Логопедическое занятие по теме : " Дифференциация звуков Р-Л"
Конспект логопедического занятия.
Тема : « Дифференциация звуков Р – Л»
Цели занятия :
- Формирование и совершенствование навыка различения звуков
«Р» и «Л» в устной речи.
- Автоматизация правильной артикуляции звуков «р-л».
- Повышение уровня фонематического слуха.
- Активизация лексико-грамматического строя речи.
Оборудование:
- предметные картинки, зеркала.
- карточки с буквами «р» и «л».
- таблицы слогов.
Ход занятия.
1.Оргмомент.
Перед детьми разложены предметные картинки.
- Посмотрите на свои картинки и назовите что на них нарисовано. Сейчас сядут те дети, у которых в названиях картинок есть звук «р».
Затем сядут те, у кого есть есть звук «л».
2.- Дети, сегодня мы будем повторять звуки «л» и «р».
- Какие это звуки? Гласные или согласные?
Твёрдые или мягкие?
- Вспомним положение язычка при произнесении этих звуков.
При прозношении звука «р» широкий кончик языка приподнят к
альвеолам и дрожит. Давайте произнесём «р-р-р» и посмотрим на свой язычок в зеркало. А теперь произнесём звук «л-л-л»… И что мы видим? Язычок тоже поднимается вверх, но не дрожит.
Этим отличаются эти два звука.
3.Автоматизация произношения в слогах,словах.
- А сейчас почитаем с вами слоги по таблице:
- Ра,Ло,Ру,Лу,Лы,Ры…и т.д…
- Теперь смотрим на картинки и называем предметы.
Определяем какой звук в этих словах «р» или «л».
- А теперь игра «четвёртый лишний»: показываю картинки с изображением предмета, среди которых три содержат один из двух изучаемых звуков, а четвёртый – другой звук. Ваша задача определить лишнее слово.
4. Упражнение в признесении слов и развитие памяти.
« Сейчас я посмотрю , кто из вас умеет хорошо слушать».
Произношу 4-5 слов со звуками «р» и»л». Вы должны их запомнить и повторить: полка, рубашка,топор,лампа; вилка, рама, ворона, пенал, труба и т.д…
5.Физкультминутка.
- Прыгнем на месте, поднимем руки вверх и произнесём громко «Ра!», хлопнуть в ладоши и прознести «Ла!» ….затем «Ро!» - «Ло!»..
6. Преобразование слов.
Сейчас будет такое задание: нужно заменить в словах один звук
звуком «р» или «л», так чтобы получилось новое слово:
мак-рак, дом-лом, сук-лук, мама – рама, мука – рука и т.д.
Ваш ответ должен звучать так : « Я заменил в слове кот звук «к»
звуком «р» и получил слово рот».
7. Согласование прилагательных с существительными.
А теперь новое задание. Вы должны закончить предложение словами «белый кролик», а потом произнести всё предложение:
- У нас в живом уголке жил …(белый кролик). Дети любили…
(белого кролика). Дети заботились …( о белом кролике). Они
приносили морковку и капусту…(белому кролику). Дети подолгу
любовались…(белым кроликом).
-Посмотрите ..У нас получился рассказ!
Давайте придумаем название этому тексту. Как назовём?
Пусть будет рассказ «Белый кролик».
8. Итог занятия.
-Скажите, о чём мы сегодня говорили на занятии?
- Мы хорошо с вами поработали сегодня со звуками «р» и «л».
Домашнее задание вам будет пересказ текста «Белый кролик».