12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена43
Россия

Мастер-класс "Платоновы тела"

Мне очень нравится делать наглядные уроки для детей!

Можно сто раз словами рассказывать детям о том, что квадрат – плоская фигура, а куб – объёмная. А можно замочить на ночь горох нут (а ещё лучше – посевной горох), принести на урок замоченный горох и несколько упаковок зубочисток, и вместе с детьми поиграть в гороховый конструктор. Но горох нести не стала, а решила заменить его на пластилиновые шарики.


-Сегодня я хочу с вами поиграть в математику. А изучим мы с вами сегодня правильные многогранники или Платоновы тела, так их назвали в честь древнегреческого учёного Платона. Играть будем так.

Первая задача
- Если у маня есть одинаковые палочки, сколько мне надо взять палочек, чтобы сложить пять одинаковых треугольников. (15) – Ага, 15 точно получится. Давайте, каждый возьмёт 15 зубочисток и вы сложите 5 одинаковых треугольников. Договорились.

- Но я утверждаю, что я могу взять и 14 палочек. И мне тоже хватит и у меня получится тоже 5 одинаковых треугольников. Кто может придумать как это сделать , Давайте покажите.


- А какое самое малое количество палочек нам нужно, чтобы сложить 5 одинаковых треугольника.

(11). Да , у меня тоже 11. Получается , если мы сдвигаем два треугольника вместе, то одна палочка остаётся лишней. И так далее подвигаем, третий, четвёртый и пятый.


- Теперь давайте на время оставим треугольники, мы к ним ещё вернёмся , а сейчас давайте перейдём к квадратам.

- Сколько нам понадобится палочек, если мы хотим сложить 6 квадратов (24). 24 или?

Можно из 23, что для этого надо сделать? (объединить 2 квадрата), отлично объединяю.

Можно из 22,…

Можно, из 21

20 МОЖЕМ?

19 МОЖЕМ? (ДА, а можем меньше 17)


Но меньше уже не как или можно? (Можно если их в куб скрепить)

Давайте посчитаем, а на кубик сколько надо?

Можно взять не 19,не 17, а всего 12 палочек и из них построить 6 одинаковых квадратов. Давайте попробуем. (Делаем кубы)

- Теперь помните мы складывали треугольники

А сколько надо палочек , чтобы сложить 4 одинаковых треугольника

Складываем опять на палочках (12)

Меньше можем 11?10?9?

- А я умею сделать 4 одинаковых треугольников только из 6 палочек. Попробуйте. У нас есть треугольник, горошины и 3 палочки. Делаем верхушку и прицепляем к донышку. Эта фигура называете тетраэдр.

- А ели я хочу сделать 8 треугольников. Самое малое количество палочек, которое нам может понадобиться для 8 треугольников? Если мы с вами вернёмся собирать их на столе, как делали, то это будет 16 палочек.

- А можно и меньше 12 (это октаэдер)


- А теперь смотря на схему попробуйте сделать 20 треугольников из минимального количества палочек. Я сделала фигуру в которой ровно 20 треугольников. Она называется икосаэдр.


- Давайте посмотрим, когда мы делали тетрайдр, сколько у нас входило палочек в каждую вершину, шарик? (3)



- Когда мы делали кубик, сколько у нас входило палочек в каждую вершину, шарик? (3)

- Когда мы делали октайдр, сколько у нас входило палочек в каждую вершину, шарик? (4)

- Когда мы делали икосаэдр, двадцатигранник сколько у нас входило палочек в каждую вершину, шарик? (5)

- Можно сделать следующий многогранник – додекаэдр, посчитайте из скольки пятиугольников состоит додекаэдр? (12) и сколько палочек входит в вершину( по 3). Попробуйте дома с детьми сделать его самостоятельно.

- Когда мы делали октайдр, сколько у нас входило палочек в каждую вершину, шарик? (4)

Гороховый конструктор:

1. Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающий интеграцию образовательных областей

2.Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры(учиться и обучаться в игре)

3.Формирует познавательную активность ,способствует воспитанию социально -активной личности, формирует навыки общения и сотворчества

4.Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребёнку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.


Мы также играем в гороховый конструктор на уроках математики и технологии - и каждый раз дети строят что-то удивительное. То рыб, то птиц, то динозавров, то ракеты, то корабли... Начинают обычно с кубиков и домиков, потом разгоняются и дают волю фантазии.
t1665943292aa.jpg t1665943292ab.png



t1665943292ac.jpgt1665943292ad.jpgt1665943292ae.jpg



t1665943292af.jpgt1665943292ag.jpgt1665943292ah.jpg



t1665943292ai.png

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Язенина Ольга Анатольевна, 18.10.22 в 00:18 1Ответить Пожаловаться
Елена, очень интересный опыт, замечательный материал, но это не мастер-класс. Мастер-класс - это поэтапное изготовление чего-то или передача опыта, но тоже поэтапная. У Вас, скорее, часть урока и отчёт о том, что и как вы с ребятами делали на уроке! Спасибо, очень здОрово!
Елена, 19.10.22 в 16:03 1Ответить Пожаловаться
На "Учителе года", я показала этот этам урока , как мастер-класс.Поэтому так и оставила. Мастер класс-для педагогов).СПАСИБО ЗА ОТЗЫВ.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.