Конспект логопедического занятия на тему «Глагол» (4 класс)
Цель:
Закрепление умения различать глагол среди других частей речи, обобщение и систематизация знаний учащихся о глаголе.
Задачи: Образовательные: -дать понятие о глаголе как части речи; - отличать глагол от других частей речи; -выяснить роль глаголов в речи; -развивать умения правильно употреблять глаголы в речи; -выделять глаголы из предложений; -учить подбирать одинаковые и противоположные по смыслу глаголы; - отрабатывать звуко-слоговую структуру слов; - развивать аналитико-синтетическую структуру текста; -обогащать словарный запас Коррекционные: -развивать внимание, память, эмоции; -развивать творческое и критическое мышление; - обогащать речь. Воспитательные: -стимулировать интеллектуальное развитие; - развивать уважительное отношение к окружающим; взаимовыручке
Формы работы: -в группе; -в парах; -индивидуальная.
Ресурсы занятия:
Для учителя-логопеда: раздаточные карточки в конвертах, карточки с заданиями, картинки, презентация к логопедическому занятию.
Для учащихся: ручки, карандаши, тетради.
Ход занятия:
I. Мотивация к деятельности.
1.Организационный момент.
-Здравствуйте ребята! Мы рады всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Говорят, улыбка – это поцелуй души. Мы улыбаемся вам, а вы улыбнитесь нам и друг другу! Мы хотим пожелать вам, чтобы сегодняшнее занятие обогатило вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие от работы и от общения друг с другом!
2.Обозначение темы занятия
-Сегодня у нас с вами занятие – путешествие в необычную страну. Для того чтобы узнать тему занятия и город, в который мы отправимся, предлагаю вам сыграть в «Разгадайку».
Посмотрите, пожалуйста, на доску. Вам нужно убрать буквы, которые обозначают согласные глухие звуки, и разгадать тему занятия:
П Х Г Л С Ш А Г К О Л
-А для того, чтобы помочь вам в выполнении этого задания, вот вам загадка-подсказка:
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает – расскажет,
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит,
Всё расскажет нам …
-Верно. Перечислите мне глаголы из этого стихотворения.
Итак, какова же будет тема нашего занятия?
Сегодня на занятии мы будем:
Упражняться, закреплять, а ещё писать и играть.
II.Актуализация необходимых знаний
-С какой же целью мы с вами будем говорить о глаголе?
Глагол – одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений.
- О каких двух частях речи я говорю? По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. А какие части речи вы еще знаете?
О глаголах вам уже говорили на уроках русского языка. Сегодня мы вспомним эту часть речи и поговорим о ней. Мы с вами сейчас отправимся в город Глагольск. Для того чтобы вернуться в наш родной Санкт-Петербург, нам нужно будет выполнить несколько заданий.
III.Организация познавательной деятельности учащихся.
1. - И первым заданием будет рассмотреть визитную карточку Глагольска . Вам нужно ответить на несколько вопросов об этом удивительном городе. На некоторые вопросы вам уже предложены варианты ответов, на некоторые из них вам необходимо будет самостоятельно написать ответ. А чтобы вам было интересней работать разделитесь на 2 команды.
1). Глагол - это .............часть речи:
а) самостоятельная ;
б) служебная
2). Глагол отвечает на вопросы:
а) какой? какая? какое?;
б) кто? что?;
в) что делал? что делает? что сделает?
3). Глагол обозначает:
а) предмет;
б) действие предмета;
в) признак предмета
4). У глагола есть три времени: ......................., ................. и ........................ .
5). В предложении чаще всего глагол бывает ...........
2. - И следующей нашей остановкой будет исторический центр Глагольска – то место, где был заложен первый кирпичик этого удивительного города. Для этого нам с вами нужно вспомнить, что же такое начальная форма глагола? На какие вопросы она отвечает?
-Давайте заглянем в конверты, которые лежат у вас на столах. В них лежат карточки с заданием. Посмотрите на таблички. В таблице спрятаны глаголы в начальной форме (по горизонтали и вертикали). Пожалуйста, первая группа, найдите и выпишите глаголы в начальной форме, которые спрятались по горизонтали, а вторая группа – те, которые спрятались по вертикали:
К |
М |
Л |
О |
В |
И |
Т |
Ь |
Л |
Р |
М |
Й |
П |
Е |
Р |
Е |
Х |
О |
Д |
И |
Т |
Ь |
К |
О |
Т |
С |
Р |
А |
Г |
А |
П |
А |
Н |
О |
М |
Е |
И |
Т |
З |
П |
Р |
И |
С |
О |
Н |
П |
Т |
Д |
Е |
Й |
Р |
И |
С |
М |
С |
Й |
К |
Ь |
Е |
Т |
О |
Л |
Т |
Н |
Д |
Т |
И |
Е |
С |
Т |
Ь |
Т |
Н |
Ь |
П |
Т |
О |
П |
Е |
Т |
Ь |
Р |
И |
О |
Д |
Ю |
О |
Я |
Н |
Й |
Н |
О |
Т |
Д |
Ш |
М |
В |
Я |
Т |
Щ |
К |
А |
Н |
А |
О |
П |
Л |
Ы |
Т |
Ь |
3. Остановка «Рассыпушка».
- Из перепутанных букв собрать слова-глаголы.
ЖБЬЕАТ - БЕЖАТЬ
ЙАЗИТ – ЗАЙТИ
УМАТЬД - ДУМАТЬ
КСЬТАИ - ИСКАТЬ
ДЕТЬИВ - ВИДЕТЬ
АВАДТЬ - ДАВАТЬ
4. Остановка «Близкая».
- Здесь живут жители Глагольска, которые используют в своей речи разные слова, обозначающие одно значение. И чтобы понять речь этих жителей, давайте снова заглянем в конверты. Нам нужно подобрать из двух столбиков похожие по смыслу глаголы (синонимы).
1 |
бояться |
А |
приобретать |
|
|||||
2 |
загореться |
Б |
торопиться |
|
|||||
3 |
исчезать |
В |
трусить |
|
|||||
4 |
спешить |
Г |
рыдать |
|
|||||
5 |
плакать |
Д |
пропадать |
|
|||||
6 |
покупать |
Е |
зажечься |
|
|||||
|
|
|
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||
|
|
|
|
|
|
5. Остановка «Активная».
- Я буду называть глаголы, а вы действиями показывайте их:
МАХАТЬ, ЖМУРИТЬСЯ, ПЛЫТЬ, СМЕЯТЬСЯ, БЕЖАТЬ, СТОЯТЬ, ГЛАДИТЬ, ПРЫГАТЬ, МЫЧАТЬ, МОЛЧАТЬ, НАГНУТЬСЯ, ОПЕРЕТЬСЯ, СЕСТЬ,
6. Остановка "Противоположная».
- Здесь живут жители Глагольска, которые используют в своей речи слова, обозначающие противоположное значение. И чтобы понять речь этих жителей, давайте снова заглянем в конверты. Нам нужно подобрать из двух столбиков противоположные по смыслу глаголы (антонимы).
1 |
читать |
А |
ловить |
|
|||||
2 |
радоваться |
Б |
закрыть |
|
|||||
3 |
кидать |
В |
ненавидеть |
|
|||||
4 |
открыть |
Г |
писать |
|
|||||
5 |
любить |
Д |
вставать |
|
|||||
6 |
падать |
Е |
грустить |
|
|||||
|
|
|
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||
|
|
|
|
|
|
7. Остановка «Угадайка»
- Под диктовку записать слова в 3 столбика, в зависимости от части речи
( УЖИН,ЧУЖОЙ, ШИРОКОЕ, ЗАШИВАЕТ, ЧАЙКА, НАЙДЕТ, СОЛНЦЕ, РЫЖАЯ,
ПОЛЕТЕЛИ)
8. Остановка «Школа». -Прочитайте рассказ и «оживите» картинку. Спишите дополненный текст, выделите глаголы. Апрель. Яркое солнце. Капели. Длинные сосульки. На реке лед. На пригорках и около деревьев земля. Скоро у кудрявой березки листочки. (Наступил апрель. Светит яркое солнце. Капают капели. Тают длинные сосульки. На реке треснул лед. На пригорках и около деревьев оголилась земля. У кудрявой березки распустятся листочки). |
|
IV. Подведение итогов
1.Оценивание
-Ребята, наше путешествие подошло к концу и настало время возвращаться и подводить итоги.
- О чем мы сегодня говорили на занятии?
- Чем глагол отличается от других частей речи?
2. Рефлексия.
- Какое задание показалось тебе:
а) самым лёгким ________________________;
б) самым интересным ____________________;
в) самым трудным _______________________.
- Я предлагаю каждому из вас закончить фразу «Сегодня на занятии я…»
- Спасибо вам за занятие! Вы молодцы! Я желаю, чтобы каждый из вас верил в себя и надеялся на успех!
ГлаголPPT / 3.38 Мб
/data/files/h1706548983.ppt (Глагол)