Материал для самостоятельного изучения для обучающихся объединения «Конструирование» на тему «Проектирование спасательной техники»
15.06.2020 г.
5 группа. Тема: «Проектирование спасательной техники. Рисунки, эскизы, чертежи пожарной машины»
Специальные пожарные и аварийно-спасательные автомобили
Пожарный автомобиль — оперативное транспортное средство на базе автомобильного шасси, которое оснащёно пожарно-техническим вооружением, оборудованием и используемое при пожарно-спасательных работах. В СССР пожарные автомобили выпускались на шасси серийных грузовых автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ.
Пожарные аварийно-спасательные автомобили – наземные транспортные комплексы, используемые во время чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения. Тот или иной вид техники, стоящей на вооружении у МЧС, применяется для выполнения конкретных задач:
доставка боевого расчета к месту трагедии;
разведывательные мероприятия с целью выявления масштабов повреждений и фиксации опасных зон; разбор завалов строительных конструкций и извлечение из-под них пострадавших;
оказание медпомощи; поддержание радиосвязи со штабом; оповещение населения;
вывоз пострадавших с места ЧС; купирование воспламенения;
создание дополнительного освещения на месте работы спасателей.
Общая классификация
В основе классификации аварийно-спасательных автомобилей лежит принцип использования техники во время ЧС. Все машины, с которыми работают бойцы МЧС, разделены на четыре группы:
собственно пожарный транспорт;
собственно аварийно-спасательные автомобили;
инженерная техника;
техника, задействованная на воде и в воздухе.
По грузоподъемности боевые машины МЧС делятся на пять классов:
сверхлегкие;
легкие;
средние;
тяжелые;
сверхтяжелые.
Сверхлегкие машины
Транспортные средства повышенной маневренности, которые используют для патрулирования потенциально опасных для возгорания мест и купирования огня в начальной стадии.
Легкие машины
АСМ легкого класса используют для экстренного реагирования и доставки боевых расчетов с минимальным противопожарным оборудованием. Эти автомобили востребованы при ЧС в городах. Они всегда идут в первом эшелоне МЧС: оборудование применяют для обследования местности, выявления потенциально опасных объектов, поисковых и спасательных операций, вывоза пострадавших в медучреждения.
Средний класс
В отличие от легких, эти машины используют для техобеспечения широкого диапазона спасательных операций в ЧС природного и техногенного характера. Они работают на объектах повышенного риска. В этом классе основной единицей является АСМ-51-03 «Бизон». Благодаря шасси высокой проходимости эта машина считается незаменимой для доставки пожарной бригады и оборудования при сложных дорожных условиях. Преимущество АСМ-51-03 – наличие стеллажей и съемных контейнеров, благодаря чему в зависимости от ЧС можно менять комплект оборудования. Для погрузки тяжелого инвентаря весом до 250 кг предусмотрен электротельфер на выдвижном монорельсе.
Тяжелая техника
По характеристикам пожарные и аварийно-спасательные автомобили тяжелого класса весят 6.1 – 10 т и вмещают экипаж не менее 9 человек с полным индивидуальным снаряжением и оборудованием для оперативного устранения последствий ЧС.
Сверхтяжелый класс
Это поисково-спасательная техника для доставки к месту трагедии пожарного расчета из 9 человек. Вес таких автомобилей – более 10 т. Они используются для поиска, спасения и эвакуации пострадавших в результате ЧС в условиях бездорожья, в заболоченных лесах, на снежной целине и в акваториях рек и озер.
Источники: https://www.pozhmashina.ru/articles/articles-pozharnye-mashiny/specialnye-pozharnye-i-avariyno-spasatelnye-avtomobili.html; https://ru.wikipedia.org/wiki/Пожарный_автомобиль; рисунок пожарной машины