Организация внеурочной деятельности учащихся начальной и основной школы
Согласно Базисному учебному плану, организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Виды внеурочной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.
1 уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии молодой человек действительно становится деятелем, гражданином, свободным человеком.
Методический конструктор внеурочной деятельности
Конструктор состоит из 9 блоков (по числу видов внеурочной деятельности).
Каждый блок включает в себя:
- краткое описание специфики данного вида внеурочной деятельности школьников;
- описание основных образовательных форм, в которых может быть развернут вид внеурочной деятельности;
представление тех форм и способов деятельности, которые обеспечивают достижение каждого из трех
уровней результатов внеурочной деятельности.
Вид внеурочной деятельности |
Образовательные формы |
Уровень результатов внеурочной деятельности |
Преимущественные формы достижения результатов |
Игровая |
Ролевая игра Деловая игра Социально- моделирующая игра |
Приобретение школьником социальных знаний |
Ролевая игра |
Формирование ценностного отношения к социальной реальности. |
Деловая игра |
||
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия |
Социально- моделирующая игра |
||
Познавательная |
Викторины, познавательные игры, беседы. Дидактический театр, общественный смотр знаний. Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности ( олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны) |
Приобретение школьником социальных знаний |
Викторины, познавательные игры, беседы. |
Формирование ценностного отношения к социальной реальности. |
Дидактический театр, общественный смотр знаний. |
||
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия |
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности ( олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны) |
||
3.Проблемно- ценностное общение |
Этическая беседа, дебаты, тематический диспут, проблемно- ценностная дискуссия. |
Приобретение школьником социальных знаний |
Этическая беседа |
Формирование ценностного отношения к социальной реальности. |
Дебаты, тематический диспут |
||
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия |
Проблемно- ценностная дискуссия. |
||
Досугово- развлекательная деятельность ( досуговое общение) |
Культпоходы в театр, музей, концертные залы , выставки. Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы. Школьные благотворительные концерты, выставки. |
Приобретение школьником социальных знаний |
Культпоходы в театр, музей, концертные залы , выставки. |
Формирование ценностного отношения к социальной реальности. |
Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы. |
||
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия |
Школьные благотворительные концерты, выставки. |
||
5.Художественное творчество. |
Кружки художественного творчества. Художественные выставки , фестивали искусств, спектакли в классе и школе. Социальные проекты на основе художественной деятельности. |
Приобретение школьником социальных знаний |
Кружки художественного творчества. |
Формирование ценностного отношения к социальной реальности. |
Художественные выставки , фестивали искусств, спектакли в классе и школе. |
||
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия |
Социальные проекты на основе художественной деятельности. |
||
6. Социальное творчество ( социально значимая волонтёрская деятельность) |
Социальная проба ( инициативное участие ребёнка в социальной акции, организованной взрослыми КТД ( коллективно- творческое дело) Социальный проект |
Приобретение школьником социальных знаний |
Социальная проба ( инициативное участие ребёнка в социальной акции, организованной взрослыми |
Формирование ценностного отношения к социальной реальности. |
КТД ( коллективно- творческое дело) |
||
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия |
Социальный проект |
||
7. Трудовая ( производственная деятельность). |
ЛЕГО- конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремёсел Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно- ролевые игры « Почта», « Фабрика». Субботник, детская производственная бригада. |
Приобретение школьником социальных знаний |
ЛЕГО- конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремёсел |
Формирование ценностного отношения к социальной реальности. |
Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно- ролевые игры « Почта», « Фабрика». |
||
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия |
Субботник, детская производственная бригада. |
||
8. Спортивно- оздоровительная деятельность |
Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах. Школьные спортивные турниры. Социально значимые спортивные и оздоровительные акции – проекты. |
Приобретение школьником социальных знаний |
Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах. |
Формирование ценностного отношения к социальной реальности. |
Школьные спортивные турниры. |
||
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия |
Социально значимые спортивные и оздоровительные акции – проекты. |
||
9.Туристко- краеведческая деятельность. |
Образовательная экскурсия. Туристический поход. Краеведческая экспедиция. Туристско- краеведческая экспедиция. |
Приобретение школьником социальных знаний |
Образовательная экскурсия. |
Формирование ценностного отношения к социальной реальности. |
Туристический поход. |
||
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия |
Краеведческая экспедиция. Туристско- краеведческая экспедиция. |