Красивая салфетка
МБДОУ Центр развития – детский сад №178
г. Чебоксары Чувашской Республики
«Красивая салфетка»
Конспект продуктивной деятельности (аппликации) в средней группе
Составил:
Воспитатель высшей категории
Афанасьева Л. Ю.
Чебоксары, 2020
Программное содержание
Образовательные задачи:
Учить детей замечать изделия чувашского декоративно-прикладного искусства. Дать представление о чувашских вышитых изделиях. Развивать интерес к аппликации, усложняя её содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.
Развивающие задачи:
Побуждать детей к созданию аппликации по мотивам чувашской вышивки. Закрепить навыки аккуратного наклеивания.
Воспитательные задачи
Вызывать интерес к рассматриванию изделий из ткани с чувашскими узорами.
Предварительная работа.
Знакомство с чувашской легендой о солнцах. Рассматривание отрезков ткани, какая (тонкая, прочная, мягкая и т.д. )
Материал: салфетка, изображающая модель оригинала узора солнца на белой ткани, карточка с узором солнца со смысловым значением, клубок ниток, ножницы, иголка. готовые узоры солнца на каждого ребёнка; кисточка, клей, клеёнка, салфетка, подставка для кисточки, квадратный альбомный лист белого, желтого и красного цвета.
Содержание:
-Дети, что-то я хочу вам сказать. Эту красивую вещь нам подарила бабушка Елюк, очень хочется посмотреть, что же там лежит. А вам хочется узнать, что там может быть? Тогда садитесь на стульчики.
(Дети садятся на стульчики полукругом)
- Как вы думаете, что это? Правильно, это салфетка.
- Салфетка какая? ( красивая, яркая и т.д.)
Когда смотришь на красивую салфетку, так и кажется, что солнышко к нам в окно заглядывает. И хочется улыбнуться. Эта красота создана руками чувашской мастерицы. А сейчас предлагаю потрогать ткань, из которой создана такая салфетка.
-Ткань какая (тонкая, мягкая) Потяните ткань. Она порвалась? Значит, ткань какая? (прочная). А какого цвета ткань? (белая). Да, ткань одного цвета, одного тона, ещё говорят однотонная.
(Дети садятся за стол.)
- Предлагаю посмотреть ткань, на которой вышит красивый чувашский узор.
-Как вы думаете, что этот узор изображает? На что похож этот узор? Интересные предложения вы высказали.
- Дети, таким узором чуваши вышивали солнце или звезду. Похож и вроде не похож на них. Не совсем похож, потому что в узорах внешний вид предмета не изображается подробно и точно. Запомните, этим узором чуваши изображали или солнце, или звезду (Показ карточки с рисунком чувашского узора и его смысловым значением).
-Ребята, а вы сможете определить узор солнца среди других узоров? Тогда предлагаю вам игру «Найди узор солнца» ( Дети подходят к экрану ноутбука) Найдите здесь солнце. Ребята, вы нашли не одно солнце на гербе, флаге, масмаке.
- А как вы думаете, почему не одно солнце, а несколько? По представлению чувашей существовало не одно, а много солнц. Чуваши считали, что у солнца есть родители, отец, мать солнца и дети, сыновья солнца.
(Дети садятся полукругом на стулья)
- Мастерица, когда вышивала узоры, использовала разные предметы. Иголкой вышивала узоры. У иголки одно ушко или говорят: «Одноглазая старушка узоры вышивает». А вот этот предмет помогает нитку отрезать: два конца два кольца, а посередине гвоздик (ножницы). А это маленький, кругленький, за хвост не поймаешь. Что это? (клубок) Молодцы.
Мы много узнали об узоре, изображающем солнце. А вы бы хотели украсить свою салфетку для бабушки Елюк узорами солнца? Сначала предлагаю посмотреть, как это выполняется. У нас есть бумага, основа салфетки, разного цвета. Я выберу белого цвета, она мне больше нравится.
(Показ и объяснение выполнения салфетки).
- Узоры можно располагать по углам, вот так. Можно располагать в середине салфетки, как у мастерицы. А теперь приготовьте всё необходимое для работы с клеем и приступите к украшению салфетки.
(Звучит чувашская мелодия).
Рассматривание готовых салфеток.
- Ой, ребята, какие красивые салфетки у вас получились. Кто-то расположил узоры по углам, а кто-то в середине салфетки. Молодцы. А для кого вы создавали эти чудесные салфетки? Правильно, для бабушки Елюк. В следующий раз, когда мы поедем к ней в гости, обязательно подарим ей наши красивые салфетки. А какими узорами вы украсили свою салфетку.
.Чуваши считали, если дарят вещь, на которой был узор солнца, то они желают этому человеку добра и счастья.
Литература
1. Программа художественно-творческого развития ребенка-дошкольника средствами чувашского декоративно -прикладного искусства (под ред. Л.Г.Васильевой ) - Чебоксары:ЧРИО, 1996.
2. Васильева, Л.Г.Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента .Учебно-методическое пособие. Чебоксары : Издательство Чувашского республиканского института
образования,2002.-144с.
3. Васильева , Л.Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликация дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет/Л.Г.Васильева .-Чебоксары: Новое время,2006.-104 с.
4. Трофимов, А. А. Антропоморфизация модели мира и народный женский костюм чувашей // Актуальные вопросы истории и теории чувашского искусства. - Чебоксары, 1979.-С. 3.-45.
5. Никитин, Г.А. Этноэстетическая составляющая национального костюма/ Г.А.Никитин // Народная школа. -2009.-№3.-С.35-39.
6. Васильева ,Л.Г. Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: «Новое время» , 2005.-88с.
7. Богатеева, З.А. Приобщение детей к традиционной культуре народов Среднего Поволжья: Кн. для воспитателей детского сада. -Чебоксары: Изд-во ЧРИО,2003.-123с.
4
Захарова Елена Александровна