12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Клименок Елена Юрьевна26
2

Конспект занятия в подготовительной группе по поликультурному воспитанию "Народы Поволжья - дружная семья"


План-конспект интегрированной,

непосредственно – образовательной деятельности

по поликультурному воспитанию

в подготовительной группе
«Народы Поволжья – дружная семья»


Составили: музыкальный руководитель

Захарова М.А., воспитатель: Клименок Е.Ю.


Тема: «Народы Поволжья – дружная семья»


Интеграция образовательных областей:

1) «Речевое развитие»

2) «Социально-коммуникативное развитие»

3) «Художественно-эстетическое развитие»

4) «Познавательное развитие»

5) «Физическое развитие»


Цель:

Формировать первоначальные представления об истории и современности родного края.


Задачи:

    Закрепить представление о многонациональности нашей Родины.

    Расширять и углублять знания детей о родном крае – Поволжье, о народах и национальностях, проживающих в нём (русских, татар, мордвы, чувашей, башкир), посредством ознакомления с народными песнями, танцами, костюмами, традициями, народными подвижными играми.

    Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей; чувство гордости за свой народ и его культуру.

    Способствовать нравственному становлению личности. Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, толерантность.

Оборудование и материалы:

Мультимедиа, слайды с изображением представителей разных национальностей, костюмы народов Поволжья (русские, татарские, мордовские, чувашские, ); атрибуты к народным играм (мячик, палки – лошадки, кнут).


Методы и приёмы:

Презентация, прослушивание национальных песен, чтение стихов, рассматривание национальных костюмов и их элементов, беседа о традициях народов Поволжья, игровые упражнения, отгадывание загадок, подвижные игры



Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная


Разучивание элементов русской народной пляски «Кадриль»

Народная мордовская подвижная игра «Раю – раю»

Татарская народная игра «Тимербай»

Игровая

Игра «Угадай, чей флаг»,

Дидактическая игра «Найди костюм народов Поволжья»

Коммуникативная

Упражнение «Вопрос-ответ»

Пословицы и поговорки


Изобразительная


Аппликация «Собери национальный костюм»

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Чтение отрывков стихов о народах Поволжья


Музыкальная


Игра на русских народных шумовых инструментах

Татарская песня «Эх, тала, тала»



Ход занятия:
На экране заставка «Путешествие в мир фольклора». Дети с воспитателем входят в музыкальный зал. В зале их встречает музыкальный руководитель в русском народном костюме.


Музыкальный руководитель: 

Мне очень приятно видеть вас в музыкальном зале. Ребята, сегодня мы с вами, отправляемся в интересное, музыкальное путешествие в «Мир фольклора». Слово «фольклор» в переводе на русский язык означает «народная мудрость, народное знание». Отравимся мы в этот удивительный «мир народной мудрости» по нашей реке - Матушке Волге. Поплывем на корабле. Вы согласны? Ответ детей. Тогда я беру в свои руки штурвал нашего корабля. Попрошу всех вас разместиться на палубе и в путь.

Музыкальный руководитель берет в руки штурвал корабля, дети рассаживаются на заранее расставленные стульчики. На экране слайд «Река Волга». Звучит песня Л.Зыкиной «Издалека долго течет река Волга».

Воспитатель: 

Величественная река Волга сплотила народы Поволжья дружной семьей. Здесь живут народы различных национальностей - русские, мордва, татары, чуваши, башкиры. Ребята, как вы думаете - чем они отличаются друг от друга?
Ответы детей: Языком, песнями, танцами, национальными праздниками, костюмами, национальной кухней.

Воспитатель: 
Правильно. Перечислять можно долго... И все это национальное разнообразие в нашей Самарской области, в нашем родном городе Тольятти. И в нашей группе есть дети - представители разных национальностей, которые посещают наш детский сад: русские, татары, мордва, чуваши, башкиры. Ребята, как вы думаете, какие народности преобладают в Поволжье?
Ответ детей: русские.
Наша родина - Россия. Столица - Москва. Большинство населения России и в том числе Поволжья составляют русские.
Показывает флаг России. А теперь внимание на экран. (Слайд «Русский Национальный костюм») Ребята, посмотрите, как выглядит русский национальный костюм. Обсуждение.

Музыкальный руководитель: 
А еще я хочу познакомить вас с русским народным инструментом
(показывает баян). Скажите, мне ребята, какие еще русские народные музыкальные инструменты вы знаете? Ответ детей: трещетка, коробочка, ложки, балалайка

Правильно. Я предлагаю вам поиграть со мной в оркестре.

Ребята играют на ложках под баян русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде».


Музыкальный руководитель: 
Ребята, а теперь давайте послушаем небольшой музыкальный отрывок и постараемся определить, что же это: песня, танец или марш?

Звучит «Кадриль»

Ответ детей: «Кадриль», русский танец.


Музыкальный руководитель: 
Давайте исполним русский танец «Кадриль».

Вы молодцы, ну а нам пора плыть по нашей реке - Матушке Волге дальше. А теперь поведет наш корабль Д.

Звучит песня Л. Зыкиной «Издалека долго течет река Волга». Д. «управляет кораблем», дети рассаживаются по местам. На экране слайд «Река Волга»


Воспитатель: 

По Волге матушке реке мы попали в Мордовию. Показывает флаг Мордовии.

Слайд - Мордовия

Ребята, скажите какой национальности люди, проживают в Мордовии? Ответ детей.

Слайд – костюм представителей мордовской национальности. Обсуждение.

Музыкальный руководитель: 

Ребята, послушайте мордовскую народную песню «Вай, Ванине» (Приложение)

Воспитатель:

Люди этой национальности любят играть в игры, и мы с вами поиграем в мордовскую народную игру «Раю-раю» (Приложение)


Музыкальный руководитель: 

Нам пора плыть по нашей реке - Матушке Волге дальше. А впереди нас ждет Татария. В Татарстан наш корабль поведет Е.

Звучит песня Л. Зыкиной «Издалека долго течет река Волга» дети садятся на стульчики. Е. берет штурвал. На экране слайд «Река Волга»

Воспитатель: 

По Волге матушке реке мы попали в Татарию. Показывает флаг Татарстана.

Слайд – Татария

Воспитатель:

А какой национальности люди, проживающие в Татарии? Ответ детей.

Слайд – костюм представителей татарской национальности. Обсуждение.

Музыкальный руководитель: 

Послушайте татарскую песню «Эх, тала, тала» (Приложение). Обсуждение.


Воспитатель:

История татарских игр тесно связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованиями. Татарские народные игры составляют важную часть национальной культуры татарского народа. Одна из татарских народных игра называется «Тимербай» (Приложение). Предлагает детям поиграть.

Музыкальный руководитель: 

Нам пора плыть по нашей реке - Матушке Волге дальше. А впереди нас ждет Чувашия. Теперь наш корабль поведет С.

Звучит песня Л. Зыкиной «Издалека долго течет река Волга» дети садятся на стульчики, С. «управляет кораблем» На экране слайд «Река Волга».

Воспитатель:
Вот мы и попали с вами в Чувашию. Здесь преобладают народы чувашской национальности. Показывает флаг Чувашии.

Слайд – Чувашия.

Воспитатель:

Посмотрите, ребята, какой народный костюм чувашей. Обсуждение.

Слайд – костюм представителей чувашской национальности.

Воспитатель:

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. Внимание на экран.

Слайд «Послушай музыку, угадай национальность, найди костюм, поставь флаг»

Дети нужно послушать музыку, угадать национальность и найти костюм и выбрать флаг на слайде (5 мелодий, 5 костюмов).

Воспитатель:
Ребята, пока мы с вами путешествовали по реке Волге, в музыкальный зал налетел сильный ветер и перемешал все элементы национальных костюмов. Давайте, мы соберем все правильно. Воспитатель предлагает детям разделиться на 5 команд (по количеству национальностей) и собрать костюм (головной убор, платье, рубаха, штаны). Фрагменты одежды наклеиваются на картонную основу.

Воспитатель:
Какие пословицы и поговорки народов Поволжья вы знаете?
Татарские:
Добром за добро платит каждый, добром за зло – настоящий человек.
Соседская курица индюком кажется.
Чужая душа – бездонное море.
Небо украшают звезды, мужчин – борода, женщин – волосы.
Хочешь яблока – ухаживай за яблоней.


Чувашские:
Красота на время, доброта навеки.
Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.
Мать – святыня, с ней не спорят.


Мордовские:
В гостях хорошо, а дома лучше.
Где много нянек, там дети больше болеют.
Не прыгнув в воду, не научишься плавать. Плохому человеку – все плохие.
Слово – не мел, скажешь – не сотрешь.

Русские:

Сделал дело – гуляй смело.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Друг познается в беде.

Жизнь прожить — не поле перейти.

Воспитатель:

Вот видите, как много разных пословиц вы знаете. И в каждой из них хранится народная мудрость, народное знание. Вот мы с вами и побывали в гостях у разных народов Поволжья, познакомились с их культурой, национальными костюмами, песнями, играми. Вам понравилось наше путешествие? Ответ детей.

Музыкальный руководитель:

Вы сегодня танцевали, на инструментах поиграли. Но пришёл игре конец. Кто играл - тот молодец! Пора сказать вам «До свидания, ребята».  Благодарю вас за старанье.



Приложение.


Мордовская народная песня «Вай, Ванине»


Вай, Ванине, Ванине,

Сатиновой палине.

Трай-ляй-лёли, трай-ляй-лёли,

Сатиновой палине.

Ваняньвалдотсельмензе,

Мазыть, кудрявтчерензе.

Трай-ляй-лёли, трай-ляй-лёли,

Мазыть, кудрявтчерензе.

Ваня – эрьзяньцёрыне,

Моры мазы морыне.

Трай-ляй-лёли, трай-ляй-лёли,

Моры мазы морыне.

Моры, моры хлопади,

Пильксензеяктопади.

Трай-ляй-лёли, трай-ляй-лёли,

Пильксензеяктоподи.

Мордовская народная игра «Раю-раю»

Для игры выбирают двух детей – ворота, остальные играющие – мать с детьми. Дети – ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:


Раю, раю, пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдѐт
И детей проведѐт.


В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребѐнка и шѐпотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребѐнок – щит, другой - стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаѐт в команду к тому ребѐнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаѐтся одна, ворота громко спрашивают унеѐ: щит или стрела. Мать отвечает и встаѐт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Татарская песня «Эх, тала, тала»

Сандугачлариялэшкэн

Су эчэргэмилэштэн.

Кай гэларэм бутар идэ

Сине кюрэпсёйлэшсэм.


Эх, тала, тала, тала,

Тала икэбюллягим.

Нигэ тала, нигэяна,

Икэн минем ёрягим.

Эх, тала, тала, тала,

Тала икэбюллягим.

Нигэ тала, нигэяна,

Икэн минем ёрягим.


Агыйдэльгэ басма салдым

Каеннэнсайлапкэнаэ.

Яннарэннабарэридэм

Кош булэпсайрапкёна.


Эх, тала, тала, тала,

Тала икэбюллягим.

Нигэ тала, нигэяна,

Икэн минем ёрягим.

Эх, тала, тала, тала,

Тала икэбюллягим.

Нигэ тала, нигэяна,

Икэн минем ёрягим.


Агыйдельсуэтибреле

Уртасында сал булса.

Сугасалсан - калкэпчэга

Бэзгэнасыйп яр булса.


Эх, тала, тала, тала,

Тала икэбюллягим.

Нигэ тала, нигэяна,

Икэн минем ёрягим.

Эх, тала, тала, тала,

Тала икэбюллягим.

Нигэ тала, нигэяна,

Икэн минем ёрягим.

Эх, тала, тала, тала,

Тала икэбюллягим.

Нигэ тала, нигэяна,

Икэн минем ёрягим.

Эх, тала, тала, тала,

Тала икэбюллягим.

Нигэ тала, нигэяна,

Икэн минем ёрягим.



Татарская народная игра «Тимербай»

Чтобы поиграть, мы должны выбрать ведущего. Ведущий раскрывает ладонь, дети подставляют к ладони указательный палец правой руки. После слов «Раз, два, три, пальчик убери!» ведущий сжимает ладонь, дети убирают пальцы. Тот, кто не успел убрать, становится водящим. Играющие, взявшись за руки, делают круг. Водящий Тимербай становится в центре круга. Водящий говорит: «Пять детей у Тимербая, дружно, весело играют. В речке быстрой искупались, нашалились, наплескались, хорошенечко отмылись и красиво нарядились. И ни есть, ни пить не стали, в лес под вечер прибежали, друг на друга поглядели, сделали вот так!» С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.