Классный час «Тайна - голубой планеты»
Классный час "Тайна голубой планеты"
Цели:
расширить знания учащихся о значении воды для жизни человека, животных;
познакомить с отрицательным влиянием человека на природу;
повышать познавательную активность детей, прививать основы экологических знаний;
воспитывать привычку бережного отношения к природе, расширять кругозор.
Форма организации учебной деятельности: беседа.
Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный.
ИКТ-компетентность учителя: умение находить и демонстрировать информацию из электронных источников в соответствии с поставленными учеными задачами; умение оценивать, отбирать информацию из электронных источников; умение извлекать и компилировать информацию из разных источников в соответствии с учебными задачами; умение преобразовывать и представлять информацию.
ИКТ-компетентность учащихся: умение интерпретировать информацию (обобщение, сравнение и противопоставление данных), умение генерировать информацию, применяя её.
Оборудование:
рисунки облаков, капелек, глобус, презентация;
рисунки учащихся на тему "Портреты воды".
Ход классного часа.
I. Организация внимания учащихся.
– Здравствуйте ребята, начать наш классный час я хочу с загадки, отгадав её, вы узнаете, о чем сегодня пойдёт речь на нашем занятии.
Я и тучка, и туман.
Я река и океан.
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу. (вода)
II. Актуализация знаний.
– Да, сегодня мы поговорим о волшебной воде. Почему о волшебной? Да потому, что вода бывает очень-очень разной. Она может быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячими капельками пара. Вот она какая разная! К тому же вода приносит огромную пользу человеку и для воды даже придумали специальный праздник. Этот праздник международный, он отмечается всеми странами мира 22 марта с 1922 года.
Учитель.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Ученик 1.
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В дом туманом к нам вползает.
Ученик 2.
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся
Средь высоких стройных елей.
Рушится потоком селей.
Ученик 3.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Ученик 4.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
Учитель.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить,
Без воды нам не прожить!
В озере её найдёте
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница вода!
III. Основная часть.
1. Работа с глобусом.
А теперь посмотрим на всю нашу планету. Глобус – это модель нашей планеты. Посмотрите на него, такой видят Землю космонавты из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А всё потому, что этой краски на нём больше всего. Голубым цветом на нём изображены моря, океаны, реки нашей планеты. Вода занимает 2/3 поверхности планеты.
2. Значение воды.
– А давайте, ребята, проведём экскурсию по нашей школе и узнаем, где и когда используется тут вода.
(Учитель разворачивает на доске схематичную карту школы.)
– Вот, посмотрите, ребята, это первый этаж нашей школы. Сейчас мы совершим виртуальную экскурсию по нему, чтобы познакомиться с нашей старой знакомой – водой. А чтобы отмечать все те места, где мы с вами побываем, мы на каждом месте нашей экскурсии будем прикреплять вот такой синий значок – вырезанную из бумаги капельку воды. (Учитель показывает значок в вид капельки воды. Потом такие значки прикрепляются к каждой точке "экскурсии".) Наше путешествие мы начинаем с нашего класса. Мы каждый день протираем доску, поливаем цветы, используем воду на уроках. (Значок) А в других классах также используется вода? (Значки) Теперь мы идём по коридору. В коридоре всегда чистый пол, на его подоконниках стоят цветы, когда зима, в нашей школе нагревают батареи центрального отопления, в которых тоже журчит вода. (Значок) Теперь мы подходим к нашей столовой. В столовой вода просто необходима – надо и помыть продукты, и сварить их, и помыть посуду. Вы согласны со мной? (Значок) Видите, как нужна вода даже в обычной школе. Почти вся наша карта школы оказалась усеянной маленькими синими капельками.
Вода играет очень важную роль в жизни людей, и больших, и маленьких.
– Приведите примеры, а где ещё используется вода. (Ответы детей)
– Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы. Вода не только "поит", но ещё и кормит – по морям и океанам плавают тысячи рыболовных судов. Вода "добывает" электрический ток на гидроэлектростанциях. Вот она какая, вода! (Показ слайдов)
Интересные факты: "Тело новорождённого состоит из воды на 86%, пожилого человека – около 50%. Человек может прожить без пищи 3-4 недели, а без воды лишь три дня. Ежедневно человек выпивает 2,5 литра воды и 1,5 литра получает через кожу – душ, ванну. Основная часть мозга – вода, точнее солевой раствор". (Дети читают со слайда)
"Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими лужицами. В воде мы моемся, купаемся, плаваем, катаемся по ней на санках, коньках и лыжах. Воду мы пьём и едим, потому что она входит в состав всех живых организмов. Да и сами мы, больше, чем на половину состоим из воды".
III. Физкультминутка
Приплыли тучи дождевые, (Шагаем на месте)
Лей, дождь, лей. (Хлопаем в ладоши)
Дождинки пляшут, как живые, (Шагаем на месте)
Пей, рожь, пей! (Прыжки на месте)
И рожь, склоняясь к земле зелёной, (Шагаем на месте)
Пьёт, пьёт, пьёт. (Хлопаем в ладоши)
А дождик тёплый, дождь неугомонный (Шагаем на месте)
Льёт, льёт, льёт. (Прыжки на месте)
IV. Продолжение работы по теме.
Мы выяснили, что вода – одно из главных богатств на Земле. Без воды жить на Земле невозможно. Человеку, животным, растениям нужна вода. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. Чистой воды становится всё меньше и меньше. От загрязнения воды страдает всё живое.
4. Самостоятельная работа.
У каждого из вас на столе есть карточки, в них вы должны подчеркнуть то, из-за чего происходит загрязнение воды.
(Затем сверка со слайдом.)
5. Разгадывание кроссворда
– А сейчас мы с вами разгадаем кроссворд о воде и узнаем ключевую фразу, которую мы должны помнить всегда.
1. Спрятана подо мхом –
Не пройти пешком,
Не проехать верхом. (Болото)
2. Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит. (Река)
3. К речке-сестрице
Бежит-журчит водица. (Ручей)
4. Кругом вода,
А с питьём беда. (Море)
5 . Пушистый ковёр
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит. (Снег)
6. Летом в зной
Угостит ледяной водой. (Родник)
7. Летели серые гуси,
Нароняли белого пуха. (Тучи и снег)
8. Идёт, идёт,
У берега песню споёт
И пропадёт. (Волна)
9. В новой стенке,
В круглом окне,
Днём стекло разбито,
А за ночь вставлено. (Прорубь)
10. Крупно, дробно зачастило,
Всю землю напоило. (Дождь)
11. Клубится, а не дым,
Ложится, а не снег. (Туман)
В кроссворде составляется фраза «Берегите воду!».
– Ребята, а как мы можем беречь воду? (Ответы детей)
6. Вывод.
– Вода украшает нашу природу. Берегите её от загрязнения! Экономьте её! Ведь человек - это тоже частичка окружающего мира. Зная это, человек должен понимать, что с природой надо обращаться бережно.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши.
Она твой давний, добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую
Нас много, а она одна.
В. Шефнер
V. Итог урока.
Сейчас я попрошу вас сделать вывод: если вы согласны с тем, что воду надо беречь, что без чистой воды невозможна наша жизнь, возьмите в руки голубые капельки, а если вы согласны с тем, что воду можно загрязнять и не нужно с ней обращаться бережно, возьмите в руки тёмные капельки, подойдите к доске и прикрепите эту капельку на наше облако.
Я благодарю всех за подготовку к нашему классному часу. И в память о нём возьмите памятку, которая будет напоминать о бережном отношении к воде.
Памятка.
Не оставляйте открытым водопроводный кран,
А если ты забудешь – исчезнет океан.
Об этом нужно помнить, ручей не засорять
И за собою мусор стараться убирать.
Давайте будем вместе природе помогать.
Оберегать колодцы, в них мусор не бросать.
Ведь, даже в капле малой – есть для цветка глоток
И превратится капля в весёлый ручеёк.