12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Элина618
любознательна, настойчива,справедлива.
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
2

Конспект логопедического занятия для обучающихся с ОВЗ, имеющие сложную форму дисграфии на тему «Согласование имен существительных и прилагательных в роде и числе» (3 класс)

Конспект логопедического занятия в 3Б классе

для обучающихся с ОВЗ, имеющие сложную форму дисграфии

 

 

Логопедическая тема: «Согласование имен существительных и прилагательных в роде и числе».

Грамматическая тема: «Имя прилагательное».

Лексическая тема: «Весна».

 

Цель: Закрепление умения учащихся согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе.

Задачи:

Образовательные:

-Развивать умение подбирать местоимения: мой, моя, моё, мои к существительным

-Закреплять умения согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе

-Закреплять навык определять род имён существительных и прилагательных

-Закреплять умение образовывать антонимы к именам прилагательным

-Развивать языковой синтез.

 

Коррекционные:

-Расширять активный словарь за счёт использования в речи имён прилагательных

-Активизировать словарь по теме: «Весна»

-Развивать наблюдательность

-Развивать зрительную, слуховую память

 

Воспитательные:

-Воспитывать любознательность.

-Развивать умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

-Развивать способность к самооценке своих действий.

Формы обучения: групповая, индивидуальная.

Оборудование: предметные картинки, карточки, таблицы, тетради, мяч, ручки, цветные карандаши.

Ход занятия:

I. Мотивация к деятельности

1.Организационный момент.

Ребята, сегодня к нам на занятия пришли гости. Давайте поздороваемся, улыбнемся им и друг другу.

2.Обозначение темы занятия.

Тему сегодняшнего занятия вы мне назовете сами, для этого посмотрите на картинки и дайте каждому предмету характеристику – какой он.

Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии? (Об имени прилагательном).

Да, но не только. Сегодня мы продолжим работать и с существительными м., ж., ср.р., существительными во множественном числе и прилагательными. Будем составлять словосочетания, определять окончания имен прилагательных.

II. Актуализация необходимых знаний.

С какой же целью мы с вами будем говорить о прилагательном?

Для чего в нашей речи нужны имена прилагательные?

(Для того, чтобы точнее описать предмет, отличить один от другого, сделать нашу речь красивее).

Имя прилагательное - это одна из главных частей речи. Оно раскрывает характерные признаки предмета. Прилагательные дополняют, точно описывают, украшают имя существительное. Без них тяжело понять смысл речи.

Таким образом, прилагательное уточняет предмет (дружит с существительным).

 

III.Организация познавательной деятельности учащихся.

 

Наконец, наступило какое время года? (Весна)

Сегодня на занятии мы будем часто говорить о весне.

Каждый весенний месяц приготовил нам задания. Какой первый весенний месяц?

( Март).

Март уже прошел, и вот задания нам он оставил.


 

1 задание

На доске картинки. Мне нужна ваша помощь.

Что изображено на картинках? (Предметы)

Скажите, про какие предметы можно сказать:

«мой»? (плащ, зонт, компьютер, рюкзак);
«моя» (машина, куртка, рубашка, ручка, книга);

«моё»?(ружье,кольцо,перо,ведро, пианино, пальто).

К какой части речи можно отнести названия этих предметов?

(К именам существительным).

На какие группы можно разделить названия этих предметов (группы м., ж., ср.р.).

На какие вопросы отвечают имена существительные? (кто? что?)

Какие постоянные признаки есть у имени существительного? (род, число)

Скажите, а к чему мы отнесем остальные предметы: столы, горы, окна? (к сущ. во мн ч.). Почему эти существительные выделили в отдельную группу? (Потому что у существительных во множественном числе род не определяется).


 

2 задание

Игра «Цветные клеточки».

Учащимся раздают карточки с заданием и цветные карандаши.

Подчеркните все слова женского рода красным карандашом, мужского-синим, среднего-жёлтым, множественное число-зелёным цветом.


 

Платок

Зеркало

Письмо

Очки

Забор

Яблоко

Тарелка

Брюки

Звезда

Тетрадь

Роза

Весы

Шкаф

Пальто

Огурцы

Ножницы

Самолёт

Книга

Мяч

Окно


 

Проверка: каждое существительное вы связываете с цветом, которым подчеркнули слово. (Синий платок, жёлтое яблоко….)

Что у нас получилось? (Словосочетание). Из каких частей речи состоит это словосочетание? (сущ и прил).

Давайте вспомним, что мы знаем о прилагательном.

(часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: какая, какой, какое, какие?)

Таблица на доске:

Имя прилагательное - часть речи

Обозначает признак предмета

Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

 

Теперь Апрель дает нам задание.

3 задание

Детям выдается карточки с заданиями. Нужно вставить пропущенные окончания и выделить их.

цветок (какой?) голуб…., красив…., маленьк…..

верба (какая?) молод…, пушис…., ранн…

полотенце (какое?) махров…., син…., голуб…

брюки (какие?) длинн…., син…, больш…

Прочитайте словосочетания в м.р. Делаем вывод об окончании имени прилагательного в м.р. Ученик выходит к доске и к вопросу какой? подставляет окончание -ой,-ий, -ый,

и т.д.

м.р.какой? -ой, -ый, -ий

ж.р. какая? -ая, -яя

ср.р. какое? -ое, -ее.

мн.ч. какие? - ие, -ые.

Вывешивается на доске таблица:

Какая?

Какой?

Какое?

Какие?

Ж. р.

М. р.

Ср. р.

Мн. ч.

-ая

-ой

-ое

-ые

-яя

-ый

-ее

-ие

 

-ий

 

 

 

Делаем вывод:

Чтобы определить окончание имени прилагательного, надо задать вопрос от существительного и по окончанию вопроса, определяем окончание имени прилагательного.

 

4 задание

Физминутка (с перекидыванием мяча)

Образовать антонимы к прилагательным и назвать словосочетания:

поздняя весна-

лунные лучи-

последние цветы-

первый снег-

грустная капель-

тусклое солнце-

холодная погода-

солнечный день-

яркая звезда-

 

(Ранняя весна, солнечные лучи, первые цветы, последний снег, весёлая капель, яркое солнце, теплая погода, пасмурный день, тусклая звезда).

 

5 задание

Игра «Морской бой»

На доске таблица:

 

А

Б

В

Г

Д

1

вро

ста

вя

ли

ный

2

тра

кая

жи

ту

свет

3

ный

цве

стро

лё

ной

4

зе

шис

щий

вис

щую


 

Надо найти запрятанные слова.

Б3,Г2,В4 (цветущий)

А2,В1,Д3 (травяной)

А4,Г3,Д1 (зелёный)

Ученики по очереди выходят к доске и собирают слова.

В разных языках так называют месяц Май.

Задания от Мая.

6 задание

Составьте предложения по опорным словам.

Наступила, побежали, разбудили, тает, с крыш зазвенела, светит.

(Наступила ранняя весна. Солнечные лучи побежали по земле и разбудили первые цветы. Тает последний снег. С крыш зазвенела весёлая капель. Светит яркое солнце).

Запись на доске и в тетради с выделением окончания прил.

7 задание

Тест

В каком словосочетании имя прилагательное мужского рода?

Рыжая лиса

Бурый медведь

Пушистые зайчата

Длинное бревно

 

В прилагательном множественного числа окончание:

-ый, -ий, -ой

-ое, -ее

-ая, -яя

-ые, -ие

Имя прилагательное весеннее согласуется с именем существительным:

Ночь

Вечер

Утро

Дни

 

Имя прилагательное дождливая согласуется с именем существительным:

Весна

Сезон

Месяцы

Апрель


 

Имя прилагательное шерстяные согласуется с именем существительным:

Шарф

Шапка

Носки

Платье

IV. Подведение итогов

 

1.Оценивание

О чем мы сегодня говорили на занятии?

 

2. Рефлексия.

- Какое задание показалось тебе:

а) самым лёгким ________________________;

б) самым интересным ____________________;

в) самым трудным _______________________.

 

- Я предлагаю каждому из вас закончить фразу «Сегодня на занятии я…»

- Спасибо вам за занятие! Вы молодцы! Я желаю, чтобы каждый из вас верил в себя и надеялся на успех!

 


 


 

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.