12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кольянова Татьяна Николаевна24

 МКОУ «Средняя общеобразовательная школа - интернат №5 г. Нижнеудинска»

«Игровые приёмы в обучении грамоте»


 

Выполнила :

Учитель начальных классов

Кольянова Т.Н.

2015 г

Всем хорошо известно, что начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. «Обучение грамоте» - первый учебный предмет, с которым знакомится ребенок, пришедший в школу.

Овладение им требует от детей сложных умственных операций, большого умственного напряжения, поэтому я считаю, что использование игровых приемов на логопедических занятиях по обучению грамоте и развитию речи наиболее эффективный способ повышения эмоциональной, речевой и познавательной активности ребенка.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у школьников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.

На своих занятиях по обучению грамоте я использую игровые элементы со сказочными персонажами, позволяющие решать одновременно целый комплекс педагогических задач, как речевых, так и познавательных. Действуя от имени героев или демонстрируя им свои умения, дети активно вступают в диалог, сопереживают, решают поставленные проблемы. Тем самым непроизвольно улучшается произносительная сторона речи, повышается интерес к интеллектуальным заданиям, появляется самоконтроль, формируется устно-речевая база для овладения элементами письма и чтения.

В своей педагогической деятельности в вопросах подготовки к обучению грамоте, я выделяю 2 этапа:

на первом этапе формирую умение вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки, отрабатывая четкую артикуляцию звуков, уточняя их звучание. Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!” Без этих умений невозможно научить детей устанавливать последовательность звуков в слове;

на втором этапе развиваю у детей умение последовательно вычленять и сочетать звуки в слова различной слоговой структуры, формирование звуко-слогового анализа и синтеза - именно эти процессы лежат в основе формирования навыков письма и чтения.

В ходе работы отрабатываются задачи по подготовке детей к обучению грамоте:

1. Формирование направленности на звуковую сторону речи: развитие умения вслушиваться в слово; выделять звуки; различать звуки, близкие по звучанию.

2. Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова: последовательно выделять звуки; устанавливать их место в слове;

3. Активизация устной речи детей. Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка.

Рассмотрим более детально варианты использования коррекционно-развивающих игр и игровых приемов, дающих наибольший эффект в подготовке к обучению грамоте.

На развитие фонематического слуха использую следующие игровые приёмы:

1.Определение неречевых звуков («Шумящие коробочки», «Угадай предмет по звуку» и д.р.)

2.Формирование фонематического слуха с опорой на гласные, а также на согласные («Поймай звук», «Закончи слово»- логопед показывает детям картинки и называет их, но не договаривает последний звук. Дети должны произнести слова за логопедом и выделить тот звук, который они добавили. Например, ко ..., пay..., вени... и др, «Найди общий звук»)

С целью развития фонематического слуха я использую игры:

«Собери цветок».

На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц],[ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].

«Цепочка слов». Кладётся картинка, к ней в виде цепочки добавляется следующая, начинающаяся с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.

Хочется отметить пособие «Звуковой куб», которое несложно в изготовлении. На его гранях изображены символы для характеристики звуков (гласный, согласный, глухой твёрдый, согласный глухой мягкий, согласный звонкий твёрдый, согласный звонкий мягкий). Ребёнок бросает кубик и по заданию называет звук или слово, в котором есть данный звук.

Звуковой анализ и синтез слогов и слов – один из этапов коррекционно-образовательной работы с детьми, который вызывает наибольшие трудности. Детям сложно на слух определить наличие или отсутствие какого-либо звука в слове, сосчитать количество звуков и определить их последовательность в слоге или в слове. При организации игр по развитию звукового анализа и синтеза я стараюсь придумывать интересные сюжеты, использую соревновательные моменты, игры-иллюстрации, создаю игровые ситуации. Например, пойти в магазин и купить вещи со звуками «к» и «кь» или «с» и «сь», класть их в соответствующую корзинку, сумку. Потом посчитать, кто больше набрал «продуктов». Предлагаю другую игру – пойти в лес и называть животных, птиц со звуками «р» и «рь», «л» и «ль». Когда дети свободно определяют наличие звука в слове, перехожу к определению его места в слове. Далее ребята учатся устанавливать последовательность звуков в слове, выделять их по порядку. Это предупреждает в будущем пропуски букв при письме.

Особый интерес у детей вызывают задания, в которых «собирают рассыпанные» звуки или, наоборот, их «рассыпают», сопровождая действием. Составление схем слов из цветовых символов чередуется с подбором или поиском подходящих слов к заданной схеме. На более поздних этапах работы дети отгадывают ребусы кроссворды. При этом важно научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах, словах. Дети выполняют творческие задания – задают вопросы персонажам занятия, друг другу и логопеду. Намеренно допущенные ошибки в ответах на эти вопросы вызывают особый интерес у детей, они эмоционально откликаются, желая помочь исправить ошибку, найти правильный ответ.

Для выработки практического навыка деления слов на слогия провожу с детьми следующие игры: «Договори слово», «Магнитофон», «Кто больше?», «Добавь слог». Взрослый произносит первый слог, а дети – второй (ши-на, ми-на, пе-на, сум-ка).

В игре «Эхо» дети повторяют вторую половину слова (неза-будка, дети – будка-будка; бала-лайка, дети – лайка-лайка и т. д.) или произносят слово, отсекая первый звук (смех-мех, экран-кран, олень-лень, клещ-лещ, коса-оса).

Таким образом, включение игровых приёмов на занятиях по обучению грамоте помогает детям овладеть звукобуквенным анализом, создаёт предпосылки для развития фонематического восприятия, дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения, навыки. Играть в игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникшего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие. Использование игр и игровых приёмов в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.

Рекомендации:

1.Широко использовать игровые приемы при обучении грамоте.

2.Разнообразить игровые приемы.

3.Играть вместе с ребенком, быть в игре равноправным партнером. Не выполнять, а только помогать ребёнку выполнять задания.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.