Курсовая работа на тему «Формирование фонематического слуха у младших школьников в период обучения грамоте на уроках русского языка»

0
0
Материал опубликован 25 January

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Ульяновский социально – педагогический колледж»


 


 


 

Курсовая работа

по ОП 04 Теоретические основы организации инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

на тему: «Формирование фонематического слуха у младших школьников в период обучения грамоте на уроках русского языка»


 


 


 


 


 

Выполнила:

студентка 3 курса группы 32

специальность 44.02.05

Коррекционная педагогика в

начальном образовании

очное отделение

Картузова Карина

 

Руководитель:

Калинина Нина Ивановна


 


 


 


 


 


 

Ульяновск

2023

ОГЛАВЛЕНИЕ


 

ВВЕДЕНИЕ 2

1. Современные исследования по проблеме формирования фонематического слуха у младших школьников в период обучения грамоте на уроках русского языка 5

2. Задачи и содержание работы учителя начальных классов по формированию фонематического слуха у младших школьников в период обучения грамоте на уроках русского языка 7

3. Урок как форма организации обучения по формированию фонематического слуха у младших школьников в период обучения грамоте на уроках русского языка 10

4. Методы и приемы формирования фонематического слуха у младших школьников в период обучения грамоте на уроках русского языка 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 21


 


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования от 31 мая 2021 года в пункте 43.1. «Предметные результаты по предметной области «Русский язык и литературное чтение» должны обеспечивать: 43.1.1. По учебному предмету «Русский язык»:

сформированность первоначальных научных представлений о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи». [14]

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования с 2009 по 2012 года основой обучения русскому языку является система действий, связанная с развитием фонематического слуха. [15]

Речь ребенка не является врожденной способностью, а развивается в процессе его жизни параллельно с физическим и умственным развитием. В период формирования речь всегда отличалась недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: губ, языка, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого и фонематического слуха, т.е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).

Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок в значительной степени владеет речью, она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию.

Формирование правильного звукопроизношения возможны, когда ребенок слышит нормальную речь вокруг себя, получает от взрослых указания, как следует говорить и в результате начинает испытывать интерес к правильной и чистой речи. [10]

Нельзя не отметить, что ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими. Он может понятно задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняется его взаимоотношениями с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В начальной школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика. Те неудобства, которые ребенок испытывал в семье, в детском саду, еще в большей мере сказываются и обостряются в школьном коллективе.

С первого дня пребывания в школе ребенку широко приходится пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу. Особенно значимым для ребенка чистое произношение звуков и слов становится, когда он начинает овладевать грамотой.

К сожалению, в течение последних лет наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе всего букварного периода. Эта неспособность к письму и чтению обусловлена тем, что у ребенка недостаточно развит фонематический слух (фонематическое восприятие) и он страдает фонетико-фонематическим недоразвитием речи, вследствие чего ребенок не представляет себе звукового состава слова и не чувствует звуковой ткани языка.

Все выше сказанное позволяет нам сделать вывод, что вопросу формирования правильного звукопроизношения, формированию фонематического слуха следует уделять особое внимание. Это доказали и исследования многих психологов, педагогов и лингвистов, занимающихся проблемой развития речи и речевого общения в школьном детстве: А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, Ф.А. Сохин, А.Н. Гвоздев; М.Р. Львов, В.В. Репкин, М С. Соловейчик, Т.Г. Рамзаева – специалисты по начальному обучению. [1]

Сказанное и определяет актуальность исследования.

Объектом исследования является процесс формирования фонематического слуха младших школьников в период обучения грамоте.

Предмет исследования: формирование фонематического слуха у младших школьников.

Цель исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме «Формирование фонематического слуха у младших школьников в период обучения грамоте на уроках русского языка»

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

изучить современные исследования по проблеме формирования фонематического слуха у младших школьников в период обучения грамоте на уроках русского языка;

определить задачи, содержание работы учителя начальных классов по формированию фонематического слуха у младших школьников в период обучения грамоте на уроках русского языка;

проанализировать урок как форму организации формирования фонематического слуха у младших школьников в период обучения грамоте на уроках русского языка;

изучить методы и приемы формирования фонематического слуха у младших школьников в период обучения грамоте на уроках русского языка.

 

1. Современные исследования по проблеме формирования фонематического слуха у младших школьников в период обучения грамоте на уроках русского языка

 

 

Прежде чем осуществить анализ современных исследований педагогов и ученых по проблеме формирования фонематического слуха у младших школьников в период обучения грамоте на уроках русского языка, необходимо выявить сущность, значение фонематического слуха.

Традиционно в педагогике термином «фонематический слух» обозначают фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и фонематический синтез. [1]

Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие – процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков. Физиологическая основа – сложные условно-рефлекторные связи.

Фонематические представления – звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. Физиологическая основа – результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов.

Фонематический анализ – мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слоги – звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам.

Фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно связаны и неотделимы друг от друга.

Советским психологом Львом Семеновичем Выготским был введен термин «фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции:

способность слышать наличие или отсутствие данного звука в слове;

способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

способность различать близко звучащие, но разные по значению слов. [10]

Несколько позже советским психологом и педагогом Даниилом Борисовичем Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие». Педагог занимался поиском наиболее эффективной методики обучения чтению и письму. Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:

умение определять линейную последовательность звуков в слове;

умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

осознание или подсчет количества звуков в слове.

Позже Даниил Борисович Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный анализ, включающий:

выяснение порядка следования фонем в слове;

установление различительной функции фонем;

выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку. [16]

Кандидаты педагогических наук Александр Николаевич Гвоздев, Владимир Ильич Бельтюков, Николай Xристофорович Швачкин, Галина Михайловна Лямина в своих работах пишут: «… необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова …».

Как указывает Лия Васильевна Бондарко, если бы «… фонематический слух не формировался достаточно рано, ребенок не мог бы понимать обращенную к нему речь окружающих его взрослых. Узнать слово – значит узнать, из каких фонем оно состоит и в какой последовательности они в нем следуют …».

Некоторые ученые-педагоги, такие, как Михаил Ростиславович Львов и Тамара Григорьевна Рамзаева дают определение фонематического слуха как «… тонкого систематизированного слуха, обладающего способностью осуществить операции различения и узнавания фонем в речевом потоке, выделять звуки из слов, из слогов …». [11]

Ученый Софья Филипповна Иванова трактует фонематический слух как «… способность различать и воспринимать все звуки речи, соотнося их с фонетической системой данного языка …». [7]

Представители психолого-педагогического подхода Феликс Алексеевич Сохин, Данил Борисович Эльконин, Елена Владимировна Колесникова, Алла Михайловна Горчакова под фонематическим слухом определяют «… некую психологическую способность произносить звуки языка на основе своих физиологических ощущений и сводить некое количество похожих звуков в один звукотип …».

Представители нейролингвистического подхода Александр Романович Лурия, Александр Николаевич Корнев, Евгения Давыдовна Хомская поясняют термин как «… умение идентифицировать ту или иную фонему в составе значимой единицы языка, умение соотносить позиционные варианты с доминантной в той же самой морфеме…». [9]

Неполнота деятельности фонематического слуха обнаруживается в отсутствии такого компонента, введенного Верой Константиновой Орфинской в 1946 г., который называется «фонематические представления». Под фонематическими представлениями ученый подразумевает «… способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане на основе представлений …». [2]

Таким образом, современные исследования подтверждают важность развития фонематического слуха у младших школьников в период обучения грамоте на уроках русского языка. Более того, они указывают на возможность значительного повышения успеваемости детей в этом возрасте, если правильно организовать работу по формированию фонематического слуха.

 

 

 

 

2. Задачи и содержание работы учителя начальных классов по формированию фонематического слуха у младших школьников в период обучения грамоте на уроках русского языка

 

 

Примерной учебной программой начального общего образования представлены такие основные задачи реализации содержания учебного предмета «Русский язык» в период обучения грамоте:

осознание единства звукового состава слова и его значения;

установления числа последовательности букв и звуков в водном слове;

сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками;

различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Учителю начальных классов необходимо организовать систематическую работу по формированию фонематического слуха у младших школьников. Это позволит детям легче усваивать звуковую структуру русского языка и успешно обучаться грамоте.

Прежде всего, нужно определить какие задачи по формированию фонематического слуха могут решаться на уроках русского языка.

Основные задачи формирования фонематического слуха:

Развитие распознавания звуков речи;

Формирование четкого слухового образа звука;

Формирование слухового контроля над качеством собственного произношения;

Развитие дифференциации звуков;

Развитие фонематического анализа и синтеза. [13]

Один из основных задач учителя начальных классов во время обучения грамоте на уроках русского языка — формирование фонематического слуха у младших школьников. Это важный этап в развитии чтения и письма, который способствует улучшению фонематической осведомленности, т.е. способности различать звуки и их соотношение с буквами. [6]

Для формирования фонематического слуха учитель начальных классов должен:

Помочь детям различать звуки в словах. На уроках русского языка учитель может использовать заранее подготовленные игры и упражнения для тренировки слуха учеников. Например, учитель может произносить слова, где буква меняется в разных позициях слова, и просить детей разгадать, какая буква звучит.

Помочь детям распознавать звуки в словах. Учитель может задавать детям задания, в которых необходимо распознавать звуки в словах, например, какой звук звучит в начале слова «лоток»?

Обучить детей анализировать звуки в словах. Учитель может просить учеников выделить в словах определенный звук и сопоставить его с буквой.

Закрепить знания на практике. Учитель может давать детям упражнения на нахождение слов, в которых звучит определенный звук, а также просить их прочитать или написать слова с определенной буквой.

Повторять упражнения, чтобы закрепить знания и улучшить навыки. Учитель может проводить повторения и возвращаться к уже изученным упражнениям, чтобы дети могли улучшить свои результаты.

Поэтому педагогу необходимо проводить нацеленную работу по формированию фонематического слуха и совершенствованию про­износительных возможностей учеников, используя специальные задания, построенные на вербальном и невербальном материале. Порядок включения в работу таких заданий регулируется после­довательностью формирования фонематических процессов в он­тогенезе и может быть представлен как совокупность следующих друг за другом этапов:

первый этап — совершенствование слухового восприятия, чув­ства ритма, слухоречевой памяти;

второй этап — развитие фонематического восприятия и фор­мирование четких фонематических представлений;

третий этап — формирование навыков фонематического ана­лиза и синтеза.

На первом этапе учитель может использовать следующие виды заданий:

после прослушивания предложить детям выделить и назвать неречевые звуки (например, бытовые шумы, звуки улицы, шко­лы, звучание музыкальных инструментов и т.д.);

чередовать характер действий или изменять направление движений, ориентируясь на громкость или смену темпоритмических характеристик звукового сигнала (барабан, бубен, хлоп­ки);

запомнить и как можно точнее воспроизвести ритмический рисунок с помощью отхлопывания, отстукивания или зарисовы­вания;

прослушать серию звуков (например, удары в барабан) и оп­ределить их количество (показать цифру, отхлопать столько же раз);

различать на слух голоса учеников класса по высоте, силе, тембру. [6]

На втором этапе содержание заданий усложняется и в работу включаются речевые звуки, с которыми детям предлагается со­вершить следующие действия:

запомнить и воспроизвести без ошибок ряд звуков (или сло­гов, слов), начиная с двух-трех элементов и постепенно доводя их число до шести-семи;

выделить из ряда слов, отличающихся одним звуком, задан­ное педагогом слово;

подобрать сходные по звучанию слова;

найти в слоговом ряду лишний (отличающийся одним зву­ком) слог;

угадать гласный звук по беззвучной артикуляции. [6]

Третий этап работы непосредственно направлен на воспита­ние у учеников навыков анализа и синтеза звукового и слогового состава слов.

Педагог предлагает детям:

выделить заданный звук из ряда сначала резко контрастных, а позже близких по акустическим и артикуляционным признакам звуков;

выделить заданный звук на фоне слова (сначала выделяются гласные звуки, стоящие в сильной позиции, т. е. в начале и сере­дине слова под ударением, позже согласные — взрывные в кон­це, а щелевые — в начале слова);

найти общий звук в словах;

выделить из текста слова с заданным звуком;

придумать самостоятельно слова с определенным звуком (придумать любые слова; придумать слова — названия животных, названия птиц и т.д.);

различать в словах звуки, близкие по звучанию или артикуля­ции;

определить в названном педагогом слове первый, последний звуки;

определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова);

определить и назвать последовательность звуков в слове, их количество, место каждого звука по отношению к другим (перед каким, после какого звука стоит заданный звук);

подобрать слова с заданным количеством звуков;

определить количество слогов в предложенных словах;

сгруппировать картинки в зависимости от количества слогов в их названиях;

придумать слова с заданным количеством слогов;

сгруппировать картинки в зависимости от количества слогов в их названиях;

добавлять разные звуки, слоги к одному и тому же исходному слогу, чтобы каждый раз получались новые слова;

расчленить названные слова на слоги, слоги на звуки;

преобразовать слова, добавляя или изменяя один звук, пере­ставляя звуки;

составить слова разной звукослоговой структуры из букв раз­резной азбуки;

составить схемы слов и, наоборот, подобрать слова к предло­женным учителем схемам;

установить соотношение между звуковым и знаковым соста­вом слов (соотнести слово и изображение предмета; вписать зна­комые буквы в схему слова; по отдельным буквам определить все слово) и т.д. [6]

Таким образом, проведенная в указанной последовательности работа с детьми способствует успешному обучению грамоте и развитию речевых навыков. В свою очередь, это будет способствовать уточнению представлений о звуковом составе языка и содействовать закреплению навыков фонемати­ческого анализа и синтеза. Учителю начальных классов также необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и стараться разнообразить методы обучения, чтобы повысить эффективность занятий и сделать процесс обучения более интересным и увлекательным для учеников.

 

 


 

3. Урок как форма организации обучения по формированию фонематического слуха у младших школьников в период обучения грамоте на уроках русского языка

 

 

В отечественной школе урок остается основной формой организации обучения. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельности учащихся.

Урок – это форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учётом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета, а также для воспитания и развития познавательных и творческих особенностей, духовных сил обучаемых. [1]

Урок русского языка – это основная форма работы с младшими школьниками по формированию фонематического слуха в процессе обучения грамоте. [10]

Ниже приведены основные шаги и примеры организации урока, которые помогут развить фонематический слух у детей:

Введение новых звуков и букв. Учитель представляет новый звук или букву и объясняет, как он звучит и какие буквы ему соответствуют. Учитель демонстрирует, как выглядят буквы и каким звукам они соответствуют.

Произношение звуков в словах. Учитель произносит слова, содержащие новый звук, и просит детей повторять эти звуки. При этом учитель может использовать различные методы и упражнения, например, просить детей произносить звук, когда он находится в определенной позиции, или находить звук в словах, когда учитель его произносит.

Работа с предметами. Учитель может использовать предметы, которые начинаются или заканчиваются на новый звук или букву. Например, учитель может принести кубики с буквами и просить детей найти ту, которая соответствует звуку, находящемуся на доске.

Игровой урок. Игры очень хорошо подходят для формирования фонематического слуха. Например, учитель может провести игру «Лови звук», где дети должны уловить определенный звук в слове и показать его на рисунке на доске.

Тренировки на определение звука. На уроке учитель может предложить детям тренировки на определение звуков в словах, которые используются на данном уроке. Например, детям предлагается назвать все слова, в которых звучит звук [о].

Использование фонетических таблиц. Учитель обычно использует фонетические таблицы для закрепления графических правил. Но они также могут быть использованы для формирования фонематического слуха. Учитель может показывать ребятам таблицу, проговаривая каждый звук и просить их повторять.

Определение соответствия звук-буква. Учитель может показывать детям буквы, объясняя какой звук они произносят. Затем учитель читает слово, а дети должны найти букву, соответствующую определенному звуку. [13]

Комбинированные упражнения. Учителя могут проводить упражнения, комбинируя различные методы. Например, учителя могут показывать таблицу с различными звуками и буквами, а затем просить детей производить звуки и находить соответствующую букву.

Чтение слов и предложений. После того, как дети научились произносить новый звук, учитель может просить их прочитать слова и предложения, содержащие этот звук. Чтение слов и предложений работает на улучшение фонематической осведомленности и формирование связи между словами и звуками.

Письмо букв. Учитель может просить детей писать буквы, которые соответствуют произношению определенных звуков. Это помогает закрепить знания и научить детей правильно располагать буквы в словах.

Закрепление пройденного. Учитель должен закреплять знания проделанной работы. Для этого можно давать упражнения на произношение и написание звуков и слов. [12]

Помимо вышеуказанных методов, учитель может использовать дополнительные методы для обучения младших школьников. Например, это могут быть игры и упражнения на закрепление материала. В любом случае, учителю необходимо постоянно следить за знаниями и успехами учеников, корректируя методы обучения в соответствии с их индивидуальными потребностями.

В начале урока учитель может провести разминку, которая поможет детям переключить внимание на звуки и слова. Например, можно провести звуковую гимнастику, в которой дети будут произносить звуки громко и ясно, догадываться, какое слово описывает звук, а также находить предметы, названия которых начинаются на этот зву.

На уроках русского языка следует особое внимание обращать на умение детей слышать и правильно произносить отдельные звуки и их сочетания. Различение детьми звуковой стороны языка в её отношении к письму устраняет возможность смешения ими отдельных звуков и букв между собой: с и ш, ч и ц, сц, р и л, ш и ж, в и ф и другие. Дифференцированное усвоение звуковой и буквенной стороны речи вообще служит базой при обучении произношению и правописанию.

Наше письмо не может считаться фонетическим, письмом по произношению; оно в основном, отражая звуковой строй русского языка, является морфологическим.

В живом потоке речи фонема изменяется, варьируется, поэтому ученику приходится произносить не только сильные фонемы (например, гласные под ударением или звуки согласные перед гласными), но и их варианты (например, безударные гласные в разных позициях в слове, глухие согласные на конце слов или перед глухими же согласными). Наше письмо не передаёт их звуковых оттенков, вариантов фонем, а передаёт лишь сильные фонемы. Вот почему ученик при усвоении письменного языка сталкивается с известным противоречием между слуховым образом слова и графическим его изображением.

Школьные учебники, имея в виду это противоречие, устанавливают правила произношения и правописания. В отношении правописания учебники предлагают обращать внимание на гласные в безударном положении и проверять их ударением, на согласные, стоящие в конце слов или перед другими согласными, и проверять их следующей гласной. Эти и подобные правила правописания не могут изучаться в отрыве от произношения, поскольку они связаны со звуковой стороной языка.

Именно в первом классе формируются основные знания и умения по разделу «Звуки и буквы», которые в последующих классах лишь закрепляются и углубляются. Изучение материала этого раздела даёт возможность первоклассникам познакомиться с темами: «Гласные и согласные звуки и буквы», «Слог», «Мягкость согласных и её обозначение на письме», «Ударение», «Ударные и безударные гласные», «Звонкие и глухие согласные».

Основная задача изучения раздела «Звуки и буквы» на уроках грамматики и правописания остаётся практической – развивать у детей правильное и чёткое произношение слов, умение делить слова на слоги, выделять в них звуки и обозначать их на письме. [1]

Чтобы дети научились этому, необходимы такие упражнения, как выделение в слове слогов, звуков, произношение слов, слогов и отдельных звуков, соединение звуков и слогов в слове.

Необходимы и упражнения в сопоставлении звуков, в различении звуков и букв, их сочетаний в словах.

На уроках важно применять такие общие познавательные операции, как анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, противопоставление при изучении гласных и согласных, при различении ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. [3]

Примеры упражнений по развитию слухового внимания

Цели: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы; профилактика дисграфии; развивать звукобуквенный анализ слов, учить различать гласные и согласные, дифференцировать твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные; развивать аналитико – синтетическую речевую деятельность учащихся.

Упражнение № 1

Стоит домик. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки. Дети должны выбрать те картинки, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше. Например, домик с буквой ж. Выложены картинки: собака, цапля, жираф, ножницы, лягушка, ежи, курица, жук, шарф, лыжи, шишка, мороженое, жёлудь, журнал, ружьё, пиджак, журавль, пружина.

Какие картинки можно разместить в домике?

Упражнение № 2

- Где находится звук [щ] в названиях картинок: в начале, в середине или в конце?

- Соедини схемы с соответствующими картинками.

- Например, в центре схемы

Слева и справа расположены картинки: щётка, плащ, щит, щенок, овощи, ящик, щука, ящерица, лещ, чемодан, рюкзак. [8]

Упражнение № 3

- Произнеси чётко слова.

- Какой звук в этих словах общий?

Например, картинки: сапоги, бусы, лес; самовар, рысь, лиса

Какая картинка во втором ряду лишняя? (рысь)

Упражнение № 4

- Сколько звуков в названии этих картинок?

- Соедините схемы с соответствующими картинками.

Слева и справа расположены картинки: самолёт, книга, черепаха, ваза, часы, дом, цветок, ручка, бабочка, мак, тапочки, молоток, чайник, глобус, зонт.

Упражнение № 5

- Какая картинка в каждом ряду лишняя?

а) кровать, ведро, торт, фонарь (фонарь)

б) ложка, дятел, лиса, юла (лиса)

Выполняя ряд подобных упражнений, учащиеся смогут под руководством учителя сделать обоснованный вывод о том, что слова состоят из звуков, которые мы произносим и слышим; на письме звуки обозначаются буквами; звуки и буквы помогают отличить в нашей речи одно слово от другого. [4]

На уроках русского языка учитель возвращается к данным упражнениям, которые помогут ученикам осознать, что звуки составляют слова и влияют на изменение значения слова.

Основной вид упражнений, развивающий фонетические способности ученика, на уроках русского языка является фонетический разбор.

Знакомство с программой показывает, что под фонетическим разбором во всех классах понимается разбор звуко-буквенный. Однако в методике различают собственно фонетический или звуковой разбор и фонетико-графический или звуко-буквенный разбор. Цель первого – характеристика звуковой структуры слова без обращения к буквам, второй включает в себя собственно фонетический разбор как свою первоначальную ступень, так как главной своей задачей он имеет выяснение соотношения звуковой структуры слова с ее буквенным обозначением. [13]

Собственно, звуковой разбор учащиеся выполняют в подготовительный период обучения грамоте. Вместе с переходом к изучению букв собственно звуковой разбор несправедливо полностью исключается из употребления.

Собственно, звуковой разбор может использоваться на всем протяжении обучения языку в младших классах и даже применяться как особый вид фонетических упражнений в последующем обучении.

Во-первых, этот вид фонетического разбора убеждает, что со звуками можно работать и без букв, а это немаловажно, для того чтобы освободить школьника от зависимости от буквы. Во-вторых, способы осознанного выделения единиц звуковой последовательности и средства самоконтроля, сформированные без обращения к буквам, воспитывают у ученика отношение к материи языка как к некой реальности, в которой есть свои особые действия и собственные средства контроля за выполнением этих действий. [7]

Исключение из практики обучения собственно звукового разбора порождает у школьников ложное представление о том, что со звуками вообще нельзя оперировать без букв. Тем самым закрепляется естественный для грамотного буквенный фетишизм, то есть отношение к букве как к единственному и достаточному источнику всех наших знаний о звучащем слове.

Казалось бы, если известен способ вычленения звуков из слова, если учащиеся вооружены средствами определения основных характеристик звуков, организация звукового разбора уже не может представлять каких бы то ни было трудностей для учителя. Но это не так.

Если от ученика, который только приступает к звуковому разбору, требовать, чтобы он раньше всего сказал, сколько звуков в слове, он неизбежно переориентируется со звука на букву. Буквы и пересчитать нетрудно, и рассуждать о них легче, чем вслушиваться в текучий и неустойчивый звук. При этом не имеет значения, видит ли школьник слово написанным. При таком порядке разбора он в любом случае будет опираться на зрительное представление слова.

Таким образом, самой организацией работы со звуками мы толкаем ученика на смешение звуков и букв, то есть, тормозим развитие речевого слуха, без которого невозможно успешное освоение не только фонетики, но и всего последующего обучения языку.

Как же проводить звуковой анализ так, чтобы он помогал ученику выполнять те действия, которые необходимы для действительного вычленения звуков из слова и определения их последовательности? Иначе говоря, какой план разбора будет ориентировать ученика на способ получения нужных знаний?

Если мы хотим добиться, чтобы ученик реально оперировал звуками, то есть развивался его фонематический слух, целесообразно проводить звуковой разбор в такой последовательности:

Скажи и послушай слово.

Найди ударный слог и произнеси слово по слогам.

Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

Обозначь выделенный звук условным значком.

Протяни (выдели голосом) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

Обозначь выделенный звук условным значком и так далее.

Проверь, получилось ли слово. [3]

Кратко разъясним необходимость и последовательность, а также содержание операций звукового разбора.

Скажи и послушай слово.

Велеть ученику произнести вслух слово, которое он будет разбирать, -- значит помочь ему осознать объект будущего разбора. Проанализировать что-нибудь можно при условии, если мы имеем перед собой предмет анализа. Другого способа предъявить звуковую структуру слова, как произнести его, нет. При этом учитель будет добиваться от ученика, чтобы слово было произнесено так, как предписывают нормы литературного языка. Иначе может получиться, что учитель и ученик будут разбирать разные слова.

Таким образом, первый пункт плана более строго можно было бы сформулировать так: скажи слово в соответствии с нормами русского литературного произношения и послушай себя.

Найди ударный слог и произнеси слово по слогам. Акцентологическая характеристика слова могла бы быть дана и после того,

Как учащиеся установят звуковую последовательность. Но учитывая, что изменение места ударения чаще всего заметно изменяет звуковую структуру слова (сравнить, например, ТВОРОГ [ТВОРЪК] и ТВОРОГ [ТВАРОК], а также потому, что характеристика гласных звуков включает в себя указание на ударность или безударность, имеет смысл находить ударный слог в начале разбора.

Поскольку для определения ударного слога слово произносится слитно (а не по слогам), выполняя второй пункт плана, ученик произносит слово дважды: первый – целиком (со звательной или вопросительной интонацией), а затем -- «по кусочкам» (скандируя), то есть по слогам. [3]

Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

Переход к третьему пункту плана означает начало собственно звукового разбора. Требование протянуть первый звук напоминает учащемуся способ действия, а указание на то, что звук протягивается (акцентируется) в составе целого слова, подсказывает ученику средство контроля за правильностью выполнения действия.

После того, как ученик назвал нужный звук, то есть произнес его изолированно, максимально приближая к звучанию в полном слове, он характеризует звук: о гласном говорит, ударный он или безударный, а о согласном – какой он (сначала – твердый или мягкий, затем – глухой или звонкий).

Обозначь выделенный звук условным значком.

Запись звуков с помощью условных значков помогает школьникам «удерживать» объект звукового разбора и не «соскальзывать» на букву. На начальном этапе звуковая схема дается учащимся в готовом виде до того, как учащиеся приступают к звуковому анализу. В этом случае схема служит ребенку опорой, помогает «не потерять» звук, направляет его действия и служит средством контроля за правильностью выполнения действия.

По мере того как дети осваивают способы определения звуковой последовательности, модель не задается, а конструируется по ходу разбора.

Протяни (выдели голосом) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

Обозначь выделенный звук условным значком и так далее. Пункты третий, затем четвертый, повторяются до тех пор, пока все звуки не будут найдены, охарактеризованы и зафиксированы.

Проверь, получилось ли слово. [3]

Хотя вычленение каждого звука осуществлялось в полном слове, и, значит, правильность звукового разбора контролировалась по ходу анализа, стоит еще раз подряд произнести все звуки, «прочитать» все слово, чтобы убедиться в том, что не исказилось звучание слова, иначе говоря, работа выполнена правильно.

Когда учащиеся на самом деле работают со звуками, в классе не должно и не может быть мертвой тишины. И тот, кто «ведет» (работает у доски или, сидя за партой, громко объясняет свои действия), и все остальные ученики все время шепчут и слушают звуки.

Преобразование собственно звукового разбора в звуко-буквенный потребует дополнения плана разбора всего одним пунктом: какой буквой обозначается каждый звук и почему? Иначе говоря, ученик объясняет выбор букв не одновременно и параллельно с выделением звуков, а после того как звуковой анализ им уже полностью выполнен.

Развитие звукового анализа связано с расширением круга анализируемых слов. Если вначале разбираются слова первой и второй групп, то по мере взросления детей все большее место начинают занимать слова третьей группы. [8]

Таким образом, учитель начальных классов должен понимать, что урок должен быть интересным и разнообразным, где присутствуют игры, упражнения на аудирование, чтение и написание слов, а также звуковой анализ и другие методы работы. Правильно организованный урок сможет значительно повысить качество обучения и уверенность детей в изучении русского языка.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

4. Методы и приемы формирования фонематического слуха у младших школьников в период обучения грамоте на уроках русского языка

 

 

В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования выпускник начальной школы при освоении учебной программы по русскому языку и чтению должен научиться:

воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты);

осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;

использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;

работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

составлять список используемой литературы и других информационных источников, заполнять адресную и телефонную книги. [15]

Выпускник получит возможность научиться:

находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителях;

систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы или электронного каталога при подготовке собственных работ (сообщений, сочинений, простых исследований, проектов и т. п.);

хранить информацию на бумажных (альбом, тетрадь и т. п.) и электронных носителях (диск, USB накопитель) в виде упорядоченной структуры (статей, изображений, аудио-ряда, ссылок и т. п.);

различать звуки и буквы;

характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);

знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.

соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.). [14]

В период обучения грамоте огромное внимание уделяется развитию фонематического слуха, т.е. умения различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слов и из слогов. Учащиеся должны «узнавать» фонемы не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты звучания фонемы. Это, в свою очередь, позволяет формировать орфографическую зоркость, которая является залогом успешности освоения грамотного письма. [1]

В современной начальной школе используют аналитико-синтетический метод обучения грамоте, реализуемый следующими приемами: звуковой анализ слова, слого-звуковой анализ слова, звуко-буквенный анализ, звуковой синтез, слоговой синтез.

Для формирования фонематического слуха у младших школьников в период обучения грамоте на уроках русского языка можно использовать следующие методы и приёмы:

Звуковой анализ слов. Этот метод, при котором учитель произносит слово на слух, а дети должны выделить звуки, из которых оно состоит. Помогает детям осознать, что слова состоят из звуков, и научить их выделять и различать звуки в словах.

Фонетический анализ слов. Учитель может дать детям задания, которые помогут им обнаружить звуковую структуру слов русского языка и выделить звуки и последовательности звуков, которые отличают слова друг от друга.

Фонетическое изучение алфавита. Учитель может использовать изучение русского алфавита для формирования фонематического слуха у младших школьников. Владение произношением всех букв поможет детям научиться правильно образовывать звуки и учиться произносить слова.

Мини-занятия по развитию фонематического слуха. Эти занятия проводятся на несколько минут каждый день и включают игры, упражнения на различение звуков и ритмические зарядки.

Проведение дифференцированных уроков русского языка, с использованием дополнительных материалов для тех детей, которые испытывают трудности с распознованием звуков в словах.

Римфование слов. Использование слов, имеющих общий звук в конце слова, например, «мышь-крыша-каша». Такие игры помогут детям научиться выделять звуковые пары.

Игры на опознание звуков. Учитель может предложить ребятам игры, в которых нужно различать звуки: «Угадай слово», «Что не так?», «Составь слово» и т.д.

Развитие внимания и памяти. Учитель может использовать задания на восприятие звуковых последовательностей и их последующее воспроизведение.

Работа с нарративами в форме аудирования рассказов и чтения. В ходе этой работы ребята занимаются распознаванием звуков в конкретных словах, затем в предложениях, и наконец, в нарративных текстах.

Использование компьютерных программ и приложений для развития фонематического слуха, например, на игровом принципе «Экспедиция звуков» и др.

Работа с песнями и стихами. Чтение стихотворений и песен помогает детям лучше слышать звуки и освоить ритмические закономерности речи, запомнить звуковую структуру слова.

Моделирование звуков. Учитель может использовать различные материалы для создания звуков, например, деревянные буквы, магниты, пластилин и др.

Развитие фонематической осведомленности. Дети учатся распознавать и используют звуковые образы букв, что способствует более глубокому пониманию звукового строя речи.

Игры на различение звуков в словах. Учитель формирует на доске звуковую картинку, состоящую из слов и рисунков. В каждом слове ребята должны находить определенный звук. Например, если в слове «самолет» нужно найти звук [м], то ребятам нужно найти и подчеркнуть этот звук в слове и нарисовать изображение самолета внизу.

Различение слов. Учитель может предложить детям выбирать из двух слов то, которое отличается всего на один звук, например, кит-сит.

Упражнения на определение звука. Учитель предлагает детям картинки и называет слова, в которых звучит определенный звук. Например, если на картинке изображена груша, то учитель должен назвать слово «груша» и попросить детей определить звук [ш].

Упражнения на поиск звуков в словах. Учитель предлагает детям найти звук в словах, соответствующих буквам на доске. Например, учитель пишет на доске букву «п», и ребята должны найти все слова с звуком [п] на уроке.

Игра «Слова на букву». Учитель предлагает ребятам на уроке найти слова на определенную букву или звук. Например, если учитель назначил букву «а», то ребятам нужно на строить слова, начинающиеся на эту букву.

Работа с букварем. Букварь – это учебник для начинающих читать, содержащий материал для формирования фонематического слуха. Учитель использует буквари для демонстрации звуков и букв на уроке.

Работа с картинками на звук. Детям предлагается назвать картинку и указать первый звук в слове, который связан с этой картинкой, например, кошка – к.

Игра «Слова наоборот». Дети переговариваются, называя слова в обратном порядке, что помогает развивать слуховую память и восприятие звучания слов.

Звуковые игры и упражнения. Они направлены на развитие слухового восприятия, распознавание и анализ звуков речи. В ходе занятий на уроках русского языка учитель может предлагать детям игры и упражнения на различение звуков, их артикуляции и последовательности. Например, можно проводить игру «Угадай слово», где ученики должны отгадать слово, услышав звуки, из которых оно состоит. Также можно к таким играм отнести игры «Конечный звонок», «Что не так?», «Мамина грамота» и т.д.

Работа с карточками. Направлены на обучение детей распознавать звуки в словах. Учитель может подготовить карточки с изображениями объектов, над которыми ученики будут работать. Затем ребятам будет предложено поставить карточки в конкретную последовательность, чтобы получилось слово, описывающее объекты на карточках. Это помогает формировать у школьников умение слышать, узнавать и анализировать отдельные части слова и звуки речи.

Задания на составление слов из звуков. Учитель может дать задание составить слово из звуков [м], [а], [м], что позволит учащимся уловить звуковую структуру слова и комбинацию звуков, которые с ней связаны.

Работа с нарративами и стихами. Они направлены на обучение детей распознавать звуки в словах и закономерности звукоритма речи. Учитель может читать нарративные тексты и стихотворения классу, обращая особое внимание на звуки и ритм. Затем детям можно предложить повторять за учителем, подчеркивая звуки, на которые обращается внимание.

Фонемные диктанты. В ходе таких диктантов учащиеся слышат слова и записывают звуки, из которых они состоят, сразу же после их произнесения. Также можно использовать фонемные диктанты для обучения написанию слов.

Тренировки на восприятие интонаций. Это могут быть записи учителя разных интонаций, которые ученики будут слушать и пытаться понимать.

 

Кроме игр на уроке можно предусмотреть для ребенка с нарушениями письменной речи индивидуальные карточки с заданиями, способствующими развитию фонематического анализа и синтеза. Хорошо использовать карточки и для дифференцированного домашнего задания. [9]

Задания на карточках могут быть следующими:

вставить пропущенные буквы в слова: ви. ка, ди. ан, ут. а, лу. а и т.д.;

подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);

выбрать из данных предложений слова с определенным количеством звуков. [10]

Таким образом, эти методы и приемы помогают развивать фонематический слух у младших школьников, что существенно облегчает процесс обучения грамоте и повышает качество исполнения письменных заданий, также активизируют речевую активность учеников и помогают им быстрее и легче усваивать материал при обучении грамоте. Использование таких методов и приемов на уроках русского языка помогает ученикам успешно формировать фонематический слух, что является ключевым в процессе изучения грамоты и его освоении младшими школьниками.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В проведенном исследовании в целом была достигнута цель курсовой работы и решены поставленные задачи, что позволило сделать следующие выводы.

Главной задачей начальной школы является то, что она призвана заложить у ребенка знания, сформировать навыки и умения, развивать способности и задатки, необходимые для дальнейшего обучения в школе.

Одним из таких условий является сформированный фонематический слух, так как он является основой для овладения орфоэпическими и орфографическими навыками.

Над проблемой развития фонематического слуха работали многие ученые: Д.Б. Эльконин, К.Д. Ушинский, М.Р. Львов и многие другие.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста, учитель должен тщательно продумывать, как эффективно и доступно довести учебный материал до каждого ученика. Ребенку 6-7-летнего возраста присуще наглядно-образное мышление. Он легко и быстро усваивает тот учебный материал, который ему интересен. Составленные вместе с детьми таблицы, схемы, игры могут стать незаменимым пособием на каждом уроке, особенно при проведении анализа слова (см. приложения).

Успешно проведенный звуковой анализ на уроках обучения грамоте, русского языка или письма способствует развитию фонематического слуха.

Фонематический слух, по определению Михаила Ростиславовича Львова, — это «… различение в звуковом потоке отдельных звуков речи, обеспечивающее понимание слов, различение их значений …».

Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнесения буквы с фонемой в слабой позиции.

Учащиеся должны «узнавать» фонемы («основные звуки») не только в сильных, но и слабых позициях, различать варианты звучания фонемы. Правильность вычленения отдельного звука эффективнее всего контролируется, если работа ведется с полным словом.

Формирование фонематического слуха требует тренировки слухового аппарата. Поэтому в период обучения грамоте необходимо проводить различные слуховые упражнения (частичный звуковой анализ) — например, на распознавание конкретных звуков в произносимых словах, в скороговорках, упражнения в звукоподражании, в четком произнесении отдельных слов, пословиц, стихотворений и т.д.

Для успешного формирования фонематического слуха учитель должен учитывать возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста, тщательно продумывать и выбирать эффективные приемы и методы обучения, доступно доводить учебный материал до каждого ученика.

 


 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образ. / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. – 4-е изд., стер. – Москва: Академия, 2015. – 423 с.

Бабаян, Л.К. Современные проблемы становления фонематического слуха у первоклассников / Л.К. Бабаян // Молодой ученый. – 2015. - № 11 (91). – С. 1268-1270

Варенцова, Н.С. Развитие фонематического слуха / Н.С. Варенцова, Е.М. Колесникова // Начальная школа. – 2014. – № 6. – С. 48-50

Жовницкая, О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников / О.Н. Жовницкая // Начальная школа. – 2001.- № 11. – С. 41-42

Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – Москва: Просвещение, 2017. – 368 с.

Левченко, Е.В. Развитие фонематического восприятия младших школьников / Е.В. Левченко // Педагогическое мастерство: материалы  Междун. науч. конф. – Москва: Буки-Веди, 2012. – С. 117-123

Иванова, С.Ф. Речевой слух и культура речи / С.Ф. Иванова. – Москва: . – 96 с.

Колесникова, Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет: учеб.-метод. Пособие к рабочей тетради «От А до Я» / Е.В. Колесникова. – 3-е изд., доп. и перераб. – Москва: Ювента, 2016. – 80 с.

Лурия, Р.Е. Письмо и речь: нейролингвистические исследования: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / Р.Е. Лурия. – Москва: 2002. – 352 с.

Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловекая. – Москва: Академия, 2020. – 416 с.

Львов, М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. – Москва: Академия, 2002. – 248 с.

Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.С. Фомичева и др.; под ред. Т.В. Волосовец. – Москва: Академия, 2002. – 200 с.

Семенкова, Т.В. Формирование фонематического слуха – залог успешной коррекции звукопроизношения: учеб. пособие / Т.В. Семенкова. – Москва: 2020. – 278 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: утверждены Министерством просвещения РФ от 31.06.2021 № 286 – Москва, 2021.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: утверждены Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 – Москва, 2009.

Эльконин, Д.Б. Как учить детей читать / Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. – 1997. № 3, 6, 7, 8, 10.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации