Методические рекомендации на тему «Диагностика готовности ребёнка к школе» (1 класс)
Методическая разработка
Диагностика готовности ребёнка к школе
Составитель:
ЯКУНИНА
ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОБУ «Гимназия №7»
Арсеньевского городского округа
Приморского края
Ни у кого не вызывает сомнения, что обучение в школе – тот первоначальный этап, с которого начинается осознанное вступление в жизнь. Важно, чтобы ребенок пошел в школу хорошо подготовленным, и школьная нагрузка не оказалась для него непосильным грузом. Дети в возрасте 6-7 лет отличаются достаточно высоким уровнем развития. В это время формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.
А для того, чтобы определить, насколько готов ребенок к школе, т.е. насколько психологически он готов заниматься учебной деятельностью, а также обеспечит ли уровень его знаний и умений успешное освоение программ по изучаемым в школе предметам, необходимо провести диагностику школьной зрелости. И затем, обнаружив где у дошкольника есть слабые места и пробелы в знаниях, заниматься с ним именно в данном направлении.
Перед проведением диагностики педагогу необходимо иметь представление о том, какими знаниями и умениями должен обладать дошкольник, чтобы в дальнейшем успешно осваивать школьную программу.
Перед началом школьного обучения ребёнок должен знать:
Своё имя, отчество и фамилию.
Свой возраст и дату рождения.
Страну, в которой он живет, город и домашний адрес.
Фамилию, имя, отчество родителей.
Профессии мамы и папы.
Названия времен года, месяцев, дни недели, время суток.
Погодные явления.
Названия домашних, диких животных и их детёнышей.
Уметь объединять предметы в группы: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты, ягоды.
Знать и уметь рассказывать стихи, народные сказки, произведения детских писателей.
Различать и правильно называть геометрические фигуры.
Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ), писать графический диктант.
Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
Запомнить и назвать 6–8 предметов, картинок, слов.
Разделять слова на слоги по количеству гласных.
Определять количество, последовательность и место звуков в слове.
Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
Знать цифры. Считать от 1 до 10, восстанавливать числовой ряд с пропусками. Обратный счёт от 5 до 1, выполнять счетные операции в пределах 10.
Знать понятия "больше, меньше, поровну".
Диагностика состоит из двух частей: 1) мотивационный тест-опросник на выявление психологической готовности ребёнка к обучению (выполняется устно); 2) диагностический лист с заданиями, выполняемыми дошкольником письменно.
Часть 1. Мотивационный тест-опросник на выявление психологической готовности ребенка к обучению.
1. Хочешь ли ты пойти в школу?
2. Зачем нужно ходить в школу?
3. Чем ты будешь заниматься в школе? (или Чем обычно занимаются
в школе?)
4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?
5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?
6.Как нужно вести себя на уроках в школе?
7.Что такое домашние задания?
8. Зачем нужно выполнять домашние задания?
9. Чем ты будешь заниматься, когда придешь из школы?
10.Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?
Как оценивать ответы ребенка:
На каждый вопрос дошкольник должен дать правильный и развернутый ответ. Например, на второй вопрос «Зачем нужно ходить в школу?» верным будет ответ примерно такого содержания: «Чтобы получить знания...Становиться грамотным, умным...», а неполным ответ: «Учиться» и неверным – «Чтобы было весело…».
Вы получили неполный или неверный ответ? Тогда задайте ему уточняющий вопрос. Если после этого ребенок ответил правильно – ставите 1балл. Если ответ остался не дополненным – он получает 0.5 балла. За неправильный баллы не начисляются.
В итоге максимальное количество баллов – 10.
Если ребенок набрал 8-10 баллов – он полностью готов к школе на психологическом уровне. 5-7 баллов – ребенок не совсем готов к обучению (если были
получены несколько неполных ответов). Менее 5 баллов – готовность к школе нулевая.
В том случае, если минимум на 5 вопросов были даны развернутые ответы – такого ребенка можно признать готовым к обучению, поэтому тщательно следите, чтобы ответы были как можно более содержательными.
Часть 2. Тестируемый дошкольник заполняет диагностический лист, выполняя по задания учителя.
1.Человечек
|
2.Ориентировка |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Домик
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Срисовывание по клеткам
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Графический диктант
|
6. Скопируй запись. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Раскрась клоуна
|
8.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9.
|
10. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. ○○○○○○○○○○ ◊◊◊◊◊◊◊◊◊◊ Δ Δ Δ Δ Δ Δ Δ Δ Δ Δ |
12
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Расшифровка заданий.
Задание 1. Нарисовать человечка. «Нарисуй какого-нибудь дядю так, как ты умеешь». Никаких дополнительных уточнений делать не надо. Помощь или исправление ошибок недопустимы. Данное задание взято из теста Керна – Йерасика, но максимальное количество баллов выставляется за наилучшее выполнение задания.
Результат. (5 баллов).
1 - наилучшее выполнение рисунка: у нарисованной фигуры есть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможно, шляпа или шапка), уши. На лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности должны заканчиваться кистью с пятью пальцами. Должны присутствовать детали мужской одежды (5 баллов).
2 - выполнение всех требований, как в п.1. Возможно отсутствие трех деталей – шея, волосы, один палец руки, — но не должна отсутствовать какая-либо часть лица (4 балла).
3 – у фигуры на рисунке есть голова, туловище, руки, ноги, которые нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног(3 балла).
4 – примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая конечность (достаточно лишь одной пары) изображена одной линией (2 балла).
5 – отсутствует ясное изображение туловища, рук и ног. Каракули (1 балл).
Задание 2. Ориентировка (3 балла, 1 ошибка - 2 балла, 2 ошибки – 1 балл).
Нарисовать фигуры по заданию учителя :
- в левом верхнем углу нарисовать треугольник;
- в правом нижнем углу нарисовать квадрат;
- в центре нарисуй ромб;
- в левом нижнем углу – круг;
- в правом верхнем углу – прямоугольник.
Можно рисовать не геометрические фигуры, а любые предметы (грибок, ягодку, т.д.)
Задание 3. Нарисуй домик так же, как на образце (3 балла, 1 ошибка - 2 балла, 2 ошибки – 1 балл).
При наилучшем выполнении рисунка ребёнок нарисует домик в соответствии с образцом, при этом не упустит ни одной детали (подсчитает количество колечек дыма, дощечек в заборе).
Задание 4. Срисовывание по клеткам (3 балла, 1 ошибка - 2 балла, 2 ошибки – 1 балл).
При наилучшем выполнении рисунка ребёнок изобразит человечка (робота) таким же, как на образце (это возможно при подсчитывании клеток).
Задание 5. Графический диктант (3 балла, 1 ошибка - 2 балла, 2 ошибки – 1 балл).
1 клетка вверх, одна вправо, одна – вниз, одна – вправо, одна - вверх, одна - вправо, одна – вниз, одна – вправо, и т. д. Продолжи узор. Можно выбрать любой другой узор. При наилучшем выполнении рисунка узор будет выполнен точно и продолжен до конца строки.
Задание 6. Копирование рукописного текста .
Данное задание взято из теста Керна – Йерасика, но максимальное количество баллов выставляется за наилучшее выполнение задания. Учитель предлагает ребёнку скопировать запись: «Посмотри, что здесь написано. Ты еще писать не умеешь. Представь, что это рисунок, и попробуй скопировать его как можно точнее».
Он ел суп. (пишет учитель; можно сделать другую запись)
Результат. (5 баллов).
1– срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы больше образца не более чем в два раза и образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов (5 баллов).
2 – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, стройность букв необязательна (4 балла).
3 – буквы должны быть разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы четыре буквы (3балла).
4 – с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа букв хотя бы отдаленно напоминает письмо(2 балла).
5 – каракули (1 балл).
Задание 7. Раскрась клоуна (3 балла, 1 ошибка - 2 балла, 2 ошибки – 1 балл).
Учитель сам предлагает цвета, в которые необходимо раскрасить клоуна. При наилучшем выполнении рисунка ребёнок ни разу не ошибётся в выборе цвета.
Задание 8. Понятия «лево-право». Знание времён года.
Раскрась левую часть кроны дерева так, чтобы это было лето, а правую – осень.
Задание 9. Знание геометрических фигур (3 балла, 1 ошибка - 2 балла, 2 ошибки – 1 балл).
По заданию учителя ребёнок раскрашивает геометрические фигуры (например: сначала раскрась треугольник, потом овал, и т. д.) Фигуры можно раскрашивать одним или разными цветами. Это задание даёт представление о том, знает ли ребёнок геометрические фигуры.
Задание 10. Знание цифр. По заданию учителя ребёнок обводит названные цифры (3 балла, 1 ошибка - 2 балла, 2 ошибки – 1 балл).
Задание 11. Порядковый счёт (3 балла, 1 ошибка - 2 балла, 2 ошибки – 1 балл).
По заданию учителя ребёнок раскрашивает в каждом ряду определённую по счёту фигуру.
Задание 12. Понятия «больше, меньше, столько же» (3 балла, 1 ошибка - 2 балла, 2 ошибки – 1 балл).
По заданию учителя ребёнок рисует кружки: в первой рамке – нарисовать больше кружков, чем слева; во второй - нарисовать меньше кружков, чем слева; в третьей – столько же, сколько слева.
Задание 13. Соотнесение числа и цифры (3 балла, 1 ошибка - 2 балла, 2 ошибки – 1 балл).
По заданию учителя ребёнок соотносит число изображённых предметов и цифры, соединяя их.
ИТОГО:
Максимальное количество баллов, набранных ребёнком в ходе тестирования, - 52 балла (10 баллов за часть№ 1 и 42 балла за часть№ 2).
Информационные источники
М.М. Безруких, С.П. Ефимова «знаете ли вы своего ученика?»- М. : Просвещение, 1991, - 176 с. (Б-ка учителя нач. классов).- 5-09-003465-6.
https://7gy.ru/ Тесты на готовность ребенка к школеhttps://l-pankova.ru/wp-content/uploads Лидия Панькова. Проверяем готовность ребёнка к школе.
https://multiurok.ru/ Хобта А. Н. Диагностика готовности ребенка к школе
https://infourok.ru/ Тест Керна - Йерасика с интерпретацией.