Конспект занятия в старшей группе «Эх матрёшечка, матрёшка!»

25
8
Материал опубликован 8 December 2015
Конспект занятия в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие»
на тему «Эх матрешечка, матрешка!»

Выполнила воспитатель

Антипова Наталья Васильевна


 

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное », «Познавательное».

 

Задачи:  развивать интерес к культуре русского народа через знакомство с  народной игрушкой матрешкой.

Развивать интерес к изобразительной деятельности. Включить элементы полхов- майданской росписи в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этой росписи.

Поощрять желание детей использовать нетрадиционные техники украшения бумажного силуэта игрушки. Совершенствовать умение замечать и выделять выразительные решения изображений, радоваться достигнутому результату.

Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к изделиям народных мастеров.

Оборудование: волшебные мешочки, игрушка «медведь», иллюстрации матрешек, игрушка матрешка, платочки, аудиозапись «Матрешки», муз. Б. Мокроусова. Набор картинок для игры.

Предварительная работа: знакомство со свойствами дерева, знакомство с матрешкой Полхов-Майданская. Загадывание загадок о матрешках.

Методы и приемы:

Практические: игра «Эх матрешечка, матрешка», физминутка, использование различных техник рисования, игра «Веселые матрешки».

Наглядные: рассматривание картинок Полхов-Майданской матрешки, алгоритма, набор картинок.

Словесные: беседа по иллюстрации о матрешках, разгадывание загадок, поощрение.

                 Звучит аудиозапись «Матрешки», муз. Б. Мокроусова.

- Ребята вы слышите?

Дети: Да!

-  Это наш  волшебный мешочек нас приглашает в  путешествие, наверное, он нам хочет  рассказать что-то интересное.

 Давайте, откроем его и посмотрим, что же он нам приготовил на этот раз!

Педагог открывает мешочек.

- Интересно, что здесь написано? Давайте прочитаем.

 

Читает загадку.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская...

(Матрёшка)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Матрешка)

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей – темница.

(Матрешка)

- О чем же эти загадки? (ответы детей). Правильно, о матрешке.

Воспитатель: - Молодцы! Это матрёшка. Ребята, давайте отправимся в гости к матрёшкам. Хотите? Тогда отправляемся в путь. 
Путь не близкий будет, не беда 
С музыкой нам весело, хорошо всегда. 

(Под музыку дети идут по дорожке) .
Останавливаются на полянке, на которой сидит игрушка «медведь»
Воспитатель: -Куда мы идём? В гости к матрёшкам. Ребята, мишутка не знает, кто такие матрёшки, Расскажем ему кто это? 
Дети: - Это игрушка. С ней можно играть, любоваться, разбирать и собирать. 
Воспитатель: - Матрёшка – это особенная игрушка, она разбирается, в каждой большой живёт маленькая, а в каждой маленькой ещё меньше. Эта игрушка вызывает восторг не только у детей, но и у взрослых. 
Воспитатель: - Из чего делают матрёшку? 
Дети: - Из дерева, молодцы! 

А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют «яйцеподобную» форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке.

Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.

Давайте внимательно рассмотрим матрешку (показывает картинки матрешек).

Воспитатель: это матрёшка из села Полхов – Майдан. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. У матрешки овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная. У этих матрёшек нет платка с завязанными концами,  сарафана и фартука. На голове полушалок с цветами.  Матрешка всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.

Изобретательные мастера придумывали уже и новую форму матрёшки, новые сюжеты. Появились матрешки запорожцы, витязи, мухоморы. Но любимой игрушкой оставалась весёлая крестьянская девочка. 

воспитатель: из каких материалов делали и делают эти игрушки? Почему? Какими свойствами обладает дерево? 

Матрёшку всегда любили дети. Очень интересно собирать и разбирать детали:

Я с таинственной игрушкой

Заигралась допоздна,

Разбираю, собираю,

То их восемь, то одна”.

А хотите и вы,  поиграть с матрёшкой?

Д/ игра "Весёлые матрёшки".

Воспитатель: давайте поиграем в интересную игру: "Весёлые матрёшки". Для этого разделимся на две команды. У кого зелёный цветочек на груди - оденут, косынку зелёного цвета и превратятся в зелёных матрёшек, а у кого жёлтый - жёлтую косынку и превратятся в желтых матрёшек. (Дети делятся на 2 команды с помощью считалочки)

Считалочка:

В цифре восемь - две катушки,

Две баранки, две катушки,

Две тарелки, блюдца, плошка,

И еще одна - матрешка.

Воспитатель: у меня есть два волшебных мешочка: зелёный и жёлтый. Желтый - жёлтым матрёшкам, зелёный - зелёным матрёшкам. Посмотрим что там.

(дети высыпают содержимое из мешочков). Каждой команде нужно собрать картинку из этих фигур. Кто быстрее справится с заданием?

Воспитатель: и что же получилось? (матрёшка). Молодцы ребята!!!

Давайте и мы с вами, ребята, нарисуем свою матрёшку. (Дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки для рисования матрёшки).

Физкультминутка.
Прежде, чем рисовать 
Нужно пальчики размять. 
Указательный и средний, 
Безымянный и последний,

Поздоровались с большим. 
А теперь потрем ладошки 
Друг о друга мы немножко. 
Кулачки разжали – сжали, 
Кулачки разжали – сжали. 
Вот и пальчики размяли. 
А сейчас мастера
За работу всем пора. 

Наши матрёшки будут нарисованными, а рисовать мы их будем с помощью красок. Приступаем к работе. Дети рисуют матрёшек.

Воспитатель: вот и матрёшки наши готовы.  (Дети рассказывают о своих матрёшках). 

Итог занятия:

Расскажите, пожалуйста, откуда пришли ваши матрешки, в чем их отличие, почему костюм именно такой?

Что вы узнали нового о народной игрушке?

Молодцы!

Наша встреча с матрешкой подходит к концу.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересный и познавательный конспект. Пригодился в работе. Публикуйте еще. Буду ждать.

8 December 2015

Очень интересный конспект

8 December 2015

В конспекте полно раскрыта история создания матрешки, используются различные виды детской деятельности. Интересна форма - путешествие. Данный конспект будет использоваться в работе педагогами нашего детского сада. М. А. Бодрова, детский сад "Солнышко" с. Челно-Вершины Самарская область

11 December 2015

Интересный конспект!

5 November 2017

Интересное и познавательное путешествие! Вы, молодец!

31 March 2018

К сожалению, ваш материал основан на неверной информации, и вводит людей в заблуждение. Ознакомьтесь с подлинной историей матрешки https://sergievgrad.ru/uvlekatelno/podlinnaya-istoriya-matreshki-chast-pervaya/

13 March 2019

спасибо, за интересный конспект

15 December 2020