Мастер-класс "Осторожно мошенники"
Пояснительная записка к презентации
ПЛАН мастер-класса
№ п/п | Содержание этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
Мотивационно-целевой этап | |||
1 | Организационный момент
Мотивационный этап | Преподаватель приветствует студентов Подготавливает рабочее место. Спрашивает об опыте использования банковских карт у студентов или в их семье. Организует общее обсуждение. Предлагает разделиться на группы. Выдать конверты с ситуациями из жизни для каждой из групп. Общий вопрос к группе: «Попробуйте охарактеризовать ситуации, представленные в вашей группе с которыми вы только что, познакомились» «Что общего в этих ситуациях?» Приложение 1 | Приветствуют преподавателя. Проверяют готовность к мастер-классу. Рассказывают об опыте использования банковских карт своими родителями и если есть у студентов, то о своем. Чтение ситуаций, обсуждение внутри группы Ответ на вопрос. Формулировка темы мастер-класса (Мошенничество с банковскими картами и способы защиты от него) |
Информационно-деятельностный этап | |||
2 | Изучение нового материала Закрепление материала | Тема мастер-класса: Мошенничество с банковскими картами и способы защиты от него. План мастер-класса: 1. Финансовое мошенничество 2. Причины мошенничества в России 3. Мошенничество с банковскими картами 4. Формы мошенничества Ставим цель, задаем себе вопросы, что должны изучить на мастер-классе. Слово преподавателя, подведение к изучению нового материала. Работа с определениями: «Финансовое мошенничество» «Скиммер», «Ливанская петля», «Фишинг», «Нигерийские письма счастья» Предлагает поработать над предложенными ситуациями (Приложения). Просмотр видеоролика (в презентации) Задание: Используя ресурс Интернет составить общие правила безопасного использования банковской платежной карты и объединить их в памятку для студентов ГБПОУ РХ ХКПТЭС. | Слушают тему и план мастер-класса. Вместе с преподавателем прорабатывают цель мастер-класса Работают с определениями. Получают раздаточный материал и приступают к работе. Затем идёт обсуждение, и попытка определить, как правильно нужно себя вести в том или ином случае. Смотрят видео, затем обсуждают. Составляют памятки, представляют их классу. Примерные ответы :
|
Рефлексивно-оценочный | |||
3 | Рефлексия | Подведение учеников к выводам. | Формулируют выводы. Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. |
Приложение
Дидактические материалы к мастер-классу
Приложение 1
Ситуация №1 | Ситуация №2 | Ситуация №3 | Ситуация №4 |
ВКонтакте к Вам приходит сообщение: «Привет!!! Я почти выигрываю в конкурсе «Лучшее фото к 8 марта», меньше процента не хватает! Главный приз – смартфон, почти мой)))! … (Ваше имя), можешь мне помочь? Нужно отправить смс с текстом «фото8» без кавычек на номер ****. Если не тяжело, проголосуй за меня, в долгу не останусь! Конечно, если 1.5 рубля не жалко ;-) Заранее спасибо!!!» | Вы получили смс с текстом: http://rumms.ru/masha «Я тебя люблю)))». Для просмотра MMS перейдите по ссылке …..(указывается адрес ссылки) | Вы с родителями уехали на курорт. Друзья на Facebook просят Вас о встрече. Вы размещаете очень красивые фотографии всей семьи с подписью : «Увидимся после 2 июля. Мы сейчас все на Кипре!" Прокомментируйте ситуацию. | В Интернете Вам пришло письмо, что Вы выиграли крупную сумму денег, и Вам надо всего лишь прислать подтверждение, что Вы – это ВЫ (фото паспорта). Вам повезло? |
Приложение 2
Чудесный кошелёк
Обычно имитируется ошибочное письмо. Вроде бы отправитель перепутал адрес, и по ошибке письмо попало к вам. А письмо содержит очень секретную информацию для того, кому это письмо вроде как предназначалось изначально. Автор письма пишет, что нашёл в Интернете чудесный кошелек Web-Money. Туда пересылаешь 1 рубль, а тебе через 5 минут обратно с него возвращается 2 рубля. Отправишь 10 рублей, а через пять минут получишь 20 руб. Дальше в письме сообщается, что это непонятный сбой в работе системы Web-Money, и пока администраторы системы не заметили, надо как можно быстрее удвоить деньги и успеть их обналичить. Ну, а если вы не верите в такое чудо, то вам предлагают для проверки послать туда всего 1 рубль и лично убедиться, что сбой всё ещё не устранили. Если вы поверите и для проверки пошлёте на этот волшебный кошелёк 1 рубль, то вам на самом деле вернутся 2 рубля. Отошлёте 5 рублей и вам вернутся 10 рублей. Но вот вы отсылаете туда 1000 рублей, и вам ничего назад не возвращается. В чём «развод», я думаю, вы уже догадались.
Приложение 3
Нигерийское письмо
Подвидов таких писем и различных подобий очень много. Можете поискать информацию о них в Интернете. Один из примеров: пишет генерал (полковник), например, Дэвид Петраеус. Пишет только женщинам, находит их в социальных сетях. К письмам прилагает фото. К этим фото прилагается история о погибшей/умершей/бросившей жене (варианты разные) и о службе в горячей точке. Пишет он нежные письма, посылает всё новые и новые фото, влезает в душу... приглашает встретиться. Но, так как он легально выехать на свидание из горячей точки не может, то ему надо дать взятку его командованию (здесь могут быть варианты, зачем ему деньги). А у него, бедненького, денег нет (ведь он содержит детей плюс парализованную маму, здесь тоже могут быть варианты), – значит, любимая должна выслать и как можно скорее. Сумма колеблется от 2 тыс. до 10–15 тыс. долларов. После получения денег «генерал» испаряется. Переписка может длиться до 3–4 месяцев.
На самом деле нет никакого военного. За него пишет мошенник/мошенники. Серию фотографий настоящего военного, бравого и привлекательного, чаще всего это фото с детьми, украл этот «шутник» где-нибудь в Интернете, а такая схема очень прибыльная.
Счёт пострадавших идёт на тысячи. Есть информация, что чаще такие мошенники пишут из Германии, Прибалтики, России и Польши, например, из Вьетнама одна бизнес-леди перевела 800 000 долларов. В Интернете описано очень много подобных случаев.
Приложение 4
Программные и финансовые пирамиды
На электронную почту вам приходит длинное письмо, в котором сразу же просят не удалять его, а обязательно дочитать его до конца. Если этого не сделаете, может в жизни больше такой шанс разбогатеть, не представится. Дальше автор рассказывает, как он только что начал работать в этом деле и как много он уже заработал денег.
Потом вам объясняют суть заработка с обязательным расчётом вашей прибыли на всех этапах. Смысл этого метода состоит в том, что вам нужно купить бесполезный за пределами этой пирамиды продукт и потом найти ещё 3–5 легковерных людей, которые должны купить его у вас. Обычно этим продуктом является компьютерная программа или ключи к ней, задача которой – следить за её продажами в Интернете и информировать вас о том, кто её продал. Потом вы переходите на следующий уровень, на котором вам необходимо на все заработанные деньги купить другую программу, соответствующую этому уровню и продать её тем, кто купил у вас первую программу и т. д.
Обычно всего около 6–8 уровней. Если вы начнете играть в эту игру, вероятнее всего, что для вас она закончится на первом уровне, т. к. вряд ли вы сможете её кому-то продать.
Знаете, что движет человеком, когда он думает о вложении денег? Жадность и страх. Жадность говорит: «Вкладывай туда, где больше обещают», страх говорит: «Вкладывай туда, где меньше, но надёжнее». И в этом внутреннем диалоге человек пребывает пока не примет решение. А поскольку человеку свойственны жадность и легковерность, всегда найдутся те, кто будут эти жадность и легковерность использовать для своего собственного блага, – организаторы финансовых пирамид.
Приложение 5
Предоплата и инвестиции
Остерегайтесь любых вариантов заработка в Интернете, где вам вначале предлагается сделать любую предоплату или инвестиции. Например, купить обучающий курс или программу, послать платную СМС, внести вступительный взнос и т. п. Предложения платить там, где вы не выступаете заказчиком услуги, а являетесь исполнителем, то есть тем, кто должен получить деньги, а не платить, выглядит очень подозрительным.
Приложение 6
Махинации с пластиковыми картами
Действительно, сегодня мы всё меньше используем наличные деньги, потому как рассчитываться при помощи пластиковых карт очень удобно, и они очень просты в обращении (не надо носить с собой деньги, мелочь). Наибольшее распространение махинации с пластиковыми картами получили в последние годы. Вот их основные виды:
1. Использование потерянных либо украденных карт, когда банк вовремя не блокирует счёт пропавшей карточки, и мошенник его обнуляет.
2. Подделка карт, когда полученная незаконным путём информации о чужой карте эмбоссируется на пластик (белый пластик) или записывается на магнитную полосу подделки или подлинной карты.
3. Заказ по почте, телефону, интернету различных товаров и услуг с использованием данных платёжной карточки человеком, не являющимся владельцем этой карты.
4. Интернет-мошенничество – использование реквизитов карты, полученных незаконным путём, для транзакций в виртуальной среде. Номер карты мошенники получают различными путями, включая кражу из компьютерной системы торговой точки в сети Интернет, не имеющей необходимых средств безопасности для предотвращения несанкционированного доступа. Необходимо отметить, что самое трудное для мошенников – получить пин-код карточки. И поэтому способы обезопасить свои сбережения, очень просты.
Не стесняйтесь закрывать от посторонних клавиатуру банкомата, особо любопытных попросите отойти; лучше всего одной рукой закройте сверху клавиатуру (так как мошенники могут установить микрокамеру на банкомате), а другой введите пин-код.
Снимать деньги лучше стараться в банкоматах, которые расположены либо в офисах Банка, либо рядом с офисами банков (эта территория просматривается видеокамерами служб безопасности банков, и мошенники стараются туда не соваться).
В банке, который выдал вам карту, подключить услугу «смс-информирование». По любой операции по вашей карте из банка будет приходит смс-сообщение на ваш мобильный телефон, это позволит вам контролировать операции в онлайне. Такую услугу предоставляют, фактически, все крупные банки.