12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галина Меркулова954
Россия, Чувашская респ.
Материал размещён в группе «Классный руководитель?!»

Любите детей такими, какие они есть…

Ребёнку очень важно знать, что его принимают и любят без всяких условий.

Юлия Гиппенрейтер.

Делясь добром, никто не станет нищим,
Сторицей возвратится все назад.
Кто делает наш мир светлей и чище,
Тот станет сам от доброты богат.
Дайм Смайлз.


  Воспитание – целесообразное, произвольно направляемое взросление ребенка в социокультурном (духовно-практическом) пространстве человеческого общения. В более широком смысле воспитание понимается как любое сознательно планируемое интеллектуальное, эстетическое и нравственное влияние на индивида или группу людей любого возраста.

   Воспитание – процесс сложный, но интересный, о котором можно говорить долго и бесконечно. Мы хотим остановиться на «7 важных правилах воспитания от Ю.Гиппенрейтер» ( 1. Любите ребёнка просто так.2.Не мешайте его естественному развитию. 3. Поощряйте самостоятельность.4. Позвольте ребёнку брать на себя ответственность. 5. Не путайте заботу и родительский диктат. 6. Не критикуйте. 7. Говорите ребёнку о своих чувствах. ) и 4 основных принципах, которые, по словам психолога Р.Кемпбелла, должны крепко связывать отношения между родителями и детьми: взаимный взгляд, ежедневный физический контакт, внимательное отношение к ребёнку, говорящего с тобой, дисциплина в воспитательном процессе. Каждый из них имеет очень весомое значение, но многие из родителей этого не учитывают и довольствуются тем, что придерживаются только одного или двух принципов. Например, считают, что достаточно соблюдать жесткую дисциплину со своей стороны, а остальное – само собой приложится, но в этом глубоко ошибаются, так как для всестороннего развития полноценной и гармоничной личности они все очень важны. Ребёнок должен ощущать на себе и тёплый поддерживающий взгляд родителей, и ежедневное дружеское похлопывание по плечу (особенно мальчики) или же поглаживание по волосам (особенно девочки); говорящий ребёнок должен видеть, что взрослые готовы его выслушать, он день изо дня должен понимать что «можно», что «нельзя» и что «надо», иначе, в душе ребёнка образуется пробел, который может восполниться ненужным, вредным и даже трагичным для него самого.

    Хочется отметить, что в своём большинстве взрослые часто не учитывают мнения детей. Например, если что-либо у ребёнка получилось не по указке родителя, то чаще всего взрослый начнёт ругаться, накричит, озлобится, некоторые даже не постесняются поднять руку. Такое поведение более старшего человека через унижение маленького не может быть правильным, что все осознают, но всё-таки продолжают «воспитывать» своих детей так же, как они привыкли, как их самих «воспитывали» их родители. В этом случае было бы намного лучше и правильнее, если бы родители пожелали поинтересоваться тем, почему ребёнку не удалось сделать то или иное. Это простое отношение к нему порождает доверие к взрослому. Он будет осознавать, что не одинок, что ему обязательно помогут – окажись он в трудной жизненной ситуации. Он научится делиться тем, что для него так важно и будет прислушиваться к советам старших, постепенно будет обретать твёрдую почву под ногами. Только вот общение с ребёнком, внимательное к нему отношение требует от взрослых терпения и времени, чего нам никак не хватает или же мы сами его растрачиваем впустую. Некоторые даже так и говорят: «А на что школы, для чего учителя? Пусть выслушивают детей, воспитывают». Таким образом, возлагая все свои обязанности на школу и учителей, родители отдаляются от своих взрослеющих детей, теряют с ними связь. Впоследствии многие жалуются тем же учителям, что дети не слушаются. И они не знают, что предпринять по этому поводу. Хочется сказать, что момент, когда ребёнок нуждался в том самом внимании со стороны взрослого, упущен.

    Мы уже говорили о том, что в течение дня между родителями и детьми обязателен хотя бы короткий разговор и хотя бы семи - восьмикратные похлопывания по плечу или же поглаживания по волосам. Каждый имеет право думать по-своему, но опыт, накопленный годами, не зря используется и современными психологами. Любой маленький ребёнок нуждается в защите и поддержке взрослых и, по словам учёных-психологов, уже через неделю-другую после рождения стремится смотреть в глаза взрослому. Оказывается, встреча с глазами матери для новорожденного имеет почти такое же значение, как дышать воздухом. Это способствует пробуждению чувств малыша и его правильному эмоциональному развитию.

   Понятно, что «любить детей» и «баловать» - это совершенно разные вещи, но часто бывает наоборот. Родители то ли не хотят понимать, то ли им легче «отделаться» от своих детей, откупившись тем или иным подарком, нужным и ненужным, чем постоянно уделять им должное внимание. Если мы хотим, чтобы из детей выросли уважающие нас и готовые помочь взрослые люди, то в первую очередь, должны приучить их труду, что и раньше подтверждали великие умы. Целенаправленное занятие делом может избавить и от постоянных игр на гаджетах. Как говорит психолог и писатель, отец шестерых детей Анатолий Некрасов, особенно мальчики должны уметь выполнять любую работу по дому. Это воспитывает характер, ответственность, следовательно, решительность и мужественность, именно то, чего не хватает сегодняшним мужчинам. Привитие к труду происходит постепенно и ежедневно. Сначала ребёнок начинает учиться помогать матери, затем и отцу. Появившись на свет, каждый маленький человечек интересуется окружающим миром. Ему необходимо до всего дотронуться, всё брать в рот и пробовать на вкус. Когда же начинает ходить, в «обязанности малыша будут входить» разного рода «проверки и испытания»: разобрать, сломать, разбить, разорвать, разбросать то, что попадётся под руки. Часто бывает и так, что и ему самому необходимо куда-то деться. Вот в этот самый момент взрослым надо набраться терпения и потихоньку начать «трудиться совместно с ребёнком»: вместе собрать игрушки, разложить по местам разбросанные вещи. Если он собирается «подмести» пол или заняться любым другим делом, конечно, не опасным для самого ребёнка, тоже нельзя «запрещать», ни в коем случае не говорить, того, что он мешает, путается под ногами и не отгонять его. Такое отношение к ребёнку со временем принесёт свои плоды и самые нужные, самые полезные. Помню, бабушка нам позволяла делать то, чем сама занималась. Когда она стирала (вручную), мы всегда старались ей «помочь». После таких активных действий на нас не оставалось ни одной сухой ниточки, но мы бывали довольные и счастливые. Ведь помогали бабушке. Любить окружающую природу, животных, уважать старших, не трогать чужое – всему этому тоже научила нас бабушка. Не хочу сказать, что родители не принимали участие в нашем воспитании. Просто они с утра до вечера находились на работе, а на выходных и во время отпуска всегда были рядом с нами. Дети начинают обретать опыт в семье, учиться всему – тоже в семье. Не зря психологи говорят, что воспитывает не слово, а пример.

   Станет очень полезным то, если каждый из родителей задастся вопросом: «Смогу ли я извиниться перед детьми, если ошибся или же попросить прощения, если обидел близкого человека?» и ответить на него честно. Уважаемые родители, а всегда ли вы здороваетесь при встрече со знакомыми, особенно с взрослыми? Пробовали ли когда-нибудь заниматься с детьми небольшими делами, например, приводили в порядок рабочий стол ребёнка вместе с ним самим, раскладывая по порядку книжки, тетрадки, ручки и карандаши? Случалось ли вам вместе с ребёнком печь блины для всей семьи? Будучи в гостях, вы делали замечание вашим детям, если они начинали вести себя не лучшим образом: прыгали по постели, креслам, подходили к столу взрослых и, не спрашивая, хватали куски для того, чтобы выбрать тот, который повкуснее, трогали чужие вещи, не спрашивая на то разрешения у хозяев, разбрасывали, разбивали их. Говорили ли вы тогда ребёнку: «Перестань! Так делать нельзя!» Не бывает ли так, что, не имея на то оснований, вы частенько ругаете своих домашних питомцев? Понаблюдайте, не употребляете ли вы нецензурные слова и выражения, находясь в семье, перед детьми? Не бывает ли так, что обижаете супругу или супруга? Ответив себе честно, вы можете разобраться в своих детях и самих себе, по ним вы сможете понять, кем и какими могут вырасти ваши дети. Детский православный психолог И.Я.Медведева подтверждает, что причины неадекватного поведения детей надо сначала искать в их родителях.

   Начав обучаться в школе, дети приобретают простейшие навыки этикета, учатся любить природу и животных, уважать старших и не обижать друг друга - получают духовно-нравственное воспитание. К сожалению, как уже мы неоднократно акцентировали своё внимание, сначала ребёнок растёт в семье, воспитывается и начинает формироваться как личность там же, и многое из вышеназванных качеств им может и не усвоиться. Если из происходящего в семье он видит только плохое, то это, чаще всего, становится и неотъемлемой частью его жизни, что бы и о чём бы ни говорили педагоги, потому что, как мы уже упомянули, для детей личный пример родителей всегда на основном месте. Поэтому, хочется подчеркнуть, если произошло что-то неприятное с вашим ребёнком, если он совершил плохой поступок, не стремитесь сразу же обвинить другого человека, а особенно учителей. Вспомните о том, как вы себя вели или ведёте, и о том, когда-нибудь вы сами что-либо делали вместе с ним, научили его чему-нибудь, давали добрый, хороший совет? Или такого никогда не было? При всём этом многие родители, не разобравшись или не желая разобраться, сразу обращаются в прокуратуру, думая, что таким образом защищают детей, совершая благое дело. Но глубоко ошибаются. Дети, умно и хитро умеют пользоваться выходками взрослых, будут уверены в том, что родители всегда их защитят, несмотря на то, что они, дети, скажут им даже неправду, просто-напросто обманут, например, будто в классе их никто не любит, все обижают, педагоги ругают без причины. Родители, конечно же, поверят, таким образом, позволяют им «сесть себе на шею». Подобных примеров в жизни каждый видел немало. Если любите своего ребёнка, желаете ему только хорошего, если думаете о его будущем, то наполняйте его душу добром и научите жить, относясь уважительно к людям и окружающему. Научите детей тому, чтобы они умели здороваться, после себя убирали и фантики от конфет, и пластиковые бутылочки от лимонада, не разбрасывали их ни в парках, ни на улице и где бы то ни было. Избавьте от такой привычки, как смеяться над другими, обманывать, притворяться. Ограничивайте их занятия на гаджетах. Научите тому, чтобы они сами зарабатывали на свою жизнь. Такая забота родителям вернётся сторицей. Дети выросшие на этих элементарных правилах нравственного поведения, будут готовы вам помочь в любое время, не оставят одних на старости лет. Тогда вы убедитесь, что процесс воспитания был правильным и плодотворным, чему несказанно обрадуетесь. В связи с этим предлагаю всем родителям ознакомиться с книгой Ю.Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?».



Галина Медакина.







Список использованных интернет-ресурсов:

https://studbooks.net/1716377/psihologiya/psihologiya_razvitiya_lichnosti_roditeley_rebenka_vzaimootnosheniy_roditeley_detey

https://mel.fm/vospitaniye/psikhologiya/9418530-rules_gippenreiter

1000969744-ross-kempbell-kak-na-samom-dele-lyubit-detej-m-maksimov-ne-tolko-lyubov-maksim-maksimov.htm

http://detstvo.ru/

http://baby.inlife.ru/baby.php

http://parents.agava.ru 


Опубликовано в группе «Классный руководитель?!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.