Классный час «Вода - источник жизни. Берегите воду!» (1 класс)
Внеклассное мероприятие «Вода – источник жизни. Берегите воду!»
1 класс
Цели:
Познавательные: дать представление детям о роли воды для человека, для живых организмов, для природы; расширить общий кругозор;
Развивающие: развивать умение выделять главное, существенное в учебном материале, сравнивать, делать выводы, переносить ранее полученные знания на новый учебный материал; способствовать развитию творческой активности;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод.
ИКТ-компетентность учителя: умение находить и демонстрировать информацию из электронных источников в соответствии с поставленными учеными задачами; умение оценивать, отбирать информацию из электронных источников; умение извлекать и компилировать информацию из разных источников в соответствии с учебными задачами; умение преобразовывать и представлять информацию.
ИКТ-компетентность учащихся: умение интерпретировать информацию (обобщение, сравнение и противопоставление данных), умение генерировать информацию, применяя её.
Оборудование: Ноутбук, проектор, экран, презентация, картинки воды, глобус, пословицы и высказывания о воде, модели Земли и части, которую занимает вода на Земле для практической работы.
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | ||
Предметные Д | Расширить и обобщить знания детей о воде, о ее значении в жизни человека, растений и животных. | ||
Метапредметные | Познавательные УУД | С помощью учителя открывать и структурировать знания, моделирование, анализ объектов, построение логической цепи рассуждений | |
Регулятивные УУД | С помощью учителя ставить цель, осуществлять контроль, оценивание, коррекцию знаний. | ||
Коммуникативные УУД | Сотрудничать с одноклассниками и учителем. Умение полно и точно выражать свои мысли. Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка). Постановка вопросов | ||
Личностные | Проявлять учебную и коммуникативную активность. |
Ход урока:
Этапы | Задачи этапа | Методы, приемы | Формы организации деятельности | Содержание деятельности | Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия |
I ЭТАП: Организационный | Подготовка учащихся к работе (мотивация); создание положительной эмоциональной атмосферы. | Создание ситуации успеха, словесный метод. | Фронтальная + индивидуальная | 1. Организация начала мероприятия а) Считалочка: Прозвенел и смолк звонок, Н ачинаем мы урок. Улыбнулись, подтянулись, Друг на друга посмотрели И спокойно, тихо сели. б) Слова учителя (к классу): - Я думаю, что сегодняшнее мероприятие принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам! | Личностные УУД: Самоорганизация. Регулятивные УУД: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке |
II ЭТАП: Подготовка к основному этапу | Обеспечение понимания учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Постановка специальной проблемной задачи, в которой отображается практический смысл темы. | Словесный и проблемный методы | Фронтальная + групповая | 1. Чтение учителем стихотворения: Блистают звёзды, цвет меняют горы, Снега сползают, розы опадают. Мне очень жаль людей, которых На свете ничего не удивляет. - А чему вы удивляетесь в окружающем нас мире? (Деревьям, погоде, природе…) - Сегодня нас будет удивлять одна особа. А кто она, вы узнаете, отгадав загадку. 2. Загадка: Я бегу струёй из крана, Бью ключом из-под земли, Укачаю в океанах Великаны корабли. (Вода) - Как вы догадались? - О чём мы будем говорить? Как вы думаете, какая тема нашего мероприятия? (Тема нашего мероприятия «Вода – источник жизни. Берегите воду!» ) - Итак, в конце мероприятия нам предстоит ответить на вопрос «Почему нужно беречь и охранять воду?» Помогут нам в этом ваше внимание, смекалка, ваши знания и умения. Кроме этого мы с вами попробуем оформить каждый свою маленькую речку. | Познавательные УУД: осознанное построение высказывания в письменной форме, структурирование знаний. |
III ЭТАП: Открытие новых знаний | Обеспечить открытие и усвоение учащимися новых знаний о роли воды для живых организмов, для природы. | Методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод. | Фронтальная + групповая + индивидуальная | 1. Чтение пословицы. Объяснение её смысла К апля воды дороже золота - Почему так говорят? (Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды) - Первое из природных богатств, с которым встречается человек – это вода. Она становится неразлучным спутником человека на всю жизнь, с момента его появления на свет до последнего дня. Человек как-нибудь обойдётся без золота, алмазов, но без воды он не сможет жить. Учитель: Вы слыхали о воде? Говорят она везде. Первая капелька. В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает. Вторая капелька. Ледником в горах зовется Лентой серебристой вьется. Средь высоких стройных елей Рушится потоком селей. Третья капелька. На плите у нас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае. Учитель: Мы ее не замечаем, Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда. Капелька: Без меня вам не умыться, Не наесться, ни напиться! Учитель: Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить. - Зачем же вода так нужна человеку? (Пить, умываться, купаться, готовить еду). 2. Чтение детьми стихотворения «Откуда пришла вода?» - Хотите узнать, откуда пришла вода? Об этом нам расскажут дети. 1. Спросил на днях малыш сосед У струйки, льющейся из крана: - Откуда ты? Вода в ответ: Издалека, из океана. 2. Потом малыш гулял в лесу, Росой искрилась вся поляна. -Откуда ты? – спросил росу. - Поверь, и я из океана. 3. На поле лёг туман седой. Малыш спросил и у тумана: - Откуда ты? Ты кто такой? - И я, дружок, из океана! 5. Удивительно, не так ли? В супе, в чае, в каждой капле, В звонкой льдинке, и в снежинке, И в дождинке, и в росинке Нам откликнется всегда Океанская вода. - Откуда же пришла вода? Почему в стихотворении говорится «океанская вода»? - Оказывается, речь идёт о мировом океане. В его состав входит вся вода планеты. Сколько же воды в Мировом океане? 3 . Работа с глобусом - А теперь посмотрим на всю нашу планету. Глобус – это модель нашей планеты. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А всё потому, что этой краски на нём больше всего. Голубым цветом на нём изображены моря, океаны, реки нашей планеты. Воды на планете очень много. Гораздо больше, чем суши. Если планету разделить на 4 «равных» части, то 3 части – это вода. 4. Практическая работа (индивидуально) - Как вы думаете, много это или мало? (много) - У меня в руке яблоко. Представим, что это наша планета. (Разрезаем яблоко на четыре части). Четвертая ее часть – земля, а вот эта большая часть – вода. Так много или мало воды на планете? (много) - Из предложенных частей (в конверте) выбери ту, которую занимает вода на земле. Работа детей. Проверка. | Личностные УУД: когнитивный компонент самооценки: осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший» ученик. Регулятивные УУД:, оценка учебной деятельности (умение самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата), коррекция (обнаружение ошибок, внесение соответствующих исправлений) и оценка результата деятельности. Познавательные УУД: умение осуществлять поиск и сбор информации, умение выполнять логические операции анализа, сравнения и обобщения. |
5. Человек и вода - Как вы думаете, а сколько времени человек может жить без воды? (Месяц, неделю, несколько дней). Без пищи человек может прожить до 1 месяца, а вот без воды – не более 4 – 5 дней. А знаете почему? - Оказывается, организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. При недостатке воды, происходит обезвоживание и человек погибает через несколько дней. За сутки человек употребляет от 3 до 6 литров воды. Давайте мы с вами человека поместим около речки, так как он нуждается в воде. 6. Опыт. - Какая вода нужна человеку, растениям, животным? (Пресная). - А где в природе есть пресная вода? (в реках, озерах) Физкультурная минутка -Ребята, как образуется большая река? (Из ручейков. Дети встают в колонну, берутся за руки и «текут»). Речка течет на запад, поворачивает на юг. И вот река попадает в озеро (Идут по кругу). А из озера вытекают ручейки. (Дети идут колоннами к своему месту. Выполняется под тихую музыку). - К сожалению, пресной воды на Земле очень мало по сравнению с солёной. Давайте попробуем воду из стакана. В нем – пресная вода. Приготовьте морскую воду (дети насыпают в стакан с пресной водой пищевую соль, размешивают и пробуют на вкус). Мы с вами использовали пищевую соль, а настоящую морскую соль можно купить в аптеке. 6. Опыт. - Давайте представим, что вся вода на нашей планете уместится в трехлитровой банке, а пресной хватит всего на полстакана. Так много или мало пресной воды? (Мало). Поэтому и расходовать мы должны ее аккуратно, так как пресная вода нужна не только для людей, но и для растений и животных. | Познавательные УУД: анализ слов с целью выявления общего признака, умение выполнять логические операции анализа, сравнения, классификации и отнесения к известным понятиям. Регулятивные УУД: самостоятельное выделение и осознанное формулирование познавательной цели, умение определять границы знания и незнания. Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении проблемы, проявление интереса к чужому мнению и высказывание своего. Личностные УУД: осознание неполноты знаний, развитие учебной активности. | ||||
7. Демонстрация картинок: цветок, который вянет под лучами солнца и цветок, который расцветает после полива - Сравните два рисунка. Что заметили? (Один цветок завял, другой расцвёл). - Почему растение завяло? (Его не поливали). - Сделайте вывод. (Для жизни растений тоже нужна вода). Растение поместим около речки. 8. Демонстрация картинок, где животные пьют, умываются, купаются - Кто ещё не может жить без воды? Для чего вода животным? (Пить, купаться). - Животные, если их лишить воды, быстро погибнут. Например, собака может прожить без пищи 100 дней, а без воды только 10. А слону нужно в сутки 90 литров воды (это почти две бочки). Животное поместим около речки. Не умыться, не напиться без воды. Листику не распуститься без воды. Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек, И поэтому всегда всем везде нужна вода. - Подведём итог: если ни один живой организм не может жить без воды, значит вода – эта сама… Жизнь. А, соблюдая личную гигиену, мы сохраняем своё … Здоровье и свою … Красоту. 1. Вода – это жизнь, красота и здоровье, дом для многих растений и животных. - В воде, как в пресной, так и в морской живет много живых организмов – это и рыбы, и другие микроорганизмы. Давайте представим, что мы приехали на море отдыхать. Физкультурная минутка «Отдых на море» Мы приехали на море отдыхать, мы любим, отдыхать под лучами солнца, нас обдувает легкий ветерок. Мы решили искупаться и поплыли, а рядом с нами плывут дельфины. Над нами кричат чайки, а вдалеке отдает прощальный гудок теплоход. 9. Классификация картинок: самолёт, корабль, подводная лодка, автомобиль - Назовите, одним словом. (Транспорт). - Распределите на группы: воздушный, наземный, водный. - Остановимся на водном транспорте. Если он есть, значит, вода – это удобная … дорога. Почему так говорят? (Перевозят грузы, людей). - По рекам и океанам ходят лодки и корабли, перевозят пассажиров, грузы. Ловят рыбу. Охраняют водные границы нашего государства. - А как ещё в быту человек использует воду? - Без воды не обходится современное производство космических ракет. Зимой мы обогреваемся батареями водяного отопления. Водопровод в каждом доме. Вода - древнейший источник энергии. Она работает на современных атомных, тепловых и гидроэлектростанциях. Вода оживляет пустыни, повышает урожай. Минеральная вода обладает лечебными свойствами. - Итак, если вода оказывает такую большую помощь человеку, то вода – это… Помощник. 2. Вода – помощник человека. 10. Вода и опасность - Рассмотрите рисунок. Какая опасность нависла над водой? (Её загрязняют) - Что может случиться? (Не останется пресной чистой воды). | Личностные УУД: осознание необходимости самосовершенствования. Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения. Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения классификации слов, самостоятельное создание способа решения проблем поискового характера, структурирование знаний. Метапредметные: познавательные УУД: проявление инициативности и самостоятельности, умение осуществлять поиск и сбор информации, умение | ||||
11. Разгадывание кроссворда – А сейчас мы с вами разгадаем кроссворд о воде и узнаем ключевую фразу, которую мы должны помнить всегда. Отгадывать будем по группам: 1 группа – с красным кружком называет картинки, с зеленым кружком отгадывает мои загадки, а с синим кружком – решает ребусы. 1. Спрятана подо мхом – Не пройти пешком, Не проехать верхом. (Болото) БО 2. Течет-течет — не вытечет; бежит-бежит — не выбежит. (Река) Загадка - отгадка 3. Через поле и лесок Вьется синий поясок. Я хотел его догнать – не догнал. Я хотел его поймать – не поймал! (Ручей) Рисунок 4. Не солили, а оно На солнышке сверкая, Словно слезы солоно, От края и до края. (Море) ОЕРМ 2 4 3 1 5. Пушистый ковёр Не руками ткан, Не шелками шит, При солнце, при месяце Серебром блестит. (Снег) Загадка - отгадка 6. Что за ключ под кустом? Не откроешь ты им дом. Но зато в жару, малыш, Им ты жажду утолишь. (Родник) Рисунок 7. Летели серые гуси, Нароняли белого пуха. (Тучи и снег) Ч Т И У 8. Идёт, идёт, У берега песню споёт И пропадёт. (Волна) Загадка - отгадка 9. В новой стенке, В круглом окне, Днём стекло разбито, А за ночь вставлено. (Прорубь) Рисунок Все вместе: 10. Крупно, дробно зачастило, Всю землю напоило. (Дождь) 11. Клубится, а не дым, Ложится, а не снег. (Туман) В кроссворде составляется фраза «Берегите воду!». – Ребята, а как мы можем беречь воду? (Ответы детей) - Как можно помочь сберечь чистую воду? (Строить очистные сооружения, не мусорить). - Какую помощь можем оказать мы? (Не лить воду зря, не мусорить в воде и на берегу рек). 6. Вывод. – Вода украшает нашу природу. Берегите её от загрязнения! Экономьте её! Ведь человек - это тоже частичка окружающего мира. Зная это, человек должен понимать, что с природой надо обращаться бережно. - С каким призывом мы можем обратиться к людям, чтобы сохранить воду «чистой»? Берегите воду! | Познавательные УУД: умение использовать новые знания на практике. Коммуникативные УУД: умение формулировать собственную позицию, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные УУД: Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. | ||||
IV ЭТАП: Рефлексия | Провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. | Словесный метод | Фронтальная, групповая | - Настало время ответить на главный вопрос нашего урока: «Почему надо беречь и охранять воду?». - Вода входит в состав любого организма; - Вода - это жизнь, красота и здоровье; - Количество воды ограничено; - Вода - помощник человека; - Вода загрязняется. Прочитаем заповеди: 1. Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. 2. Если найдёшь в лесу родник, сохрани его. Может быть это начало большой полноводной реки. 3. Вслушайся в журчание реки. Может быть, она просит помощи от тебя и ей нужны твои заботливые руки. Мимо разных дворов и крылечек, Где-то рядышком и вдалеке, Вьётся множество маленьких речек, Чтобы слиться в огромной реке. Вьются речки, сливаясь в колечки, Путь-дорога у них нелегка... Если высохнут малые речки, Обмелеет большая река. (В.Орлов) Сейчас я попрошу вас сделать вывод: если вы согласны с тем, что воду надо беречь, что без чистой воды невозможна наша жизнь, возьмите в руки голубые капельки, а если вы согласны с тем, что воду можно загрязнять и не нужно с ней обращаться бережно, возьмите в руки тёмные капельки, и прикрепите эту капельку на нашу реку. Я благодарю всех за подготовку к нашему мероприятию. И в память о нём возьмите закладку, которая будет напоминать о бережном отношении к воде. Исполняется песня на мотив «Мы желаем счастья вам»: В мире, где кружится снег шальной, Где моря грозят крутой волной, Паутиной Интернета. Опутан шар земной. Песнь хваленую поем воде, Без неё нет жизни на земле, Так давайте дружно все Защищать её Будет пусть всегда вода, Пусть приносит радость всем она, Но как без неё прожить Нам долгие года? Пусть цветет планета вся, И задача наша, друзья, – Её любить, хранить. Будет пусть всегда вода! | Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, Регулятивные УУД: формирование способности к самооценке и взаимооценке; контроль, коррекция и оценка результата деятельности (результативная). |
Заповеди: Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Если найдёшь в лесу родник, сохрани его. Может быть это начало большой полноводной реки. Вслушайся в журчание реки. Может быть, она просит помощи от тебя и ей нужны твои заботливые руки. | |||||
| |||||
Заповеди: Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Если найдёшь в лесу родник, сохрани его. Может быть это начало большой полноводной реки. Вслушайся в журчание реки. Может быть, она просит помощи от тебя и ей нужны твои заботливые руки. | |||||
| |||||
Заповеди: Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Если найдёшь в лесу родник, сохрани его. Может быть это начало большой полноводной реки. Вслушайся в журчание реки. Может быть, она просит помощи от тебя и ей нужны твои заботливые руки. | |||||
|