12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Давыдова Анастасия Сергеевна1146
Хореограф - постановщик образцового театра-студии "Диалог". Методист детско - юношеского центра "Восхождение".
Россия, Хабаровский край, Хабаровск
1

Конспект занятий «Когда я стану взрослым»

Конспект занятий «Когда я стану взрослым».

Цель занятия заключается в том, чтобы помочь старшеклассникам развить умение саморефлексии, то есть глубже понимать самих себя, осознавать свои чувства и эмоции, а также расширить свой ролевой репертуар (культуру семейного и межличностного общения).

Задачи:

1.Ознакомить участников тренинга с основными компонентами межличностного общения и их особенностями.

2.Помочь осознать критерии аномальной и нормальной семьи.

3.Подвести к выводу, что социализация ребенка, его будущность определяются культурой, к которой принадлежит семья.

Занятие рассчитано на детей 14-16 лет.

План занятия:

Вводные слова. Оглашение темы занятия (2-3 мин.)

Выработка правил группы (2-3 мин.)

Разминка «Желаем всем хорошего настроения» (2-3 мин.)

Упражнение «Пословицы» (2-3 мин.)

Упражнение «Солнце-семья». Ролик «Семья – это…» (20 мин.)

Упражнение «Каким я буду, когда вырасту» (5-10 мин.)

Упражнения «Стихотворения» (10-15 мин.)

Упражнение «Сердца» (5-10 мин.)

Упражнение «Сиамские близнецы» (10 мин.)

Дискуссия - обсуждение «Сказки о мужчинах и женщинах» (10 мин.)

Рефлексия занятия (5 мин.)

Продолжительность занятия 1 час 20 минут.


Ход занятия: ​​​​​​​

Ведущий: Здравствуйте! Как настроение? Очень рада вас видеть на нашем тренинге «Когда я стану взрослым». В ходе тренинга вы узнаете о том, как правильно общаться с окружающими вас людьми. Я хочу вас ознакомить с правилами нашего тренинга.

Упражнение: «Выработка правил группы».

Группой формулируются, как минимум, следующие правила:

Конфиденциальность - всё личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы;

Активное участие (проявлять активность) – высказывайтесь и выражайте свои чувства и взгляды, не будьте пассивными слушателями;

Уважительное отношение друг к другу (к чувствам, взглядам другого человека) - получайте информацию сами и не мешайте получать её другим.

«Стоп» - если группа выходит за временные рамки, нарушает дисциплину или правила группы;

Выключение мобильных телефонов на время занятий.

Разминка «Желаем всем хорошего настроения».

Инструкция: Ведущий говорит предложение «Встаньте те, кто…» и называет какое-то качество. Те участники группы, которые могут отнести это высказывание к себе, встают и хором говорят: «Желаем всем хорошего настроения». После нескольких нейтральных предложений предлагаются предложения, связанные с семейной тематикой, например,

«Встаньте те, кто любит мороженое»

«Встаньте те, кто сегодня чистил зубы»

«Встаньте те, кто дорожит своими родителями»

«Встаньте те, кто в будущем хочет иметь детей»

«Встаньте те, кто считает, что людям не нужна семья» 

«Встаньте те, кто хочет создать свою крепкую семью»

Задачей разминки, помимо создания рабочего настроя, является актуализация размышлений о семье, ее значении в жизни человека. Обсуждения результатов на этом этапе занятия не требуется. 

Упражнение «Пословицы».

Прочтите пословицы. О чем главном в них говорится?

В хорошей семье хорошие дети растут.

Семья – опора счастья.

Семья в куче, не страшна и туча.

Добрая семья прибавит разума-ума.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии? (о будущем, о семье).

Упражнение «Солнце-семья».

Инструкция: На доске прикреплён жёлтый круг «Семья». Участникам раздаются цветные треугольники «лучи» и предлагается написать на них определение «Семья - это…». (ячейка общества, уверенность в завтрашнем дне, союз мужчины и женщины для ведения общего хозяйства, доверие и любовь, дети). «Лучи» приклеиваются и зачитываются.

Какие ситуации могут помешать созданию счастливой семьи и рождению желанных детей? (непонимание, семейные конфликты, вредные привычки, болезни, измена, аборт, наркотики).

Как избежать эти проблемы, что необходимо знать и использовать?

(здоровый стиль жизни, психологию общения, сексуальную культуру, правила безопасного сексуального поведения, современные средства контрацепции).

Именно на освоение этих знаний и формирование навыков направлен наш тренинг. Так что же такое «Семья»? Ролик «Семья»!

Так зачем человеку семья? (для поддержки, саморазвития, самореализации).

Упражнение "Каким я буду, когда вырасту?".

Инструкция: «Закройте глаза. Постарайтесь увидеть себя взрослыми. Рассмотрите, как вы одеты, что делаете, какие люди окружают вас. Эти люди вас очень-очень любят. За что они вас любят? Может быть, за вашу отзывчивость, за искренность, за честность? Может быть, за что-нибудь еще? А теперь откройте глаза и расскажите нам, какими вы станете, когда вырастете? Какие ваши качества будут нравиться окружающим?». Все дети по очереди рассказывают группе про то, что они себе представили.

Упражнение «Стихотворения».

Давайте познакомимся со стихотворением А. Кушнера «Когда я буду взрослым».

Когда я буду взрослым,

Я буду очень грозным,

И скажут мои детки:

«Нельзя ли погулять?»

«А час какой? Девятый?

Пожалуй, поздновато.

А ну, — скажу, — ребята,

Сейчас же марш в кровать!»

Когда я буду взрослым,

Я буду очень грозным,

И скажут мои детки:

«Нельзя ли поиграть?!

Скажу: «Весь день играли?

Коробку поломали?

Катушку потеряли?

Сейчас же марш в кровать!»


Какова же тема данного стихотворения? Как взрослый должен относиться к детям, по мнению героя?

Тема первого стихотворения – все запрещающий родитель. А основная мысль – мальчик считает, что родитель должен быть очень строгим.

Вы согласны с мнением этого героя? Как вы думаете, почему он так строг? Хороший ли получится родитель из такого мальчика? Почему?

А теперь познакомимся со стихотворением В. Лунина «Когда я взрослым стану».

Когда я взрослым стану
Я все позволю сыну:
Руками есть сметану
и прыгать мне на спину,
Валяться на диване,
На стенке рисовать,
Жука хранить в кармане,
Лица не умывать,

Кричать,
По лужам бегать,
Спилить у стула ножки,
Не спать и не обедать,
Скакать верхом на кошке,
Крутить в часах пружину,
Пить воду из-под крана...
Я все позволю сыну,
Когда я взрослым стану! 


Тема второго стихотворения?

Тема второго стихотворения – все разрешающий родитель. Его основная мысль – ничего не запрещать, а все-все разрешать.

Это хорошо или плохо? Почему?

Так нельзя тоже, потому что ребенок не научится себя правильно вести с другими детьми, он будет избалованный.

А как вы будете относиться к своим детям, когда станете взрослыми?

Что-то будем разрешать, а плохое – запрещать.

Упражнение «Сердца».

Инструкция: Два участника тренинга выходят и становятся спина к спине. Им даются вырезанные одинаковые сердца.

Эти молодые люди созданы друг для друга. Но не встретив друг друга в начале своего жизненного пути, они прошли такой путь взаимоотношений.

Ребятам рассказывается история взаимоотношений девушки и парня, и как каждые отношения «забирали кусочек сердца».

встречает … он спортсмен, хороший парень, но проходит время, и они расстаются. Это была первая любовь и поэтому она забрала большой кусочек сердца.

. встречает … она умная, интеллектуальная девушка, но они заканчивают школу, и она уезжает учиться в другой город.

встречает … он музыкант, талантливый парень, но они не нашли взаимопонимания.

встречает … она творческая натура, художница.

Наконец встретившись, что они могут друг другу предложить?

Соединяем два уже неполноценных сердца.

Резюме ведущего: Наш прошлый опыт влияет на наши сегодняшние отношения, осложняя жизнь.

Упражнение «Сиамские близнецы».

Группа случайным образом разбивается на пары. Получившиеся пары связываются по левой/правой ноге и левой/правой руке. Каждой паре необходимо сделать несложное дело (например, упаковать подарок), можно на время (соревнование между парами).

Обсуждаются вопросы:

Какие чувства возникали в ходе упражнения? (было ли комфортно, удобно)

Аллегорией чего были веревки и повязки? Откуда берется несвобода от другого в любви?

Какие отношения являются наиболее комфортными? (доверительные)

Какова роль доверия в отношениях любящих людей?

Резюме ведущего: Если в отношениях любящих людей нет свободы, такие отношения никому из них не принесут радости. Один из них будет чувствовать себя надсмотрщиком, другой будет постоянно ощущать себя «под колпаком». Любить человека – значит доверять ему.

Дискуссия - обсуждение «Сказка о мужчинах и женщинах».

Инструкция: а сейчас я предлагаю вашему вниманию сказку.

Давным-давно на планете Марс жили мужчины. Их цивилизация была высокоразвитой. Они были трудолюбивы, честны и справедливы. Целый день они работали, а вечерами уединялись в своих пещерах. Иногда так бывало, что кому-то из них становилось плохо, и он надолго уходил в свою пещеру. И никому и в голову не могло прийти побеспокоить его, потому что все знали – пройдет время, и все наладится, само собой. Тогда он выйдет из пещеры и снова примется за повседневные дела. Так жили мужчины на планете Марс, и им нравилась такая жизнь.

В миллионах километров от Марса была планета под названием Венера, и населяли эту планету женщины. Они жили дружно и спокойно. Вечерами собирались вместе и пели протяжные песни на венерианском языке. Иногда так случалось, что кому-то из женщин становилось плохо. И тогда другие приходили к ней, они сидели вмести, разговаривали, пели, и через некоторое время ей становилось легче. Так жили женщины на планете Венера, и им нравилась такая жизнь.

Однажды цивилизация Марса достигла таких высот, что смогла построить звездолет, и часть мужчин отправились на нем в космос. Через какое- то время они увидели планету. Это была Венера. Мужчины поняли, что планета заселена разумными существами, и попытались установить контакт. Женщины сразу понравились мужчинам, очень понравились. Женщины отнеслись к незваным гостям настороженно, они не сразу понравились женщинам. Но прошло какое-то время, и все наладилось.

Оказалось, что двум цивилизациям есть, чем поделиться друг с другом. И решили они построить большой звездолет и отправиться вместе в космос. Проблуждав некоторое время, они наткнулись на планету, ранее им неизвестную. Они решили сесть на нее и исследовать. Это было замечательное место. Никакого сравнения с холодным Марсом или жаркой Венерой. Здесь была яркая зелень, голубое небо и удивительный океан. Они никогда бы и не подумали, что в мире существует такое чудо. Планета настолько им понравилась, что они решили остаться здесь, и назвали они планету Землёй.

Мужчины вырыли на Земле свои пещеры и стали в них жить, а когда кому-то из них становилось плохо, он уединялся там. Это показалось женщинам очень странным. Мужчинам тоже много чего было непонятно у женщин, многое казалось странным и неправильным. Но они понимали, что они представители разных планет, а на каждой планете свои обычаи и законы и надо их принимать и уважать, даже если ты не можешь их понять. Обладая такими знаниями, они долгое время жили мирно и хорошо. Но проходили годы, сменялись поколения, и люди стали забывать, что они – представители разных планет. Мужчины не понимали женщин, а женщины не понимали мужчин. Они пытались переделать друг друга, и они ссорились.

Так и продолжается до сих пор, хотя всего-то нужно вспомнить, что мы жители разных планет, живущих по своим законам. А законы другой планеты нужно принимать и уважать.

Обсуждаются вопросы:

О чем эта сказка?

В чем заключаются основные различия в поведении и психологии мужчин и женщин? (разные развлечения, стиль решения проблем, ценности: Ж - семья, домашний очаг, М - добытчик).

С чем связаны эти различия?

Резюме ведущего: Общество утроено так, что мальчиков и девочек с детства воспитывают по-разному: покупают разные игрушки, одевают в разную одежду и т.д., у каждого свои особенности развития мышления и миропонимания. Поэтому надежды на то, что конфликты между мужчинами и женщинами, связанные с их психологическими различиями, прекратятся сами собой, мало. Важно понимать и принимать эти различия, это поможет находить компромисс во многих ситуациях.

Рефлексия всего занятия:

Что запомнилось, понравилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали раньше?

Ведущий: Всем спасибо! Все хорошо сегодня потрудились! Мне было интересно с вами работать! До следующей встречи!!

8


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.