Материал на проверке

Конспект урока обучения грамоте «Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш»

0
1
Материал опубликован 8 October 2015

1. Орг. момент.

Слышишь звонкий голосок?

Нам пора начать урок!

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

2. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.

1) Побуждающий диалог.

-К нам пришел сегодня гость. Кто это? (Лунтик). Лунтик будет помогать нам работать на уроке обучения грамоте.

Рядом с нашим героем - звуковичок.

- Одет ли звуковичок? Есть ли на нем буква?

- Это значит, что сегодня мы будем работать с новым звуком и новой буквой, у нас урок «открытия» новых знаний.

-Что необычного заметили у звуковичка? (восклицательный знак)

-Ребята, звуковичок хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков.

-Какой у вас возникает вопрос? (Чем новый звук отличается от других звуков?)

2) Игра «Доскажи словечко»

-Лунтик просит нас понять, какой звук мы сейчас будем открывать. Для этого нам нужно отгадать загадки.

Сегодня все ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные … (шары).

 Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему …(штанишки).

 Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно…( шишек).

 - С какого звука начинаются все эти слова? (звук ш)

Лунтик мне сказал, что среди его друзей тоже есть такие, в именах которых есть звук ш. (Дед Шершуля, Паук Шнюк, Букашка)

3) Подведение к формулированию темы.

-Знакомы ли мы с таким звуком?

-Сформулируйте тему урока. (звук [ш], буква ш.)

-Каковы задачи нашего урока? Чему мы должны научиться?

1) С каким новым звуком мы должны сегодня познакомиться?  - узнать про звук  ш;

 2) Какую букву мы должны сегодня научиться писать? научиться писать букву ш;

 3) Для чего нам нужно с ней познакомиться? Чтобы научиться читать слоги и слова с новой буквой ш.

  3. «Открытие» нового знания.

1) Знакомство с новым звуком.

-Нам нужно узнать, какой это звук. Согласный или гласный? (он согласный, при произношении встречает преграду)

-Раз он согласный, что мы можем про него ещё узнать? (мягкий или твёрдый, звонкий или глухой)

-Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой? Почему? (состоит из шума)

-Надеваем чёрную шляпку на звуковичка  

-Как узнать, бывает ли он твёрдым или мягким? (послушать, как он звучит в словах)

·        Звуко-буквенный анализ слов (устно)

-шуруп

-шалаш

-шляпа

·        -Дайте характеристику нового звука. ([ш] – твёрдый)

- Что мы можем сделать с башмачком? (надеваем синий башмачок)

-Может быть,  в других словах этот звук произноситься мягко?

-Разбор слова

- уши

 - Какой вывод мы можем сделать? Звук [ш] всегда твёрдый. Не зря рядом с буквовичком стоит восклицательный знак.

Показать на ленте букв.

(одеваем второй синий башмачок)

  Физкультминутка . Хлопайте и приседайте, если услышите звук ш

Азбука Григория Остера

 -Чем же новый звук отличается от других звуков? (он всегда твёрдый)

-Как шипит масло? Змея? Утюг?

Вот поэтому этот звук ещё называют шипящим.

Выполнили мы с вами первую задачу урока? Значит, можем убрать одну     задачу? (учитель убирает с доски первую задачу)

 2) Знакомство с печатной буквой ш (На доске и в букваре)

 

-Звук [ш] обозначается буквой ш.

·        показ печатной буквы ш.  ( Ш и ш)

-На что похожа печатная буква ш?

-Какие буквы рядом с этим звуковичком держатся за руки? (буквы согласных глухих звуков)

 3) Знакомство с письменной строчной буквой ш.

-Почему в Букваре в левом углу написано две буквы? (одна - печатная, другая – письменная)

-Наша следующая задача – научиться писать строчную букву ш.

-Открываем пропись (с.26)

·        Пальчиковая гимнастика.

-Рассмотрите табло. Из каких элементов состоит буква ш строчная? Есть ли новые элементы?

-Я напишу эту букву под счёт: раз – и – два – и – три – и (показ на доске)

-Напишите пальчиком в воздухе (под счет), на своей ладошке (под счёт), на спине соседа.

-Что можно сказать о расстоянии между элементами-наклонами? (одинаковое)

·  Дети пишут под счёт на табло сначала элементы буквы, потом сами буквы.

·  самостоятельная работа (последняя строка): написать наклонные палочки синей ручкой, букву ш зелёной.

·        работа с иллюстрацией (с.26)

Поразмысли не спеша

И отыщешь обязательно

Пять вещей с  букой «ш» (ширма, шар, штаны, шутник, башмаки)

Письмо и звуко – буквенный анализ слова ШУРУП (пропись)

 Физкульминутка.

4) -Вы научились писать новую букву?

-Оцените, как у вас это получилось?

-Убираем вторую задачу.

 5) Чтение по Букварю. (с.80)

·        Чтение слогов.

 1 слово – тихо, 2 слово - громко

1 столбик – Чем похожи слова? (начинаются на букву ш, одна гласная буква, один слог)

2 столбик (Заканчиваются на букву ш, одна гласная буква, один слог)

3 столбик читаем друг другу.

4 столбик друг другу, поменяйтесь ролями.

- Найдите слово, которое обозначает очень сильный ветер (шторм)

- Найдите слово из 4 букв. А что такое шрам?

- Что бывает иногда у нас на перемене? (шум)

- Найдите название этой картинки (шнур)

- Найдите слово из 5 букв, в середине буква у (шкура)

- 4 столбик – Найдите похожие слова. Как они называются? (однокоренные, родственные)

-  Научились читать слоги и слова с новой буквой? (убираем последнюю задачу)

 4. Региональный компонент

Лунтик не сразу попал к нам, сначала он побывал в одной из деревень нашей, Архангельской области. Местные жители назвали ему несколько слов, которые у них употребляются. Он записал их на листах бумаги, но листы эти в дороге порвались. Помогите Лунтику восстановить эти слова: душ-ка-ка, шат-у, туш-у-ка, ку-шар-нок (кадушка, ушат, утушка, шаркунок).

-шаркунок – это погремушка – оберег (картинка)

- ушат – небольшая деревянная кадка с ушами (картинка)

- кадушка – деревянная бочка, например, для засолки огурцов (картинка)

- утушка – ласковое название утки (картинка)

5. Рефлексия

 -Чему мы хотели научиться?

-Встаньте те, кому это удалось?

-А у кого были затруднения? Какие?

-Откройте дневники. Если у вас на уроке всё получалось, вам было легко, поставьте веселый смайлик, если были трудности, но вы с ними справились – раскрасьте кружок в зеленый  цвет, если было трудно и нужно будет ещё раз вернуться – раскрасьте кружок в красный цвет.

 

-Урок закончен. Спасибо за урок!

 

Комментарии

Спасибо за урок . Забрала к себе в копилку!

9 October 2015