Конспект занятия в старшей группе «Эх матрёшечка, матрёшка!»
Выполнила воспитатель
Антипова Наталья Васильевна
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное », «Познавательное».
Задачи: развивать интерес к культуре русского народа через знакомство с народной игрушкой матрешкой.
Развивать интерес к изобразительной деятельности. Включить элементы полхов- майданской росписи в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этой росписи.
Поощрять желание детей использовать нетрадиционные техники украшения бумажного силуэта игрушки. Совершенствовать умение замечать и выделять выразительные решения изображений, радоваться достигнутому результату.
Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к изделиям народных мастеров.
Оборудование: волшебные мешочки, игрушка «медведь», иллюстрации матрешек, игрушка матрешка, платочки, аудиозапись «Матрешки», муз. Б. Мокроусова. Набор картинок для игры.
Предварительная работа: знакомство со свойствами дерева, знакомство с матрешкой Полхов-Майданская. Загадывание загадок о матрешках.
Методы и приемы:
Практические: игра «Эх матрешечка, матрешка», физминутка, использование различных техник рисования, игра «Веселые матрешки».
Наглядные: рассматривание картинок Полхов-Майданской матрешки, алгоритма, набор картинок.
Словесные: беседа по иллюстрации о матрешках, разгадывание загадок, поощрение.
Звучит аудиозапись «Матрешки», муз. Б. Мокроусова.
- Ребята вы слышите?
Дети: Да!
- Это наш волшебный мешочек нас приглашает в путешествие, наверное, он нам хочет рассказать что-то интересное.
Давайте, откроем его и посмотрим, что же он нам приготовил на этот раз!
Педагог открывает мешочек.
- Интересно, что здесь написано? Давайте прочитаем.
Читает загадку.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская...
(Матрёшка)
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрешка)
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница.
(Матрешка)
- О чем же эти загадки? (ответы детей). Правильно, о матрешке.
Воспитатель: - Молодцы! Это матрёшка. Ребята, давайте отправимся в гости к матрёшкам. Хотите? Тогда отправляемся в путь.
Путь не близкий будет, не беда
С музыкой нам весело, хорошо всегда.
(Под музыку дети идут по дорожке) .
Останавливаются на полянке, на которой сидит игрушка «медведь»
Воспитатель: -Куда мы идём? В гости к матрёшкам. Ребята, мишутка не знает, кто такие матрёшки, Расскажем ему кто это?
Дети: - Это игрушка. С ней можно играть, любоваться, разбирать и собирать.
Воспитатель: - Матрёшка – это особенная игрушка, она разбирается, в каждой большой живёт маленькая, а в каждой маленькой ещё меньше. Эта игрушка вызывает восторг не только у детей, но и у взрослых.
Воспитатель: - Из чего делают матрёшку?
Дети: - Из дерева, молодцы!
А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют «яйцеподобную» форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке.
Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.
Давайте внимательно рассмотрим матрешку (показывает картинки матрешек).
Воспитатель: это матрёшка из села Полхов – Майдан. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. У матрешки овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная. У этих матрёшек нет платка с завязанными концами, сарафана и фартука. На голове полушалок с цветами. Матрешка всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.
Изобретательные мастера придумывали уже и новую форму матрёшки, новые сюжеты. Появились матрешки запорожцы, витязи, мухоморы. Но любимой игрушкой оставалась весёлая крестьянская девочка.
воспитатель: из каких материалов делали и делают эти игрушки? Почему? Какими свойствами обладает дерево?
Матрёшку всегда любили дети. Очень интересно собирать и разбирать детали:
“Я с таинственной игрушкой
Заигралась допоздна,
Разбираю, собираю,
То их восемь, то одна”.
А хотите и вы, поиграть с матрёшкой?
Д/ игра "Весёлые матрёшки".
Воспитатель: давайте поиграем в интересную игру: "Весёлые матрёшки". Для этого разделимся на две команды. У кого зелёный цветочек на груди - оденут, косынку зелёного цвета и превратятся в зелёных матрёшек, а у кого жёлтый - жёлтую косынку и превратятся в желтых матрёшек. (Дети делятся на 2 команды с помощью считалочки)
Считалочка:
В цифре восемь - две катушки,
Две баранки, две катушки,
Две тарелки, блюдца, плошка,
И еще одна - матрешка.
Воспитатель: у меня есть два волшебных мешочка: зелёный и жёлтый. Желтый - жёлтым матрёшкам, зелёный - зелёным матрёшкам. Посмотрим что там.
(дети высыпают содержимое из мешочков). Каждой команде нужно собрать картинку из этих фигур. Кто быстрее справится с заданием?
Воспитатель: и что же получилось? (матрёшка). Молодцы ребята!!!
Давайте и мы с вами, ребята, нарисуем свою матрёшку. (Дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки для рисования матрёшки).
Физкультминутка.
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Наши матрёшки будут нарисованными, а рисовать мы их будем с помощью красок. Приступаем к работе. Дети рисуют матрёшек.
Воспитатель: вот и матрёшки наши готовы. (Дети рассказывают о своих матрёшках).
Итог занятия:
Расскажите, пожалуйста, откуда пришли ваши матрешки, в чем их отличие, почему костюм именно такой?
Что вы узнали нового о народной игрушке?
Молодцы!
Наша встреча с матрешкой подходит к концу.
Бадягина Екатерина Николаевна
еленабадчгина
Бодрова Марина Анатольевна
Скрипникова Валентина Михайловна
Шестакова Галина Николаевна
Савельева Наталия Валерьевна
Варвара
Толстошеева Виктория Александровна