Мастер-класс для воспитателей «Берегите природу»
Мастер – класс
для воспитателей
«Берегите природу»
ГБОУ Школа № 460 ДГ-7
Рогожникова Светлана Александровна
Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.
Задачи:
Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;
Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
Воспитывать любовь к природе.
«Все то, интересно, что неизвестно!»
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Евгений Евтушенко
Природа – это самая лучшая из книг.
Написанная на особом языке.
Этот язык надо изучать.
Н.Гарин-Михайловский.
(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»)
В настоящее время все ученые мира настойчиво предупреждают нас об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты, полностью исчезают некоторые виды животных, птиц; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, озера, моря; в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы.
В следствие, производятся некачественные продукты питания. Детские игрушки изготавливаются с нарушением норм экологии. А это всё влияет на наше здоровье, здоровье наших детей.
Поэтому, одна из основных задач детского сада – вырастить и воспитать защитника природы. А для этого мы должны обогатить детей знаниями, научить их быть милосердными, любить и беречь свою землю, природу, правильно распоряжаться ее богатствами.
Воспитатель;
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
– Сегодня наше занятие пройдёт в форме путешествия. Мы совершим путешествие в гости к Природе: пройдем по лесным тропинкам, повстречаемся с животными и птицами, поговорим о том, как нужно относиться к природе. А ещё мы постараемся нарисовать картину природы.
- А что мы называем природой?
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг,
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава.
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это всё вокруг природа!
Воспитатель: Мы сегодня вместе составим коллаж « В гостях у природы».Мы будем путешествовать, а наша картина будет становиться красивой, яркой, красочной.
1. Первая остановка «Лесная опушка»
Ведущий: Как приятно побывать в лесу в летнюю пору, подышать полной грудью живительным воздухом, напоенным ароматом трав и цветов, красотами зелёного мира! Прогулка в лес – источник радости и здоровья.
Ребенок: Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес?
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же знаешь,- мы свои!
Воспитатель: Говорят: «Лес – наше богатство!», а чем он полезен?
Дети:- Из древесины получают много нужных вещей. Стволы деревьев используют для строительства, из дерева делают мебель, из дерева получают бумагу, дерево используют как топливо, и, наконец, лес – это лёгкие нашей планеты, так как деревья выделяют кислород, необходимый нам для дыхания. Поэтому лес действительно наше богатство!
Как должен человек относиться к лесу? (ответы детей)
(Бережно. Не оставлять незатушенные костры, чтобы избежать пожаров, не вырубать лес, насаживать молодые деревья.)
Для того чтобы пройти дальше, ребята должны назвать « лесной пароль», т.е. прочитать стихи о лесе.
1 ребенок: Лес наш добрый, лес могучий,
Лес зеленый — друг наш лучший.
Ты поможешь дом построить,
Людям дашь тепло зимою.
Летом нам подаришь ягод —
Всем сластенам хватит на год.
В зной пошлешь ты полю тучи,
Лес зеленый — друг наш лучший.
2 ребенок: Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы...
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый,
И родник с живой
Ключевой водой.
3 ребенок: Я с утра в лесу гуляю.
От росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
Про березку и про мох.
Про малину, ежевику,
Про ежа и про ежиху,
У которых за ежат
Все иголочки дрожат.
4 ребенок: Он не низок, не высок,
Зелен, светел наш лесок.
Мы, когда учиться стали,
В том лесочке насчитали:
Восемь ёлочек густых,
Пять березок молодых,
Семь осинок-невеличек,
Девять сосенок-сестричек.
Хорошо в лесу таком –
Каждый кустик нам знаком.
Вот появилась лесная опушка.
2. Вторая остановка «Лесные великаны»
Кого мы называем лесными великанами? Конечно, это деревья.
Давайте поиграем в игру «С какого дерева листок?»
Посмотрите на доску и назовите дерево по его листьям.
1. Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла. (Рябина)
2. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Берёза)
3. Зимой и летом – одним цветом. (Ель)
4. Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем! (Дуб)
5. С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
(Ребенок, правильно назвавший дерево закрепляет его на картине.)
Ведущий: Вот и выросли деревья на нашей поляне.
Ведущий: Нужны ли человеку растения? Какая от них польза?
(Их употребляют в пищу, из растений делают ткань и шьют из неё одежду, из них делают лекарства, и, наконец, ими любуются)
3. Третья остановка «Растения»
Ведущий: Поиграем в игру «Назови растение»
1. На верхушке стебелька солнышко и облака.
Ответ: Ромашка
2. Только тронь —
И отдёрнешь ладонь:
Обжигает трава,
Как огонь.
Ответ: Крапива
3. Первым вылез из землицы,
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Ответ: Подснежник
4. Беленькие горошки,
На зелёной ножке.
Ответ: Ландыш
5. Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
Ответ: Колокольчик
6. Тонкий стебель у дорожки.
На конце его — серёжки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он — как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
Ответ: Подорожник
- Какие из этих растений лекарственные? Для чего их применяют?
(Ромашка снимает воспаление, ею можно полоскать горло, когда оно болит. Подорожник заживляет ранки, его листья прикладывают прямо к ране. Крапива останавливает кровь.)
(Отгадавший загадку ребёнок прикрепляет на доску изображение ) .
Ведущий: Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в вашей местности. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе
Ведущий: Как мы будем беречь растения? (Не будем рвать букеты лесных и полевых цветов, особенно первоцветы, не будем топтать, не будем жечь прошлогоднюю траву, будем сажать новые растения) (ученик читает стихотворение )
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я и ты,
Дружно соберём цветы,
Опустеют все поляны –
И не будет красоты.
Ведущий: Многие растения исчезают с лица Земли потому, что человек не бережно к ним относится. Эти растения занесены в Красную книгу.
( звучит музыка. Танец « Вальс цветов».Исполняют девочки.)
4. Четвертая остановка «В мире животных»
Игра «Коварная рифма»
Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый… (медведь)
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая … (белка)
В чаще голову задрав
Воет с голоду… (волк)
Быстрее всех от страха
Несётся … (заяц)
В тёплой лужице своей
Громко квакал … (лягушонок)
Клубком свернулся, ну-ка тронь,
Со всех сторон колючий… (ёж)
Слышал даже иностранец —
Всех в лесу хитрее… (лиса)
Ведущий: Вот и звери появились в лесу.
(Отгадавший рифму ребёнок прикрепляет на доску изображение животного.)
Ведущий: Животный мир очень разнообразен. Существуют животные ,которых очень сложно увидеть. Это редкие животные. Многие занесены в «Красную книгу».
Ведущий:А какие животные живут в нашем крае?
(На доске вывешены картинки с изображением животных)
Ведущий: А сейчас познакомимся с редкими животными. Дети подготовили небольшие сведения о них.
( показать презентацию о редких видах животных)
5. Пятая остановка «Птичьи трели»
Ведущий: Что-то тихо на нашей поляне. Чего не хватает? (пения птиц)
Послушайте птичьи голоса и назовите птицу, которая поёт. С помощью загадок:
* * *
1) Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
* * *
2)Птица чёрная сидит
На лохматой ёлке.
— Кар!- всё время говорит.
Клюв – страшней иголки. (Ворона)
* * *
3)Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (Соловей).
* * *
4) Не ворона, не синица -
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка)
* * *
5)Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (Дятел)
* * *
6)Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
* * *
7)Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Ведущий: Вот и зазвучали птичьи голоса на нашей полянке.
(Отгадавший птицу ребёнок прикрепляет на доску её изображение.)
Ведущий: Хорошо на нашей поляне! Вот и солнышко в небе улыбается!
6. Чтобы сберечь всю эту красоту, мы должны бережно относиться к природе.
Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если действие хорошее, говорите хором «да», если плохо, то все вместе говорите «нет»!
— Если я приду в лесок
Я сорву ромашку? (нет)
— Если я конфетку съем
Я выброшу бумажку? (нет)
— Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
— Если сильно насорю и убрать забуду, (нет)
— Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
— Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
— Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
— Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Молодцы, вы знаете как вести себя в лесу.
В заключение нашего занятия давайте послушаем стихи о правилах поведения в природе найдем знаки и раскрасим их:
– Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
– Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
– Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверушкам,
Приготовь для них кормушки.
– И тогда любой зверек –
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба –
Скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»
Ведущий: Сейчас следующая остановка «Щедрые дары природы»
-Что такое дары природы?( ответы детей)
- Дары природы- это все что нам дарит природа без вмешательства человека.а теперь вам предстоит выполнить задание.
Ведущий: Обратите внимание на столы. Перед вами стоят чаши с предметами. Вам предстоит выбрать дары природы.( проводятся в виде соревнования « Кто быстрее».
Предметы в чаше: картофель, лук, шишка сосновая или еловая, грибы, шиповник, калина, каштан, болгарский перец, орех, подорожник и т. д . - А сейчас отгадайте загадки.
Загадки о фруктах и овощах:
Золотист один бочок,
Красноват другой бочок.
Посередине, в серцевине – притаился червячок.
- яблоко -
***
В садочке есть плод,
Он сладок, как мёд,
Румян, как калач,
Но не круглый, как мяч,
- Он под самой ножкой
Вытянут немножко.
- груша -
***
Хоть жжёт его солнце,
Одет он в суконце,
А сукно золотистое,
тонкое и чистое.
- персик -
***
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его …
- лимон -
***
С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно.
- апельсин -
***
На сучках висят шары,
Посинели от жары.
- слива -
***
Круглобока, желтолица,
Может с солнышком сравниться.
А душистая какая,
Мякоть сладкая такая!
Мы поклонники отныне
Королевы поля …
- дыни -
***
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет …
- банан -
***
Что за плод – шкатулочка с секретом!
Семена – стекляшки на вид,
Все прозрачные, все розового цвета,
Потрясешь, как странно, не звенит.
- гранат -
***
Он вздыхает очень тяжко -
Так бедняжка растолстел,
Что зелёную тельняшку
На себя с трудом надел.
- арбуз -
***
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
- малина -
***
Много ягод в огороде,
Все красны, как на подбор.
Собирают все их быстро
И кладут скорее в рот.
- клубника -
***
Черных ягод пышный куст –
Хороши они на вкус!
- смородина -
***
На ветке- конфетки с начинкой медовой,
А кожа на ветке породы ежовой.
- крыжовник
***
Мала, как мышь,
Красна, как кровь,
Вкусна, как мед.
- вишня
***
Близнецы на тонкой ветке,
Все лозы родные детки.
Гостю каждый в доме рад.
Это сладкий …
- виноград -
***
Мальчик крошка
В костяной одёжке.
- орех -
Ведущий: Наше путешествие продолжается .Давайте пофантазируем? У нас есть прекрасная возможность, так как следующая остановка:
Остановка « Фантазия и творчество»
Ведущий: Мы не перестаем удивляться забавам природы, а всегда ли мы бережно относимся к ней, с пониманием и любовью? Посмотрите на рисунки ( иллюстрации « уголки родного края».)
Ведущий: Посмотрите – какая красота. Природа нам дарит ее, но к сожалению есть и другая сторона- результат неразумного действия человека. ( показ рисунков на тему « Свалка».
Стихотворение .
Недалекое будущее
Человек идет скучает
В одиночестве в лесу,
По дороге не встречает
Ни оленя, ни лису...
Не летит пчела на клевер,
Уток нету в камышах...
Вместо птиц китайский плеер
Заливается в ушах.
Не цветет в траве фиалка.
Рыбы нет в глубинах рек.
Слева – свалка, справа – свалка,
Посредине – человек.
Что стоишь – глядишь уныло?
Раньше думать надо было!
(А. Игнатова)
- Каждый из нас может внести свой вклад в преобразование природы. И следующая последняя остановка « Удивляемся и охраняем»
Правила поведения на природе
- Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и все закопать или забрать мусор с собой.
- Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них.
- Не разорять муравейники и птичьи гнезда.
- Не рвать цветы, не делать букеты цветов.
- Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
Воспитатель: Мне в завершении путешествия хочется ,пожелать вам мудрости в своих поступках ,по отношению к себе, людям и окружай природе. И на память вам дарю сувенирчик в виде совы- символ мудрости. Нашу встречу завершим стихотворением. (Дети читают стихотворения.)
Наша планета
1.Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
2.Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Вместе: Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)
Галина Владимировна