12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Васильевна Марфюк337
Россия, Коми респ., Койгородок

Жизнь Солнечного городка.

2013

Составитель брошюры: Марфюк Наталья Васильевна, заместитель директора (УВР)

Рецензент: Майбурова Ольга Юрьевна, руководитель ШМО

Корректор: Клыкова Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы

Оформитель: Володин Даниил Витальевич, учитель технологии

Брошюра рассмотрена и утверждено на заседании методического совета – Протокол № 3 от 10.04.2012 года

В данное пособие вошёл проект, разработанный учителями начальной звена Тороповой В.А., Худяевой Н.В., Марфюк Н.В., Коваль А.Д.. Педагогами обобщён опыт работы организации детского движения в начальной школе.

Брошюра адресована учителям начальных классов

Введение

Детство – это время формирования личности ребёнка, время включения в активную деятельность, пора развития и социализации. Значит, необходимо задуматься над тем, как создать психолого-педагогические условия для личностного развития детей, найти разнообразные формы организации деятельности и общения, разработать профилактические программы, целью которых является стимулирование внутреннего роста, раскрытие потенциальных возможностей, развитие самосознания, навыков саморегуляции.

Урочная деятельность в полной мере решить проблему нравственного развития и социализации детей решить не может. Следовательно, необходимо уделять большое внимание организации детей во внеурочное время. Деятельность ребёнка должна быть организована так, чтобы его ум и чувства тянулись к разумному, интересному, полезному, чтобы все это давало ребенку стимул для дальнейшего развития личности.

Детская организация «Солнечный город», объединяющая детей начальной школы образовательного учреждения, создаёт условия для решения данной проблемы. Организация решает вопросы формирования гражданской позиции детей и заботливого и ответственного отношения к социальному окружению через пропаганду идей патриотизма и сотрудничества. Все мероприятия организации направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие детей, создание основы для социальной успешности, творческих способностей обучающихся, сохранение и укрепление их здоровья.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Паспорт проекта

Название проекта

«Жизнь Солнечного городка»

Заказчик

проекта

МОУ «СОШ с. Койгородок».

Разработчик

проекта

МОУ «СОШ с. Койгородок».

Цель проекта

Обеспечить возможность самовыражения и самореализации обучающихся начальных классов через включение их в активную познавательную и творческую деятельность класса и школы.

Задачи проекта

Стимулировать познавательную и творческую активность обучающихся начальной школы.

Способствовать духовно-нравственному развитию каждого ребёнка начальной школы.

Способствовать формированию активной гражданской позиции обучающихся начальной школы.

Источники финансирования

- средства федерального бюджета

- средства муниципального бюджета

Ожидаемые результаты

Наличие положительной мотивации детей к познавательной и творческой активности.

Наличие личностного роста у каждого обучающегося начальной школы, предполагающего следующее:

развитие у каждого ребёнка адекватных знаний о нравственных ценностях;

расширение позитивного жизненного опыта совершения нравственных поступков;

развитие мотивационной готовности к совершению нравственных, социально-одобряемых поступков.

Наличие изменений в развитии у детей организаторских, проектировочных, коммуникативных, рефлексивных умений.

Система контроля за исполнением программы

Контроль за реализацией программы осуществляется в установленном порядке администрацией школы.


 


 


 

Цель:

Обеспечить возможность самовыражения и самореализации обучающихся начальных классов через включение их в активную познавательную и творческую деятельность класса и школы.

Задачи:

Стимулировать познавательную и творческую активность обучающихся начальной школы.

Способствовать духовно-нравственному развитию каждого ребёнка начальной школы.

Способствовать формированию активной гражданской позиции обучающихся начальной школы.


 

Участники программы

Программа предполагает участие администрации школы, учителей начальных классов, учителей-предметников, педагога-психолога, соцпедагога, организатора ДД, родителей, обучающихся, библиотекаря, различных организаций и учреждений.

Функции участников проекта

 

Участники

Функции

Администрация ОУ

- создает ресурсное обеспечение проекта;

- разрабатывает управленческие технологии встраивания проекта в циклограммы школы (расписание, учебный план, календарный план и пр.);

- осуществляет контроль за реализацией проекта;

- участвует в оценке результативности проекта;

- оказывает методическую помощь в реализации проекта.

Учителя начальной школы

- участвуют в планировании и реализации плана;

- организуют индивидуальную, групповую и коллективную деятельность, вовлекающую обучающихся в реализацию проекта;

- организуют развитие коммуникативные, проектировочные, рефлексивные умения обучающихся;

- реализуют консультативную, методическую помощь в рамках взаимодействия с участниками проекта по проведению мероприятий, решению возникающих проблем;

- проводят мониторинг,

- участвуют в оценке результативности проекта.

Учителя других ступеней школьного образования

- проводят консультаций по реализации проекта;

- участвуют в мероприятиях в рамках проекта;

- участвуют в оценке результативности проекта.

Обучающиеся

- реализуют проект путем личного участия в его составляющих;

- проводят оценку, выдвигают предложения по совершенствованию проекта.

Родители обучающихся

- участвуют в проведении совместных мероприятий в рамках проекта;

- помогают обучающимся в подборе исследовательских материалов;

- выступают в роли общественных экспертов достижений учащихся;

- участвуют в управлении жизнедеятельностью классного коллектива через реализацию деятельности родительского коллектива;

- вносят свои предложения в корректировку проекта.

Педагог-организатор

- организует события проекта;

- разрабатывает сценарии проведения публичных мероприятий;

- разрабатывает отдельные составляющие проекта;

- обобщает и распространяет опыт;

- участвует в оценке результативности проекта.

Педагог-психолог

- обеспечивает личностное сопровождение обучающихся, реализующих проект;

- участвует в мероприятиях в рамках проекта;

- проводит мониторинг учебной мотивации;

- участвует в оценке результативности проекта.

Соцпедагог

- обеспечивает социальное сопровождение обучающихся, реализующих проект;

- участвует в мероприятиях в рамках проекта;

- участвует в оценке результативности проекта.

Библиотекарь

- подбирает информационный материал для участников проекта;

- проводит библиотечные уроки в рамках проекта;

- организует выставки в рамках проекта;

- участвует в планировании и оценке результативности проекта.

МОУ ДОД «ДЮСШ»

- привлекает детей к занятиям в спортивных секциях;

- организует спортивные мероприятия;

- участвует в оценке результативности проекта.

ЦДО

- организует кружки для детей;

- участвует в оценке результативности программы.

Редакция районной газеты «Новая жизнь»

- освещает в газете деятельности детской организации «Солнечный город».

Структура взаимодействия

 

Механизмы реализации проекта

Детская организация «Солнечный городок» - это единение ребят, живущих по своим правилам, заповедям, со своими взглядами на мир.

Работа организации строится на идеях мира и добра, на пропаганде здорового образа жизни и развития творческих, интеллектуальных, организаторских способностей детей. Суть организации заключается в том, чтобы ребёнок начальной школы мог почувствовать свою значимость, смог разобраться в своих ценностях и смыслах, приобрести новые ценности, смог усвоить знания о гражданском обществе, о своей роли в нём, определить для себя позицию участника тех или иных событий. Организация помогает детям стать организаторами собственного жизнетворчества. Всё это способствует целостному развитию личности современного ребёнка, поможет повысить самооценку, научит взаимодействию с окружающими.

Содержание проекта реализуется через создание следующих объединений:

Организационная структура

Объединения всех участников начальной школы ОУ

Классы-отряды

Объединения детей 1-4 классов. Основная функция – организация и анализ совместной деятельности. Даёт возможность раскрытия потенциальных возможностей, внутреннего роста, навыков саморегуляции, коммуникативных навыков.

Совет Малышей

Объединение лидеров обучающихся начальной школы. Избирается на демократической основе. Основные функции – организационная, информационно-аналитическая. Способствует реализации лидерского потенциала.

Совет отряда

Объединение лидеров каждого класса-отряда. Избирается на демократической основе. Основная функция – организационная, информационно-аналитическая. Способствует реализации лидерского потенциала.

Группы-звёздочки

Объединение детей в классе по 5-8 человек по принципу дружбы, товарищества, общего интереса ребят. Основная функция – организация и анализ совместной деятельности.

Творческие группы

Объединения создаются для реализации индивидуальных и групповых проектов, при подготовке конкурсов, игр, тематических мероприятий. Дают возможность реализации творческого потенциала детей в различных видах деятельности, ощутить свою успешность, оценить свою значимость в решение проблемы.

Детское самоуправление - неотъемлемая часть школьной жизни.Ученическое самоуправление предоставляет обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса на принципах содружества и сотворчества детей и взрослых. Создаёт условия для развития способностей и интересов, для самоутверждения, самостоятельности, инициативы членов ученического коллектива.

Совет Малышей – это коллективный орган самоуправления обучающихся начальной школы. Деятельность Совета Малышей строится на принципах:

добровольности,

равноправия,

сотрудничества,

инициативности,

творчества,

ответственности.

Совет Малышей во главе со старостой руководит работой Совета отряда, который в свою очередь руководит работой своего отряда. Заседания Совета проходят 1 раз в неделю, на котором подводятся итоги прошедшей недели, намечается дальнейший план деятельности, распределяются обязанности.Совет малышей готовит и проводит смотры, соревнования, рейды, конкурсы, праздники, экскурсии, митинги.

Совет отряда – организатор жизни отряда. Он даёт и проверяет выполнение различных поручений.

Ежегодно педагоги начальной школы, педагог-организатор и детиобсуждают и планируют работу «Солнечного городка», разрабатываются задания конкретных мероприятий.

Проект реализуется в форме игры. Такая форма организации деятельности обучающихся наиболее эффективна, так как:

включает в себя разнообразные формы воспитательной работы;

длительна по времени;

позволяет включить в процесс игры любое количество детей, классов;

технологична по структуре.

Жители «Солнечного городка» проявляют себя в различных видах деятельности: творческой, организаторской, интеллектуальной, спортивной.

Каждый ученик включён в реализацию и анализ дел, представляющих собой систему:

Встречи с интересными людьми, со специалистами

Экскурсии;

Игры;

Игры-путешествия

Игры по станциям

Практические занятия;

Праздники;

Соревнования;

КТД;

Конкурсы

Смотры

Исследования

Проекты и др.

Правила жителей «Солнечного городка»:

1.Люби свою Родину. Знай историю села, района, республики.

2.Береги природу, будь её защитником.

3.Будь правдив, не урони нашей чести.

4.Люби танцы, песни, смех. Радость раздели на всех

Заповеди жителей «Солнечного городка»:

1.Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.

2.Не дразни, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чём не проси.

3.Не выставляйся. Ты не лучше всех и не хуже всех.

4.Не ябедничай за спиной у товарищей.

5.Не дерись без обиды. Не обижайся без дела.

6.Попросили - дай, пытаются отнять - защищайся.

7.Сам ни к кому не приставай. Зовут играть - иди, не зовут - попроси.

Что помогает жить интересно:

1.Игра и песня.

2.Мечта и фантазия.

3.Секрет и выдумка.

4.Сюрприз и тайна.

Содержание деятельности

Проект реализуется по семи основным направлениям деятельности:

Нравственное.

Патриотическое.

Интеллектуальное.

Краеведческое.

Экологическое.

Здоровый образ жизни.

Творческое.

Патриотическое направление.

Обращаясь к истории своей страны, ребята начинают осознавать ее величие, величие своего народа. Проводятся тематические классные часы, уроки мужества, месячник военно-патриотического воспитания, ребята участвуют в конкурсах рисунков, сочинений, фотоконкурсах, собирают материал о защитниках Родины, оказывают помощь ветеранам и труженикам тыла ВОВ, участвуют в митингах, праздничных концертах, посвящённым важным событиям в жизни страны.

Нравственное направление.

Проводятся тематические классные часы, праздник, о доброте, чуткости, толерантности, взаимоотношениях между людьми. Дети участвуют в конкурсах, акциях «Весенняя акция добра», «Помоги птицам», митингах, экскурсиях.

Интеллектуальное направление.

Основным её содержанием является приобретение знаний, как условие нормальной жизнедеятельности в современном мире. Дети принимают активное участие в предметных декадах, школьных и районных олимпиадах, интеллектуальных играх школы и всероссийских «Кенгуру», «Медвежонок», «Кит», ведут исследовательскую и проектную деятельность, занимаются в различных кружках, организуют экскурсии в музее, театры, на предприятия.

Здоровый образ жизни.

Это направление включает в себя занятость детей в спортивных кружках и секциях, тематические классные часы по основам безопасности жизнедеятельности и профилактике здорового образа жизни, декады Здоровья, проведение эстафет, соревнованийпо различным видам спорта, игр, походов, участие в «Президентских состязаниях», участие в школьных и районных конкурсах «Дорожная безопасность глазами детей», «Безопасное колесо», «Безопасность глазами детей», участие в районных и республиканских спортивныхсоревнованиях, выпуск брошюр и бюллетеней, организация активного отдыха в летнем оздоровительном лагере «Солнышко».

Краеведческое направление.

Каждый должен знать хотя бы кратко историю своих родных мест, жизнь своего края. Посещение музеев, исторических мест, знакомство с достопримечательностями, памятниками культуры и искусства дает более полное представление об историческом и культурном прошлом своего района. Собранный детьми поисковый материал демонстрируется на выставках и хранится в школьном музее.

Экологическое направление.

Работа в этом направлении предполагает воспитание в детях любви и бережного отношения к природе. Ребята участвуют в озеленение класса, школы, школьной территории, следят за чистотой школьной территории, работают на приусадебном участке школы, участвуют в конкурсах «Зеркало природы», «Моя зелёная республика», в акциях «Помоги птицам».

Творческое направление.

Содержанием этого направления является развитие творческих способностей и талантов детей. Это постановка спектаклей, участие в выставках детского творчества, в конкурсах рисунков, фотовыставках, конкурсах чтецов, в концертах, занятия в различных кружках.


 

Традиционные мероприятиями детской организации «Солнечный городок»

Традиции в жизни детского коллектива имеют большое значение. Под влиянием традиций у обучающихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе.

Традиции школы сохраняют вечное, ценное: преемственность поколений, любовь и уважение к истории родной школы, стремление приумножать ее славу.


 

Традиционные мероприятия

Цель

Содержание деятельности

День знаний

Способствовать формированию положительной мотивации обучающихся к обучению.

1.Торжественная линейка.

2. Урок Знаний.

3. Классный час.

Формы проведения различны:

-тематические классные часы,

-праздник рождения класса,

- игровые программы.

Посвящение в ученики

Способствовать активному включению первоклассников в школьную жизнь.

Ритуал посвящения в первоклассников в ученики проходит в игровой форме. Готовят его ребята 2-4 классов.

День Учителя

Способствовать успешному взаимодействию и сотрудничеству обучающихся и педагогов.

1. Обучающиеся встречают учителей школы и ветеранов педагогического труда у входа в школу и поздравляют с праздником.

2. Дети организовывают праздничные мероприятия:

-концерт для учителей;

- поздравление по школьному радио;

- поздравление в школьной газете «На школьной волне».

3. В классе организуются:

-тематические классные часы;

-подборка материала для школьной газеты «На школьной волне»;

-написание сочинений о школе, учителях и др.

День матери

Способствовать формированию ценностного отношения к матери.

На праздник приглашаются мамы. Мамам посвящается:

- чтение стихов – признаний в любви;

- исполнение песен, прославляющих главного человека на Земле;

- написание сочинений о маме;

- рисование портретов мам;

- изготовление подарков своими руками;

- игровые программы;

- конкурсные программы

- создание проектов и др.

Новый год

Способствовать сохранению традиции празднования Нового года.

1. С начала декабря начинает свою работу «Мастерская Деда Мороза»:

- изготовление украшений для праздника;

- подготовка новогоднего представления;

- пошив карнавальных костюмов;

- изготовление подарков;

- праздничное оформление классов, коридоров, зала, ёлки;

- подготовка творческих номеров для праздника;

- подготовка классных праздничных мероприятий;

- сбор материала для школьной газеты.

2. Новогодний утренник:

- новогоднее театрализованное представление;

- массовка возле ёлки;

- вручение подарков от Деда Мороза.

3. Классные новогодние мероприятия:

- конкурсные программы;

- игровые программы;

- чаепитие.

4. Новогодние экскурсии (театр, на ёлку республики и т.д.)

День открытых дверей

Способствовать успешному взаимодействию обучающихся, родителей и педагогов.

Дети и учителя готовят пригласительные билеты для родителей.

1.Открытые уроки.

Родители являются не только слушателями, но и активными участниками на уроках.

2. Праздничный концерт, подготовленный обучающимися для родителей.

3. Классные мероприятия:

- написание и публикация сочинений о запоминающихся событиях в классе.

-выставка лучших творческих работ обучающихся;

- доверительные беседы с родителями;

-нетрадиционные родительские собрания.

День защитника Отечества

Способствовать формированию понятий патриотизма, мужества, развитию физического и духовного самосовершенствования.

В феврале проходит месячник оборонно-массовой работы. Все мероприятия посвящены Дню защитника Отечества:

- встречи с ветеранами ВОВ, солдатами, принимавшими участие в военных действиях, военнослужащими;

- фестиваль патриотической песни;

- праздничный концерт;

- театрализованное представление;

- смотр строя и песни;

-спортивные состязания;

- игра «Зарничка»;

-тематические классные часы;

-День здоровья.

- выставки рисунков;

- написание сочинений;

- создание проектов об армии, о подвигах, о славе;

- публикации в школьной газете.

 

Международный женский день

Способствовать осознанию уважительного отношения к маме, бабушке, сестре (женщине).

Мероприятия:

- праздничный концерт;

- изготовление и вручение подарков;

- тематические классные часы;

- конкурсные программы;

- конкурс стихов о маме;

- создание проектов о маме.

День Победы


 


 

Способствовать формированию чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Дню Победы – великий праздник.

Мероприятия:

- оказание посильной помощи ветеранам;

- участие в акции «Письмо солдату»;

- подготовка саженцев для озеленения школьной территории;

- участие в митинге у памятника погибшим воинам «Никто не забыт, ничто не забыто»;

- возложение цветов к памятнику павших;

- поздравления ветеранов;

- праздничный концерт;

-тематические классные час;.

-литературные композиции;

-литературно-музыкальные вечера;

- публикации в школьной газете;

- создание проектов на военную тему и др.

Детская площадка «Солнышко»

Создание условий для активного отдыха детей.

В июне работает детская площадка «Солнышко».

С ребятами в качестве вожатых работают старшеклассники.

Мероприятия:

- встречи со сказочными героями;

- зоологические забеги;

- шоу-программы;

- конкурсы;

- спортивные состязания;

- творческие мастерские;

- игры-путешествия;

- экскурсии;

- походы;

- работа на пришкольном участке и др.


 

Ожидаемые результаты

Наличие положительной мотивации детей к познавательной и творческой активности.

Наличие личностного роста у каждого обучающегося начальной школы, предполагающего следующее:

развитие у каждого ребёнка адекватных знаний о нравственных ценностях;

расширение позитивного жизненного опыта совершения нравственных поступков;

развитие мотивационной готовности к совершению нравственных, социально-одобряемых поступков.

Наличие изменений в развитии у детей организаторских, проектировочных, коммуникативных, рефлексивных умений


 


 

Критерии и показатели эффективности проекта

Критерии эффективности проекта

Показатели эффективности проекта

Расчёт показателя

Источник информации

Рост нравственного потенциала личности каждого обучающегося

Уровень сформированности знаний о нравственных ценностях

- имеет представление о нормах социально одобряемого поведения, о нравственных ценностях – низкий уровень

- приводит примеры, может объяснить – средний уровень

- может привести примеры, где используется знание о нравственных ценностях, нормах социально одобряемого поведения – высокий уровень

Наблюдение, собеседование, опрос, данные рефлексии

Уровень готовности каждого ребёнка к совершению нравственных, социально-одобряемых поступков

- знает о необходимости выполнения моральной нормы, но отсутствует готовность реализовать эти знания в своих поступках (знаю, но не буду) – положительное отношение к ценностям не сформировано

- знает о необходимости выполнения моральной нормы и готов реализовать эти знания в своих поступках по только в определенных ситуации (знаю, но иногда можно нарушить правила) – положительное отношение к ценностям сформировано частично

- знает о необходимости выполнения моральной нормы и относится к этому положительно (я знаю и буду поступать именно так) -положительное отношение к ценностям сформировано

Анкетирование, наблюдение, данные рефлексии

Наличие позитивных изменений в поведении ребёнка с точки зрения отношения к школе, к родному краю, к природе, к труду, к обществу

Ребенок изменяет свое поведение, поступки в ситуациях морального выбора:

- никогда – 0 б.

- иногда – 1 б.

- всегда – 3 б.

Рефлексивная оценка мероприятий, наблюдение.

Развитие классного коллектива

Доля детей в классе, у которых сформированы знания о нравственных ценностях

менее 50% - 1б.

50-80% - 2 б.

более 80% - 3б.

Статистическая информация

Доля детей в классе, готовых к совершению нравственных поступков

менее 50% - 1б.

50-80% - 2 б.

более 80% - 3б.

Статистическая информация

Количество детей в классе, активно участвующих в жизни класса и школы

менее 50% - 1б.

50-80% - 2 б.

более 80% - 3б.

Статистическая информация

Развитие школьного коллектива

Доля классных коллективов с высокой степенью сформированности знаний о нравственных ценностях

менее 50% - 1б.

50-80% - 2 б.

более 80% - 3б.

Статистическая информация

Доля классных коллективов с высокой мотивационной готовностью к совершению нравственных поступков

менее 50% - 1б.

50-80% - 2 б.

более 80% - 3б.

Статистическая информация

Доля классных коллективов, вовлеченных в школьные и районные мероприятия.

менее 50% - 1б.

50-80% - 2 б.

более 80% - 3б.

Статистическая информация

Изменения в способностях детей

Динамика изменений в умениях детей

Умение сформулировать проблему, определить пути и способы решения проблемы, составить план действий, организовать деятельность, оценить качество деятельности своей и чужой, умение строить конструктивные взаимоотношения с участниками деятельности.

Положительная динамика -3б

Отсутствие динамики -1 б

Отрицательная динамика -0б

Наблюдение, данные рефлексии

Удовлетворённость детей школьной жизнью

Динамика изменений в уровне удовлетворённости детей школьной жизнью

высокий уровень -3б

средний уровень -2б

низкий уровень – 1б.

Положительная динамика или устойчиво высокий показатель -3б

Отсутствие динамики -1 б

Отрицательная динамика -0б

Методика изучения удовлетворённости детей школьной жизнью

Примечание:

Высокий уровень реализации проекта– 18 - 27 баллов

Средний уровень реализации проекта–8 - 17 баллов

Низкий уровень реализации проекта - 7 баллов и менее


 


 


 


 


 

Содержание

Введениес.

Паспорт проекта с.

Функции участников проекта с.

Механизмы реализации проекта с.

Содержание деятельности с.

Традиционные мероприятия детской организации «Солнечный городок» с.

Критерии и показатели эффективности проектас.

Для заметок


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.