Урок-викторина «Профессиональная игра» по дисциплине «Специальная технология»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«Лискинский аграрно-технологический техникум»
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УМР
ГБПОУ ВО «ЛАТТ»
_________________Н.А.Ряснянская
«_____»___________ 201___г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-ВИКТОРИНЫ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИГРА».
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»
Для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья
Профессия 19727 ШТУКАТУР
Выполнила:
Садыкова Тамара Исламовна,
преподаватель
Лиски
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
Введение………………………………………………………………………………….. |
3 |
Этапы подготовки и проведения урока-викторины…………………………………… |
4 |
Ход проведения урока-викторины…….……………………………………………… |
5-8 |
Заключение……………………………………………………………………………….. |
9 |
Список использованной литературы…………………………………………………… |
10 |
ВВЕДЕНИЕ
Овладение профессиональной деятельностью и соответствующими профессиональными компетенциями обучающиеся должны приобретать на занятиях теоретического обучения и
производственного обучения. Рассказать о значимости выбранной профессии, увлечь и
заинтересовать можно с помощью занимательной викторины.
Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится в группах первого курса. Мероприятие может быть проведено в рамках предметной недели,
кружковой работы по предмету, с целью повышения интереса студентов к изучению данной дисциплины, к интересу выбранной профессии. В викторину включены вопросы по таким дисциплинам, как « Специальная технология», «Технология штукатурных работ», «Основы
материаловедения», «Технология отделочных работ», «Материаловедение».
Роль преподавателя заключается в подготовке вопросов викторины по дисциплинам, в подборе участников игры, в подготовке ведущих, в эмоциональном настрое обучающихся на игру, имеет большое значение. Это необходимо, чтобы мероприятие прошло интересно,задорно, дало положительный эмоциональный заряд всем участникам викторины.
Во всех конкурсах прослеживается межпредметная связь, это одно из важных условий в формировании жизненных компетентностей.В ходе викторины обучающиеся приобретают новые знания, активизируется память,
активность учащихся. Повышается эрудиция, как игроков, так и зрителей.
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА-ВИКТОРИНЫ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИГРА».
ЦЕЛИ УРОКА-ВИКТОРИНЫ:
Учебная: совершенствование, обобщение и закрепление знаний обучающихся по
специальным предметам, осуществление связей между предметами.
Развивающая: развитие мышления, памяти, эрудиции.
Воспитательная: развитие познавательного интереса, воспитание культуры общения, а
также воспитание у учащихся самостоятельности как черты личности, без которой
невозможна деятельность современного специалиста.
ЗАДАЧИ УРОКА-ВИКТОРИНЫ:
Повторение и обобщение полученных ранее знаний
Формирование общих учебных и общекультурных навыков работы с информацией
Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях общенаучный, интеллектуальный характер.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ К УРОКУ-ВИКТОРИНЕ:
1) Подготавливаются вопросы по следующим дисциплинам «Специальная технология», «Технология штукатурных работ», «Технология отделочных работ», «Материаловедение».
2) Выбираются игроки.
Для проведения игры необходим 1 ведущий, жюри для подсчета баллов игроков.
НЕОБХОДИМОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА-ВИКТОРИНЫ: 45 минут.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА-ВИКТОРИНЫ:
Распечатка хода Урока-викторины для ведущего
Распечатка вопросов с ответами членам жюри
Карточки задания для участников викторины
Небольшие стеклянные ёмкости с вяжущими материалами;
бутылка воды;
перчатки, защитные очки (для конкурса 7)
Секундомер
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА-ВИКТОРИНЫ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИГРА»
Вступительное слово ведущего – 3 минуты.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые студенты и преподаватели!
Я предлагаю вам блеснуть знаниями и эрудицией. Приветствую всех, кто решил принять участие в этом интересном Уроке - викторине «Профессиональная игра».
Цель нашего Урока-викторины – популяризация знаний по специальным дисциплинам. Урок-викторина будет проходить среди студентов первого курса.
Наша цель узнать, кто из вас имеет больше всего знаний по этим предметам.
Конечно же, победители будут награждены и получат положительные оценки по предметам.
Ведущий: Разрешите представить членов жюри и счетную комиссию.
ПРАВИЛА УРОКА-ВИКТОРИНЫ:
Урок-викторина состоит из семи конкурсов. В викторине принимают участие три группы. Каждая группа должна представить участников. Баллы, получаемые участниками во всех конкурсах, суммируются, таким образом, определяется группа – победитель.
Ведущий: И так, начинаем наш Урок- викторину.
1 конкурс “РАЗМИНКА” – за правильные ответы по 5 баллов.
Задаются по 3 вопроса, каждой команде.
Время на конкурс 7 минут.
“Девять А”. Во всех девяти предложенных словах присутствует буква “А”. Пользуясь
определениями, отгадайте эти слова и впишите буквы в пустые клеточки:
Вопросы по теме « Основные части зданий».
1. Первая “А” служит для восприятия нагрузки от здания (ФУНДАМЕНТ)
- - - - А - - - -
2. Эта “А” делит внутреннее пространство здания на помещения (СТЕНА)
- - - - А
3. Эта “А” защищает здание от дождя, снега, ветра (КРЫША)
- - - - А
Вопросы по теме « Инструменты для отделки штукатурки».
4. Этими “А” заглаживают штукатурку (ГЛАДИЛКА)
- - А - - - - А
5. Эта “А” нужна для наковки декоративной штукатурки на цементном вяжущем веществе (БУЧАРДЫ)
- - - А - - -
6. Этой “А” выбирают швы в кирпичной кладке (ЗУБИЛА)
- - - - - А
Вопросы по теме «Оштукатуривание поверхностей».
7. Эти “А” относятся к одному из способов нанесения раствора на поверхность, при котором используют такие инструменты как сокол, полутёрок, лопатку (НАМАЗЫВАНИЕ)
- А – А - - - А - - -
8. Эти “А” относятся к процессу выполняемому двумя способами, при котором используется гладилка (ЗАГЛАЖИВАНИЕ)
- А - - А - - - А - - -
9. Эти “А” относятся к завершающему процессу отделки штукатурки, которая выполняется двумя способами с использованием тёрки (ЗАТИРКА)
- А - - - - А
2 конкурс “МЫ СТРОИТЕЛИ – ОТДЕЛОЧНИКИ”- за правильные ответы по 5 баллов.
Каждой команде задаётся по 4 вопроса, на них достаточно ответить (да или нет). Уточнение ответа даёт возможность получить дополнительный балл.
Время на конкурс 7 минут.
“Права ли я, что…”:
Вопросы первой команде:
1.Кирпич, облицовочные плиты, черепица относятся к керамическим изделиям? (Да, они все получаются из глины путём обжига.)
2. Кривая, узкая, имеющая дефекты дрань называется выходной? (Нет. Дрань, имеющая
дефекты называется простильной).
3. Высококачественная штукатурка состоит из трёх слоёв? (Да. Обрызг, грунт и накрывка)
4. Смешанный раствор состоит из одного вяжущего? (Нет. Раствор, состоящий из двух и
более вяжущих материалов, называется смешанным).
Вопросы второй команде:
1.Кирпич, брёвна, горбыли, шлакобетон, шпалы относятся к стеновым материалам? (Да. Из перечисленных строительных материалов возводят стены.)
2. Швы кирпичной кладки, заполненные раствором полностью, называют сложенные в
пустошовку? (Нет. Сложенные в пустошовку называют те швы, которые заполнены не
полностью.)
3. Грунт второй слой штукатурного намёта и является основным. (Да. Грунт образует
необходимую толщину штукатурки и выравнивает поверхность.)
4. Раствор с избытком вяжущего вещества называется тощим? (Нет. Раствор с избытком
вяжущего вещества называется жирным.)
Вопросы третьей команде:
1.Песок, глина, известь, древесина относятся к материалам природного происхождения? (Да.)
2. Для лучшего сцепления раствора с поверхностью, необходимо поверхностям придать
шероховатость? (Да. Первый слой, затекая во все шероховатости и углубления крепко
сцепляется с ней и удерживает последующие слои.)
3. Для приготовления раствора, для накрывки, третьего слоя штукатурки, используют обычный песок? (Нет. Для приготовления раствора, для накрывки, используют мелко
просеянный песок. Накрывка, третий слой штукатурного намёта. Образует тонкую мягкую плёнку, которая должна легко затираться или заглаживаться.)
4.Растворы, начинающие твердеть на воздухе и продолжающие твердеть в воде и во влажных условиях называются воздушными? ( Нет. Растворы, начинающие твердеть на воздухе и продолжающие твердеть в воде, во влажных условиях называются гидравлическими.)
3 конкурс ““Чьих рук творенье?” - за правильные ответы по 2 балла.
Время на конкурс 3 минуты.
Изображение предмета. Необходимо назвать не менее 7-ми специалистов, которые
участвовали в его создании. (Макет оштукатуренной, окрашенной кирпичной поверхности здания ).
Возможно участие зрителей, если команды затрудняются с ответами.
Ответ: Архитектор, менеджер проекта, строитель-дизайнер, монтажник, сварщик, электрик, каменщик, штукатур, маляр, …
4 конкурс “Блицтурнир” - за правильные ответы по 1 баллу.
Задаются по 5 вопросов каждой команде и на них надо быстро отвечать.
Время на конкурс 4 минуты.
Вопросы команде 1:
1. Перечислите вяжущие. (Цемент, известь, глина, гипс)
2. Перечислите необходимый материал для работы штукатура. (Раствор, листы сухой
штукатурки)
3. Строитель — это профессия или специальность? (Профессия)
4. В каком направлении выполняется затирка вкруговую? ( Против часовой стрелки)
5. Как называется угол в местах соприкосновения стены и потолка, или двух стен? (Лузг)
Вопросы команде 2:
1. Перечислите инструменты для набрасывания раствора?( Штукатурная лопатка, ковш,
сокол)
2. Перечислите необходимый материал для работы маляра.(Окрасочные составы, грунтовки, шпатлёвки, клей, обои)
3. Маляр — это профессия или специальность? (Профессия)
4. Какие движения выполняют при затирки вразгонку? (Прямолинейные)
5. Как называется притуплённый, или закруглённый усёночный угол?
( Фаска)
Вопросы команде 3:
1. Перечислите инструменты для разравнивания раствора? ( Тёрка, полутёрок, правила)
2. Перечислите необходимый материал для работы облицовщика. (Раствор, облицовочная плитка)
3. Штукатур — это профессия или специальность? (Профессия)
4. В каком направлении начинают заглаживание стен? (Вначале в вертикальном, а потом в
горизонтальном)
5. Как называется угол в местах сопряжения двух стен? (Усёнок)
5 конкурс “ Анаграммы” - за правильные ответы по 3 балла.
Анаграмма - литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков
определённого слова ...
Расшифруйте анаграммы и найдите слова, которые можно составить из исходного слова или набора букв. Время на конкурс 5 минут.
Рызогб, каёрт, весто, вилапро, ротянка, алмяр, веноурь, туракушт.
Ответы: Обрызг, тёрка, отвес, правило, троянка, маляр, уровень, штукатур.
6 конкурс “ Определите особое свойство людей, вид деятельности”.
Послушайте, что определяет человека и его способность. Назовите это особенное свойство людей. Команда, ответившая первая, получает 3 балла.
Это свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять деятельность в
самых разнообразных условиях.
При этом, под таким видом деятельностью понимается сложная деятельность, которая
предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность является объективно сложной, поэтому она трудна для освоения, требует длительного периода теоретического и практического обучения. В понятии, этого особого свойства людей, отражается степень
овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Свойство рассматривается в качестве интегральной характеристики человека-профессионала
(как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности), в деятельности. Это не только достижение им производственных показателей, но и особенности его
профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека.
Расставьте буквы по порядку, и вы узнаете, о каком особенном свойстве человека и виде
деятельности я говорила вам.
Время на конкурс – 3 минуты
3 |
7 |
10 |
2 |
9 |
5 |
1 |
11 |
15 |
8 |
14 |
4 |
12 |
13 |
6 |
о |
с |
н |
р |
о |
е |
п |
а |
м |
и |
з |
ф |
л |
и |
с |
( Профессионализм)
Хочется верить и надеяться в то, что вы приобретете это свойство. Обучение в техникуме станет первой ступенью по длинной лестнице под названием жизнь.
7 конкурс “Неизвестное вяжущее”. Определить название вяжущего материала.
Образцы белой глины, белого цемента, извести негашеной, гипса.
За правильный ответ 3 балла.
Время на конкурс -8 минут
В емкости с материалами добавляют порцию воды.
1) Известь негашеная – кипит при взаимодействии с водой;
2) Гипс схватывается через 6–8 минут;
3) Белый цемент не кипит, не схватывается;
4) Белая глина определяется визуально (в сухом виде в комочках)
На этом наш Урок- викторина окончен. Предстоит подсчёт голосов, который определит победителя.
Перед подведением итогов хочется зачитать вам несколько поговорок, запомните их и
вспоминайте в минуты выбора и принятия важного и правильного решения.
Пауза: - (2 минуты)
«Книгу переворошив,
Намотай себе на ус –
Все работы хороши
Выбирай на вкус!»
«Пусть труд тяжел,
Пусть льется пот с лица –
Тем радостней,
Когда все сделал до конца»
« Всякий труд становится искусством.
В умных и внимательных руках»
«Закон рабочего не забудь;
Стыдись работать как-нибудь»
«С мастерством люди не родятся,
Но добытым мастерством гордятся»
«Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько поглядеть вокруг».
«Всякое дело человеком ставится».
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: - ( 3 минуты)
По общему количеству набранных баллов сообщается группа – победитель.
Предоставляется слово всем членам жюри.
Спасибо всем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя итоги проведённого занятия можно сделать вывод о том, что данная проблема довольно актуальная и разносторонняя, проведение которой дает возможность подойти по новому к построению учебного процесса, к конструированию содержания обучения.
Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся, развивают интеллект.
Одной из активных форм игровых технологий является тематическая викторина, которая погружает обучающихся в соревнования интеллектуального характера.
Викторина - эффективное средство в изучении учебных дисциплин и профессиональных модулей. Повысился интерес обучающихся к профессии, изучению учебных дисциплин и профессиональных модулей, улучшились результаты в усвоении теоретического материала, повысился уровень самостоятельной деятельности обучающихся, развивается речь, память, внимание, образное и логическое мышление, расширяется кругозор обучающихся.
Участие в Играх позволило расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Основные источники:
1. Ивлиев А.А. Отделочные строительные работы: Учебник – М: ОИЦ «Академия», 2012.
2. Черноус Г.Г. «Штукатуряые работы. – М.: ОИЦ «Академия», 2012.
3. Лебедев Л.М., Справочник штукатура - М.: Выс. школа, 2011.
4. Смирнов В.А., Материаловедение для отделочных строительных работ:
Учебник – М: «Академия», 2013.
5. Куликов О.Н. «Охрана труда в строительстве». – М.: ОИЦ «Академия», 2011.
Дополнительные источники:
1. Кокин А.Д. Отделочные работы в строительстве: справочник строителя – М: Стройиздат, 2006.
2. Завражин Н.Н. «Отделочные работы. – М.: ОИЦ «Академия», 2009.
3.Завражин Н.Н. Технология отделочных строительных работ.- М.: ОИЦ «Академия», 2008.
4. Ивлиев А.А., Кальгин А.А., Скок О.М. Отделочные строительные работы. –
М.: ОИЦ «Академия», 2006.
5. Петрова И.В. Общая технология отделочных строительных работ. – М.: ОИЦ «Академия», 2009.
Интернет – ресурсы:
1. Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main
2. Путеводитель «В мире науки» : http://www.uic.ssu.samara.ru
3. Сайты «Энциклопедий»: http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru