Конспект занятия в средней группе «Правила дружбы»
Цель: Способствовать формированию дружеских взаимоотношений в группе, сплочению детского коллектива, развитию коммуникативных навыков общения.
Задачи:
Воспитательная: Воспитывать в детях умение по-настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам; учить простым способам выхода из конфликта;
Развивающая: развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.
Образовательная: учить управлять своими чувствами и эмоциями, расширять представление о дружбе, углублять представление детей о доброте, как едином неотъемлемом качестве человека, учить детей размышлять над нравственной сутью поступков.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.
Предварительная работа: просмотр мультфильмов о доброте, дружбе, вежливости; чтение художественных произведений на тему дружбы. Беседа о дружбе и друзьях. Чтение , пословиц и поговорок о дружбе. Прослушивание детских песенок и сказок о дружбе.
Ход занятия:
Воспитатель: «Доброе утро
Дети: «Доброе утро»
Воспитатель: Ребята я хочу вас познакомить с одним хорошим мальчиком.(Воспитатель показывает куклу) Зовут его Ваня. Ваня любит играть в мячик, кататься на велосипеде, играть в машинки. Однажды Ваня пришел в детский сад. Но в садике ему было тяжело. Наш Ваня никак не мог ни с кем подружиться. То игрушки не может поделить с ребятами, то поругается. А однажды почти подрался. Стал наш Ваня очень переживать.
Ванечка: «Что такое? Почему я всё один и один? Со мной никто не играет, не разговаривает? Я не знаю что такое дружба и как нужно дружить?» (плачет)
Воспитатель: Не расстраивайся, Ваня. Ребята то же делать? А мы смогли бы с вами помочь Ване?
Дети: Да
Воспитатель: А как мы это сделаем?
Дети: Мы научим его дружить.
Воспитатель: Ребята, а что значить дружить?
Дети: (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: А может ли твоим другом быть взрослый человек? (бабушка, папа, мама, дедушка).
Дети: Да, ведь они нас любят, заботятся о нас, читают нам книги. Учат нас, покупают нам игрушки, конфеты…
Воспитатель: Как вы думаете. Может ли собака быть вашим другом?
Дети: Да, может. Она защищает нас от злых людей, играет с нами. Другом может быть любое домашнее животное, которое живёт в доме. Воспитатель: А подскажите как вы думаете с чего может начаться дружба?
Дети: С улыбки
Воспитатель: Правильно, давайте и мы друг другу улыбнемся. Ребята, как думаете, чтобы познакомиться и завести новых друзей , надо знать вежливые слова? А вы знаете вежливые слова?
Ответы детей
Давайте вместе с нашим Ваней поиграем в одну интересную игру.
Игра «Доскажи словечко».
- Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»
(Привет!) - А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»
(Здравствуй!) - К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»
(До свиданья!) - Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
(Извини!) - До чего ж оно красиво
Слово доброе… (Спасибо)
Воспитатель: Молодцы! Арсений, Костя какое же тогда будет первое правило дружбы?
Ответы мальчиков:
Воспитатель: Значит первое правило дружбы: быть вежливым и всегда улыбаться. А можно это правило зарисовать? Тогда давайте я вместе с вами его нарисую.(Дети схематически зарисовывают первое правило)
Воспитатель: Наши ребята, Ваня очень дружные, они стараются не ссориться. Но в жизни все бывает, и друзья тоже могут поссориться, что тогда нужно сделать, ребята?
Дети: Помирить друзей
Воспитатель: Правильно. Давайте покажем Ване, какая у нас есть волшебная мирилка. Ребята встаньте пожалуйста в пары, возьмите своего друга за мизинчик и скажите волшебную «мирилку»
«Мирилка» (физминутка)
Мирись, мирись, мирись.
И больше не дерись.
А если будешь драться,
То я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья!
Воспитатель:Вот мы с вами и помирились, а теперь присядьте на стульчики и послушайте очень интересную историю.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга Зайчик и Ёжик
Как-то они на прогулку пошли
И на полянке мячик нашли.
Заяц: «Я первый!»
Ёжик: «Нет, я!»
Не уступают друг другу друзья.
Воспитатель: Что произошло, что не поделили друзья? (Обсуждение проблемы, поиск путей её решения: 1.Можно играть вместе (играют вдвоём, а потом играют все) 2Считалочка.Каждый из вас знает свою считалочку. А давайте я вас научу новой…
Гномик золото искал
И колпак свой потерял!
Сел, заплакал: «Как же быть?!»
Выходи! Тебе водить!
Как вы думаете, ссориться с другом это хорошо или плохо?
Дети:…
Воспитатель: Второе правило дружбы : не ссориться с друзьями, стараться играть дружно. Маша, Катя давайте зарисуем это правило.
Воспитатель: А еще ребята нужно уступать друг другу, делиться.
Третье правило дружбы. Подскажите мне ребята как оно звучит и я его нам с вами нарисую. Уметь договариваться, уступать друг другу.
Мы так хорошо с вами занимались, поэтому предлагаю вам немножко передохнуть и потанцевать «танец дружбы» (Воспитатель включает ритмичную музыку для танца)
Воспитатель: Послушайте еще одну историю:
Нес однажды Зайка ловкий
Корзину полную морковки.
Была корзина не мала,
Очень – очень тяжела.
Ему навстречу Мишка шел.
Зайка просит: «Помоги, мне корзину донести!»
«Сам неси свою корзину,
Я пошел искать малину».
Воспитатель: Как бы вы поступили? Как бы в этой ситуации поступил друг?
Дети:…
Воспитатель: Молодцы. Ксюша подскажи как ты думаешь как звучит это правило дружбы.
Ксюша: «Помогай другу».
Ребята, а какие бы вы еще добавили правила дружбы?
Дети: уметь попросить прощения, если был не прав; делиться…
Воспитатель: Правильно. Давайте мы еще раз повторим главные правила дружбы. Ванечка если ты их запомнишь, то у тебя будет много друзей,верных и добрых.
Ванечка: Ой, спасибо, вам друзья! Я все понял. До свидания, друзья!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы тоже не забывайте эти правила и у вас будет еще больше друзей.
Ну и чтобы запомнить, какими должны быть настоящие друзья, давайте поиграем в интересную игру.
Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете «да-да-да» или «нет-нет-нет».
Игра: «Да-да-да», «нет-нет нет».
Будем крепко мы дружить?
(да-да-да)
Нашей дружбой дорожить?
(да-да-да)
Мы научимся играть?
(да-да-да)
Другу будем помогать?
(да-да-да)
Друга нужно разозлить?
(нет-нет-нет)
А улыбку подарить?
(да-да-да)
Друга стоит обижать?
(нет-нет-нет)
Чай с друзьями будем пить?
(да-да-да)
Будем крепко мы дружить?
(да-да-да)
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. Теперь я точно знаю , что вы настоящие друзья.
Рефлексия: Ребята скажите, что в нашем занятии вам показалось сложным, а что вам понравилось.