было отклонено. Двойной отказ вызвал кризис доверия в русско-французских отношениях и резко их ухудшили.
В 1811 году Наполеон заявил своему послу в Варшаве аббату де Прадту: «Через пять лет я буду владыкой всего мира. Остается одна Россия, — я раздавлю её…».
Чтец:
Со стороны России.
От последствий континентальной блокады страдали русские землевладельцы и купцы, и, как следствие, государственные финансы России. В то же время ускорился вывоз золота в обмен на предметы роскоши, поставлявшиеся из Франции. Все это привело к уменьшению стоимости рубля и обесценению русских бумажных денег. Русское правительство было вынуждено принять меры для защиты экономики страны. В 1810 году оно ввело свободную торговлю с нейтральными странами и повысило таможенные ставки на ввозившиеся предметы роскоши.
В 1810 году Наполеон отобрал владения у герцога Ольденбургского, родственника Александра I, что вызвало негодование в Петербурге.
С конца 1810 года в европейских дипломатических кругах стали обсуждать грядущую войну между Французской и Российской империями. К осени 1811 года российский посол в Париже князь Куракин докладывал в Санкт-Петербург о признаках неизбежной войны.
Чтец:
Наступление Наполеона.
Вечером 11 июня 1812 года после полуночи по четырём наведённым выше Ковно мостам началась переправа французских войск через пограничный Неман.
Вечером 24 июня императору Александру I доложили о вторжении Наполеона.
Части 1-й Западной армии были раскиданы от Балтики до Лиды, штаб находился в Вильно. Командующим 1-й армией был генерал от инфантерии Барклай-де-Толли.
2-я Западная армия (до 45 тысяч) в начале вторжения располагалась под Гродно. Во главе 2-й Западной армии стоял П. И. Багратион.
3 августа 1-я и 2-я русские армии соединились под Смоленском, достигнув таким образом первого стратегического успеха.
К 16 августа Наполеон подошёл к Смоленску и начал штурм города. Сражение за Смоленск продолжалось до 18 августа, когда Барклай-де-Толли отвёл войска из горевшего города.
19 августа русская армия в полном порядке ушла в сторону Москвы. Сражение за Смоленск, ознаменовало развёртывание всенародной войны русского народа с неприятелем. Населённые пункты на пути следования французской армии сжигались, население по мере возможности уходило.
Чтец:
Бородино
К 3 сентября русская армия отступила к деревне Бородино. Дальнейшее отступление означало сдачу Москвы. Кутузов решился дать генеральное сражение на Бородинском поле.
26 августа (7 сентября) у деревни Бородино (в 125 км западнее Москвы) произошло крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Численности армий были сравнимы — 130—135 тысяч у Наполеона против 110—130 тысяч у Кутузова. Фактически сражение представляло собой штурм французскими войсками линии русских укреплений (флешей, редутов и люнетов). С обеих сторон, и при защите, и при атаке укреплений широко применялась артиллерия.
После кровопролитнейшей 12-часовой битвы, французы ценой 30 — 34 тысяч убитыми и ранеными потеснили левый фланг и центр русских позиций, но развить наступление не смогли. Русская армия также понесла тяжёлые потери (40 — 45 тысяч убитыми и ранеными). Пленных почти не было ни с той, ни с другой стороны. 8 сентября Кутузов приказал отступить на Можайск с твёрдым намерением сохранить армию.
Производится стихотворение М. Лермонтова «Бородино» в исполнении
М. Казакова.
– Скажи – ка, дядя, ведь не даром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
– Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут…
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой – ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За Родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилёг вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умрём же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И все на наш редут.
Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!
Носились знамёна, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась – как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны –
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!
Чтец:
Военный совет в Филях
Военный совет в Филях, 1(13) сентября 1812 г.
1 (13) сентября русская армия расположилась лагерем перед Москвой: правый фланг армии был у деревни Фили, центр между селениями Троицким и Волынским, левый фланг перед селом Воробьевым. Арьергард армии располагался на реке Сетунь. Протяженность линии фронта составляла около четырех километров. Сообщение между частями армии сильно затруднялось труднопроходимыми оврагами и речкой Карповкой. Осмотрев эту позицию с Поклонной горы, главнокомандующий и другие военачальники признали ее неприемлемой для сражения.
В 5 часов того же дня в доме филёвского крестьянина А. Фролова собрался Военный совет, точное количество участников которого неизвестно. Обсуждался один вопрос — дать сражение под Москвой, или оставить город без боя.
М. Б. Барклай-де-Толли указывал на вынужденность оставления Москвы для спасения армии: «Сохранив Москву, Россия не сохранится от войны, жестокой, разорительной. Но сберегши армию, еще не уничтожаются надежды отечества». Окончательное решение принял М. И. Кутузов: «Доколе будет существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, до тех пор сохраним надежду благополучно довершить войну, но когда уничтожится армия, погибнут Москва и Россия. Приказываю отступать». Кутузов прервал заседание и приказал отступать через Москву по Рязанской дороге.
После совета Кутузов, по воспоминаниям приближенных, плохо спал, долго ходил и произнес знаменитое: «Ну, доведу же я проклятых французов… они будут есть лошадиное мясо» Ближе к вечеру 14 сентября в опустевшую Москву вступил Наполеон.
Чтец:
Сдача Москвы.
14 сентября Наполеон занял Москву без боя.
Уже в ночь с 14 на 15 сентября город был охвачен пожаром, который к ночи с 15 на 16 сентября усилился настолько, что Наполеон был вынужден покинуть Кремль.
До 400 горожан из низших сословий были расстреляны французским военно-полевым судом по подозрению в поджогах.
Существуют несколько версий возникновения пожара:
организованный поджог при оставлении города (обычно связываемый с именем генерал-губернатора Москвы Ростопчина);
поджог русскими лазутчиками (несколько русских было расстреляно французами по такому обвинению) и уголовниками, намеренно выпущенными из московских тюрем Ростопчиным;
неконтролируемые действия оккупантов, случайно возникший пожар, распространению которого способствовал общий хаос в оставленном городе.
Очагов у пожара было несколько, так что возможно, что в той или иной мере верны все версии.
Пожар бушевал до 18 сентября и уничтожил большую часть Москвы. Из 30 тысяч домов, бывших в Москве перед нашествием, после выхода Наполеона из города оставалось «навряд ли 5 тысяч».
Чтец:
Три попытки Наполеона добиться мира.
Мародёрство французских солдат в Москве. Худ. Кардовский (1913)
Овладение Москвой Наполеон рассматривал как приобретение, прежде всего важной политической, а не военной позиции. Отсюда Наполеон обсуждает дальнейший план военной кампании, в частности, поход на Петербург. Но маршалы Наполеона возражали, они считали этот план невыполнимым — «идти навстречу зиме, на север» с уменьшившейся армией, имея в тылу Кутузова, немыслимо. Наполеон не стал отстаивать этот план.
Также из Москвы Наполеон предпринимает попытки заключить мир с Александром I.
18 сентября Наполеон через начальника Воспитательного дома генерал-майора Ивана Акинфиевича Тутолмина передал, что почитает Александра по-старому и желал бы заключить мир.
20 сентября. Следующая попытка была предпринята через два дня. Письмо с предложением мира было доставлено Александру через И. А. Яковлева (отца А. И. Герцена). На донесение Тутолмина и на личное письмо Наполеона к Александру ответа не последовало.
4 октября Наполеон направил генерала Лористона к Кутузову в Тарутино для пропуска к Александру I с предложением мира: «Мне нужен мир, он мне нужен абсолютно во что бы то ни стало, спасите только честь». 5 октября состоялось получасовое свидание Лористона с фельдмаршалом Кутузовым, после чего князь Волконский был отправлен к Александру I с донесением о предложении Наполеона, ответа на которое Наполеон от Александра не дождался.
Чтец:
Народная война против Наполеона.
Основные статьи: Партизанская война 1812 года в России, Земское ополчение 1812 года
Война русского народа против французов на карикатуре британца Крукшенка (1813 год)
Продвижение французской армии вглубь России, рост насилия над населением, пожары в Смоленске и Москве, падение дисциплины в армии Наполеона и превращение значительной её части в банду мародёров и грабителей привело к нарастающему сопротивлению со стороны населения России. Началась партизанская война и организация ополчения.
Армейские партизанские отряды
С июня по август 1812 года армия Наполеона, преследуя отступающие русские армии, прошла около 1200 километров от Немана до Москвы. Командование русской армии приняло решение создать летучие партизанские отряды для действий в тылу и на коммуникационных линиях противника, с целью препятствовать его снабжению. Наиболее известными были Денис Давыдов, Александр Сеславин, Александр Фигнер. Армейские партизанские отряды получали всестороннюю поддержку у крестьян.
Крестьянские партизанские отряды
Бежавшие из плена русские солдаты, добровольцы из числа местного населения брали на себя инициативу по организации самообороны и формированию партизанских отрядов. Насилие и грабежи со стороны наполеоновских войск вызвали партизанскую войну. Ермолай Четвертаков, Семён Шубин, Герасим Курин и Егор Стулов, Василиса Кожина, Самусь, Прасковья и другие командиры из числа крестьян, дворян и горожан, смогли составить боеспособные партизанские отряды. Только за время пребывания в Москве французская армия от действий партизан потеряла более 25 тысяч человек.
На ход войны существенно повлиял отказ крестьян снабжать неприятеля провиантом и фуражом.
Чтец:
Формирование ополчения
Партизаны составляли как бы первое кольцо окружения вокруг Москвы, занятой французами. Второе кольцо составляли ополченцы. Ещё 6 июля 1812 года Александр I издал манифест, предписывавший дворянам формировать ополчение из своих крепостных, самим вступать в него и выбирать командующего над собой. В один день с манифестом вышло воззвание «Первопрестольной столице нашей Москве», содержащее призыв к москвичам организовать ополчение. Всего за время войны 1812 года было выставлено более 400 тыс. ополченцев.
После сдачи Москвы Кутузов избегал крупного сражения. За это время народом для ведения войны было собрано 60 млн рублей. В российских губерниях набрано 205-тысячное ополчение, на Украине — 75 тыс. Для вооружения ополченцев удалось изыскать только 90 тыс. ружей. Партизаны и ополченцы плотным кольцом окружили Москву, грозя превратить стратегическое окружение Наполеона в тактическое.
В Москве Наполеон оказался в западне, зимовать в разорённом пожаром городе не представлялось возможным: фуражировки за пределами города плохо удавались, растянутые коммуникации французов были очень уязвимы, армия начинала разлагаться. Наполеон стал готовиться к отступлению на зимние квартиры где-то между Днепром и Двиной.
Чтец:
Стратегические планы сторон после отступления из Москвы
Наполеон
Не сохранилось документов с точными планами Наполеона на продолжение кампании. Все планы ограничиваются туманным фразами о том, что армия будет зимовать где-то между «Смоленском, Могилевом, Минском и Витебском. … Москва не представляет больше военной позиции. Иду искать другой позиции, откуда выгодней будет начать новый поход, действие которого направлю на Петербург или Киев».
Кутузов
Кутузов предполагал, что Наполеон станет отступать скорее всего на юг или по Смоленской дороге. Юго-западное направление все чаще фигурировало в показаниях пленных и дезертиров. Кутузов поставил под наблюдение все возможные пути отхода наполеоновской армии из Москвы. Одновременно укреплялась оборона северных границ Волынской, Киевской, Черниговской и Калужской губерний.Отступление наполеоновской армии из Москвы
В декабре 1812 года Кутузов представил Александру I рапорт, в котором дал стратегический обзор кампании со дня отступления армии в Тарутинский лагерь и до изгнания вражеских войск из России. Касаясь замыслов Наполеона после выступления из Москвы, Кутузов писал, что тот собирался «Боровскою дорогою пройти в Калугу, и есть ли бы удалось ему разбить нас при Малом Ярославце, опрокинув нас за Оку, расположиться в богатейших губерниях наших на зимовые квартиры». Дальновидность Кутузова проявилась в том, что своим Тарутинским манёвром он предвосхитил движение французских войск к Смоленску через Калугу.
Чтец:
Итоги Отечественной войны 1812 года.
Непосредственные итоги войны
Главным итогом Отечественной войны 1812 года стало практически полное уничтожение Великой Армии Наполеона.
По подсчётам военного историка Клаузевица армия вторжения в Россию вместе с подкреплениями в ходе войны насчитывала 610 тысяч солдат, включая 50 тысяч солдат Австрии и Пруссии. По сведениям прусского чиновника Ауэрсвальда к 21 декабря 1812 года через Восточную Пруссию прошло из Великой Армии 255 генералов, 5 111 офицеров, 26 950 низших чинов, «все в весьма жалком состоянии». К этим 30 тысячам надо добавить примерно 6 тысяч солдат (вернувшихся во французскую армию) из корпусов генерала Ренье и маршала Макдональда, действовавших на северном и южном направлениях. Многие из вернувшихся в Кёнигсберг, по свидетельству графа Сегюра, скончались от болезней, достигнув безопасной территории.
Спасшиеся офицеры составили костяк новой армии Наполеона, рекрутированной в 1813 году.
Таким образом, Наполеон потерял в России около 580 тысяч солдат. Эти потери, согласно подсчетам Т. Ленца, включают в себя 200 тысяч убитых, от 150 до 190 тысяч пленных, около 130 тысяч дезертиров, бежавших на родину, ещё около 60 тысяч беглецов были укрыты русскими крестьянами, горожанами и дворянами. Из 47 тысяч гвардии, вошедшей в Россию с императором, через полгода осталось несколько сотен солдат. В России было потеряно свыше 1200 орудий.
Историк середины XIX века Богданович подсчитал пополнения русских армий за время войны по ведомостям Военно-учёного архива Главного штаба. Общая убыль к декабрю 1812 года составляла 210 тысяч солдат. Из них, по предположению Богдановича, в строй вернулось до 40 тысяч. Потери корпусов, действовавших на второстепенных направлениях, и ополчений могут составлять примерно те же 40 тысяч человек. В целом Богданович оценил потери русской армии в 210 тысяч солдат и ополченцев.
В январе 1813 года начался «Заграничный поход русской армии» — боевые действия переместились на территорию Германии и Франции.
Чтец:
Причины поражения Наполеона
Среди причин поражения Наполеона в его русском походе наиболее часто называют:
всенародное участие в войне и массовый героизм русских солдат и офицеров;
протяженность территории России и суровые климатические условия;
полководческое дарование главнокомандующего русской армией Кутузова и других генералов.
Главной причиной поражения Наполеона стал общенациональный подъем на защиту отечества. В единении русской армии с народом надо искать источник её мощи в 1812 году.
Упорное сопротивление русских войск и умение русских главнокомандующих М. Б. Барклая-де-Толли и М. И. Кутузова сохранить армию не позволили Наполеону выиграть войну победой в одном большом сражении.
По мере удаления от Немана наполеоновская армия была вынуждена всё больше полагаться на фуражировки, а не на систему заранее подготовленных магазинов. Сопротивление русского народа неприятелю путем утаивания продовольствия и фуража, вооруженная борьба партизан с французскими фуражировщиками и перехват неприятельских обозов. Совокупность указанных причин привела к развалу французской системы снабжения войск продовольствием и фуражом и в конечном итоге к голоду и превращению большей части наполеоновской армии в небоеспособную толпу, в которой каждый мечтал только о личном спасении.
На завершающем этапе войны, в ноябре—декабре, эта удручающая картина была усугублена необычайными морозами, которые вконец деморализовали и развалили армию Наполеона. Довершила разгром русская армия.
Чтец:
Долгосрочные последствия войны
Разгром Наполеона в России позволил международной коалиции, в которой главную роль играла Россия, сокрушить Французскую империю. Победа над Наполеоном как никогда высоко подняла международный престиж России, которая играла определяющую роль на Венском конгрессе и в последующие десятилетия оказывала решающее влияние на дела Европы. Вместе с тем внешнеполитическое усиление России не подкреплялось развитием её внутреннего уклада. Хотя победа воодушевила и сплотила всё русское общество, но военные успехи не привели к изменению социально-экономического устройства русской жизни. Многие крестьяне, бывшие солдатами и ополченцами в русской армии, победно прошли через всю Европу и видели, что крепостничество повсеместно отменено. Крестьянство ожидало существенных перемен, которых не последовало. Русское крепостничество продолжало существовать и после 1812 года; ещё не было налицо всех социально-экономических условий, которые немедленно привели бы к его крушению.
Победа в Отечественной войне вызвала не только подъём национального духа, но и стремление к свободомыслию, которое привело в конечном итоге к восстанию декабристов в 1825 году. А. А. Бестужев писал Николаю I из Петропавловской крепости: «… Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то народ русский впервые ощутил свою силу; тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России».
Не только декабристы увязываются с 1812 годом, — давно была высказана мысль: «без двенадцатого года не было бы Пушкина». Вся русская культура, национальное самосознание получили могучий толчок в год наполеоновского нашествия. По словам А. И. Герцена, с точки зрения созидательной активности широких слоёв общества, «подлинную историю России открывает собой лишь 1812 год; всё, что было до того, — только предисловие».
Ведущий:
Война 1812 года воплотилась во множестве песен:
«Хоть Москва в руках французов»
«Поражение Бонапарта»
«Разорённая дорожка» и многие другие.
Эти песни звучат в исполнении хора Валаамского мужского монастыря.
Четырнадцатый чтец:
Мужской хор «Валаам» – современный петербургский музыкальный коллектив. Организован в 1994 году. Создатель и художественный руководитель хора – воспитанник Санкт – Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского – Корсакова, заслуженный артист Российской Федерации Игорь Владимирович Ушаков.
В репертуаре хора – более 600 произведений: образцы древнерусского певческого искусства, традиционная и современная русская церковная музыка, народные песни, авторские сочинения. Ведущей идеей деятельности коллектива является возрождение русского военно – патриотического песенного наследия. Это не случайно: именно воинский песенный фольклёр изначально связан со звучанием мужских голосов. Хор ориентирован на самого широкого слушателя, в первую очередь – на подрастающее поколение. Но главное, хор неизменно патриотичен – в самом лучшем, самом высоком значении этого слова.
Воспламеняя сердца современных россиян гордостью за мужество их пращуров, хор пробуждает любовь к Отечеству. Любовь истинную трепетную, святую, возвышающую и животворную.
«Хоть Москва в руках французов»
«Поражение Бонапарта»
«Разорённая дорожка»
Ведущий:
Мы предлагаем послушать вам отрывок из увертюры для скрипки с оркестром
П. И. Чайковского, посвящённой войне 1812 года в исполнении Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского.
Чтец:
Основанный в 1930 году, оркестр (один из первых в СССР) предназначался для радиотрансляций классической музыки. В дальнейшем коллектив неоднократно выступал как на радио, так и на концертной сцене, снискав славу одного из лучших оркестров мира. В 1960 – х годах состоялись первые зарубежные гастроли оркестра.
Многие выдающиеся музыканты сыграли важную роль в жизни оркестра.
Д. Шостакович назвал оркестр «выдающимся ансамблем «выдающихся музыкантов».
Старейший симфонический коллектив России по праву считается одним из лучших оркестров мира. Основателем и дирижёром оркестра является А. Орлов.
С 1974 года и по сей день бессменным художественным руководителем более тридцати лет является Владимир Федосеев, под его управлением проходят гастроли оркестра в разных городах мира, коллектив принимает участие в международных фестивалях.
Ведущий:
Особое место война 1812 года занимает в архитектуре, прикладном искусстве и живописи.
Чтец:
Музей-панорама «Бородинская битва»
Музей-панорама «Бородинская битва» в настоящее время включает в себя несколько отделов и располагает тремя экспозициями. В основном здании музея открыта экспозиция, рассказывающая о событиях Отечественной войны 1812 года и генеральном сражении при селе Бородине. В «Кутузовской избе» посетители могут узнать подробности о военном совете русских генералов, состоявшемся в деревне Фили 13 сентября 1812 года. Экспозиция «Музея Героев Советского Союза и России» посвящена глубоким традициям русского героизма.
Формирование музея и его коллекций имеет долгую и насыщенную событиями историю.
1887 год. На месте сгоревшей «Избы Военного совета» специально построено деревянное здание, в котором открыт музей. Музей «Кутузовская изба» был основан и содержался за счет средств Общества хоругвеносцев храма Христа Спасителя. Его экспозиция рассказывала о событиях Отечественной войны 1812 года и, в первую очередь, — о Военном совете в Филях, а также о Светлейшем князе М.И.Кутузове. Это был один из первых в стране музеев, посвященных Эпохе 1812 года.
1912 год. По указу императора Николая II в Москве, на Чистых прудах, по проекту военного инженера полковника П.А.Воронцова-Вельяминова сооружено здание для демонстрации произведения искусства, созданного художником-баталистом Ф.А.Рубо, — панорамы Бородинского сражения. Открытие панорамы стало одним из центральных событий торжеств, посвященных 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. С первых дней новое учреждение, подчиненное военному ведомству, действовало как государственный музей, выполняя функции хранения, изучения и презентации исторического и культурного наследия, связанного с памятью о центральном событии войны 1812 года. В начале 1918 года музей был закрыт. Предметный план и световое оборудование демонтированы, полотно свернуто на вал и увезено на склад.
1962 год. Панорама Ф.А.Рубо отреставрирована в центральной научно-реставрационной мастерской бригадой художников под руководством М.Ф.Иванова-Чуронова. Специально для ее размещения на Кутузовском проспекте возведено здание. 18 октября 1962 г. в Москве вновь открылся Музей-панорама «Бородинская битва».
Ведущий:
«Конец Бородинского боя» В.В. Верещагин
Наполеон признавался: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвою. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а Русские стяжали право быть непобедимыми». Справа на картине видна возвышенность — это батарея Раевского; перед нею ров; дальше расстилается поле. Картина показывает ужасные последствия битвы: тысячи погибших на батарее генерала Раевского. В этом бою погибло с обеих сторон около 80 000 человек, среди них 49 генералов.
«Наполеон на Бородинских высотах». В.В. Верещагин
Император сам рекогносцировал русские позиции под Бородиным, для чего, приехав с разведочною партией, долго рассматривал в подзорную трубу размещение и укрепления русских войск с колокольни Колочского монастыря. Бросив взгляд на поле будущей битвы, он понял ошибку Кутузова, принявшего новую Смоленскую дорогу за центр позиции, сильно укрепившего и без того крепкие высоты правого фланга и несколько пренебрегшего левым. Видя, что глубоко текущая Колоча сильно заворачивает на правом фланге расположения русских войск, Наполеон понял, что только крутые берега могли принудить ее к тому, понял, что эти берега должны быть трудно доступны.
«Кутузов в день Бородинского сражения»
М.И.Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения. 1951 г. Художник А.Шепелюк. Бородинский военно-исторический музей-заповедник под Можайском в Московской области.
А. Кившенко «Совет в Филях»
Военный совет в Филях – совещание русских военачальников, созванное М.И.Кутузовым 13 (1) сентября 1812 в подмосковной деревне Фили в избе крестьянина М.Фролова для решения участи Москвы.
Ведущий:
Война 1812 года получила имя Отечественной и стала ярчайшей страницей российской истории и культуры. Ее события были увековечены в памятной медали, георгиевских наградных знаменах и штандартах, в названиях новых полков гвардии и разнообразных памятниках - архитектурных, живописных и скульптурных. В столице Российской империи в честь победы была установлена Александрийская колонна на Дворцовой площади, памятником войне 1812 года стал Казанский собор, где разместили многие военные трофеи. В 1813 г. в соборе был погребен фельдмаршал М.И.Кутузов. Перед собором установили статуи М.И.Кутузова и М.Б.Барклая-де-Толли.
Чтец:
Военная голерея 1812 года
Знаменитая галерея портретов героев 1812 года находится в Государственном Эрмитаже, в Санкт-Петербурге.
В Зимнем дворце император Александр I повелел создать Военную галерею 1812 года. Ни в одном из дворцов Европы не существовало портретной галереи подобной той, что должна была украсить парадную резиденцию русских царей.
Военная галерея 1812 года была создана в 1826 г. по проекту К. Росси в парадной части Зимнего дворца. Она предваряет Большой тронный (Георгиевский) зал. Стены галереи украшены 12 лепными лавровыми венками с названиями наиболее важных сражений 1812-1814 гг.
Чтец:
Михаи́л Богда́нович Баркла́й-де-То́лли
Князь Михаи́л Богда́нович Баркла́й-де-То́лли 16 декабря 1761 — 14 мая 1818 выдающийся российский полководец, генерал-фельдмаршал (с 1814), военный министр, князь (с 1815), герой Отечественной войны 1812 года, полный кавалер ордена Святого Георгия.
Командовал всей русской армией на начальном этапе Отечественной войны 1812 года, после чего был замещён М. И. Кутузовым. Взаграничном походе русской армии 1813—1814 годов командовал объединённой русско-прусской армией в составе Богемской армии австрийского фельдмаршала князя Шварценберга.
В историю военного искусства, по мнению западных авторов, он вошёл как архитектор стратегии и тактики «выжженной земли» — отрезания основных войск противника от тыла, лишения их снабжения и организации в их тылу партизанской войны.
В российской истории он запомнился как полководец, который вынужденно совершал стратегическое отступление перед Наполеоном в Отечественной войне 1812 года и за это несправедливо был подвергнут осуждению современников.
Ведущий:
Значение галереи, как памятника русской славы, огромно, сам Пушкин обозначил это в своем творении «Полководец», посвященному Барклаю де Толли:
Чтец:
У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,
Ни плясок, ни охот, а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу,
И, мнится, слышу их воинственные клики.
Из них уж многих нет; другие, коих лики
Еще так молоды на ярком полотне,
Уже состарились и никнут в тишине
Главою лавровой…
Чтец:
Кутузов Михаил Илларионович
Сын генерал-поручика Иллариона Матвеевича Голенищева-Кутузова и его жены Анны Илларионовны. Традиционно считалось, что Анна Ларионовна принадлежала к роду Беклемишевых, однако сохранившиеся архивные документы говорят о том, что её отцом был отставной капитан Бедринский.
С семи лет Михаил обучается дома, в июле 1759 года отдан в Дворянскую артиллерийскую и инженерную школу, где преподавал артиллерийские науки его отец. Уже в декабре того же года Кутузову дают чин кондуктора 1-го класса с приведением к присяге и назначением жалованья. Способный юноша привлекается для обучения офицеров.
В феврале 1761 года Михаил окончил школу и с чином инженер-прапорщика был оставлен при ней для обучения воспитанников математике. Через пять месяцев стал флигель-адъютантом ревельского генерал-губернатора принца Гольштейн-Бекского.
Расторопно управляя канцелярией Гольштейн-Бекского, сумел быстро заслужить чин капитана в 1762 году. В том же году назначен командиром роты Астраханского пехотного полка, которым в это время командовал полковник А. В. Суворов.
С 1764 года находился в распоряжении командующего русскими войсками в Польше генерал-поручика И. И. Веймарна, командовал мелкими отрядами, действовавшими против польских конфедератов.
В 1770 году был переведён в 1-ю армию генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева, находившуюся на юге, и принял участие в начавшейся в 1768 году войне с Турцией.
Чтец:
Наполеон I Бонапарт
Наполео́н I — император Франции в 1804—1815 годах, великий французский полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства.
По мере движения русской армии на запад антинаполеоновская коалиция росла. Против наспех собранной новой французской армии в «Битве народов» под Лейпцигом выступили русские, австрийские, прусские и шведские войска (16 — 19 октября 1813). Наполеон потерпел поражение и после вступления союзников в Париж отрёкся от престола.
Чтец:
Дени́с Васи́льевич Давы́дов
Дени́с Васи́льевич Давы́дов (16 июля 1784, Москва — 22 апреля 1839,— идеолог и один из командиров партизанского движения во время Отечественной войны 1812 года, генерал-лейтенант; русский поэт, наиболее яркий представитель «гусарской поэзии».
При начале войны 1812 г. Давыдов состоял подполковником в Ахтырском гусарском полку и находился в авангардных войсках ген. Васильчикова. 21 августа 1812 года в виду деревни Бородино, где он вырос, где уже торопливо разбирали родительский дом на фортификационные укрепления, за пять дней до великого сражения Денис Васильевич и предложил Багратиону идею партизанского отряда. Эту идею он позаимствовал у гверильясов. Наполеон не мог с ними справиться до тех пор, пока они не объединились в регулярную армию.
Так же Денис Довыдов писал ситихи:
ГЕРОЮ БИТВ, БИВАКОВ, ТРАКТИРОВ и Б.......
Люблю тебя, как сабли лоск,
Когда, приосенясь фуражкой,
С виноточивою баклажкой
Идешь в бивачный мой киоск!
Когда, летая по рядам,
Горишь, как свечка, в дыме бранном;
Когда в б.....е окаянном
Ты лупишь сводню по щекам.
Киплю, любуюсь на тебя,
Глядя на прыть твою младую:
Так старый хрыч, цыган Илья,
Глядит на пляску удалую,
Под лад плечами шевеля.
О рыцарь! идол усачей!
Гордись пороками своими!
Чаруй с гусарами лихими
И очаровывай б....й!
Ведущий:
Историко-художественная ценность портретов усиливается тем, что в своем большинстве они писались с натуры. В знак памяти и уважения перед генералами, портреты которых не смогли отыскать, на стенах оставлено 13 пустых рамок. Сам характер расположения портретов на стенах заслуживает внимания. Они органически входят в архитектурное убранство галереи. Благородство классических пропорций, сдержанность, и в то же время насыщенность цвета (желтый сток колон, красноватый оттенок стен, монохромная роспись высокого цилиндрического свода), романтическая одухотворенность образов – все находиться в гармоническом единстве, рождая атмосферу приподнятости, вызывая чувство патриотической гордости.
Ведущий:
События 1812 года не обошёл своим вниманием и кинематограф:
«Война и мир» – кинорежиссёр С. Бондарчук;
«Гусарская баллада» – кинорежиссёр Эльдар Рязанов;
«Эскадрон гусар летучих» – кинорежиссёр Станислав Ростоцкий;
«Кутузов» – кинорежиссёр Владимир Петров.
Чтец:
«Эскадрон гусар летучих».
Эскадрон гусар летучих» – советский военно – приключенческий и историко – биографический художественный фильм. Музыка, написанная к фильму А. Журбиным, прекрасные песни и романы на стихи поэта – партизана органически вплетаются в сюжет, делая фильм более красочным, более живым.
Чтец:
Ростоцкий Станислав Иосифович.
Станислав Иосифович Ростоцкий (1922 – 2001) – советский российский кинорежиссёр, актёр, сценарист, педагог. Народный артист СССР (1974). Лауреат Ленинской (1980) и двух Государственных премий СССР. Дважды фильмы Ростоцкого были номинированы на премию Американской киноакадемии «Оскар».
Чтец:
«Гусарская баллада»
«Гусарская баллада» – советский художественный фильм – кинокомедия, поставленный на Московской ордена Ленина киностудии «Мосфильм» в 1962 году режиссёром по пьесе Александра Гладкова «Давным – давно». Дебют в кино актрисы Ларисы Голубкиной.
Чтец:
Рязанов Эльдар Александрович.
Эльдар Александрович Рязанов (18 ноября 1927, Самара, РСФСР, СССР) – российский и советский кинорежиссёр, сценарист, актёр, педагог, телеведущий, писатель, поэт, драматург, продюсер. Народный артист СССР. Эльдар Александрович создал свой кинематограф, дал «путёвку в жизнь! Многим молодым актёрам, по – новому открыл актёров известных. В 2002 году Э. А. Рязанов стал президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Чтец:
«Война и мир».
«Война и мир» – советский художественный фильм 1965 – 1967 годов, киноэпопея в четырёх частях, экранизация одноимённого романа Льва Толстого, одна из самых высокобюджетных картин в истории кинематографа. Фильм стал известен благодаря масштабным батальным сценам и применению новаторской панорамной съёмки полей сражений.
Одна из центральных работ в творчестве Сергея Бондарчука – создание фильма заняло около 6 лет (1961 – 1967). Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (1969). Главный приз Московского международного кинофестиваля 1965 года. 1 – я серия («Андрей Болконский») – лидер проката в СССР в 1966 году (58 млн. зрителей).
Чтец:
Бондарчук Сергей Фёдорович.
Сергей Фёдорович Бондарчук (25 сентября 1920 года, с. Белозёрка – 20 октября 1994 года, Москва) – советский и российский актёр, кинорежиссёр, сценарист, педагог. Народный артист СССР (1952). Герой Социалистического Труда (1980). Лауреат Сталинской премии первой степени (1952), Ленинской премии (1960), Государственной премии СССР (1984), обладатель кинопремий «Оскар» и «Золотой глобус».
Сергей Бондарчук считается мастером грандиозных батальных сцен с многотысячной массовкой («Война и мир», «Ватерлоо»).
II. Заключительное слово классного руководителя группы.
Проведение викторины по теме: «Памятники, посвященные событиям и героям Отечественной войны 1812 года».
(Студенты заранее должны были подготовиться к викторине, изучить различные памятники, посвященные Отечественной войне 1812 года)
(см. Презентацию «Памятники»)
Подведение итогов, вручение сувениров.
Мы сегодня не говорили о романе Л. Н. Толстого «Война и мир», так как об этом вы много говорили на уроках литературы. Война 1812 года вошла в жизнь людей всех сословий. Она принесла боль и смерть, она укрепила человеческий дух, заставила раскрыться самым потаённым сторонам человеческой души. Наша встреча подошла к концу. Я думаю, что мы интересно провели время и много нового узнали. Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями о классном часе, ответьте на вопросы:
Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем классном часе.
А что было самым главным? Почему?
Что вы запомнили и взяли важного и интересного для себя.
Я благодарю студентов и гостей за совместную работу.
Всем спасибо!
Литература
1. Все сражения русской армии 1804–1814 гг. Россия против Наполеона Авторы: Виктор Безотосный Издательство: «ЭКСМО», 2012
2. История войны 1812 года Издательство: «Издательство «ЭКСМО»» Переплет: твердый переплет, год издания: 2012,
3. Алексеев, А. "Недаром помнит вся Россия..." : [о войне Франции с Россией и знаменитом Бородинском сражении в 1812 году] / А.Алексеев // Наука и жизнь. - 2010. - № 9. - С. 81-87 ; № 10. - С. 90-94.
4. Островский, О.Б. "Гроза двенадцатого года". Культурно-исторический аспект : [как Отечественная война 1812 года способствовала новому расцвету искусства] / О.Б. Островский // Преподавание истории в школе. - 2004. - № 10. - С. 2-13.
5. Отечественная война 1812 г. : материалы к урокам // Библиотечка "Первого сентября", серия "История". - 2005. - С. 3-30.
6. Музей “Бородинское поле” http://www.borodino.ru/
7. Бородино: из истории двух отечественных войн http://anime.zelnet.ru/borodino/01.htm
8. Эрмитаж http://www.hermitagemuseum.
9. Гусары-герои войны 1812 года http://www.kulichki.com/gusary/istoriya/slava/1812/
10. Культурное наследие земли Смоленской http://nasledie.smolensk.ru/pkns/index.php
11. Малоярославецкий Военно – исторический музей 1812 года http://www.mjar.ru/muz1812/muz1812.htm
12. 1812 год в живописи, литературе http://voina1812.narod.ru/2.html
13. Москва: память о войне 1812 года (статья) http://his.1september.ru/2003/30/6.htm
Свободная энциклопедия “Википедия