12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коробицына Наталья18
Россия, Красноярский край, г. Назарово


Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №14» г. Назарово

Красноярского края»



Рекомендации психолога



Комплекс приемов управления эмоциональным состоянием учащихся начальной школы на уроках.





Автор работы:

педагог-психолог

Коробицына Наталья Геннадьевна





г. Назарово, 2019 г.



Данный материал представляет собой рекомендации школьного психолога предназначенные для учителей начальной школы. Цель данных рекомендаций сформировать у педагогов представление о приемах:

- повышения работоспособности, снятия тревожности;

- улучшения характеристик внимания;

- снижения чрезмерной двигательной активности.

Рекомендации представляют собой сборник упражнений направленных на изменение эмоционального состояния учащихся начальной школы на уроках. Регулярное использование данных упражнений позволит снизить риск возникновения школьнойдезадаптации учащихся.

Довольно часто неуспешность в обучении, отставание от школьной программы, тревожность, неуверенность, страх, агрессия, отчужденность, повышенная возбудимость и конфликтность, нарушение дисциплины и неподчинение школьным нормам, вранье, угрюмость детей вызваны таким явлением как «школьная дезадаптация».

В психологии школьной дезадаптацией называется процесс, который заключается в нарушении способности ребенка соответствовать требованиям школы. При этом страдает учебно-познавательная деятельность, взаимоотношения с педагогами и одноклассниками. Это ставит ребенка в тяжелые условия и, как следствие, ребенок начинает отставать от своих сверстников, его талант может нераскрыться, нарушается процесс социализации. Зачастую в таких условиях закладывается фундамент будущих «трудных» подростков, с различными отклонениями, приносящими вред людям и самому подростку. Их поведение выражается в форме разнообразных противоправных, агрессивных и преступных действий, а также в алкоголизме, наркомании, суициде и т.д.

Возможные причины школьной дезадаптации:

Недостаточная подготовленность к школе, не хватает знаний и навыков, ребенок не успевает по программе за остальными в классе, соответственно, учебный процесс для ребенка скорее неприятен, нежели увлекателен.

Недостаточно развиты социальные навыки. Ребенку трудно находиться в кругу сверстников, не может установить с ними контакт. Или ребенку трудно взаимодействовать с учителем, т.к. нет опыта общения со взрослыми (не родителями), авторитет не воспринимается, границы не выстроены.

Недостаточно развиты навыки саморегуляции. Ребенку тяжело сидеть на месте 40 минут подряд на уроке, за 15 минут перемены ребенок не успевает восстановить свои силы.

Физиологически обусловленная неспособность выдержать школьный темп.

Данные приемы могут быть использованы учителями начальных классов во время урока и позволяют снизить влияние двух последних причин. Все приемы разделены на три группы по назначению: первая группа - повышение работоспособности, снижение тревожности; вторая группа – улучшение характеристик внимания; третья группа – снижение чрезмерной двигательной активности.

Если дети устали, крутятся, отвлекаются, не могут успокоится после драки, ссоры с учителем, «тяжелого» урока – рекомендуется применять приемы первой группы. Эти приемы так же подходят для снятия тревожности перед контрольными и проверочными работами, выступлениями, ответами у доски.

Перед написанием диктанта, сочинения, изложения, проверочной работы, для улучшения чтения и понимания прочитанного, в любых ситуациях где ребенку необходимо быть внимательным – рекомендуется применять приемы второй группы.

Приемы третьей группы рекомендуется применять в случаях, когда двигательная активность некоторых детей мешает всем участникам образовательного процесса.

Перед использованием приемов на уроке, педагогу рекомендуется отработать их на себе в спокойной обстановке.

В зависимости от ситуации сложившейся на уроке, учитель может выбрать одно или несколько упражнений и комбинировать их по своему усмотрению.


Первая группа упражнений, направлена на повышение работоспособности, снижение тревожности. В эту группу входят упражнения двигательного репертуара и дыхательные упражнения.

Упражнения двигательного репертуара.

1. Упражнение «Гора»

«Люди с самого рожденья жить не могут без движения.

Руки опустите вниз, выровняйте спинку, голову не наклоняйте.Медленно поднимайте руки вверх и сцепите их в замок над головой.Представьте, что ваше тело - как гора. Одна половина горы говорит: «Сила во мне» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне» и тоже тянется вверх. Нет! - решили они - мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих. Потянулись обе вместе, сильно-сильно.

Медленно опустите руки и улыбнитесь!»

2. Упражнение «Движения животных»

1. «Жираф» - голова вверх-вниз, круговые движение вправо-влево.

2. «Птица» - руки поднять, опустить как крылья, круговые движения назад и вперед.

3. «Лошадь» - поднятие ног по очереди, сгибая в коленях.

4. «Аист» - подняться на носки, опуститься, круговые движения правой ногой, а затем левой (по полу).

5. «Кошка» - потягивание всем телом, поднять вытянутую правую руку, а затем - левую.

3. Упражнение «Штанга»

Вариант 1.

«Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».

Вариант 2.

«А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы».

4. Упражнение «Стряхни!»

« Я хочу Вам показать как можно легко и просто избавится от неприятных чувств. Иногда вы обижаетесь на кого-то, или у вас что-то не получается и эти большие и маленькие тяжести мешают вам радоваться и улыбаться.

Представьте себе как отряхивается промокшая собака. Она трясет спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в разные стороны. Вы можете сделать то же самое. Начинайте отряхивать ладони, локти, плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, дурные мысли – слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните и ноги, от носков до бедер. А затем потрясите головой, издавая при этом какой-нибудь звук. Представьте, что весь неприятный груз слетает, и вы становитесь все добрее и веселее.»

5. Упражнение «Сорви яблоки»

«Представьте себе, что перед тобой растет большая яблоня с чудесными большими яблоками. Видите, сверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко, нагнитесь и положите яблоко в корзинку, стоящую на земле. Теперь медленно выдохнете.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем поднимите как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко. Наклонитесь, положите оба яблока в корзину и выдохните. Продолжайте (1 минута)

Теперь встряхните руками, потрясите ладошками и возвращайтесь на место.»

6. Упражнение «Шалтай-болтай»

«Давайте поставим один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай». Шалтай-Болтай сидел на стене. Шалтай-Болтай свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» — резко наклоняем корпус тела вниз».(повторитьнесколькораз)

7. Упражнение «Петрушка прыгает»

Сегодня мы с вами будем изображать Петрушку, который мягко и легко прыгает. (Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой.)

Молодцы, а теперь петрушка кланяется, повторяйте за мной. (Ребенок наклоняет корпус вперед-вниз без всякого напряжения, как бы бросая его, затем выпрямляет корпус)

8. Упражнение «Пчелка мешает спать»

Прилетела пчёлка. Решила она сесть кому-нибудь на язычок, но мы быстро стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали крутить ими в разные стороны. Пчелка обиделась и улетела.

А теперь снова слегка раскрыли рот, язык отдыхает. А теперь зажегся ярко свет. От яркого света мы крепко зажмурились и сморщили нос. Свет погас, открываем глаза, перестаем жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчелка. Мы не станем ее прогонять, а покатаем ее у себя на лбу, двигая брови вверх-вниз. Пчелкапоблагодариланасзаудовольствие и улетеласпать.

Дыхательные упражнения

Упражнение «Воздушный шарик – 1»

«Положите руку на живот, и представьте, что ваш живот - это шарик. Давайте научимся вдыхать так, чтобы наполнился шарик. …. Представьте, что ваш рот это дырочка из которой медленно выходит воздух из шарика… Вдох, наполняемшарик, выдох – шарикспускается..»

Упражнение «Воздушный шарик – 2»

«Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул.» (повторить 3 раза)

Упражнение спокойное дыхание

Дышим тихо, спокойно и плавно. Спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос, задержать дыхание, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10раз).

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.


Вторая группа упражнений направлена на улучшение характеристик внимания. В эту группу входят глазодвигательные и кинезиологические упражнения.

Глазодвигательные упражнения

Упражнения для глаз — улучшение циркуляции крови.

Зажмурьте глазки сильно, сильно (4-6 секунд) а теперь открывайте. (Затем их следует открыть и посидеть с открытыми глазами несколько секунд.) Еще раз зажмурьте глазки… (6-8 раз).

А теперь быстро быстро поморгаем. (1 мин. После небольшого перерыва упражнение следует повторить еще раз.)

Упражнения для глаз — укрепление мышц.

« Посмотрите на пол, а затем не спеша переведите взгляд, стараясь при этом не двигать головой, на потолок. Затем вновь посмотрите на пол и обратно. (Упражнение повторяется 10 раз).

Не двигая головой, посмотрите направо, а затем — налево. (Упражнение повторяется 9-10 раз).

Не спеша переводите взгляд из правой стороны вверх, с верха — в левую сторону, и затем — вниз. А теперь наоборот снизу налево, вверх, направо.( Упражнение выполняется 8-10 раз.) А теперь представьте, что вы следите за часовой стрелкой, вращайте глазками по кругу сначала вправо, а затем — обратно. (Упражнениевыполняется 5-6 раз).

Упражнения для глаз — улучшение аккомодации.

Посмотрите вдаль (2-4 секунды), а теперь посмотрите на свой указательный палец, выставив его перед лицом (4-5 секунд.Упражнение повторяется 12 раз).

Встаньте прямо, вытяните руку вперёд и поднимите указательный палец на уровень середины лица. Не отводя глаз от кончика пальца, медленно приближайте его к лицу, пока вам не покажется, что он начал двоиться. (Упражнениеповторите 6-8 раз.)

Упражнения для глаз — улучшение аккомодации.

Встаньте прямо, вытяните левую руку вперёд и поднимите указательный палец до уровня лица. Смотрите обеими глазами на его кончик 6-7 секунд, а затем закройте правой ладонью правый глаз. В таком положении приближайте к лицу и удаляйте палец, не сводя с него обеих глаз. Поменяйте руки и повторите упражнение. (Упражнение выполняется 6-8 раз).

Кинезиологические упражнения

Упражнение «Ушки»

Пальцами помассируйте сначала мочки ушей (показать), затем все ушко. В конце упражнения растираем ушки ладонями. Сейчас вы сделали гимнастику для мозга и готовы к уроку.

Упражнение «Колечко»

А сейчас повторяйте за мной: соедините в колечко большой и указательный пальцы (показать), теперь соедините большой со средним.. безымянным.. мизинцем… и назад. Повторить несколько раз.

Упражнение «Кулак, ребро, ладонь»

Посмотрите, я покажу вам три положения руки, повторяйте за мной. Кулак, ребро, ладонь. Еще раз… (8-10 раз). А теперь другой рукой. (8-10 раз)

Упражнение «Лезгинка»

«Сложите левую руку в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак поверните пальцами к себе. А теперь правой рукой прямой ладонью, прикоснитесь к мизинцу левой руки, так как делаю я. После этого, руки меняются… Повторим… Быстрее..»

Упражнение «Ухо-нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой за противоположное ухо. По команде, отпустить, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.


Третья группа упражненийнаправлена на снижение чрезмерной двигательной активности включает в себя упражнения двигательного репертуара и дыхательные упражнения.

Дыхательные упражнения

Упражнение «Корабль и ветер»

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!»(повторить 3 раза).

Упражнение «Курочка»

«Представьте, что вы курочки. Быстрый вдох – руки поднимаются ладонями вверх к подмышкам (крылышки). Выдох – руки опускаются, поворачивая ладони вниз.»

3. Упражнение «Дракон»

1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).

2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».

Повторить 3-6 раз.

4. Упражнение «Ветерок»

1. «К нам залетел теплый ветерок». Глубокий вдох, выдох - удлиненный с мягким звуком «ха».

2. «На нас подул холодный зимний ветер». Глубокий вдох носом, выдох со звуком «у-у-у».

3. «К нам в окно влетела пчела». Глубокий вдох, выдох через плотно сжатые зубы со звуком «з-з-з».

4. «Щенок хочет с нами поиграть». Глубокий вдох, выдох со звуком «рр-рр».


5. Упражнение «Воздушный шарик – 1»

«Положите руку на живот, и представьте, что ваш живот - это шарик. Давайте научимся вдыхать так, чтобы наполнился шарик. …. Представьте, что ваш рот это дырочка из которой медленно выходит воздух из шарика… Вдох, наполняемшарик, выдох – шарикспускается..»

Упражнения двигательного репертуара

Игра «Рубка дров»

«Представьте себе, что вам нужно нарубить дрова. Берем топор, правильно ставим ноги. Берем бревно, ставим его на пень и поднимаем топор высоко над головой» Всякий раз, когда вы с силой отпускаете топор, громко выкрикивайте «Ха!». Затем ставьте следующую чурку и рубите снова, пока я вас не остановлю»

Упражнение «Штанга»

Вариант 1.

«Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».

Вариант 2.

«А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы».

3. Упражнение «Тряпичная кукла и солдат»

«Встаньте ровно, выпрямите спину, поднимите голову. А теперь полностью выпрямитесь, и вытянетесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь….

А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени.

Теперь снова покажите солдата, опять станьте тряпичной куклой….

Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины……. Стряхните воду с волос…… Теперь с верхней части ног и со ступней…

4. Упражнение «Австралийский дождик»

«Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он.

В Австралии поднялся ветер. (Трем ладони).

Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

Солнце! Улыбнулись! (Рукивверх)

Упражнение «Тропинка, кочки, копна»

«Играем в игру «Тропинка, кочки, копна». Если я скажу «тропинка» – все изображают тропинку, приседаем вытягиваем руки вперед. Если я скажу «Кочки» - все приседают и закрывают голову руками. Если я скажу «копна» - все встают и поднимают руки вверх, изображая копну. Всеиграем.Тропинка, кочки, копна…..»

Упражнение «Винт»

«Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде "Начали" будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!.. Стоп!»

Упражнение «Огонь и лед»

«А сейчас поиграем в игру «Огонь и лед», по команде – огонь, вы выполняете свободные движения всем телом, по команде – лед, застываете в позе, в которой вас застигла команда. Итак начали – огонь…. Лед…»


​​​​​​​ Список использованных источников

1.Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психология в начальной школе. Справочные материалы. – М.: Феникс, 2015. – 406 с.

Колганова В.С, Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. Часть 1. – М.: Айрис-Пресс, 2015. – 416 с.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / в 4-х томах т.1. – М.: Генезис, 1999. – 160 с.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / в 4-х томах т.2. – М.: Генезис, 1999. – 156 с.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / в 4-х томах т.4. – М.: Генезис, 1999. – 168 с.

Справочник педагога-психолога. И.К.Синельщикова. Кинезиологические приемы в работе с учащимися и педагогами. Электронный журнал №7, 2016 - https://e.psihologsh.ru/article.aspx?aid=475111

Школьная дезадаптация. А.Жукова. - https://12kollegiy.ru/about/articles/shkolnaya_dezadaptaciya/


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.