Статья на тему «Образовательная система обучения Л.В. Занкова для начальных классов»
Здесь будет изображение: /data/edu/files/z1438593720.jpg (650x374)
Академик Занков разработал новый подход для обучения школьников младших классов.
- Можно ли и как учить без «двоек», и не принуждая.
- Можно ли и как развить постоянный интерес к новым знаниям и мотив к самостоятельному поиску информации.
- Каким образом создать положительный эмоциональный настрой на уроках.
Дидактические принципы системы Занкова:
- Обучение на высоком уровне трудности, соблюдая при этом меру трудности;
- Ведущая роль теоретических знаний;
- Быстрый темп прохождения учебного материал. Автор системы против той практики, когда переход к новому периоду возможен только после основательного освоения учениками предыдущего материала. Занков считал, что образовательный процесс должен быть непрерывным;
- Осознание процесса учения;
- Работа над общим развитием каждого ребенка, в том числе слабого;
- Воспитание у школьника начальных классов отношение к себе как к ценностной личности;
- Уделяется внимание психическому и физическому здоровью учеников;
- «Ошибка – находка для учителя» – утверждал Л.В. Занков.Педагог должен научить ребёнка думать при письме. А главное – не исправлять ошибки в рабочих тетрадях, а подчеркивать это слово с ошибкой и выносить его со значком «1», «2» и т.д. на поля тетради. Подобная тактика учит распознавать ошибки в словах, учит самостоятельности;
- В процессе обучения необходимы коллизии (противоречия). Они помогают детям познавать. Авторы учебников системы Занкова при составлении своих книг придерживались этого принципа;
- Главная мотивация к обучению – ребёнок должен получать удовольствие от обучения.
Учебники по системе Занкова:
- Тетрадки-раскраски. Это учебники-тетради наподобие детских книг, где учащиеся могут рисовать, раскрашивать. При этом тетрадь остаётся учебником с теорией и заданиями.
- В тетрадях нет разделов «Повторение».
- Новая реализация процессуальности и вариантности. Что это значит? Пройденный в первый год материал остаётся и на следующий год в виде фона.
- Таким образом, один и тот же материал используется многократно, что помогает его прочному освоению.
- Большая часть учебников данной системы интегрированные.Например, курс математики автора И.И. Аргинской сочетает в себе знания по арифметике, геометрии, и даже алгебре и истории математики.
- Курсы Русского языка и Окружающего мира включают рабочие тетради.
- При освоении навыков чтения используется звуко-буквенный метод.В первый период детям предлагают рисунки, пиктограммы, схемы слов. Далее слова усложняются. Ученик самостоятельно познаёт правила чтения и написания согласных и гласных.
- В основе курса «Литературное чтение» лежит принцип сравнения. Дети сравнивают научные тексты и художественные, авторские тексты ит.д.
- В основе курса математики – индуктивный метод. Игры «Дополни», «Выбери похожее», «Восстанови рисунок», «Найди лишнее» воспитывают положительный мотив к математике. Различные задания (с несколькими решениями, с бесконечным множеством решений, задания, у которых нет решений) помогают школьникам выработать свою позицию к математическому явлению.
Васенёва Татьяна Александровна
Владимир Львович
Кристина Шер