Литературно-музыкальная композиция «Никто не забыт… Ничто не забыто…»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №8 города Буденновска Буденновского района»
Литературно-музыкальная композиция,
посвященная
80 - летней годовщине
Великой Победы
«Никто не забыт…
Ничто не забыто…»
г. Буденновск, 2025
Цель:
создание условий для знакомства с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время;
формирование основ мировоззрения, интереса к общественным явлениям.
Задачи:
· воспитание чувства патриотизма, гордости за советский народ;
· представления об активной роли человека в жизни общества;
· воспитание познавательной активности;
· воспитание политической сознательности;
· развитие стремления больше узнать о Родине, о её защитниках и их подвигах;
· развитие способности чувствовать; сопереживать;
· развитие наклонностей к художественному творчеству.
Музыкальное сопровождение:
Песня «Довоенный вальс»
Голос Левитана (запись) о начале войны
Танец «Журавли»
Песня «Фронтовые письма»
Сигнал метронома
Танец «Верните память».
Голос Левитана (запись) о капитуляции Германии
Танец «Возвращайся»
Клип «День Победы»
Ход мероприятия
На сцену выходят учащиеся 4 «В» класса:
001 Песня Иосифа Кобзона «Довоенный вальс», голос Левитана
На фоне музыки на сцене играют дети.
Звучит правительственное сообщение о начале войны (голос Левитана).
Папа уходит на фронт, мама и дочь провожают отца.
На сцену выходят учащиеся 4 «А» класса:
Ученик 1.
Пламя ударило в небо!- ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…», Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор каждого: я или Родина!
Самое лучшее и дорогое - Родина!
Горе твое - это наше горе, Родина! (Р. Рождественский)
Ученик 2.
Тяжкий грохот обрушился на землю.
Ученик 3.
Вмиг погас свет. Вздрогнули стены.
Ученик 2.
С потолка сыпалась штукатурка. И сквозь оглушительный вой и рёв всё яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжелых снарядов.
Ученик 3.
Рвануло где-то совсем рядом.
Ученик 2.
- Война! - крикнул кто-то.
Ученик 3.
- Война это, товарищи, война!
Ученик 4.
Наружную дверь смело взрывной волной. Тяжело вздрагивала земля. Всё вокруг выло и стонало. И было это 22 июня 1941 года утром в 4 часа 15 минут по московскому времени.
Ученик 5:
Наша страна вступила в смертельный бой с коварным и жестоким врагом - с фашизмом.
Ученик 6:
Фашизм - это ненависть ко всему человечеству
Ученик 7.
Фашизм - это презрение к другим народам
Ученик 6.
Фашизм - это культ убийства
Ученик 7.
Фашизм - это дикое бешеное чудовище
Ученик 8:
Это они, фашисты, создали лагеря смерти.
Ученик 9.
Это они, фашисты заживо сжигали стариков и женщин.
Ученик 8.
Это они, фашисты зверски пытали и расстреливали детей и подростков.
Ученик 9.
Эта война была такой страшной и неожиданной, что многие уходили на войну, даже не простившись с родными.
Ученик 10.
От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий советский народ.
Выходил он, свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну!
На сцену выходят учащиеся 4 «Б» класса:
002 Танец «Журавли»
(Девочки на сцене танцуют, внизу рядом со сценой выстраиваются дети из классов с портретами «Бессмертного полка»)
Ученик 1.
В битве за родную землю стояли насмерть все, кто мог держать оружие в руках. А фашисты свирепели.
Ученик 2.
На передовой от взрывов снарядов и бомб не осталось целым ни единого клочка земли.
Ученик 3.
Но вновь и вновь поднимались в атаку наши бойцы. Что помогало им выжить в этой кровавой схватке, в каждой смертельной атаке, может быть, последней?
Ученик 4.
Любовь матери, жены и детей, невесты. На передовую из дома приходили письма, такие желанные для солдат.
Ученик 5.
Солдаты им писали о том, как тосковали по родному краю, дому, семье, любимой, мечтали о победе.
003 Песня «Фронтовые письма»
На сцену выходят учащиеся 4 «Г» класса:
Ученик 1.
Дети на войне: Сколько им было?
Ученик 2.
Десять?.. Двенадцать?... Пятнадцать?... Девятнадцать?
Ученик 3.
Они рано и быстро взрослели. Не детская это тяжесть, война, а они хлебнули её полной мерой.
Ученик 1.
Они учились читать по сводкам Сов Информ Бюро и по серым листам похоронок.
Ученик 2.
Я иногда думаю о том, что вот каждый день мы ходим в школу, учимся, развлекаемся, что-то делаем, грустим, веселимся. Жизнь кажется нам то светлой, то мрачной.
Ученик 3.
Но часто ли мы находим время для того, чтобы вспомнить? Вспомнить о тех, кто воевал и не вернулся с войны, вспомнить о тех, кто боролся за жизнь и смог выжить.
Сценка
Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет.
Сестра: Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет.
Ну, хоть бы крошечку, где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат: А разве я есть не хочу?
Хочу! Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко.
Да и кому в стране сейчас легко!
Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б все одна!
Брат: Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья не нужны.
Сестра: А вот и мамины шаги слышны!
Брат (строго) Не вздумай хныкать перед ней,
Дай отдохнуть сначала ей. (садятся)
Ведущая: (на фоне слов выходит ученица, выполняет действия по тексту): Вернулась мать, но отца своего они так и не дождались. (Подходит к детям, в руках, в белой материи завернуты 2 кусочка чёрного хлеба, разворачивает, даёт детям, садится за стол. Зажигает свечу)
- И многие не вернулись с войны, но в окнах домов и день и ночь горела свеча – знак того, что здесь помнят и ждут домой тех, кто ушел на войну. Но есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания. Это огонь на могиле Неизвестного солдата.
Много таких могил на нашей земле. В этих могилах похоронены останки солдат, погибших на поле битвы во время войны. У Кремлевской стены в Москве захоронен прах одного из таких солдат. Поэтому на надгробном камне написано: «Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен». В честь победы над фашизмом горит Вечный огонь, чтобы люди не забывали о подвигах наших героев. (Мать обнимает детей, прижимает к себе, укутывает шалью...)
На сцену выходят учащиеся 4 «А» класса:
Ученик 1. Путь к победе был трудным и долгим. Вся наша огромная страна поднялась на борьбу с врагом.
Ученик 2.
Люди разных национальностей, взрослые и дети воевали с врагами. На морях, на суше и в небе, в лесах и болотах шли тяжёлые бои.
Ученик 3.
Война была очень жестокой, она принесла много горя и слез, разруху и голод.
Ученик 4.
Многие не вернулись с войны, но память о них вечно живёт в наших сердцах.
Ученик 5.
Вечная слава героям, павшим за нашу Родину!
Ученик 6.
Пусть все замрет в минуту эту,
Пусть даже время помолчит.
Мы помним Вас, отцы и деды,
Россия, Родина вас чтит!
Ученик 7.
Почтим память всех погибших за Родину минутой молчания.
Под звуки метронома зал встает. Минута молчания.
004 Сигнал метронома
На сцену выходят учащиеся 4 «В» класса:
005 Танец «Верните память»
Ученик 1. Весь под ногами шар земной, живу, дышу, пою.
Но в памяти всегда со мной, погибшие в бою.
Ученик 2.
Чем им обязан – знаю я и пусть не только стих.
Достойна будет жизнь моя, солдатской смерти их.
На сцену выходят учащиеся 4 «Г» класса:
Ученик 1.
Наши солдаты отличались большой смелостью и храбростью, они готовы были за свою родную отчизну жизнь отдать.
Ученик 2.
Чтоб отчизну охранять,
Сильным, ловким надо стать,
И всегда быть только первым –
Я хочу солдатом стать!
Ученик 3.
Трудно в ученье – легко в бою.
С любым врагом мы сразимся.
Сейчас вам покажем отвагу свою,
И трудностей мы не боимся.
Выходят дети в костюмах с элементами военной формы
Телефонист (с телефоном):
Алло, алло, Юпитер, я Алмаз.
Почти совсем не видно вас.
Мы с боем заняли село,
А как у вас, алло, алло.
Медсестра (перевязывает раненого):
Что вы ревете, как медведь?
Пустяк осталось потерпеть.
И рана ваша так легка,
Что заживет наверняка.
Моряк (смотрит в бинокль):
На горизонте самолёт.
По курсу полный ход, вперёд!
Готовься к бою, экипаж,
Отставить, истребитель наш.
Автоматчик (с автоматом):
Вот я забрался на чердак.
Быть может, здесь таится враг.
За домом очищаем дом,
Врага повсюду мы найдём.
Лётчик (с картой):
Пехота здесь, а танки тут.
Лететь осталось пять минут.
Понятен боевой приказ.
Все: Противник не уйдёт от нас.
Вместе:
Клянусь: назад ни шагу!
Скорей я мёртвый сам
На эту землю лягу,
Чем эту землю сдам.
Клянусь, мы будем квиты
С врагом. Даю обет,
Что кровью будут смыты
Следы его побед!..
На сцену выходит ученица 4 «В» класса:
Ученик 1.
Четыре страшных года длилась Великая Отечественная война. Враг нашего народа и всего человечества был разбит.
Ученик 2.
2 мая 1945 года Егоров и Кантария подняли Знамя Победы над Рейхстагом. 8 мая 1945 года был подписан акт о капитуляции фашистской Германии.
006 Голос Левитана (запись) о капитуляции Германии.
007 Песня и танец «Возвращайся» (танцует Аня)
На сцену выходят учащиеся 4 «А» класса:
Ученик 1:
Победа! Так вот ты какая!
А мы-то представить тебя не могли.
Дождем, как слезами, омыто
Победное утро земли.
Ученик 2:
Победа идет по дороге
В сиянии майского дня
И люди на каждом пороге
Встречают её, как родня.
Ученик 3:
Зажглась на небе яркая звезда.
В тот майский день, когда пришла Победа.
И пусть бегут безжалостно года
Им не затмить тот яркий лучик света.
Ученик 4:
Победа в сердце каждого живет.
Она во мне, как праздник самый светлый.
Он никогда - я верю - не умрет.
Ведь он бессмертной памятью согретый.
Ученик 5:
Нет, не забыты подвиги солдат.
Их ратный труд и мужество воспеты.
И пусть мы чтим немало разных дат.
Величественней нет, чем День Победы.
На сцену выходят учащиеся 4 «Б» класса:
Ученик 1: Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы она не повторилась вновь.
Ученик 2:
Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить.
Ученик 3:
И пусть же над нами будет мирное небо, пусть рядом с нами будут близкие и родные люди, пусть звучат только радостные стихи и песни.
Ученик 1:
Ты нарисуешь яркое солнце
Ученик 2:
Я нарисую синее небо
Ученик 3:
Он нарисует свет в оконце
Ученик 1:
Она нарисует колосья хлеба
Ученик 2:
Мы нарисуем осенние листья
Ученик 3:
Школу, друзей, ручей беспокойный
Ученик 1:
И зачеркнем нашей общей кистью
Вместе:
Выстрелы, взрывы, огонь и войны!
Опускается экран, на экране видео клип со словами песни «День Победы»
Дети исполняют всем залом песню «День Победы»