Ко Дню возрождения Балкарии
Ко Дню возрождения Балкарии
Страна гор и Гора народов – Кавказ! Здесь гостеприимство народов не знает предела. А люди добры и мужественны. Во все времена Кавказ вызывал уважение, опасение и восхищение. С древних времён здесь чтят, уважают и хранят законы и обычаи. Законы гор - они жестки и суровы, как мужчины Кавказа. Ведь, кавказцы всегда воевали: со скифами, арабами, татаро-монголами, персами, турками, русскими…Я родился и живу здесь. Во мне тоже есть горячая кровь кавказского джигита, и мне небезразлична история, судьба, обычаи моей родины…
Помнится, прочитал в шестом классе повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая». Финал потряс: взрослые граждане одной державы, но разных национальностей преследуют, убивают друг друга, а дети, тоже разных национальностей, русский мальчик и мальчик-чеченец, поочерёдно спасают друг друга и действительно становятся братьями: по наивному детскому обычаю они, надрезав пальцы, смешивают кровь. Человеческие отношения должны быть выше национальной розни - все это понимают, но вирус национальной вражды и нетерпимости поражает всё больше людей в России и во всём мире. Смогут ли побороть его люди будущего? Извлечём ли мы уроки из прошлого?.. Вопрос остаётся открытым.
Депортация балкарцев в годы Великой Отечественной войны – не единственная черная страница в истории народов Кавказа. Многие этносы, проживавшие здесь, были обвинены руководством СССР в «предательстве». Балкарцев обвинили в «неспособности защитить» от немецко-фашистских войск территорию республики, в частности, Эльбрус и Приэльбрусье и были переселены в Среднюю Азию. Правду о выселении балкарцев из республики выясняют до сих пор.
Массовые репрессии против народов Северного Кавказа одобрялись и санкционировались лично Иосифом Сталиным. Аргументом для обоснования решения о выселении балкарского народа в значительной степени явились события в Черекском районе республики осенью 1942 г., когда войсками НКВД под предлогом борьбы с бандитизмом было уничтожено мирное население. Карательная акция отряда НКВД была задокументирована как злодеяния немцев и их пособников. В силу незначительного временного отрезка оккупации основной территории проживания балкарцев, можно предположить, что здесь не могло быть массового участия в создаваемых немцами специальных частях по этническому признаку, были только отдельные факты бандитизма. Согласитесь, в любом государстве, особенно полиэтническом, должна проводиться политика равноправности народов и фактор их численности не может определять их правовые основы.
Невозможно остаться равнодушным к сотне частных историй об этом событии, представленных в книге Марии и Виктора Котляровых «Балкария: депортация. Свидетельствуют очевидцы». Они передают трагедию маленького человека, попавшего в жернова сталинских репрессий. Особенно поражают воображение названия некоторых разделов: «Исполнение проводить на месте» и «Трагедия репрессированного интеллекта». Они рассказывают о том, как происходило восстановление истины о событиях, имевших место в Черекском ущелье, и какой трагедией нереализованных творческих возможностей обернулась депортация для многих молодых людей из числа спецпереселенцев.
Депортации подверглись все без исключения - активные участники Гражданской и Отечественной войн, инвалиды войны, родители, жены и дети фронтовиков, депутаты советов всех уровней, руководители партийных и советских органов. Вина депортируемого определялась исключительно балкарским происхождением. К местам поселения в Среднюю Азию в эшелонах были отправлено десятки тысяч балкарцев: дети, женщины, мужчины.
Только через тринадцать лет им разрешили вернуться на родину. А ещё через тридцать два года были реабилитированы все репрессированные народы, признаны незаконными и преступными репрессивные акты против них на государственном уровне в виде политики клеветы, геноцида, насильственного переселения, упразднения национально-государственных образований, установления режима террора и насилия в местах спецпоселений.
Балкарцы вернулись на родину, они живут на своей земле, имеют возможность хранить традиции и обычаи, учить детей родному языку. Молодежь может получить любую профессию, работать в любой сфере. Их культура, как и других малых народов России, это часть общего культурного достояния, которое нужно беречь и развивать.
На Кавказе живут десятки народов с разными обычаями и вероисповеданием. Только дружба сегодня спасает мир, который здесь установился. Кавказ – наш общий дом, отец и мать, семья!.. Уютное гнездо Кавказских гор и долин, взращивает своих птенцов – нас. Вырастая, мы покидаем гнездо, это – закон жизни. Иногда мы забываем корни, пытаемся улететь далеко-далеко. Но всегда возвращаемся в тишь и благодать родного края, к милому дому и улицам, переулкам, аллеям и паркам - к своим истокам. Всем нужна эта успокаивающая тишина. Пусть она никогда не нарушается войной. Пусть только добрые и достойные, мирные и справедливые дела прославляют наш Кавказ. Пусть достойные сыны Родины прославляют свой край. Прошлое – как ушедший поезд, его уже не вернёшь. Будущее - мечта, и еще неизвестно, сбудется ли она. А настоящее - подарок жизни. Поэтому, давайте жить настоящим, с надеждой на будущее и с опытом прошлого!
Дмитрий Шорохов, обучающийся Литературной студии «Свеча»