12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Абрамкина Наталия Петровна50
4

Методическая разработка интегрированного занятия «Пасхальное яйцо в технике «Ручное ткачество»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «КАРГАСОКСКИЙ РАЙОН»

ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования «Каргасокский дом детского творчества»

636700, с. Каргасок, ул. Голещихина, 4, Томская область

Телефон: (253) 2-17-09 факс:(253) 2-70-35

E-mail ddt@kargasok.tomsknet.ru:







Методическая разработка интегрированного занятия


«Пасхальное яйцо в технике «Ручное ткачество»




Автор-составитель:
Абрамкина Наталия Петровна, педагог
дополнительного образования высшей квалификационной категории


Автор-составитель:
Керб Нина Александровна, педагог
дополнительного образования высшей квалификационной категории





Каргасок

2022г.

План комплекса интегрированных занятий

Пасхальное яйцо в технике «Ручное ткачество»



Занятия разработаны для старших кружковцев коллективов "Резьба по дереву" и "Модные штучки".

Цель занятия: Активизировать интерес детей к декоративно – прикладному искусству, как важнейшей части материальной и духовной культуры русского народа. Познакомить с одним из способов украшения пасхальных яиц – оплетение бисером.

Задачи:

Обучающая: познакомить с технологией изготовления формы – «яйцо», закрепить навыки работы на токарном станке; оплести поверхность «Яйца» в технике «Ручное ткачество».

Развивающая: развить пространственное воображение, глазомер, координацию рук.

Воспитывающая: воспитать любовь к народному творчеству, умение работать в коллективе, аккуратность и трудолюбие.


Используемые ресурсы:

Для педагога:

Наглядные пособия: книги, фотографии, готовые поделки;

Оборудование: экран, проектор, компьютер;

Презентация.

Для учащихся:

Токарный станок;

Токарные инструменты;

Линейки, карандаши;

Шлифовальная бумага;

Ножовка;

Бисер чешский (голубой, белый, бежевый, оранжевый, коричневый);

Игла для бисера;

Мононить;

Ножницы.



План занятия (10 занятий по 40 мин.)

Организационный момент (5 мин)

Подготовка рабочего места (5 мин). Проверка готовности инструментов и материалов (что где лежит). Рабочие зоны вытачивания и оплетения яйца в технике ручное ткачество

Постановка цели и темы занятия (10 мин)

- формулировка темы занятия: «Пасхальное яйцо в технике «Ручное ткачество»;

- объяснение нового материала: историческая справка о пасхальных яйцах;

- демонстрация образца готового изделия.

4. Предварительное планирование предстоящих трудовых действий (10 мин)

- рассмотрение готового яйца;

- составление плана работы над изделием совместно с педагогами;

- повторение правил рациональной работы, техники безопасности.

5. Практическая работа (350 мин)

-индивидуальный и групповой инструктаж (в процессе работы);

- культура труда (в процессе занятий);

- технология изготовления яйца (30 мин);

- техника «Ручное ткачество» (320 мин).

6. Итог занятия. Анализ выполнения работы. Оформление выставки. (10 мин)


Конспект проведения занятия


Организационный момент. Здравствуйте, уважаемые участники мастер-класса. Сегодня с вами мы сделаем пасхальный сувенир.


Подготовка рабочего места. Все, что нужно будет для каждого этапа работы, находится в рабочих зонах. Первая рабочая зона – для разметки и вытачивания «Яйца» (токарный станок и токарные инструменты, деревянный брусок, линейка, карандаши, наждачная бумага, ножовка). Вторая рабочая зона – для оплетения «Яйца» (бисер, мононить, иглы, ножницы).


Постановка темы и цели занятия. Сегодня на занятии мы с вами выточим «Яйцо» на подставке, а затем оплетем и его в технике «Ручное ткачество».

Мы привыкли к тому, что люди украшают и дарят декоративные яйца к празднику Святой Пасхи. Но еще задолго до появления христианства разные народы почитали яйца как символ обновления, жизни, плодородия земли, знак начала. На Востоке считали, что изначально все формы жизни находились внутри огромного яйца, и что из него появилось все сущее в мире. Магическое значение приписывалось яйцу в языческие времена. Люди верили, что украшенная яичная скорлупа способна уберечь человека от болезней, злых духов, сглаза и других напастей. Отсюда и древний обычай дарить крашеные яйца. Остатки крашеных яиц, которым более 4 тысяч лет, обнаружены на раскопках в Египте.

Яйца занимают одно из ведущих мест в прикладном искусстве народов разных стран. Славяне не были исключением. Именно в славянской культуре родились «крашенки» и «писанки». Обрядовое почитание «писанки» связано с поклонением языческой Ладе-богине любви, красоты, свадебного венца. Считалось, что правильно выполненная «писанка» - оберег семьи. С появлением христианства яйца остановятся знаком таинства Возрождения, а яйца красного цвета -знаменует возрождение человечества ценой крови Христа. Обычай приношения яиц на Пасху по церковным преданиям восходит к Марии Магдалине, которая пришла к Тиберию с вестью о воскрешении Христа, держа в руках яйцо. Император в ответ возразил, что Христос не может воскреснуть, так же как яйцо в ее руках не может стать красным. И в тот же миг яйцо в руках Марии Магдалины покраснело. Пасха для людей имела не только религиозное значение. Считалось, что освященное яйцо потушит пожар, защитит от зла. При русском царском дворе было принято в качестве памятных подарков преподносить пасхальные яйца. Александр III рекомендовал использовать для украшения яиц не только цветочные узоры, но и орнаменты. Именно во времена его правления начался новый этап в использовании темы яйца в ювелирном деле. Впервые в 1885 году ювелиром Карлом Фаберже было изготовлено драгоценное яичко с сюрпризом. Оно положило начало знаменитой серии памятных яиц. Их делали на заказ для членов царской семьи. Самое интересное заключается в том, что среди этих изделий не было двух одинаковых.

Перед первой мировой войной вошли в моду миниатюрные яйца в качестве шейных украшений. Символом фирмы Карла Фаберже стало именно пасхальное яйцо.

Способы украшения современных яиц бесконечно разнообразны. Они объединяют в себе языческие и христианские традиции. Этим видам искусства занимаются мастера всех ведущих русских промыслов. Это и роспись деревянной заготовки, в Палехе. Своими традициями могут похвастаться и Хохлома. Это - и Гжель с росписью фарфора и яйца, выточенные из поделочных камней. Необыкновенно интересны пасхальные яйца, выполненные в различной технике бисероплетения: мозаика, сетка, ткачество, вышивка.

Декоративное украшенное яйцо - это, прежде всего, праздник, радость. Поэтому не жалейте красок, используйте самые радужные цветовые сочетания. Лучше всего в оплетке смотрится бисер «огонек» разных цветов, золотистый бисер, зеркальная рубка, блестящие бусины и стразы. Существует несколько методов оплетения яиц бисером, такие как:

поясное оплетение - основа орнамент широкого разделительного пояска; 

боковое оплетение - разделительный поясок надевается на заготовку вертикально.

поперечно - торцевое - главный рисунок располагается на верхних и нижних полусферах.

Сегодня мы изучим метод плетения, который называется ручное ткачество. Этот метод набирать пары бисерин четное количество двумя иглами, как на схеме.  Далее работать одной иглой, ряды располагаются вертикально. Для своего яйца я набирала 12 пар.


4.Практическая часть.


Изготовление яйца.


Берём деревянную заготовку (брусок) сечением 50х50.


t1670859428aa.jpg t1670859428ab.jpg

Производим на нём разметку и устанавливаем в токарный станок.

t1670859428ac.jpg t1670859428ad.jpg

Обтачиваем, соблюдая правила безопасной работы не токарном станке, до круглого сечения и размечаем при помощи карандаша и линейки будущее яйцо.

t1670859428ae.jpg t1670859428af.jpg

Вытачиваем по разметке.

t1670859428ag.jpg t1670859428ah.jpg

Размечаем на этой же заготовке ещё несколько яиц и вытачиваем. Шлифуем наждачной бумагой. Снимаем со станка и распиливаем ножовкой.


Ручное ткачество – это двухстороннее плетение.


Оплетение пояска выполняем, согласно данной схемы:

t1670859428ai.jpgt1670859428aj.jpg



t1670859428ak.jpg

Получилась полоска шириной в 2 бисерины, и высотой в 12 бисерин.

t1670859428al.jpg

Набрать две бисерины и пройти иглой через две бисерины на сплетенной полоске.

t1670859428am.jpg t1670859428an.jpg



t1670859428ao.jpg

Далее плетем по схеме

t1670859428ap.jpg t1670859428aq.jpg

Продолжаем плетение ручным ткачеством, выплетая рисунок по схеме. чтобы бисерное полотно плотно прилегало к заготовке, необходимо делать убавления, проплетая вместо одной бисерины по две вместе.

t1670859428ar.jpg t1670859428as.jpg



t1670859428at.jpg

Заканчиваем плетение.

t1670859428au.jpg

Яйцо готово.

5.Подведение итогов. Организация вставки готовых работ.

Начало формы


Конец формы

В работе использованы фотографии из личного архива педагогов.



Список использованной литературы

Виноградова Е.Г., Большая книга. Оплетение бисером и шнуром. – Спб.: Кристалл, 200. – 192с.

Вирко Е.В., Забавные фигурки из бисера. – Донецк: СКИФ, 2009. – 64 с.

Ткаченко Т. Вышивание бисером. Красивые вещи своими руками. - Рипол Классик, Владис, 2011. - 216с.

Полянская А.Изделия из бисера. 100 схем бисероплетения. – Фолио, 2008. – 232 с.

Гусарчук Д.М. "300 ответов любителю художественных работ по дереву"/Под редакцией кандидата искусствоведения Л.Я. Супрун. - 3-е изд. переруб. и доп. - М.: Лесная промышленность, 1985 год.





Опубликовано


Комментарии (1)

Елена Гаврииловна Гончарова, 12.12.22 в 23:55 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную работу и красивый результат!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.