Методические рекомендации на тему «Эффективные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся»

3
0
Материал опубликован 30 March

Эффективные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся.

 

              Современная жизнь предъявляет высокие требования к интеллектуальному и социальному развитию личности. Это не только определенный багаж знаний и умений, который должен быть у выпускника школы, а в большей степени целый ряд различных компетенций, необходимый для дальнейшей социализации обучающихся. Как говорится: «костер, набитый дровами, никогда не будет гореть». Очень часто усвоенные в школе знания и умения уже в первые месяцы работы на производстве и  на начальных курсах университетов молодому человеку по большей части просто становятся не нужными. Кроме этого, не всегда ученик, успевающий по многим предметам, может быть эффективным в социальных отношениях. Необходимы совершенно другие умения (метапредметные, универсальные учебные действия), которые помогут ребенку социализироваться в  современном обществе.    

             Но не будем забывать, что на сегодняшний день современные дети учатся  не с позиции «Надо», а с позиции «А зачем мне это надо?». Нередко  слышишь на уроке: «Зачем  учить это правило, если оно мне в жизни не пригодится?» Ученики очень часто теряют интерес к предметам только потому, что не видят им реального применения в жизни. Снижается мотивация учения и их самостоятельная активность в познании нового. И как только  удается убедить их в том, что это не так, как тут же интерес пробуждается с новой силой.  И в этом большая заслуга взрослого,  который в нужный момент оказался рядом, правильно организовал процесс обучения и воспитания и оказал поддержку социализации обучающихся. Как же организовать педагогический процесс, какие формы взаимодействия использовать в образовательном пространстве школы?

Педагогическая поддержка социализации школьников осуществляется в процессе непосредственно обучения и внеурочной деятельности. Основными формами педагогической поддержки социализации являются ролевые игры, социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности и средствами общественной и трудовой деятельности. Рассмотрим все подробнее.

Если в первобытном обществе дети очень рано, с 3-5 лет были включены в производительный труд взрослых и очень быстро становились  независимыми, самостоятельными,  то в современном обществе дети все позже принимают активное участие в жизни взрослых, и тем сложнее становится период подготовки ребенка к взрослой жизни, их социализация.

          А так как ребенок начинает входить в мир взрослых через игровую деятельность, то игра и будет одной из эффективных форм  взаимодействия педагога и ученика. Справедливо замечено, что школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы. В качестве таковых и выступают дидактические игры, игры с предметами, игры с правилами и соответственно ролевые игры.

При обучении детей практически общепризнанной сейчас является необходимость применения игровых методов в учебной деятельности. Но при этом далеко неоднозначным является понимание того, что же считать игрой. Это не просто замена  традиционного показа  готового правила по математике либо  карточки с новой изученной буквой появлением на уроке героя, который рассказывает новый материал,  а поиск вместе с этим героем нового знания, открытия,  проигрывание различных ситуаций, практическое решение конфликтных, проблемных ситуаций.

Игровой сюжет, предъявление учебных или любых других задач в игровой форме, прежде всего, служат для привлечения ребенка к деятельности, создания у него положительной мотивации. Можно вспомнить пример Д. Б. Эльконина с его дочками, категорически отказывающимися есть манную кашу и с удовольствием уплетающими ее в игре в детский сад.

       Для организации и проведения ролевых игр необходимы участники, которые принимают на себя определённые роли. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. В ролевой игре ставится проблема, разыгрывается проблемная ситуация, и в результате хода игры дети совместно находят решение. Разработан ряд ролевых игр, которые достаточно часто применяются в работе начальной  и средней школы: на бытовые сюжеты (“Дарим подарки”, “Умеем доброжелательно улыбаться”, “Разговор по телефону”); на проблемы профессиональной ориентации учащихся (“В редакции газеты”, “Конструкторское бюро”, “Мы – экономисты”); на интеллектуальную деятельность (“В литературном салоне”, “В клубе знатоков”, “Разговор о человеке”); на разрешение социальных проблем (“Юные экологи”, “Если бы я был президентом”). Пример ролевой игры: на уроке по предмету “ Окружающий мир” разыгрывается ситуация, как мальчик, съев мороженое, незаметно бросает в воду мусор. Группа юных экологов видит это. Перед ними ставится проблема, как разрешить ситуацию.

     Для математических дисциплин, таких как геометрия, алгебра и физика может быть применима ролевая игра по планировке города, строительства спального района города, спортивного комплекса, детской площадки. Для закрепления материала по химии можно применить ролевую игру по применению химических соединений органической и неорганической химии в жизни – в легкой и пищевой промышленности, в медицине. 

Особым и эффективным видом игры является драматизация (театральная игра) — игра с изображением конкретных персонажей и событий, где дети одновременно выступают в роли действующего персонажа и зрителя, и в обеих ролях эмоционально отождествляют себя с героем, сопереживают с ним, помогают ему и при этом изменяются сами. Робкий и застенчивый малыш становится богатырем, побеждающим всех врагов, простодушный — хитрой лисой и т.д. Разнообразные роли позволяют ребенку получить и освоить бесценный опыт различных социальных отношений.

        Игровые действия приобретают в группе детей соревновательный характер. Это закрепляет в сознании детей моральные нормы и правила человеческих взаимоотношений, приводящие к успеху, и, наоборот, формы поведения, опасные для эффективного взаимодействия.

         Ролевые игры служат для многих детей выплеском агрессии и гиперактивности, а также становятся  средством компенсации неуспешности по другим школьным дисциплинам. Эти игры способствуют формированию умения радоваться успехам другого, адекватной реакции на собственный неуспех, способности к взаимодействию и т. д.

        Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности решается следующим образом.

          Общение на уроке обусловлено учебной необходимостью, но это лишь внешняя сторона учения. Главное же состоит в его внутреннем содержании, т. е. в тех отношениях, которые складываются в процессе общения.  Воспитанию положительной учебной мотивации способствуют общая атмосфера в классе; включенность ученика в коллективные формы организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное решение. Здесь важно сочетание разумной требовательности учителя с педагогической зоркостью, умением не пропустить момент, когда ребенок  особо нуждается в поддержке; момент, когда ребенка необходимо ободрить. Одним из важных средств такого взаимодействия, раскрытия возможностей ребенка является  широкое использование игровых ситуаций и групповых форм работы, этому также способствуют занимательность изложения (интересные примеры, опыты, парадоксальные факты), необычная форма преподнесения материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуации спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения и использования школьных знаний в будущей жизни; умелое применение учителем поощрения и порицания.   Педагогу необходимо избегать в своем стиле преподавания появления «антистимулов», таких как бедность, серость, монотонность сообщаемой информации; отрыв содержания обучения от личного опыта ребенка; учебные перегрузки, переутомление и паузы. Необходимо стимулировать познавательный интерес с помощью многообразия приемов занимательности (иллюстрации, игра, кроссворды, драматизация, шутка); использования проблемно-поисковых методов обучения, формой реализации которых являются урок творчества, урок-викторина, урок-путешествие, игротека,  урок – решения познавательных задач, урок фантазии и т.д.

Особо следует выделить дидактические игры, решающие различные учебно-развивающие задачи и включающие игровой опыт детей в учебную ситуацию. Дидактические игры могут быть использованы для индивидуальной игры, в которой ребенок соревнуется со своим прошлым результатом в игре, а также в дидактические игры может играть группа детей  и тогда момент соревнования в игре еще больше усиливает эффективность усвоения учебного материала.

     Перестав быть ведущей деятельностью в младшем школьном и подростковом возрасте, тот или иной вид игры превращается в форму организации жизни и деятельности ребенка. В этом качестве игра имеет уже другое значение, другое место в жизни детей, вносит другой вклад в их психическое развитие.

В настоящее время очень многие родители приводят своих детей к психологу с жалобами не только на трудности в учебе, но и на проблемы эмоционального характера, нарушения поведения в семье и школе. В результате дети вынуждены многократно менять школу или даже переходить на домашнее обучение. Нарушения поведения, с которыми чаще всего обращаются — это повышенная тревожность, агрессивность, гиперактивность детей, неумение детей организовать и контролировать собственное поведение для эффективного взаимодействия с окружающими. Именно неуверенность в себе чаще всего лежит в основе упрямства и плохого поведения ребенка. Он, не зная более адекватных способов, так добивается признания своей значимости и в собственных глазах, и в глазах окружающих детей и взрослых.

Группа — это идеальная обстановка для детей, нуждающихся в освоении навыков социальных контактов. Стремление детей к обществу других детей естественно, в подростковом возрасте межличностное общение становится ведущей деятельностью ребенка, но далеко не всегда коммуникативные умения оказываются достаточно сформированными к подростковому, не говоря уже о младшем школьном возрасте. Надо только, призывает А. С. Спиваковская, дать возможность детям побольше играть, побольше участвовать в коллективной деятельности с другими ребятами. Только опыт коллективных отношений, опыт подчинения и руководства может воспитать у детей способность к самостоятельности, к отстаиванию собственного мнения. Игра помогает находить решения в конфликтных ситуациях («трудный разговор», «опять двойка» и т. п.) в атмосфере доброжелательности и юмора. Угадывание и изображение на групповых занятиях различных эмоциональных состояний способствует формированию способности к эмпатии и коммуникативной компетенций. Опыт, приобретаемый в специально организованных группах, помогает решению проблем, возникающих при межличностном взаимодействии. Речь идет о тренингах общения («Мир моих эмоций», «Агрессивное поведение и уверенность в себе», «Как мы общаемся?» и другое). В результате аффективные переживания, происходящие в искусственно создаваемой обстановке, могут естественно переноситься во внешний мир, способствовать личностному росту ребенка и коррекции его поведения, дальнейшему эффективному взаимодействию в социуме.

Особое место хочется уделить методам телесно-ориентированной терапии, так как их применение в групповой коррекции мало описано в литературе. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь положительные и отрицательные отпечатки общения с миром. Не зря считается, что память тела — самая крепкая. В результате переживаний и эмоциональных проблем образуются телесные зажимы, напряжения, а порой и психосоматические проявления. Чем меньше мышечных зажимов и отрицательных отметин на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. Особенно хорошо для этого подходят игры направленные на развитие сензитивности, например «Слепой и поводырь», «Корабли и скалы», «Передай эмоцию».

Не менее важна педагогическая поддержка социализации обучающихся средствами трудовой и общественной деятельности с привлечением для проведения отдельных мероприятий представителей различных профессий, прежде всего из числа родителей обучающихся, представителей общественных организаций и учреждений культуры.

 Участие  в сфере школьного самоуправления позволяют формировать у обучающихся социальные навыки и компетентности, помогающие им лучше осваивать сферу общественных отношений. В рамках этого вида деятельности обучающиеся имеют возможность участвовать в принятии решений Управляющего совета школы; решать вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства.   

      Возможно участие учащихся школы в подготовке и проведении биржи труда, конкурсов научно-фантастических проектов, вечеров неразгаданных тайн. Эффективно участие в олимпиадах по учебным предметам, изготовление учебных пособий для школьных кабинетов.  Дети охотно принимают участие в экскурсиях на промышленные предприятия, в научные организации, учреждения культуры, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, с различными профессиями.  Также учащиеся знакомятся с профессиональной деятельностью и жизненным путём своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд нашей семьи». Эффективны различные виды общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (трудовые акции, праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров). Интересны  встречи и беседы с выпускниками своей школы, знакомство с  биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

      Подводя итог всему вышесказанному, можно бесконечно говорить об эффективных формах педагогической поддержки социализации обучающихся. Главное применять их в своей нелегкой, но интересной педагогической деятельности и не останавливаться на достигнутом,  потому что во многом от нас с вами зависит дальнейшая социализация обучающихся.

    Игровые технологии в учебной и внеурочной деятельности, общественную и трудовую  деятельность необходимо воспринимать одновременно как средство преодоления школьных проблем и как самоценную деятельность, способствующую личностному росту ребенка, что приводит к повышению адаптационного потенциала. Поэтому первостепенное значение приобретают творческий подход и доброжелательное внимание педагога. Он должен всегда помнить, что обучение есть процесс созидательный, а не исправительный.

        Ведущая роль в организации педагогической поддержки социализации школьников принадлежит взрослому, но эффективной она становится только в условиях полноценного партнерства с ребенком.   

         

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации