Методическая брошюра «Современный урок в свете внедрения ФГОС НОО»

1
0
Материал опубликован 10 August 2017

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Койгородок

(МБОУ «СОШ» с.Койгородок)

Современный урок в свете внедрения ФГОС НОО

с.Койгородок

2014г.

Составитель брошюры: Марфюк Наталья Васильевна, заместитель директора (УВР)

Рецензент: Майбурова Ольга Юрьевна, руководитель ШМО

Корректор: Клыкова Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы

Оформитель: Володин Даниил Витальевич, учитель технологии

Брошюра рассмотрена и утверждено на заседании методического совета – Протокол № 2 от 23.10.2014 года

В сборник включены материалы описывающие технологию системно-деятельностного подхода, технологию проведения уроков деятельностной направленности, содержание и методику работы по «Технологической карте» и др.

Сборник материалов предназначен для заместителей руководителей, учителей общеобразовательных учреждений, реализующих Стандарт, работающих в стационарном режиме.

Содержание сборника

стр.

1.Введение………………………………………………………………………………4

2.Особенности системно-деятельностный подхода………………………………….5

3.Особенности современного урока в начальной школе……………………………9

4.Типология современных учебных занятий………………………………………..11

5.Этапы урока «открытия» нового знания на основе системно-деятельностного подхода…………………………………………………………………………………12

6.Нетрадиционные виды уроков……………………………………………………..13

7.Технологическая карта урока………………………………………………………14

8.Пример технологической карты урока литературного чтения…………………..19

9.Памятка. Опорная таблица для анализа и конструирования урока……………..24

10. Анализ урока в контексте требований ФГОС НОО

10.1.Анализ урока с позиций системно -деятельностного подхода……………….43

10.2.Деятельностный подход к оценке и самооценке уроков………………………44

10.3.Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения…………………...46

11.Интернет-ресурсы………………………………………………………………….50

 

Введение

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объем информации, требуют новых способов ее освоения. Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе. Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования универсальных учебных действий нормативно закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (Стандарт). В связи с этим учитель начальных классов, реализующий Стандарт, должен внести значительные изменения в свою деятельность.

Особенности системно-деятельностный подхода

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу начальной школы важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.

Культурно – исторический системно – деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Положение о том, что все совершающееся в психической сфере человека укоренено в его деятельности, развил А. Н. Леоньтьев (1903-1979). Вначале он следовал линии намеченной Л. С. Выготским. Но затем высоко оценив идеи Басова о «морфологии» (строении деятельности, он предложил схему ее организации и преобразования на различных уровнях: в эволюции животного мира, в истории человеческого общества, а также в индивидуальном развитии человека-«Проблемы развития психики» (1959). А. Н. Леонтьев подчеркивал, что деятельность – особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему. Различие между деятельностью и действием он пояснял на следующем примере, взятом из истории деятельности людей в первобытном обществе. Участник первобытной коллективной охоты в качестве загонщика вспугивает дичь, чтобы направить ее к другим охотникам, которые скрываются в засаде. Мотивом его деятельности служит потребность в пище. Удовлетворяет же он свою потребность, отгоняя добычу, из чего следует, что его деятельность определяется мотивом, тогда как действие – той целью, которая им достигается (вспугивание дичи) ради реализации мотива. Аналогичен психологический анализ ситуации обучения ребенка. Школьник читает книгу, чтобы сдать экзамен. Мотивом его деятельности может служить сдача экзамена, получение отметки, а действием усвоение содержания книги. Возможна, однако, ситуация, когда содержание само станет мотивом и увлечет учащегося настолько, что он сосредоточится на нем независимо от экзамена и отметки. Тогда произойдет «сдвиг мотива (сдача экзамена) на цель (решение учебной задачи)». Тем самым появится мотив. Прежнее действие превратится в самостоятельную деятельность. Из этих простых примеров видно, насколько важно, изучая одни и те же объективно наблюдаемые действия, раскрывать внутреннюю психологическую подоплеку. Обращение к деятельности как присущей человеку форме существования позволяет включить в широкий социальный контекст изучение основ психологических категорий (образ, действие, мотив, отношение, личность), которые образуют внутренне связанную систему.

Психологическая основа концепции системно-деятельностного подхода базируется на следующих основополагающих тезисах (Сухов В. П. – доктор педагогических наук, автор концепции системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников):

Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут. Если рассматривать объекты познания как системы, то соответствующим подходом (принципом) их изучения должен выступать системный. Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Такая деятельность сопровождается расчленением систем на составные части с дальнейшим изучением их многоступенчатой соподчиненности. Внедрение системного подхода в учебные действия школьников преобразует его в системно-деятельностный. Реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию субъекта ее. В результате на уроке возникает субъект-субъектная ситуация, в которой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности. Ученик действует по принципу «я учусь». В традиционном обучении субъектом деятельности на уроке является учитель, возникает нарушение субъект-объектной ситуации, в которой ученик ограничен как объект педагогической деятельности учителя и действует по принципу «меня учат». Обеспечение субъектной позиции ученика и системно-деятельностного подхода возможно при переходе с традиционного на технологию развивающего обучения. Изучение систем неизбежно потребует и системной организации учебной деятельности школьников. В ней следует выделить пять основных компонентов – учебно-познавательные мотивы, т. е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект», действие целеполагания («что я должен сделать…»: выбор средств и методов, планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»), решение задач и рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели») Действия с системами выдвигают на первый план умственную деятельность школьников, основанную на диалектических принципах познания, адекватных диалектике систем природы. В учебных действиях указанные принципы должны преобразовываться для учащихся в доступной форме в правила познания – общие способы умственной деятельности, применяемые как межпредметные принципы познания. (Первое правило – «изучи предмет в целом, дай его общую характеристику»; второе – «раздели предмет на части, изучи каждую отдельно»; третье – «соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют»). В этих правилах в доступной форме выражен один из основных диалектических принципов познания – единство анализа и синтеза. Указанные правила позволяют учащимся составлять опорные планы изучения объектов, производить по ним перенос и самостоятельно продвигаться в изучении многоступенчатых систем от более высокого ранга их верхних этажей – общего, абстрактного, к нижним – конкретному, постепенно приближаясь к сущности исследуемых предметов. Действует правило: не «закрой тетрадь» и «не подглядывай», а «раскрой тетрадь», пользуйся опорной схемой, разверни по ней полный последовательный ответ. Системно-деятельностный подход и теоретическое решение задач материализуются в моделях, выполняемых в знаковой и буквенной формах. Модели выступают и как метод познания – учебное моделирование, и как продукт познавательной деятельности учащихся. Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельности становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

-переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

-ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

-признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

-учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

-обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

-разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

-гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Особенности современного урока в начальной школе

  «Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы» - пишет Надежда Егоровна Щуркова.

Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.

Современные подходы к   уроку: личностно-ориентированный,   деятельностный, компетентностный.

Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

Три постулата заложены в основание новой технологии урока:

1.«Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя».

Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.

2.«Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».

Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.

3.«Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства».

Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности.

Цели современного урока:

Цели деятельности учителя: цели, ориентированные на развитие личности ребёнка и формирование УУД; предметные цели

Цели деятельности учащихся:

Виды УУД:

- личностные

-познавательные

-регулятивные

-коммуникативные

Личностные:

обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Регулятивные,

обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.

- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;

- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.  

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач

Типология современных учебных занятий

Выделяют  четыре типа уроков в зависимости  от их целей:

Уроки «открытия» нового знания

Уроки рефлексии

Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Уроки развивающего контроля

Например, цели уроков выделенных типов:

Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения.

Этапы урока «открытия» нового знания

на основе системно-деятельностного подхода

Название и цели каждого этапа в структуре урока

 

I.Организационный момент

 

1) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

2) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности

включения в учебный процесс.

 
 

II. Актуализация знаний

 

1)  Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных

для проблемного изложения нового знания.

2) Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания.

3) Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.

 
 
 

III. Проблемное объяснение нового знания

 

1)Зафиксировать  причину затруднения.

2)Сформулировать и согласовать цели урока.

3)Организовать уточнение и согласование темы урока.

4)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

5)Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и пр.

6)Соотнесение нового знания с правилом в учебнике 

7) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

 

IV. Первичное закрепление во внешней речи

 

1) Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного

класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- в парах или группах.

 
 

V. Самостоятельная работа с самопроверкой

 

1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий

на новый способ действия.

2) Организовать самопроверку самостоятельной работы.

3)  По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление

и исправление допущенных ошибок.

4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.

 

 
 

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение

 

1)  Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового

способа действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого

для обеспечения содержательной непрерывности.

 
 

VII. Итог урока

 

1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности

на уроке и поставленной цели.

3) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.

4) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей

деятельности.

5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

 

Нетрадиционные виды уроков

1. «Концерт», «спектакль», «литературный салон», «путешествие», «экскурсия в музей», «турнир», «базар»

2. «Брифинг», «пресс-конференция», «симпозиум», «презентация», «съезд», «телемост», «круглый стол», «аукцион»

3. Кино-, теле-, видеоуроки

4. Уроки самоопределения, уроки самореализации

5. Урок-исторический портрет, урок-суд, урок-знакомств

6. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий

7. Модульный урок

Разработка конспекта урока

1.Тема урока

2.Место урока в разделе

3.Тип урока

4.Цели урока в деятельности учителя и в деятельности учащихся два уровня:

1) ученик научится… 2) ученик получит возможность научиться…

5.Структура урока: этап, действия учителя, действия ученика

6. Формы проверки результативности урока

Технологическая карта урока

«Технологическая карта» – новый вид методической продукции, обеспечивающей учителю эффективное и качественное освоение нового учебного курса путем перехода от планирования урока к проектированию учебного процесса по темам. В технологической карте дается описание процесса обучения в определенной структуре и в заданной последовательности.

Технологическая карта позволяет:

реализовать стандарт образования;

понять и в системе применить предложенную технологию по формированию у учащихся универсальных учебных действий;

сформировать целостную картину мира за счет реального использования «межпредметных связей»;

полностью использовать воспитательный потенциал;

определить уровень раскрытия материала и соотнести его с изучаемым материалом в последующих классах;

реализовывать региональный материал;

реализовать свой творческий потенциал;

индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс.

Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, обязательных для работы с ней.

Конструирование универсального инструментария (технологической карты) направлено на достижение результатов, заявленных в стандартах второго поколения. Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов. По сравнению с традиционными «методичками» в технологической карте раскрывается тема изучения материала, а не один урок, что дает возможность системно освоить содержание от цели до результата, поставить и решить задачи достижения не только предметных результатов, но и личностных, и метапредметных результатов.

Технологическая карта включает в себя:

название темы;

число часов, отведенное на ее изучение;

цель освоения учебного содержания;

планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные);

основные понятия темы;

межпредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

технологию изучения указанной темы;

систему диагностических заданий, определяющих уровень усвоения материала на каждом этапе его изучения;

контрольные задания по теме, определяющие достижение планируемых результатов в рамах изучения заявленной темы

Раздел «Технология изучения» разбит на этапы обучения. На каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания по отработке материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения, в конце темы - контрольное задание, проверяющее достижение планируемых результатов. В описании каждого этапа указываются цель учебной деятельности и учебные задания.

На первом этапе обучения «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания. Этап предполагает следующие шаги:

мотивацию как стимулирование интереса;

определение потребностей как личностно значимого компонента изучения данной темы;

выявление того, что отсутствует в знании и умении для решения ситуативного задания и определение цели учебной деятельности на следующем этапе.

На этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержательных блоков темы. Для освоения учебного содержания предлагаются учебные задания на «знание», «понимание», «умение».

На этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» учащимся предлагается выполнить практические задания:

-информативное, где учащиеся работают, используя образец на доске;

-импровизационное, где учащиеся используют задание, которые отличаются от образца по содержанию или форме;

-эвристическое, где учащиеся выполняют свой вариант задания.

Выполнение задания предполагает самоорганизацию школьников, которая содержит: подготовку к выполнению (планирование) деятельности, выполнение и представление работы.

Результатом этого этапа является:

ориентация школьника в разных видах задания (познавательное действие);

самоорганизация учащегося при выполнении задания (регулятивное действие);

использование учеником адекватных речевых высказываний для представления результата (познавательное, коммуникативное действие);

проявление своего отношения (благодарности) к героям учебника и учителю (личностное действие);

умение школьника решать поставленную задачу (познавательное, регулятивное действие), т.е. использовать приобретенные знания и умения в конкретной практической деятельности.

На этапе рефлексивной деятельности учащихся соотносят полученный результат с поставленной целью (самоанализ – регулятивное действие) и оценивают деятельность (самооценка – личностное действие) по освоению темы.

В отличие от других методических пособий, при использовании карты на каждом этапе обучения учитель может уверенно сказать, достиг он результата или нет. И если в соответствии с прогнозируемым учителем результатом диагностическую работу на конкретном этапе выполнили более 60% учащихся класса, то можно с уверенностью сказать, что материал понят, освоен, и можно переходить дальше. Если задание правильно выполнено менее чем 60% учащихся, то учителю необходимо еще раз вернуться к пройденному материалу и завершить его полноценное освоение. Только после этого можно перейти к следующему этапу.

Несколько простых правил работы с технологической картой.

1. Используйте технологические карты для работы по теме или разделу курса.

2. Внимательно ознакомьтесь с темой, по которой будете работать.

3. Найдите ее в учебнике того предмета, который изучаете, и подготовьте учебники, которые отмечены в разделе «межпредметные связи».

4. Познакомьтесь с целями изучения темы, соотнесите с планируемыми результатами, определите задачи, которые помогут добиться поставленной цели, (Соотнесите цели с пройденным ранее материалом).

5. Прочитайте выделенные основные понятия изучаемой темы, посмотрите, в каких предметах они еще изучаются (межпредметные связи).

6. Проанализируйте смысл планируемых результатов, особенно в части универсальных учебных действий

7. Подберите «свои» формы работы в соответствии с целями и условиями обучения: для подвижной работы или спокойных занятий, для поиска информации или демонстрации достижений и т.д. Это поможет расширить границы использования ресурсов, к которым относятся УМК «Перспектива», имеющиеся в школе наглядные пособия, интерактивные или просто дополнительные рабочие доски, выставки, стенды и так далее.

8. В разделе «Технология обучения» придерживайтесь алгоритма, предложенного в карте. Это поможет не пропустить ни один элемент в достижении поставленной на этапе цели, а главное, добиться эффективного и качественного освоения темы

9. На первом этапе, мотивируя учащихся на изучение темы, можете использовать задание, данное в карте, взять из учебника, или предложить свое.

10. Фиксируйте в карте изменения, которые вы вносите и соотносите с дальнейшим алгоритмом прохождения темы.

11. Убедитесь, что именно ученик знает, понимает, умеет в изучаемом материале, каким способом выполняет, т. е. выполните задание, предложенное в одноименной графе, и только после этого переходите к следующему этапу.

12. Постарайтесь выполнить все предложенные диагностические и контрольное задание. Тогда с уверенностью можете сказать: «Эта тема пройдена, планируемые результаты достигнуты. Двигаемся дальше».

Сопоставьте этапы, шаги технологической карты с поурочным планом, которым вы пользуетесь, и выберите для себя оптимальный способ организации работы.

При использовании технологической карты поурочное планирование может и не понадобиться.

Технологическая карта изучения темы

Тема

 

Цель темы

 

Основное содержание темы, термины и понятия

 

Планируемый результат:

Предметные умения, УУД

Личностные УУД:

Познавательные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

     

I этап. Мотивация к деятельности

Цель –

Проблемная ситуация.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Последовательность изучения

 

Диагностическое задание

 

Цель –

 

 

 

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель –

Репродуктивное задание

Импровизационное задание

Эвристическое задание

Самоорганизация в деятельности

VI этап. Контроль и оценка результатов деятельности.

Формы контроля; контрольное задание.

Оценка результатов деятельности

 

Самооценка

Оценка присутствующего

Если сложно или непривычно проектировать тему, то можно ограничиться проектированием одним урока. В данную структуру могут быть внесены изменения или дополнения.

Пример технологической карты урока литературного чтения

этап урока

содержание

деятельность педагога

деятельность детей

организационный момент

1-3 мин.

1. Общая готовность детей к уроку.

2. Концентрация внимания детей.

3. Общий план действий.

1. Проверка готовности.

2.Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.

3. Наличие общей установки на урок.

1. Самоконтроль готовности.

2. Реакция на учителя, внимание.

3. Самоопределение:

- знаю, что буду делать;

- понимаю, хочу делать или нет;

- думаю, что могу сделать или нет.

I этап до чтения

5-10 мин.

1. Проверка домашнего задания.

2. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.

3. Антиципация чтения.

4. Появление целей урока.

1. Выбор способа проверки (критерии: необходимость проверки, активность способа, соответствие теме и типу урока, обратная связь, создание возможности для учащихся корректировать свою работу, формировать навык самооценки и самоконтроля).

2. Точность подобранных заданий (в том числе, и по учебной тетради), их объём и характер, связь с темой нового урока. Способ постановки темы, проблемы урока.

3. Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с их возрастом.

4. Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

1. Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, по цепочке, в парах и группах с использованием ранее изученного материала и освоенного инструментария.

2.Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока.

3. (Самостоятельное) по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.

4. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

II этап во время чтения

15-20 мин.

1.Первичное чтение текста.

2. Перечитывание текста.

 

3. Беседа по содержанию в целом.

1. Выбор вида первичного чтения (самостоятельно учащимися, комбинированное, учителем; вслух или про себя) с учётом специфики текста, возможностей учащихся, целей и задач урока, общей художественной задачи текста.

Выбор способа выявления первичного восприятия (беседа, тест, фиксация первичных впечатлений, письменные ответы на вопросы, с помощью смежных видов искусств) с учётом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Соотнесение качества первичного восприятия с содержанием последующей работы, внесение необходимых корректив.

2. Целевое обоснование этапа, связь с результатами выявления первичного восприятия.

Организация медленного "вдумчивого" чтения, диалога с автором через текст, вычитывание подтекста.

Постановка к тексту вопросов разной смысловой направленности, соотнесение объёма фактуальных и подтекстовых вопросов с художественными особенностями текста и возможностями учащихся.

Краткий и ёмкий комментарий текста.

Деление текста на смысловые части и постановка уточняющего вопроса к части.

Организация в случае необходимости попутного составления плана, пересказа (в том числе, и с опорой на учебную тетрадь).

Проведение необходимой словарной работы по ходу перечитывания и комментирования текста.

3. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с окончательными выводами по тексту.

Обращение в случае необходимости к отдельным фрагментам текста, отработки его выразительного чтения. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

1. Самостоятельное чтение (слежение, слушание) в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность чтения).

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли.

Проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия: почему прогноз оказался неточным? какой информации оказалось недостаточно? и т.д.

2. Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.

Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте.

3. Умение отвечать развёрнуто, используя элементы пересказа, выразительного чтения. Умение определять тему текста.

III этап после чтения

10-15 мин.

1. Концептуальная беседа по тексту.

2. Знакомство с писателем.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями.

4. (Творческие) задания.

1. Постановка концептуального вопроса к тексту (желательно, как проблемного). Организация коллективной дискуссии (в том числе, и проблемной). Подведение учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией. Формулирование основной идеи или концепта текста (совокупности главных смыслов).

2. Рассказ о писателе. Организация беседы о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Организация обсуждения смысла заглавия, выбор формы обсуждения.

Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.

4. Выбор (творческого) задания, направленного на одну из сфер читательской деятельности учащихся: эмоциональной сферы, сферы воображения, сферы осмысления содержания, сферы реакции на художественную форму. Обоснованность выбора общей художественной задачей текста, особенностями литературного развития учащихся.

Выбор организационной формы выполнения задания.

1. Участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез, формулирование аргументов, контраргументов. Умение корректировать, изменять свою точку зрения.

(Самостоятельное) выделение основной идеи текста, его концептуального уровня.

2. Умение дать характеристику личности писателя на основании прочитанного (какой он? что его привлекает в мире, в людях, а что отталкивает? в чём особенность его взгляда на мир? и т.д.).

Корректировка своих первоначальных представлений о писателе.

Умение разводить понятия "писатель" (создатель), автор (герой произведения), рассказчик (повествователь).

Работа с дополнительными источниками информации (аппарат учебника, учебная тетрадь, словарь и пр.)

3. Определение "характера" заглавия: что оно отражает – тему или идею.

Соотнесение текста с иллюстрациями, сопоставление своего взгляда на прочитанное со взглядом художника.

4. Выполнение (творческого) задания (в том числе, и в учебной тетради) самостоятельно, под руководством учителя, в паре, в группах.

подведение итогов урока

3-5 мин.

 

Аргументированное оценивание качества состоявшегося чтения, деятельности учащихся в целом и по отдельности.

Повторение выведенных законов, определений (того нового, что узнали учащиеся).

Организация подведения итогов урока учащимися.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности ("Сегодня я научилась …", "Я ещё не очень хорошо читаю выразительно, мне надо …")

Перечисление своих действий: читали рассказ (ФИО автора) " … (название произведения)" и т.д. Демонстрация главного итога: выразительное чтение, интерпретация текста, ответ на проблемный вопрос и пр.

домашнее задание

1-2 мин.

Творческое задание (ребёнок выступает в роли автора).

Исследовательское, поисковое задание (требующее высокой степени самостоятельности учащихся).

Самостоятельное чтение текста.

Задание в учебной тетради.

Заучивание наизусть.

Работа по развитию речи.

Выбор домашнего задания в соответствии с результатами урока, целей следующего урока.

Дифференцированный и индивидуальный характер домашнего задания, учёт деятельности учащихся на уроке, их способностей и возможностей.

 

Памятка

Опорная таблица для анализа и конструирования урока

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учеб­ного занятия

Показатели выполне­ния образовательных задач этапа

Условия выполнения образо­вательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

- приветствие, фиксация отсутст­вующих;

- проверка подго­товленности классного поме­щения;

- организация вни­мания шк-ов; - раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

 

доброжелательный настрой учителя и уч-ся;

кратковременность этапа;

полная готовность класса к уроку;

быстрое включение уч-ся в деловой ритм;

формулирование це­левых установок урока и плана работы.

собранность учителя;

последовательность в предъяв­лении требований;

использование небольшой пси­хологической паузы и вопросов, побуждающих внимание уч-ся к теме урока;

спокойная и уверенная манера держаться при появлении в классе; отсутствие многословия.

1. «Добрый день, друзья! Я рад вас ви­деть, и очень хочу начать работу с вами! (хорошего вам настроения!)»

2.«Ладошка к ладошке».

3.Рапортичка (определение отсутствую­щих).

4.Приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе.

2. ЭТАП ПРОВЕРКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1. Установить правильность, полноту и осоз­нанность выпол­нения д/з всеми учащимися.

2. Выявить про­белы в знаниях и способах дея­тельности уч-ся и определить причины их воз­никновения

3. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

1.Выявление степени усвоения уч-ся задан­ного учебного мате­риала. (Выявление знаний о фактах, по­нятиях, законах, свойствах, правилах, теориях, следствиях из теорий, способов действий умений).

2.Выяснение причин невыполнения д/з от­дельными учениками

3.Определение ти­пичных недостатков в знаниях и способах действий уч-ся и при­чин их появления

4.Ликвидация обна­руженных недостат­ков.

- Проверка учите­лем за короткий промежуток вре­мени знаний и спо­собов действий уч-ся, установление пробелов в их ус­воении (5-7 минут)

- обнаружение при­чин невыполнения д/з отдельными уч-ся и принятие мер для их ликвидации;

оптимальность со­четания контроля учителя, взаимокон­троля и самокон­троля учащихся.

- Использование учителем системы приёмов, позволяющих определить уровень выполнения д/з большинст­вом учащихся;

- использования различных форм кон­троля в зависимости от содержания, вида и цели д/з, а также в зависимости от отношения учащихся конкретного класса к выполнению д/работы;

- создание содержательных и органи­зационных условий формирования осознанности у школьников связи вы­полнения их д/работы с результатами своего обучения вообще;

- постановка требования перед уч-ся не только знаний, фактов и отдельных понятий, но и знаний способов дейст­вий, связей между отдельными ком­понентами структуры предметного знания (факты – понятия – законы – теория – следствия - приложения)

1.Текстовые задания (задания за­крытой и открытой форм, задания на соответствие и установление правильной последовательности)

2.Выполнение уч-ся заданий, по­добных д/упражнениям

3.Постановка доп. вопросов

4.Проверка д/з под копирку

5.Обращение к уч-ся с просьбой продолжить ответ ученика, кото­рый отвечает у доски

6.Вызов к доске нескольких уч-ся по составлению плана своего от­вета и опрос по отдельным пунк­там плана

7.Разноуровненые самостоятель­ные работы

8.Метод обучения с опорой на ошибки

9.«Торт решений» (фиксация своих затруднений)

10. «Гирлянда ассоциаций»

11. «Кубики»

3. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ УРОКА

Образовательные задачи этапа урока

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения об­разовательных задач этапа

Условия выполнения образова­тельных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Обеспечить мотивацию уче­ния школьников, принятие ими целей урока

2.Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опор­ных знаний и способов дейст­вий, ценностных отношений)

- Сообщение уча­щемуся учебного занятия;

- формулирование целей урока вме­сте с учащимися;

- показ социаль­ной и практиче­ской значимости изучаемого мате­риала;

- постановка пе­ред уч-ся учебной проблемы;

- актуализация субъектного опыта уч-ся.

- Готовность уч-ся к актив­ной учебно-познавательной деятельности;

- формулировка целей урока вместе с уч-ся;

- вариантность приемов со­общения темы и целей урока;

- преемственность и пер­спективность в постановке целей урока;

- формулировка целей урока в действиях уч-ся;

- понимание уч-ся социаль­ной и практической ценно­сти изучаемого материала;

- сообщение ученикам не только темы урока (его со­держания), но и целей, форм организации их деятельно­сти.

Предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, соц. и практической значи­мости для уч-ся изучаемого мате­риала и фиксация этого в поуроч­ном плане;

- умение учителя формулировать цели урока в действиях уч-ся;

- владение учителем многообра­зием приёмов актуализации лич­ностного смысла учащихся, их социально-ценностных отноше­ний к объектам окружающей дей­ствительности;

- использование учителем много-образных приёмов актуализации и знаний и способов действий, обеспечивающих выделение ключе­вых идей ведущих принципов по­строения учебного предмета;

- умения учителя представлять основное содержание учебного материала, необходимого для главного этапа урока, в виде раз­нообразных структурно-логиче­ских схем;

- сформировать у школьников по­нимание, что без чётко постав-ленной цели трудно оценить ре­зультат их учебной деятельности на уроке;

- отражение в целях урока не только знаний и умений, которые должны усвоить уч-ся, а, прежде всего, развитие личностно-смы­словой сферы уч-ся, их интеллек­туальное исследование,

коммуникативной культуры, а также культуры учения;

- ознакомление сначала с явле­ниями природы, а затем с методи­кой исследования этих явлений и установления закономерностей.

1.Объяснение уч-ся целей урока одновременно с сообщением темы.

2.Сообщение цели в виде про­блемного задания.

3.Сообщение цели в виде эври­стического вопроса.

4.Указание целей на специаль­ном стенде «Что сегодня на уроке?»

5. Использование

технологической карты.

6.Ассоциативный ряд.

7.Использование результатов предварительного социологиче­ского опроса.

8.Постановка целей по СЛС изу­чения явлений, процессов и др.

9.Постановка целей через показ конечных результатов

10.Постановка целей посредст­вом опоры на последователь­ность изучения материала

11.Составление карт мыследея­тельности

12.Устный счет, математический диктант

13.Метод целесообразных задач

14.«Нарисуй картину»

15.Мозговая атака

16.Постановка привлекательной цели

17.В начале урока дается загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материа­лом

18.Дополнение реальной ситуа­ции фантастикой

4.ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения об­разовательных задач этапа

Условия выполнения образова­тельных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Обеспечить вос­приятие, осмыс­ление и первичное закрепление уч-ся изучаемого мате­риала:

-существенных признаков поня­тий, знаков, тео­рий и др.;

-правил и постро­енных на их ос­нове алгоритмов.

2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к опреде­ленному выводу (обобщению)

3.Создать содер­жательные и орга­низационные ус­ловия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого мате­риала.

- Организация внимания уч-ся;

- сообщение ос­новной идеи изу­чаемого мате­риала (принципа, правила, закона и др.);

- обеспечение ме­тода исследования изучаемых зна­ний, способов и средств, которые привели к сделан­ным выводам;

- обеспечение ус­воения методики воспроизведения изучаемого мате­риала (с чего и как начинать, к чему переходить и как аргументиро­вать выводы)

- Максимальное использо­вание самостоятельности уч-ся в добывании знаний и овладении способами дейст­вий;

- если учитель использовал метод рассказа, лекции, объ­яснения, самостоятельной работы уч-ся по учебнику и доп. литературе, то показа­телем выполнения дидакти­ческой задачи может слу­жить качество (правиль­ность, полнота, осознан­ность, действенность, сис­тематичность) ответов уч-ся на последующих этапах урока;

- при использовании метода эвристической беседы, са­мостоятельной работы уч-ся в сочетании с методом бе­седы, ИКТ-технологий, программированных учеб­ников, модулей, показате­лем эффективности усвое­ния школьниками знаний и способов действий является правильность и осознан­ность ответов в процессе беседы и выполнения зада­ний в модулях, а также ак­тивное участие класса в подведении итогов беседы или самостоятельной работы

- полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов;

- включение в содержание изу­чаемого материала субъектив­ного опыта уч-ся;

- учет индивидуальных спосо­бов проработки уч-ся изучае­мого материала;

- подача материала логически завершенными частями – бло­ками;

- реализация дифференциро­ванного подхода в процессе из­ложения нового материала;

- осуществление этапа посред­ством создания ситуаций, в ко­торых ученик является субъек­том деятельности;

- обеспечение вариативности взаимодействия учителя с уч-ся (экстрактивный и интерактив­ный режимы)

- ориентация в процессе изло­жения нового материала на структуру предметного знания, а не на объем информации;

- включение в содержание про­блем человека и его деятельно­сти, механизмов познания;

- выделение и поддержка тон­кости жизненных наблюдений уч-ся;

- «сталкивание» ученика с про­блемами, решения которых ле­жат за пределами изучаемого курса;

- создание условий для освое­ния уч-ся знаний преимущест­венно в форме деятельности.

1.Работа с определением вводи­мых понятий (родовое слово + видовые признаки)

2Использование обыденных аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта уч-ся

3.Представление основного ма­териала одновременно в словес­ной, знаково-символичной фор­мах

4.Представление изучаемого ма­териала в сравнительных или классификационных таблицах

5.Экстрактивный режим (рассказ, лекция, сообщение, объяснение)

6.Интерактивный режим (мо­дульное обучение, проблемно-модульное, проблемное обучение, адаптивное обучение, коллектив­ные способы обучения, проектное обучение, программированное, компьютерное обучение как формы самостоятельной работы уч-ся).

7.Построение структурно-логи­ческих схем изучаемого мате­риала

8. Генетич. метод обучения (по­средством показа логики возник­новения понятия в науке или практической деятельности)

9.Метод целесообразных задач

10.Метод информационной на­качки

11. Обучение на концептуальной основе

12 «Мудрые совы»

5.ЭТАП ПЕРВИЧНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ИЗУЧЕННОГО.

Образовательные задачи этапа учеб­ного занятия

Содержание этапа учеб­ного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образо­вательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Установить пра­вильность и осоз­нанность изучен­ного материала

2.Выявить про­белы первичного осмысления изу­ченного мате­риала, неверные представления уч-ся

3.Провести кор­рекцию выявлен­ных пробелов в осмыслении уч-ся изученного мате­риала

 

- проверка учителем по­нимания уч-ся того, что является сущностью ос­новного содержания;

- проверка полноты и осознанности усвоения уч-ся новых знаний и способов действий;

- выявление пробелов первичного осмысления уч-ся изученного мате­риала;

- ликвидация неясностей осмысления уч-ся изу­ченного материала

- правильность и осознан­ность основного содержа­ния изученного материала большинством уч-ся ре­продуктивного (минималь­ного) и конструктивного (общего) уровней;

- привлечение класса к до­полнению и корректировке ответов уч-ся;

- устранение пробелов в понимании уч-ся нового материала или нацеливание на их устранение на после­дующих этапах урока

- постановка учителем во­просов репродуктивного ха­рактера, а также многофунк­циональных вопросов, тре­бующих мыслительной ак­тивности уч-ся;

- постоянное обращение учи­теля к классу с просьбой до­полнить, уточнить или ис­править ответ ученика

1.Ассоциативный ряд

2. «Пчелиный улей»

3.Опорный текст

4.Использование

заданий на узнавание уч-ся изученных познавательных объектов

5. «Опрос эксперта»

6.Подготовка уч-ся своих при­меров по новому материалу

7. «Мудрые совы»

6.ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Образовательные задачи этапа учеб­ного занятия

Содержание этапа учеб­ного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образова­тельных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Обеспечить за­крепление в памяти уч-ся знаний и спо­собов действий, ко­торые им необхо­димы для самостоя­тельной работы по новому материалу

2.Обеспечить в ходе закрепления повы­шение уровня ос­мысления изучен­ного материала, глубины его пони­мания

- организация деятельности уч-ся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов;

- организация деятельности уч-ся по отработке изучен­ных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и измененных си­туациях;

- закрепление методики изучения нового мате­риала;

закрепление методики от­вета при очередной про­верке знаний;

- отработка логики алго­ритма изученных правил

- умение уч-ся соотно­сить между собой факты, понятия, правила и идеи (структура зна­ния)

- умения уч-ся распо­знавать и воспроизво­дить изученные позна­вательные объекты;

- умения воспроизво­дить алгоритмы и поль­зоваться ими в стан­дартных и измененных ситуациях;

- прочность знаний уч-ся

- использование системы зада­ний, в основе которой лежит четко спланированная последо­вательность действий (на узна­вание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуа­ции);

- использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и способов действий уч-ся;

- использование вопросов, тре­бующих интеллектуальной ак­тивности, самостоятельной мыс­лительной деятельности;

- обеспечение дозированной по­мощи уч-ся

1.Использование на уроке взаимообратных задач

2.Составление карты мыс­ледеятельности

3. «Опрос эксперта»

4. «Разбери слово по бук­вам»

5.Вопросно-ответное об­щение

6.«Высокопоставленный дилетант»

7.Структурная модель

8.«Что было бы, если…(человечество не знало…)»

9. «Придумай свои зада­ния»

10.Интеллектуальный ма­рафон

7. ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Образовательные задачи этапа учеб­ного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполне­ния образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Обеспечить ус­воение уч-ся зна­ний и способов действий на уровне применения их в разнообразных си­туациях

2.Обеспечить фор­мирование у уча­щихся умений са­мостоятельно при­менять знания в разнообразных си­туациях

- организация деятельности уч-ся по приме­нению знаний в измененных и новых ситуа­циях

- правильность, пол­нота, осознанность, действенность знаний уч-ся;

- самостоятельность уч-ся в выполнении заданий;

- углубление знаний и способов действий уч-ся

- использование системы заданий, предусмат­ривающих постепенное нарастание сложности упражнений и самостоятельности уч-ся в их выполнении;

- использование разнообразных методов и форм организации деятельности уч-ся по при­менению знаний в разнообразных ситуациях;

- использование заданий на поиск нескольких способов получения одного результата;

- стимулирование уч-ся к использованию раз­нообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить непра­вильный ответ;

- поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи);

- применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символи­ческую);

- использование открытых задач

1.Разноуровневые само­стоятельные работы

2.Лабиринт действий

3.Проектное обучение

4.Деловая игра

5.»Три цвета – три формы»

6.Вопросно-ответное об­щение

7.Учебные станции

8.Рынок возможностей

9.Двойные ассоциации

10. «Цветные шары»

11.Групповая работа

12. «Дебаты «за» и «про­тив»

13.Задания на самостоя­тельное построение алго­ритма решения опреде­ленных типов задач

14. «Задания по кругу»

8.ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

Образовательные задачи этапа учеб­ного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образо­вательных задач этапа

Возможные методы и приемы обуче­ния

1.Обеспечить фор­мирование целост­ной системы веду­щих знаний уч-ся

2.Обеспечить уста­новление уч-ся внут­рипредметных и межпредметных зна­ний

3.Обеспечить фор­мирование у школь­ников обобщенных понятий

-организация деятельности уч-ся по переводу отдельных зна­ний и способов действий в цело­стные системы знаний и умений

-активная и продуктивная деятельность уч-ся пол включению части в це­лое, классификации и систематизации знаний;

-выявление уч-ся внут­рипредметных и меж­предметных связей;

-выделение мировоззрен­ческих идей

-Построение структурноло­гических схем изученной темы;

-использование вопросов, требующих классификации изученных познавательных объектов;

-обобщения на различных уровнях:

а) понятийном;

б) межпонятийном;

в) тематическом;

г) итоговом;

д) межпредметном;

-выделение сквозных идей и принципов: симметрии и асимметрии, относительно­сти, направленности природ­ных процессов, соответствия, дополнительности и т.д.;

- использование обобщаю­щих таблиц

1.Метод кооперации

2.Составление карты мыследеятель­ности

3.Моделирование

4.Построение «дерева» темы

5.Построение «здания» темы

6.«Паучок»

7.Построение блок формул

8.Мозговая атака в письменной форме

9.Учебные станции

10.Задания на определение уч-ся в списке слов фактов, понятий, правил, законов

11.»Пересечение тем»

12.Рефлексивная позиционная дис­куссия

9.ЭТАП КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Образовательные за­дачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполне­ния образовательных задач этапа

Условия выполнения образова­тельных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Выявление каче­ства и уровня усвое­ния уч-ся знаний и способов действий

2.Выявить недос­татки в знаниях и способах действий уч-ся

3.Установить при­чины выявленных недостатков

4.Обеспечить разви­тие у школьников способности к оце­ночным действиям

- Глубокая и всесто­ронняя проверка знаний и способов действий уч-ся;

- проверка образа мышления уч-ся

- проверка сформи­рованности общих учебных умений;

- комментирование ответов уч-ся

- Проверка учителем не только объёма и правильности знаний, но также их глубины осознанности, гибко­сти и действенности;

- активная деятель­ность всего класса в ходе проверки знаний отдельных уч-ся;

- рецензирование отве­тов уч-ся

- Использование различных методов контроля знаний и способов действий уч-ся;

- постановка дополнительных вопросов для проверки систем­ности, осознанности, дейст­венности и прочности знаний;

- разъяснение учителем своего подхода к оцениванию знаний уч-ся;

- при опросе анализировать не только правильность ответа, но и его самостоятельность, ори­гинальность, стремление уче­ника искать и находить разно­образные способы выполнения заданий

1.Разноуровненые контрольные и самостоятельные работы

2.Текстовые задания

3.Задания на выделения всех при­знаков понятий и их связи друг с другом (проверяется полнота зна­ний)

4.Задания на выделение сущест­венных признаков (глубина)

5.Задания на конструирование не­скольких способов решение одной и той же задачи (гибкость)

6.Задания с избыточными дан­ными, с противоречивыми дан­ными (способность к оценочным действиям)

10.ЭТАП КОРРЕКЦИИ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Образовательные задачи этапа учеб­ного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образова­тельных задач этапа

Возможные методы и приемы обуче­ния

1.Откорректировать выявленные про­белы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изу­ченной темы

- Организация деятельности уч-ся по кор­рекции своих выявленных не­достатков

- Динамика перехода уч-ся с более низкого на бо­лее высокий уровень ус­воения знаний

-Организация деятельности уч-ся:

а) минимального и общего уровня усвоения знаний по вы­явлению своих ошибок на ос­нове поставленной учителем оценки и их коррекции;

б) вариативного (творче­ского)уровня усвоения знаний по решению нестандартных заданий или оказанию помощи другим уч-ся в поиске и кор­рекции своих ошибок

1.Использование специально разделён­ных на мелкие этапы и звенья упражне­ний

2.Применение развёрнутых инструк­ций с регулярным контролем

3.Текстовые задания

4.Задания «с пропусками»

5.Структурно-логические схемы «с пропусками»

11.ЭТАП ИНФОРМАЦИИ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

Образовательные за­дачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образова­тельных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Обеспечить понима­ние учащихся цели, со­держания и способов выполнения домашнего задания

-Информация о д/з;

-мотивирование выполнения д/з;

-инструктаж по вы­полнению д/з;

-проверка понима­нию уч-ся содержа­ния и способов вы­полнения д/работы

-Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения д/з всеми уч-ся в соответствии актуальным уровнем их развития;

-наличие индивидуальных заданий (по интересам или по степени сложности);

-наличие возможностей выбора д/заданий

-обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока;

-соответствие содержания д/работы уровню обученности уч-ся (акту­альному уровню развития), (репро­дуктивному, конструктивному или вариативному);

-создание условий для выбора уч-ся д/заданий;

-подробные рекомендации по ра­циональной организации учебной работы, обеспечивающей выполне­ние д/з.

1.Интересная постановка учебной проблемы, если речь идет о познаватель­ных заданиях.

2.Три уровня д/з

3.Задание массивом

4.Особое задание

5.«Необычная обыч­ность»

6.Идеальное задание

12. ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ

Образовательные за­дачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образова­тельных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся

- подведение итогов учебного занятия

- четкость и краткость этапа

- умение учителя давать качест­венную характеристику работы класса

1.Сообщение учителя

2.Подведение итогов са­мими учащимися

13. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ

Образовательные за­дачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполне­ния образовательных задач этапа

Условия выполнения образователь­ных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Инициировать и ин­тенсифицировать реф­лексию уч-ся по поводу своего психолога - эмоционального со­стояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учи­телем и одноклассни­ками

2.Обеспечить усвоение уч-ся принципов само­регуляции и сотрудни­чества

- мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения

- открытость уч-ся в осмыслении своих действий и само­оценке;

- прогнозирование способов саморегуля­ции и сотрудничества

- развитие способностей уч-ся к рефлексии;

- стимулирование уч-ся к осмысле­нию того, как другие (уч-ся, учи­теля) знают и понимают его лично­стные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представ­ления;

- реализация рефлексивного алго­ритма: «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, дово­лен ли собой), «МЫ» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в обще­нии), «ДЕЛО» (достиг ли цели уче­ния, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные про­блемы)

1.Ассоциативный ряд

2.Незаконченные предложения

3.«Торт решений»

4.«Разговор на бумаге»

5.«Солнышко»

6.«Координаты»

7.«Лист обратной связи»

8.«Заключит. дискуссия»

9.«Выбери дистанцию»

10.Интерпретация изображений на открытках

11.«Свет молнии»

12.«Письмо самому себе»

13.«Ну что, как прошло заня­тие?»

14.Барометр настроения

15.«Телеграмма»

16.«Памятки»

17.«Птичий двор- зеркало на­строения»

18.«Пейзаж – зеркало настрое­ния»

Анализ урока

с позиций системно - деятельностного подхода

Целеполагание (или постановка учебной задачи)

Перед учащимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. Дети должны знать, какие конкретно знания и умения должны быть освоены в процессе урока. Также они должны быть ознакомлены с планом достижения поставленных задач.

Мотивация.

Учитель должен вызвать интерес (самый действенный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата.

Практическая значимость знаний и умений.

Учитель должен продемонстрировать возможность применения получаемых знаний и умений в практической деятельности школьников.

Отбор содержания, обязательного для усвоения каждым учащимся.

На уроке должны быть качественно обработаны знания, определенные образовательным стандартом. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю, вся остальная информация может носить вспомогательный характер и не создавать перегрузок.

Построение каждого этапа урока по схеме:

«Задача – деятельность учащихся по выполнению задачи – итог деятельности – контроль уровня выполнения». Использование разнообразных приемов организации учебной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Формирование универсальных учебных действий.

Развитие личностных УУД.

Развитие регулятивных УУД.

Развитие познавательных УУД.

Развитие коммуникативных УУД.

Работа с информацией.

Получение, поиск и фиксация информации.

Понимание и преобразование информации.

Применение и представление информации.

Оценка достоверности получаемой информации.

Подведение итогов каждого этапа урока.

Подведение итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом его этапе. Выполнение любой учебной задачи должно контролироваться учителем с целью обеспечения усвоения запланированного объема материала каждым учащимся и преодоления возникших трудностей.

Наличие блока самостоятельного получения знаний учащимися

Организация групповой работы, позволяющей каждому ученику говорить и осваивать нормы работы в коллективе.

Работа в паре.

Коллективные способы работы.

Оценка достижений учащихся

Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля в целях формирования ответственности за результаты своей деятельности.

Качественная положительная оценка деятельности учащихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации.

Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.

Минимализация и вариативность домашнего задания.

Задание на дом должно охватывать только содержание знаний, определенных образовательным стандартом.

Обеспечение возможности выбора заданий для отработки тех или иных умений.

Соблюдение норм СанПиН по отношению к объему домашнего задания.

Создание психологически комфортной атмосферы на уроке.

Создание ситуации успеха на уроке для каждого ученика.

Обеспечение личностно - ориентированного подхода к учащимся.

Положительная установка на учащихся, проявление эмоциональной отзывчивости.


 

Деятельностный подход к оценке и самооценке уроков


 

Максимальный уровень проявления критериев

Б а л л ы

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Минимальный уровень проявления

критериев

1.

Педагогом целенаправленно побуждается на уроке учебная мотивация

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Мотивация на уроке не побуждается

2.

Цель занятия, задания обсуждается, согласуется с учащимися

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Цель занятия, задания задается учителем, «спускается сверху»

3.

Характер учебных заданий, вопросов, задач, материал упражнений: проблемный, продуктивный, творческий, многозначный, коллизийный

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Характер учебных заданий, вопросов, задач, упражнений репродуктивный, воспроизводящий, по алгоритму (образцу), однозначный (по изучаемой теме)

4.

Время «говорения» школьников на уроке сопоставимо или превышает время активной речи педагога

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Время «говорения» школьников на уроке не сопоставимо или меньше времени активной речи педагога

5.

Побуждается активность учащихся на занятии: высказывание разных и своей точке зрения; своего отношения к изучаемому материалу и возможности его выбора; участие в диалоге, дискуссии; формулирование гипотез; планирование работы; обсуждение и предложение способов деятельности; проблемно-поисковое изучение нового материала; вопросы учителю, одноклассникам, само- и взаимоконтроль УД

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Активность учащихся на уроке побуждается вопросами учителя, заданиями исполнительского, репродуктивного характера (инструкциями, образцами); новый материал предлагается через объяснение учителя

6.

На занятии преобладает субъектно-субъектный, диалогический, полилогический стиль общения

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

На занятии преобладает субъектно-объектный, монологический (со стороны педагога) стиль общения

7.

Форма урока и технологии обучения деятельностного и личностно-ориентированного характера: исследовательская, коммуникативная, проективная, социо-игровая, модульная; «кейс-технология»…

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Форма урока и технологии обучения объяснительно-иллюстративного, информативного типа

8.

Психологический климат занятия эмоционально-положительный, творческий, продуктивный со стороны всех участников урока

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Психологический климат занятия определяется эмоционально-негативной или индифферентноотстраненной позицией учителя и учащихся на уроке

9.

Построение всего урока, учебных ситуаций, входящих в него на основе целостного учебного цикла

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Занятие построено информативно; включает разрозненные фрагменты, не подчиненные учебному циклу.

10.

Учебный материал оптимален с точки зрения научности, системности, логичности, многовариантности, коллизийности, креативности, структурирован для индивидуализации, самостоятельности и активизации учащихся

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Учебный материал минимален с точки зрения содержания научности, системности, логичности, многовариантности, коллизийности, креативности; структурирован для индивидуализации, самостоятельности и активизации учебной деятельности учащихся

 

Инструкция по применению и анализу:

Обведите по каждому критерию цифру, соответствующую силе и устойчивости его проявления на занятии. Соедините обведенные цифры сплошной линией сверху вниз.

Расположение кривой слева от центра свидетельствует о деятельностном характере занятия. Смещение кривой вправо от центра говорит о преобладании информативного характера занятия.

Своеобразные резкие «пики» кривой вправо дают определенную картину профессиональных затруднений педагога, а влево – о наиболее сильных профессиональных качествах, умениях.

Подготовлено по материалам: Сиденко А. Педагогический опыт: способ оценки и самооценки// Народное образование.- 1999.- №7-8.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

обстановку и гигиенические условия в классе: температуру и свежесть воздуха, освещение класса и доски и т.д.

число видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушание, решение примеров и задач, рассматривание наглядных пособий и т.д.

среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма 7-10 минут)

число видов преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа и т.д.

чередование видов преподавания

наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся (метод свободного выбора, активные методы, методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, общения, эмоций и т.д.)

место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения

позы учащихся, чередование поз

физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность

наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, к изучаемому материалу) и используемые учителем методы повышения этой мотивации

наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности

психологический климат на уроке

наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок и т.д.

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу

момент наступления утомления учащихся и снижение их учебной активности - определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы

темп и особенности окончания урока:

быстрый темп, нет времени на вопросы учащихся, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать домашнее задание;

задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

Гигиенические критерии рациональной организации урока

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

Недостаточно рациональный

нерациональный

1

Плотность урока

Не менее 60 % и не более 75-80 %

85-90 %

Более 90 %

2

Число видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 минут

11-15 минут

Более 15 минут

4

Частота чередования разл. видов уч. деятельности

Смена не позже, чем через 7-10 минут

Смена через 11-15 минут

Смена через 15-20 минут

5

Число видов преподавания

Не менее 3

2

1

6

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15 минут

Через 15-20 минут

Не чередуются

7

Наличие эмоциональных разрядок (число)

2-3

1

Нет

8

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

9

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем

10

Физкультминутки

Две за урок, состоящие из трех легких упражнений, по 3-5 повторений каждого

Одна физкультминутка за урок, с недостаточной продолжительностью

Отсутствуют

11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

12

Момент наступления утомления учащихся (по снижению уч. активности)

Не ранее, чем через 40 минут

Не ранее, чем через 35-37 минут

Менее, чем через 30 минут

Интернет-ресурсы

1.http://planetaznaniy.astrel.ru/astrel.htm

2.http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1999/996/996003.htm

3. http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1998/985/985068.htm

4. http://www.kindgarden.ru/what.htm

5. http://www.funbrain.com/kidscenter.html

6. http://www.prosv.ru

Для заметок

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.