Мастер-класс на тему «Снегирь на ветке»
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Тогучинского района "Буготакская средняя школа"
Мастер – класс для педагогов по нетрадиционному рисованию солью
«Снегирь на ветке»
Подготовила воспитатель
первой
квалификационной категории
Татьяна Николаевна Сульгина
С. Буготак 2024 г
Цель: привлечь внимание педагогов к нетрадиционной технике рисования солью как к средству развития художественных способностей детей.
Задачи:
- расширять знания педагогов о нетрадиционной технике рисования солью;
- научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нетрадиционного способа изображения солью;
- рассмотреть рисование солью как один из видов искусства и его значение для развития ребенка;
- повысить уровень мастерства педагогов.
Ход занятия:
(Воспитатели сидят за общим столом)
Здравствуйте, уважаемые педагоги! На своем мастер – классе хочу вас познакомить с нетрадиционной техникой рисование солью.
Соль – это жизни вкус.
Соль – суть, не баловство.
Соль – прожитого груз,
Соль – смысла торжество!
Соль – пятой ноты звук.
Соль – результат труда.
Соль – таинства наук.
Соль с Хлебом – навсегда!
Соль слёз и пота соль.
Соль – кровь. И соль побед.
Соль поперёк и вдоль.
Соль – польза или вред.
Соль от гнилья хранит.
Соль к Истине прыжок!
Соль твой дом оградит.
Соль знаний ешь, дружок!
Елена Вольная
Детское творчество – это целый мир ярких и удивительных образов, которые поражают нас, взрослых своей оригинальностью, непосредственностью, бескрайним простором фантазии.
В дошкольных группах «Буготакской средней школы» я работаю 7 –й год, в 2020 году, после прохождения курсов по дополнительному образованию, меня заинтересовала тема об использовании в рисовании нетрадиционных техник, которые дают детям возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.
Изобразительная деятельность является интересным видом деятельности для дошкольников, так как позволяет детям выражать в своих рисунках свои впечатления об окружающем его мире, способствует всестороннему развитию детей, раскрытию и обогащению его творческих способностей.
Оригинальные способы создания картин вызывают все большую заинтересованность у педагогов и родителей дошкольников. Рисование солью относится к нетрадиционным техникам. В народе его часто называют объемным. Рисунок выступает на листе бумаги, а кристаллики соли играют на свету, что создает непередаваемую атмосферу волшебства и сказки.
Простой, всем доступный продукт – соль - используется в пище, лечении. Соль актуальна в здоровье сберегающих технологиях и в наших дошкольных группах мы ходим по массажным дорожкам, покрывая материалом, смоченным морской солью, создаём интересные поделки из солёного теста и конечно рисуем солью. Применение соли, как средства для творческого развития детей натолкнуло меня на создание кружка по тестопластике «Юные скульпторы» и вот уже как 5 лет мы творим красоту своими руками, доставляя радость себе и родителям воспитанников.
Очень приятно встретив родителей, которые когда – то водили к нам в сад своих ребят и выслушать их, что наши рисунки или поделки бережно хранятся в коробке или на полочке в серванте.
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется как в поисковой, так и в художественно-творческой деятельности.
Во всем многообразии хотелось найти материал более доступный, простой в использовании, экологически безопасный, а главное способный максимально разбудить фантазию ребенка. И вот - соль.
Рисование солью. Сколько радостных мгновений может испытать маленький художник, рассыпая соль для создания своего шедевра! Слово «соль» в переводе со скандинавского обозначает солнце. А это значит, что в наши детки могут прикоснуться к теплому, ласковому, светлому солнышку, согреться в его лучах и перенести свои эмоции в продуктивную деятельность.
Рисование солью наряду с развитием художественно-творческой активности детей, их фантазии совершенствует мелкую моторику рук, стимулирует развитие речи, дает колоссальный атр- терапевтический эффект.
Направления метода рисования солью:
- выход за рамки шаблонного мышления в цвета восприятии окружающего мира. (снег может быть розовым, а небо желтым) в передаче формы, образа (оживить не живое и придумать несуществующее) способствует развитию фантазии и воображения;
- в одном творческом рисунке соединяются разные техники. Рисование солью может быть рельефным, тогда графика приобретает живописный характер.
- достигается состояние психологического комфорта, возникает чувство свободы, так как существует возможность в любой момент исправить, изменить свою работу, нет страха перед ошибкой.
Методы и приёмы, используемые в работе:
- анализ познавательной работы
- экспериментальная деятельность
- творческо-исследовательская деятельность.
- наблюдения
- продуктивная деятельность
- игровая деятельность.
Ожидаемый результат:
- овладение различными приемами работы с солью;
- достижение определенного уровня развития: внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера;
- ознакомление с искусством рисования цветной солью;
- применение знаний и умений в практической деятельности (самостоятельное выполнение поделок в свободное время);
- помощь своим товарищам при изготовлении поделок;
- придумывание своих новых поделок на основе полученных знаний.
Как рисовать солью? Знакомство с техникой правильно будет начать с демонстрации картинок, нарисованных с помощью соли.
Прежде чем приступить непосредственно к рисованию, следует определиться, что будет рисовать ребенок или группа детей.
Полезно поговорить на тему будущего рисунка.
Рисунки солью на тему «Осень», «Осенний пейзаж», нарисованный акварелью и солью.
Например, если темой занятия выбрана осень, стоит обсудить ее признаки. Следует сделать акцент на том, какие по цвету листья осенью (желтые, красные, оранжевые), какие деревья (голые, а елочки зеленые).
Можно дополнительно провести игры, загадать загадки, прочесть стихи, задать вопрос. Например: Есть ли камень, который едят люди?
Это поможет детям быстрее включиться в творческий процесс и проявить фантазию. Рисование солью начинается с подготовки рабочего места.
На столе размещаются материалы, необходимые для занятия: акварельная или гуашевая краска, бумага для пастели обычная плотная бумага или картон любого цвета; фетр; поваренная соль; клей ПВА; стаканчик с водой; кисточка или пипетка.
Сегодня, на нашем мастер – классе, хочу вас поближе познакомить с техникой рисование солью, предлагаю нарисовать картину «Снегирь на ветке».
Для того чтобы нам с вами нарисовать снегиря, нам понадобятся: соль, гуашевые краски, кисточка для гуаши, кисточка для клея бумажные салфетки, клей ПВА, вода.
Начинаем рисовать картину.
Открывайте, пожалуйста, клей. Нанесите, клей на шаблон снегиря, только старайтесь, чтобы клея получилось не очень много и распределите клей с помощью кисточки для клея.
Теперь, посыпаем всю нашу работу солью, где нанесли клей. Лишнюю соль мы уберём в специальные контейнеры. И начинайте раскрашивать снегиря, слегка прикасаясь кисточкой к соли, вы увидите, что соль очень хорошо впитывает в себя цветную гуашь
Предлагаю, веточку раскрасить просто гуашью, это тоже считается нетрадиционным рисованием – «Рисование гуашью по фетру».
На этом наш мастер – класс подошел к концу. Я желаю всем вам творческих успехов и вдохновения!
Спасибо за внимание.