12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Нина Васильевна Трямкина39
3

Мастер-класс "Проектная деятельность, как средство формирования УУД"


Проектная деятельность, как средство формирования УУДPPTX / 296.8 Кб

/data/files/r1704708593.pptx (Проектная деятельность, как средство формирования УУД)Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верх-Катунская средняя общеобразовательная школа»









Мастер-класс

Тема: «Проектная деятельность, как средство формирования УУД»













Подготовила: Н.В. Трямкина

учитель начальных классов











2023

Цель: раскрыть возможности формирования универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности средствами проектной деятельности.

Задачи:

определить актуальность проектной деятельности в соответствии с требованиями стандарта и актуальной социальной обстановкой;

обсудить вопросы применения проектов в педагогической деятельности;

представить методические приёмы формирования навыков организации проектной деятельности;

создать условия для практического применения приёмов формирования навыков организации проектной деятельности;

способствовать активному взаимодействию участников мастер-класса между собой.































Актуальность

Тема нашей встречи: «Проектная деятельность, как средство формирования УУД в условиях внедрения ФГОС ».

Хочу начать общение с Ваших ассоциаций связанных с проектной деятельностью. Зафиксируйте, пожалуйста, свои ассоциации с этим видом деятельности.

/Участники фиксируют свои ассоциации связанные с проектной деятельностью, высказываются./

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка и стремятся использовать в своей практике различные методики и технологии в рамках деятельностного подхода.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых является метод проектов. /Слайд 2/

Ме́тод прое́ктов —это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы(технологию), которая должна завершиться вполне реальнымосязаемым практическим результатомоформленным тем или иным образом (профЕСПолат); это совокупность приёмовдействий учащихся в ихопределённой последовательности для достижения поставленной задачи —решения проблемыличнозначимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного

 продукта.

Проектная деятельность активно используется как в учебной деятельности так и в воспитательной работе. Несмотря на популярность и доказанную эффективность этого метода у участников образовательного процесса (учителей, учеников, родителей) довольно противоречивое отношение к нему. Часто вокруг проектной деятельности существуют следующие установки - это сложно, требует больших затрат времени и сил. Да и вообще нужно ли это обычным практикам? Проект – это дополнительное бумаготворчество, которого и так у педагога хватает.

Но так ли это на самом деле? Давайте посмотрим на проект другими глазами и проведём нашу встречу под девизом: «Проект-это интересно»

В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности: /Слайд 3/

высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;

развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;

 приобретение детьми опыта познавательной деятельности;

межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Метод проектов не нов и хорошо знаком. «История о старце и лодке или как научиться решать проблемы проектным методом» Н. Болсуновской сегодня станет для нас яркой иллюстрацией этапов выполнения проекта. /Слайдшоу/ Приложение 1

Опираясь на эту историю, выделим основные этапы проекта. Для этого предлагаю ответить на вопросы по содержанию истории.

Вопросы

1) С чем столкнулся мудрец на берегу реки? (надо переправиться через реку) (Проблема)

2) Что сделал мудрец, чтобы решить возникшую проблему? (Представил как он переправляется, нарисовал схему лодки, произвел расчеты, составил план) (Планирование, поиск информации)

3) Какую работу выполняли ученики в сказке? (начали строить, опираясь на план) (Продукт)

6) Каков результат этой истории? (ученики и учитель переправились на другой берег) (Презентация)

4) Как быстро построили лодку и почему? (через 15 минут, т.к. были распределены роли и обязанности)

5) Что сделали ученики, прежде чем спустить лодку на воду? (осмотрели со всех сторон, проверили, нет ли трещин)

7) Как вы думаете, какова была роль учителя в этой истории? (он наблюдал, консультировал, давал советы).

Проект включает в себя пять П:

Проблема,

Проектирование (планирование),

Поиск информации,

Продукт,

Презентация.

Можно добавить ещё шестое П – Портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта).

Проектная деятельность, организуемая на уроках и во внеурочное время, способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.

Ценным в учебном проекте является не столько результат (продукт), сколько обучение его умениям проектирования. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

В проектной деятельности содержится огромный потенциал для развития УУД.

На каждом этапе есть возможность для формирования широкого круга УУД. Во многом это зависит от вида и конкретного содержания проекта. Есть и те, которые будут формироваться в любом проекте.

Проектная деятельность способствует формированию личностных УУД, таких как мотивация учебной деятельности, личная ответственность,

чувство взаимопомощи.

Практическая работа (в группах)

У каждой группы на столе есть задание: распределите, пожалуйста, предложенный вид УУД по этапам проектной деятельности.

/Участники встречи выполняют задание, фиксируют материал на доске согласно каждому этапу./ Приложение 2/

Чтобы работа над проектом принесла запланированные результаты, она должна быть правильно организована.

На первом этапе (формулирование проблемы) важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. 

В начале обучения проектной деятельности значительные затруднения вызывает этап планирования. Чем младше учащиеся, тем значительнее роль учителя. Но участие учителя должно постепенно сокращаться. В этом могут помочь методы, эффективность которых подтверждена многими коллегами.

/Слайд 4/

«Метод 3 вопросов»

ЧТО ЗНАЮ?

ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?

КАК УЗНАТЬ?

Содержание, то что дети уже знают

План (тема проекта)

Источники новых знаний, т. е. средства






/Слайд 5/

«Системная Паутинка» по проекту - составление плана « Паутинка». Название плана произошло от его образного подобия Паутине – от центра темы расходятся лучи содержания, форм, конкретных действий, которые заполняются и реализуются постепенно. При разработке «паутинки» четко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей.

/Слайд 6/ «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

Майндмэппинг (ментальные карты)это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга! Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Суть метода – заполнение карты - визуальное изображение проблемы, которую нужно решить или предмета, который нужно запомнить. Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы на листе бумаги, в центре листа обозначается словом (рисунком, картинкой) основная идея, проблема, к углам листа рисуются ветви, далее от главной рисуются ветви второго, третьего порядка и т.д., продолжая цепочки ассоциаций. Каждая ветвь изогнута, как у дерева, имеет свой цвет, над нею пишется одно ключевое слово. Желательно использовать рисунки, картинки для лучшего запоминания.

/Слайд 7/

Образ «Семь мы» (по Заир – Бек) Заир - Бек Елена Сергеевна, доктор педагогических наук, предлагает разрабатывать проект, обсуждая 7 вопросов:

Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).

Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).

Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).

Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).

Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).

Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).

Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).


Практическая работа.

Часто самое сложное - это вовлечь учащихся в проектную деятельность. А если проект выходит за рамки урока, то в начальной школе, очень нужна поддержка родителей. Есть мнение и у коллег: «Я быстрее и лучше объясню всё сама».

Задача каждой группы : создать «продукт», который убедит всех участников образовательного процесса, что «Проект- это интересно!».

1 группа – коллегам

2 группа- родителям

3 группа- ученикам

В работе можно использовать любой способ организации проектной деятельности. /Приложение 3/


/Участники создают проект, представляют коллегам./


Итог. Рефлексия деятельности.

/Слайд 8/

В завершении нашей встречи, я предлагаю вам обратиться к методу «Шесть шляп». Фасон у всех шляпок одинаковый, а вот содержание – разное. Каждый цвет, соответствует определённому образу мышления. Вы можете примерить, одну или несколько шляпок и поделиться мнениями относительно работы на нашей встрече.

/Участники встречи включаются в рефлексию/

Проектный метод обучения является действенным элементом в организации самостоятельной работы учеников, позволяет каждому ребенку стать активным участником процесса познания и преобразования окружающей действительности.

Проектная деятельность, организуемая на уроках и во внеурочное время, способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.

/Слайд 9/ Своё выступление мне хочется закончить словами «Поиск истины важнее, чем обладание истиной». (А.Эйнштейн)

 











Приложение 1

История о старце и лодке или как научиться решать проблемы проектным методом

Н. Болсуновская

Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки..

Ни моста, ни лодки не было видно… Возникла проблема – надо переправиться, но как…

Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать 2 берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправился на другой берег и радостно продолжает свой путь.

«Эврика» - сказал мудрец – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему».

Сел мудрец нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки.

В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники –нет ли где трещин, потом спустили на воду -плывет! Можно переправляться! УРРРРА!

Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать. А нас эта история научит тому,…..



…как надо создавать и реализовывать проекты. Сначала мудрец столкнулся с проблемой и для ее решения наметил цель, составил план, собрал команду и все вместе они успешно воплотили в жизнь этот проект, т.е. построили лодку, на которой перебрались на противоположный берег.








































Приложение 2

Проблема


Личностные УУД

Формирование внутренней позиции, учебных и познавательных мотивов, ответственности.

Регулятивные УУД

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Познавательные УУД

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы.

Коммуникативные УУД

Умение организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Проектирование (планирование)


Личностные УУД

Развитие ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

Регулятивные УУД

Планирование и прогнозирование. Определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата

Познавательные УУД

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;


Поиск информации


Личностные УУД

Формирование внутренней позиции, учебных и познавательных мотивов, ответственности.

Регулятивные УУД

Саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.

Умение действовать по плану, взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.

Познавательные УУД

Структурирование знаний; моделирование.

Умение сравнивать данные, находить отличия, предполагать, какая информация нужна, отбирать источники информации, сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Коммуникативные УУД

Учиться договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей.

Продукт


Личностные УУД

Формирование внутренней позиции, учебных и познавательных мотивов, ответственности.

Регулятивные УУД

сопоставление получающегося результата с исходным замыслом;

понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации;

Познавательные УУД

Умение сравнивать, обобщать, делать выводы

Коммуникативные УУД

Умение подтверждать аргументы фактами.


Презентация

Личностные УУД

Формирование внутренней позиции, учебных и познавательных мотивов, ответственности.

Регулятивные УУД

Определение последовательности высказываний (действий) с учетом конечного результата.

Познавательные УУД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Владение монологической и диалогической формами речи.


Приложение 3

«Модель трёх вопросов»



ЧТО ЗНАЮ?

ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?

КАК УЗНАТЬ?

Содержание, то что дети уже знают

План (тема проекта)

Источники новых знаний, т. е. средства








«Системная паутинка по проекту»



t1704708487aa.gift1704708487ab.gift1704708487ab.gift1704708487ab.gift1704708487ab.gift1704708487ab.gift1704708487ac.gift1704708487ad.gift1704708487ad.gift1704708487ad.gift1704708487ad.gift1704708487ad.gif

Метод «Мыслительных карт»
(Тони Бьюзен)

t1704708487ae.jpg



Образ «Семь мы»
(по Е.С. Заир – Бек)

Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).


Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).


Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).


Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).


Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).


Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).


Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.