12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Якунина Елена Николаевна27

Методическая разработка

Диагностика готовности ребёнка к школе

Составитель:

ЯКУНИНА

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОБУ «Гимназия №7»

Арсеньевского городского округа

Приморского края

Ни у кого не вызывает сомнения, что обучение в школе – тот первоначальный этап, с которого начинается осознанное вступление в жизнь. Важно, чтобы ребенок пошел в школу хорошо подготовленным, и школьная нагрузка не оказалась для него непосильным грузом. Дети в возрасте 6-7 лет отличаются достаточно высоким уровнем развития. В это время формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.

А для того, чтобы определить, насколько готов ребенок к школе, т.е. насколько психологически он готов заниматься учебной деятельностью, а также обеспечит ли уровень его знаний и умений успешное освоение программ по изучаемым в школе предметам, необходимо провести диагностику школьной зрелости. И затем, обнаружив где у дошкольника есть слабые места и пробелы в знаниях, заниматься с ним именно в данном направлении.

Перед проведением диагностики педагогу необходимо иметь представление о том, какими знаниями и умениями должен обладать дошкольник, чтобы в дальнейшем успешно осваивать школьную программу.

Перед началом школьного обучения ребёнок должен знать:

Своё имя, отчество и фамилию.

Свой возраст и дату рождения.

Страну, в которой он живет, город и домашний адрес.

Фамилию, имя, отчество родителей.

Профессии мамы и папы.

Названия времен года, месяцевдни неделивремя суток.

Погодные явления.

Основные цвета.

Названия домашних, диких животных и их детёнышей.

Уметь объединять предметы в группы: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты, ягоды.

Знать и уметь рассказывать стихи, народные сказки, произведения детских писателей.

Различать и правильно называть геометрические фигуры.

Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ), писать графический диктант.

Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.

Запомнить и назвать 6–8 предметов, картинок, слов.

Разделять слова на слоги по количеству гласных.

Определять количество, последовательность и место звуков в слове.

Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.

Знать цифрыСчитать от 1 до 10, восстанавливать числовой ряд с пропусками. Обратный счёт от 5 до 1, выполнять счетные операции в пределах 10.

Знать понятия "больше, меньше, поровну".

Диагностика состоит из двух частей: 1) мотивационный тест-опросник на выявление психологической готовности ребёнка к обучению (выполняется устно); 2) диагностический лист с заданиями, выполняемыми дошкольником письменно.

Часть 1. Мотивационный тест-опросник на выявление психологической готовности ребенка к обучению.

1. Хочешь ли ты пойти в школу?

2. Зачем нужно ходить в школу?

3. Чем ты будешь заниматься в школе? (или Чем обычно занимаются

в школе?)

4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?

5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?

6.Как нужно вести себя на уроках в школе?

7.Что такое домашние задания?

8. Зачем нужно выполнять домашние задания?

9. Чем ты будешь заниматься, когда придешь из школы?

10.Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?

Как оценивать ответы ребенка:

На каждый вопрос дошкольник должен дать правильный и развернутый ответ. Например, на второй вопрос «Зачем нужно ходить в школу?» верным будет ответ примерно такого содержания: «Чтобы получить знания...Становиться грамотным, умным...», а неполным ответ: «Учиться» и неверным – «Чтобы было весело…».

Вы получили неполный или неверный ответ? Тогда задайте ему уточняющий вопрос. Если после этого ребенок ответил правильно – ставите 1балл. Если ответ остался не дополненным – он получает 0.5 балла. За неправильный баллы не начисляются.

В итоге максимальное количество баллов – 10.

Если ребенок набрал 8-10 баллов – он полностью готов к школе на психологическом уровне. 5-7 баллов – ребенок не совсем готов к обучению (если были

получены несколько неполных ответов). Менее 5 баллов – готовность к школе нулевая.

В том случае, если минимум на 5 вопросов были даны развернутые ответы – такого ребенка можно признать готовым к обучению, поэтому тщательно следите, чтобы ответы были как можно более содержательными.

Часть 2. Тестируемый дошкольник заполняет диагностический лист, выполняя по задания учителя.

1.Человечек


















2.Ориентировка

3. Домик





















t1709049418aa.gift1709049418ab.gift1709049418ab.gif

t1709049418ac.gift1709049418ad.gift1709049418ae.gift1709049418ab.gift1709049418ab.gift1709049418ab.gift1709049418af.gift1709049418ag.gift1709049418ah.gif




4.Срисовывание по клеткам

t1709049418ai.png































































































































































































































































5. Графический диктант


















































































































































6. Скопируй запись.

t1709049418aj.gif

t1709049418ak.gif

7. Раскрась клоуна

t1709049418al.gif

t1709049418am.png


8. t1709049418an.gif




t1709049418ao.gif


9.

t1709049418ap.gift1709049418aq.gif


t1709049418ar.gift1709049418as.gif

10.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

11.

○○○○○○○○○○

◊◊◊◊◊◊◊◊◊◊

Δ Δ Δ Δ Δ Δ Δ Δ Δ Δ

○○○○


12

○○○○○○



○○○○○




1 2 3 4


t1709049418at.pngt1709049418at.pngt1709049418at.pngt1709049418au.pngt1709049418av.pngt1709049418av.pngt1709049418aw.pngt1709049418aw.pngt1709049418aw.pngt1709049418aw.png











Расшифровка заданий.

Задание 1. Нарисовать человечка. «Нарисуй какого-нибудь дядю так, как ты умеешь». Никаких дополнительных уточнений делать не надо. Помощь или исправление ошибок недопустимы. Данное задание взято из теста Керна – Йерасика, но максимальное количество баллов выставляется за наилучшее выполнение задания.


Результат. (5 баллов).


t1709049418ax.jpg

1 - наилучшее выполнение рисунка: у нарисованной фигуры есть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможно, шляпа или шапка), уши. На лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности должны заканчиваться кистью с пятью пальцами. Должны присутствовать детали мужской одежды (5 баллов).

2 - выполнение всех требований, как в п.1. Возможно отсутствие трех деталей – шея, волосы, один палец руки, — но не должна отсутствовать какая-либо часть лица (4 балла).

3 – у фигуры на рисунке есть голова, туловище, руки, ноги, которые нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног(3 балла).

4 – примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая конечность (достаточно лишь одной пары) изображена одной линией (2 балла).

5 – отсутствует ясное изображение туловища, рук и ног. Каракули (1 балл).

Задание 2. Ориентировка (3 балла, 1 ошибка - 2 балла, 2 ошибки – 1 балл).

Нарисовать фигуры по заданию учителя :

- в левом верхнем углу нарисовать треугольник;

- в правом нижнем углу нарисовать квадрат;

- в центре нарисуй ромб;

- в левом нижнем углу – круг;

- в правом верхнем углу – прямоугольник.

Можно рисовать не геометрические фигуры, а любые предметы (грибок, ягодку, т.д.)

Задание 3. Нарисуй домик так же, как на образце (3 балла, 1 ошибка - 2 балла, 2 ошибки – 1 балл).

При наилучшем выполнении рисунка ребёнок нарисует домик в соответствии с образцом, при этом не упустит ни одной детали (подсчитает количество колечек дыма, дощечек в заборе).

Задание 4. Срисовывание по клеткам (3 балла, 1 ошибка - 2 балла, 2 ошибки – 1 балл).

При наилучшем выполнении рисунка ребёнок изобразит человечка (робота) таким же, как на образце (это возможно при подсчитывании клеток).

Задание 5. Графический диктант (3 балла, 1 ошибка - 2 балла, 2 ошибки – 1 балл).

1 клетка вверх, одна вправо, одна – вниз, одна – вправо, одна - вверх, одна - вправо, одна – вниз, одна – вправо, и т. д. Продолжи узор. Можно выбрать любой другой узор. При наилучшем выполнении рисунка узор будет выполнен точно и продолжен до конца строки.

Задание 6. Копирование рукописного текста .

Данное задание взято из теста Керна – Йерасика, но максимальное количество баллов выставляется за наилучшее выполнение задания. Учитель предлагает ребёнку скопировать запись: «Посмотри, что здесь написано. Ты еще писать не умеешь. Представь, что это рисунок, и попробуй скопировать его как можно точнее».

                              Он ел суп. (пишет учитель; можно сделать другую запись)

 

Результат. (5 баллов).

t1709049418ay.png

1– срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы больше образца не более чем в два раза и образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов (5 баллов).

2 – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, стройность букв необязательна (4 балла).

3 – буквы должны быть разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы четыре буквы (3балла).

4 – с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа букв хотя бы отдаленно напоминает письмо(2 балла).

5 – каракули (1 балл).

Задание 7. Раскрась клоуна (3 балла, 1 ошибка - 2 балла, 2 ошибки – 1 балл).

Учитель сам предлагает цвета, в которые необходимо раскрасить клоуна. При наилучшем выполнении рисунка ребёнок ни разу не ошибётся в выборе цвета.

Задание 8. Понятия «лево-право». Знание времён года.

Раскрась левую часть кроны дерева так, чтобы это было лето, а правую – осень.

Задание 9. Знание геометрических фигур (3 балла, 1 ошибка - 2 балла, 2 ошибки – 1 балл).

По заданию учителя ребёнок раскрашивает геометрические фигуры (например: сначала раскрась треугольник, потом овал, и т. д.) Фигуры можно раскрашивать одним или разными цветами. Это задание даёт представление о том, знает ли ребёнок геометрические фигуры.

Задание 10. Знание цифр. По заданию учителя ребёнок обводит названные цифры (3 балла, 1 ошибка - 2 балла, 2 ошибки – 1 балл).

Задание 11. Порядковый счёт (3 балла, 1 ошибка - 2 балла, 2 ошибки – 1 балл).

По заданию учителя ребёнок раскрашивает в каждом ряду определённую по счёту фигуру.

Задание 12. Понятия «больше, меньше, столько же» (3 балла, 1 ошибка - 2 балла, 2 ошибки – 1 балл).

По заданию учителя ребёнок рисует кружки: в первой рамке – нарисовать больше кружков, чем слева; во второй - нарисовать меньше кружков, чем слева; в третьей – столько же, сколько слева.

Задание 13. Соотнесение числа и цифры (3 балла, 1 ошибка - 2 балла, 2 ошибки – 1 балл).

По заданию учителя ребёнок соотносит число изображённых предметов и цифры, соединяя их.


ИТОГО:

Максимальное количество баллов, набранных ребёнком в ходе тестирования, - 52 балла (10 баллов за часть№ 1 и 42 балла за часть№ 2).


Информационные источники

М.М. Безруких, С.П. Ефимова «знаете ли вы своего ученика?»- М. : Просвещение, 1991, - 176 с. (Б-ка учителя нач. классов).- 5-09-003465-6.

https://7gy.ru/ Тесты на готовность ребенка к школе

https://l-pankova.ru/wp-content/uploads Лидия Панькова. Проверяем готовность ребёнка к школе.

https://multiurok.ru/ Хобта А. Н. Диагностика готовности ребенка к школе

https://infourok.ru/ Тест Керна - Йерасика с интерпретацией.


Дата проведения: 28 февраля 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.