Конспект урока русского языка «Корни с чередованием -кас-\\-кос- и -раст-\\-ращ-\\-рос-»
Конспект урока
Корни с чередованием кас-кос и раст-ращ-рос
Второй урок в системе уроков
Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: урок-«биатлон»
ТСО: компьютер, проектор.
Общедидактическая цель: формировать умения различать корни с чередованием, а также применять в письменной речи
ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:
знать:
• понятие орфограммы «чередование гласной в корне слова»
• виды чередований
• условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-, лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-;
понимать:
• условия возникновения орфограммы
• условия выбора гласных А - О в корнях с чередованием
уметь:
• объяснять написание букв О - А в корнях с чередованием;
• группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам;
• применять в разных условиях;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:
Коммуникативная:
• учить составлять устные высказывания по изучаемой теме.
• правильно излагать свои мысли в устной и письменной речи, соблюдать нормы построения текста; культуры речи;
• аргументированно отстаивать свою точку зрения и принимать чужую, участвуя в диалоге, работая в группах;
Познавательная: учить формулировать цель, строить продуктивное речевое взаимодействие, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис, осмысливать цель чтения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;
Регулятивная: учить ставить и адекватно формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Межпредметные связи: физкультура, литература, музыка, история
Цели (5 шт): для детей, они их называют
-научить различать корни кас-кос
-систематизировать знания по корням с чередованием
-научиться различать корни раст-ращ-рос, а также исключения
-воспитание любви к музыке, спорту
-развитие критического мышления
1. Орг. момент.
Написано на доске: 5 слов с лаг-лож (для проверки домашнего задания);
Число, классная работа; Домашнее задание
Здравствуйте, дети. Меня зовут Павел Сергеевич, я учитель русского языка и литературы в 11 школе г. Щекино. Сегодня мы с вами отлично проведем время, надеюсь, вы в этом мне поможете, так как я очень волнуюсь.
Знаете, сегодня у нас с вами необычный урок. И считать его необычным можно по нескольким причинам. Во-первых, он продлится всего 30 минут, поэтому мы постараемся все сделать очень-очень быстро. Еще он необычен потому, что его веду я, и что позади вас сидят гости. Но урок необычен и для меня, потому что я буду работать с пока не знакомыми мне, но, как мне кажется, очень активными и любознательными детьми. Но несмотря на всю необычность, у меня нет ни малейшего сомнения, что у нас все получится.
И сегодня у нас будет очередная очень интересная тема, при изучении которой вам придется себя проявить с многих сторон: вы попробуете себя в роли спортсменов, и певцов, и ученых.
Перед тем, как начать урок, я хочу спросить: какое крупнейшее спортивное событие мирового масштаба закончилось два дня назад? Верно. А вы болели за нашу сборную? Отлично, молодцы! И какое же место в итоге заняла наша сборная? Правильно!
Видите на стене фразу «Горячие. Зимние. Твои»? Откуда эта фраза? Это девиз нашей олимпиады.
Как вы уже заметили, на стене висит мишень. Знаете ли вы, в каком виде спорта используется такая мишень? (в биатлоне) А знаете ли вы, что он бывает даже женским? Вот и сегодня у нас будет не обычный урок, а урок-биатлон, на котором мы с вами постараемся выбить все эти 5 мишеней. Нам нужно будет вспомнить корень, изученный на прошлом уроке, познакомиться с двумя другими корнями с чередованием, с исключениями из правила, а также сохранить бодрость духа и веселое настроение, как наши спортсмены.
Чуть было не забыл. А самые активные и самые умные ученики будут награждены медалями.
2. Постановка целей и формулировка темы урока.
Ребят, а что делают наши спортсмены, чтобы достигать высоких результатов? (тренируются) Правильно, они закрепляют достигнутые результаты, чтобы шаг за шагом двигаться к победе.
Мы тоже начнем с того, что вспомнил изученное ранее. Над каким корнем вы работали, выполняя домашнее задание? (лаг-лож) От чего зависит написание гласной в корне? (от суффикса -А-, или г-ж)
-Вася, иди к доске, вставь пропущенные гласные, пока мы проверим домашнее задание. Проверяем домашнее задание.
Отлично, вы молодцы, сработали отлично. Вы вспомнили правило написания гласной в лаг-лож? Значит мы можем выбивать нашу первую мишень.
Уже одна цель выбита, осталось еще 4, и рано останавливаться на достигнутом. Поэтому все дружно берем карточку №1, читаем написанные слова. Какую особенность вы заметили? (тут корни с чередованием, меняется гласная в корне) А какое чередование происходит в карточке №2? (не только гласной, но и согласной) Давайте теперь попробуем сформулировать тему урока (корни с чередованием касс-кос и раст-ращ-рос)
Посмотрите внимательно на слова карточки №1, где корни кас-кос. Кто догадается, от чего зависит написание гласной? (верно, от суффикса -а-)
Вы сегодня замечательно работаете, теперь я предлагаю вам спеть песню про кас-кос.
На урок пришли в наш класс
Корень –КОС- и корень –КАС-.
Суффикс –А- примчался мигом,
Оглушил всех громким криком:
- Где вы, где вы, корень –КАС-?
Не могу я жить без вас!
Если после корня –А-,
С корнем –КАС- пиши слова.
Маша, иди к доске. Записывай 5 слов: касательная, коснусь, прикосновение, касание, неукоснительно.
Итак, мы узнали, как пишется корень кас-кос? Значит, еще одна мишень нами поражена, верно? Оля, ты работала хорошо и получаешь право выбить эту мишень, а все остальные ложатся на парты и прицеливаются к мишени и произносим звук «пыщ», когда мишень будет выбита.
Итак, на нашем огневом рубеже уже третья мишень, и очередная трудность. Мы знакомимся со вторым корнем с чередованием. Для этого берем карточки №2, читаем слова и выясняем, от чего же тут зависит написание гласной? Чередуется ли здесь еще что-то, кроме гласных? (Да, согласные) можем ли мы сделать вывод? (да, перед СТ и Щ пишем А, перед С – О)
Чтобы закрепить результат, споем еще раз?
Вот проблема, вот вопрос:
Как писать мне – РАСТ - и – РОС-?
Делать вывод я горазд:
В корне – РАЩ - и в корне – РАСТ-
Буква А, а в корне – РОС-
Буква О, и снят вопрос.
Теперь открываем тетрадки и записываем предложения: Начало подрастать новое поколение спортсменов. Выросла репка большая-пребольшая. Находим слова с корнем раст-ращ-рос и доказываем написание гласной в корне. Итак, как же будет гласить это правило? (перед СТ и Щ пишем А, перед С – О) Вот и третья цель нами успешно уничтожена. Ну что ж, Лена, раз ты ответила сейчас все верно, ты 3-ю мишень и выбьешь.
Вы сегодня просто в ударе, одно удовольствие с вами работать. Я думаю, что пора уже переходить к 4 цели, причем она тесно связана с последней выбитой целью.
А что делают ученые, исследуя что-либо? (они ищут правильный ответ) вот вы сейчас себя почувствуете учеными. В тексте учебника ваша задача найти слова-исключения на правило раст-ращ-рос. Сколько вы их выписали? (5 слов: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль) Исторически сложилось в русском языке, что эти слова пишутся именно так, и их необходимо запомнить)
А теперь прочитаем стихотворение и найдем в нём слова-исключения
Ростислав живёт в Ростове.
Кто он, кто он? Ростовщик.
И росток в горшочке новом
К исключениям привык.
"Отрасль” - веточка, побег,
Устарело в новый век.
Вот и еще одна цель нами повержена. Вы работаете очень быстро, и это мне нравится!
4. Закрепление
Разомнемся немножко. Я называю слово, если вы вставляете в корне букву А, то поднимаете руки вверх, если О, то делаете так, будто вам холодно. Идет? Поехали! Растение, приложить, прилагательное, касание, неприкосновенный, росли, докоснусь, положение, изложение, слагаемое, росток, поросль, предполагать, растительность.
А сейчас у вас есть ровно 30 секунд, чтобы 2 вариант 2 ряда пересел к 3-му, а 1 вар 2 ряда к первому ряду. Теперь придумаем названия для команд. Отлично, все придумали, все готово. Теперь я вам на группу раздам карточки очередные. Ваша задача: сравнить два корня с чередованием и найти в них сходства. Вы знаете, какими двумя способами можно определить написание корня лаг-лож, так вот благодаря этому мы с вами и докажем правомерность наших рассуждений.
Цель: структурирование информации.
(Выполнение заданий повторительно-обобщающего характера.)
1) Разделяясь на 2 группы, дети получают задание: составьте правило, отражающее условия написания букв А-О в корнях с чередованием, а также найти схожие черты в этих корнях. Запишите выводы или предположения на раздаточном материале.
· 1-я группа. « Чередование букв А-О в корне – раст-/ -ращ-/ -рос-» « Чередование букв А-О в корне –лаг-/ -лож-»
· 2-я группа. « Чередование букв А-О в корне –лаг-/ -лож-» «Чередование букв А-О в корне –кас-/-кос-»
У вас на это задание всего 2 минутки, а пока сдайте ваши заполненные карточки, я их проверю.
Итак, время вышло, какие у вас успехи, что получилось, а что нет?
Ну что ж, раз у нас все получилось, то мы можем двигаться дальше, верно?
Открывайте свои файлы и доставайте карточки под номером 2. В них написаны слова, которые вы себе перепишете в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. И там сразу вам дан алгоритм работы со словами.
Карточка №2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы.
Вариант 1
К…саться, отр..сль, зал..жить, Р..стиславович, к…снуться, неук…снительно, , предпол..жение, выр..сли, прик..сновение, изл..жение.
Алгоритм работы.
1. Прочитайте слово, найдите корень.
2. Выясните, от чего зависит написание гласной в корне.
3. Проверьте, является ли данное слово исключением.
4. Руководствуясь правилом, запишите слово.
Карточка № 2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы
Вариант 2
Р..стение, прик…снуться, прор..стать, Р..стов, соприк…саться, зар..стать, ул..жился, соприк..сновение, прил..жение, пор..сль.
Алгоритм работы.
1. Прочитайте слово, найдите корень.
2. Выясните, от чего зависит написание гласной в корне.
3. Проверьте, является ли данное слово исключением.
4. Руководствуясь правилом, запишите слово.
Карточка № 2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы
Вариант 3
Прик…снется, р..стение, прик..сание, Р..стовский, сл..гаемое, р..сток, ср..слись, выр..щенный, неприк…сновенность, зал..жник.
Алгоритм работы.
1. Прочитайте слово, найдите корень.
2. Выясните, от чего зависит написание гласной в корне.
3. Проверьте, является ли данное слово исключением.
4. Руководствуясь правилом, запишите слово.
Вы сегодня просто мегамолодцы! Мне сегодня приятно было с вами работать, надеюсь, вам тоже. Ну как вы думаете, мы хорошо сегодня провели время? Можем выбивать последнюю мишень? Отлично, пусть это сделает мальчик, он и так среди вас всего один, сделаем ему запозладый подарок на 23 февраля?
Смотрите-ка, на обратной стороне последней цели Олимпийские кольца. А знаете ли вы, что они означают? (Части света) Вот и подошел наш урок к концу, осталось одно
Ну и осталось самое приятное – это награждение. Медалями будут награждены 5 человек + 5 дипломов + магнитики с символом Олимпиады!
Вот такой замечательный урок-биатлон у нас получился. Всем Спасибо!
5. Домашнее задание (дифференцированное) три уровня сложности
Открываем дневники и записываем
Легкий: составить словарный диктант с корнями с чередованием Средний: Придумать рассказ, в котором содержится по 5 примеров на каждую изученную орфограмму, связанную с корнями с чередованием. Сложное: составить кроссворд с корнями с чередованием, или сказку про корни с чередованием.
Кашина Ася Васильевна
Константин Юрьевич Плотников
Абсалямова Айгуль Минихановна
Абсалямова Айгуль Минихановна
Медведева Татьяна Александровна
Акилова Сабира Саитсалимовна
Васильева Татьяна Сергеевна
Дмитрий
Абсалямова Айгуль Минихановна
Трушина Светлана Юрьевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Куликова Юлия
Аладышева Татьяна Петровна
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Горбачёва Марина Юрьевна
Медведева Татьяна Александровна