12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Самойлова Татьяна96
Россия, Хакасия респ., Абакан

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА АБАКАНА "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ"


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

t1697948417aa.jpg


t1697948417ab.gif

СОСТАВИТЕЛЬ: САМОЙЛОВА ТАТЬЯНА АНДРЕЕВНА, учитель начальных классов МБОУ г. Абакан «СОШ №26»






t1697948417ac.gif

«Толерантность - слово для живых!»
















Абакан, 2020 г.


Тематическое направление,

тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

Тематическое направление представленной методической разработки воспитательного мероприятия – духовное и нравственное воспитание (определен в соответствии с направлениями воспитательной деятельности, обозначенными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение правительство Российской Федерации от 29.05.2015 года № 996-р г. Москва)).

Тема воспитательного мероприятия – «Толерантность – слово для живых!»

Актуальность. Национальная доктрина образования в Российской Федерации в качестве основных рассматривает задачи воспитания граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, культуре, традициям других народов, формирование культуры мира и межличностных отношений.

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. Столь частое обращение к понятиям толерантность, этническая культура, менталитет народа свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблемы. Школа – это поликультурное пространство, предусматривающее диалогичность мышления «Я – Другой», поэтому важно формировать такое качество, как толерантность – форму отношения к иному, отличающемуся. Кроме того, для психологического комфорта ребенку необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны одноклассников, поэтому необходимо внушить ученикам мысль, что каждый из них играет важную роль в коллективе. Именно на это и направлено данное воспитательное мероприятие. Важно способствовать целенаправленному формированию толерантности именно в младшем школьном возрасте, поскольку это период, когда складываются ценностные качества личности. Воспитание толерантности, направленное на гармонизацию межэтнических отношений в младшем школьном возрасте, расширит представления детей о многообразии окружающего мира, позволит избежать негативных проявлений в отношении представителей других культур и национальностей, эффективно взаимодействовать в духе сотрудничества.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия (возраст/класс)

Воспитательное мероприятие составлено с учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста, может проводиться в 1-4 классах, но следует учитывать уровень общего развития детей, уровень сформированности толерантности и адаптировать задания (сделать проще или усложнить задания и материал).

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в рамках Федерального государственного образовательного стандарта в сфере общественных отношений предполагает, что воспитание должно обеспечить осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей, развитость чувства гражданской солидарности, поддержание межэтнического мира и согласия [49]. В Программе воспитательной работы любого учителя обязательным компонентом является воспитание толерантности у детей, так как толерантность, наряду с независимостью убеждений, патриотизмом, достоинством, честью и другими качествами личности, представляется одной из важнейших ценностей человека, поскольку реализуется и интегрируется во всех направлениях воспитания:

в сфере нравственного воспитания толерантность предстаёт как милосердие, моральный выбор между добром и злом, должным и недопустимым;

в патриотическом воспитании толерантность понимается как чувство личной ответственности за Отечество, любовь к России, своему народу, своей малой родине, через осознание своей гражданской, национальной идентичности;

экологическое воспитание обращается к толерантности как ответственному отношению к природе, окружающей среде, своему краю, стране, планете;

с точки зрения правового воспитания толерантность воспринимается как уважение к правам, свободам и обязанностям человека;

эстетическое воспитание рассматривает толерантность как ценностное отношение к прекрасному, признание гармоничного существования разного в едином;

в трудовом воспитании толерантность – залог эффективного сотрудничества, бесконфликтного взаимодействия;

с позиций интернационального воспитания толерантность видится как условие межнационального общения, проявление чувств единства, равенства и дружбы, объединяющих национальности России.

Итак, мы видим, что воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста прямо или косвенно проходит через все направления воспитательной работы, поэтому данное мероприятие можно включать в программу воспитания по любому направлению, но эффективнее будет, если его проводить в классе, где чувствуется разобщенность детей, где не сформирован коллектив детей, где учатся дети разных национальностей.

Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель воспитательного мероприятия: формирование умений и навыков толерантного общения у учащихся с учетом особенностей поликультурной среды класса.

Задачи:

- знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей, с понятием «толерантность»;

- обучать детей взаимодействию при решении проблем;

- воспитывать у ребят умение жить в коллективе;

- воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей;

- формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;

- создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки;

- развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Планируемые результаты:

познавательные: аргументированно отстаивать свою точку зрения, делать выводы;у меть преобразовывать информацию из одной формы в другую, обсуждать проблемные вопросы; понимать толерантность как признак высокого духовного и интеллектуального развития человека;

коммуникативные: формировать умения слушать и понимать речь других; побуждать детей открыто, искренне выражать свои чувства; уметь успешно взаимодействовать в коллективе, противостоять нетолерантным отношениям;

регулятивные: уметь регулировать собственное поведение, прогнозируя снижение агрессивности и предотвращения конфликта в классном коллективе;

личностные: терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями.

Форма проведения воспитательного мероприятия

и обоснование ее выбора

Форма воспитательного мероприятия – информ-досье (информационное досье). Досье (фр. dossier) совокупность  материалов, относящихся к какому-либо конкретному делу или вопросу, а также папка с этими материалами. Досье используется для получения информации об объекте. Основная мысль досье показать, что представляет собой интересующий объект, как с ним общаться, что можно ожидать от объекта и пр. Нашим объектом выступает толерантность, а именно – понятие, приемы и методы ее формирования у детей младшего школьного возраста.

Это мероприятие, проведенное в форме сбора материалов о толерантности, организовано учителем для обучающихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. При такой форме организации учитель может использовать различные виды деятельности обучающихся (продуктивную творческую, интеллектуальную, речевую). Выбор такой формы проведения обоснован отсутствием жестких регламентаций, учитель имеет гораздо большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов работы. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями, с другой стороны, возрастает личная ответственность за сделанный выбор.

Педагогические технологии, методы и приемы, используемые для достижения планируемых результатов

Воспитательное мероприятие разработано на основе личностного, ценностного, творческого, средового, деятельностного подходов и на основе принципов субъектности, адекватности, индивидуализации, рефлексивной позиции, создания толерантной среды, диалога культур.

Для достижения цели и планируемых результатов использовались следующие методы и приемы: метод проблемного обучения (решение кейсов и проблемных ситуаций, подводящий и побуждающий диалоги), технология развития критического мышления (приемы: инсерт, синквейн, идеал), игры (дидактическая, спортивная), продуктивная творческая деятельность (создание коллажа, советов), просмотр видео, прослушивание стихов и аудио, анкетирование (проведение диагностики при подготовке мероприятия).

Описание этапов подготовки и проведения мероприятия

Этапы подготовки мероприятия

определение темы, цели, задач занятия, планируемых результатов;

выбор форм, методов и приемов с учетом возрастных особенностей младших школьников;

отбор и разработка содержания заданий, подбор тематического материала – по содержательности и актуальности;

планирование оптимальной занятости детей в подготовке и проведении мероприятия, а также привлечение родителей для участия;

построение логической последовательности хода и логической завершенности в соответствии с поставленной целью;

подготовка оборудования и дидактического материала (карточки с заданиями, солнышки и лучики разных цветов, стихи для заучивания, отрывки из мультфильмов «Гадкий утенок», аудиозапись песни из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья» (песня Чебурашки «Я был когда-то странной..»), фигурки людей, фотографии детей, мяч, рисунок планеты, сбор советов от родителей для детей по формированию дружного коллектива);

проведение диагностики на выявление уровня сформированности толерантности и обработка результатов.

Этапы проведения мероприятия

1 этап. Мотивационный

2 этап. Деятельностный

3 этап. Рефлексивно-оценочный

Сценарий мероприятия:

Мотивационный этап

Организационно-деятельностная работа

Учитель: Ребята, сегодня вы будете сидеть не так, как всегда. Мы разделимся на группы. На столах стоят солнышки разных цветов, но у них не хватает лучиков. Вы будете брать один лучик и садится за тот стол, где солнышко того же цвета, что и ваш лучик.

Вы разбились на 4 команды. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.

2. Постановка учебной задачи. Выявление ключевого слова. Формулирование темы занятия.

Чтобы узнать тему нашего занятия, надо отгадать ребус. У вас на столах лежат листочки, на них написаны буквы, которым надо найти их место, и тогда мы сможем прочитать ключевое слово нашего занятия, но, чтобы узнать, в каком порядке надо поставить буквы, надо сосчитать примеры на обратной стороне.

т

о

л

е

р

а

н

т

н

о

с

т

ь

41-40

15-13

33-30

20-16

17-12

12-6

3+4

2+6

7+2

5+5

5+6

8+4

10+3

- Прочитайте, какое слово получилось? (толерантность).

t1697948417ad.gif

ПОНЯТИЕ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей. Толерантные люди уважают и готовы усваивать опыт других, ценить не только похожесть, но и различия, отказываются от несправедливых стереотипов, ищут общие точки соприкосновения и создают новые связи. Толерантность – это терпимость, т.е. принятие людей такими, какие они есть, а не их плохого поведения.

Учитель: Ребята, как вы понимаете, что такое толерантность? (ответы детей). Я предлагаю вам познакомиться с этим понятием, для этого возьмите карточку, на которой написано ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Прочитайте текст и в процессе чтения обозначайте информацию знаками: " V " уже знал; " + " новое; " - " думал иначе; " ? " не понял, есть вопросы).

(Работа в группах, прием «Инсерт»)

Учитель: Что вам показалось не понятным? Что нового извлекли? (ответы детей, анализ выполненной работы). Какая тема нашего занятия? (дети формулируют тему).

Учитель: Тема нашего занятия – «Толерантность – слово для живых!». Проведем мы наше занятие в форме информ-досье (информационное досье).

Досье (фр. dossier) совокупность документов и материалов, относящихся к какому-либо конкретному делу или вопросу, а также папка с этими материалами. Досье используется для получения информации об объекте. Основная мысль досье разобраться, что представляет собой интересующий объект. Для нас таким объектом выступает человеческая ценность – толерантность.

16 ноября – Международный день толерантности. Как вы думаете, зачем он нужен? (ответы детей)

Деятельностный этап

Учитель: Предлагаю вам посмотреть фрагмент видео о толерантности, чтобы расширить ваше представление об этом понятии. (Ссылка на видео о толерантности https://www.youtube.com/watch?v=Zfh3AuQKecQ).

- Красота нашего мира состоит в его многообразии. Именно благодаря разнообразию взглядов, вероисповеданий, мыслей людей развитие цивилизации происходит многогранно. Поэтому столь важно уважение чужой точки зрения, самобытности.

Динамическая пауза

Встаньте в круг. Мы сейчас поиграем в игру «Привет!»

(Учитель предлагает детям в каждой команде поприветствовать друг друга, передавая по кругу мяч. Дети называют свое имя и присущие им качества, например: «Привет! Я – Саша, я люблю собирать фантики от конфет»).

- Ребята, вы узнали что-то новое о своих одноклассниках? Одинаковые ли вы? Разные!!!!Мы все разные, но одна большая школьная семья! Мы должны уважать и принимать друг друга такими, какие мы есть!

Работа к микрогруппах (решение мини-кейсов)

Учитель: А сейчас попробуем разобраться с вами в жизненных ситуациях. Возьмите карточку под №2, прочитайте ситуацию и ответьте на вопросы, написанные ниже.

Мини-кейсы

В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить 3 двойки. Кто-то говорит, что он «дурачок», не будем с ним дружить!» Твои действия.

Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь Ты? Твой друг? Учитель?

Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не такая обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?

Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?

(Дети решают кейс и представляют свои ответы, аргументируя)

Учитель: Какие человеческие ценности вы затронули в своих ответах? (Порядочность, доброта, дружба, миролюбие, уважение…)

- И эти качества человека включает в себя понятие «толерантность».

Учитель: Сейчас я предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Гадкий утенок».

Просмотр фрагмента из м/ф (фрагмент знакомства на птичьем дворе)

Примерные вопросы к обсуждению:

Учитель: Что значит быть гадким утенком? Что испытывает утенок? Чем заканчивается этот мультфильм? Почему они восхищаются им потом? Вывод какой можно сделать?

Советы по воспитанию в себе толерантного отношения

(прием «Идеал»)

Учитель: Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем? Можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать? Напишите свой совет на карточке и прикрепите на доску.

(Дети каждой группы пишут совет, зачитывают и прикрепляют на доску).

Учитель: До нашего мероприятия мы с вами проводили анкетирование, для того чтобы узнать свой уровень сформированности толерантности (Приложение_Диагностика). Я обработала ваши ответы и дала качественную характеристику вашего уровня. Эти данные (конверт на каждого обучающегося сделан, в нем данные обработки результатов) на родительском собрании (Приложение_Презентация к род.собранию) я передам лично вашим родителям.

Ваши родители тоже готовились к этому мероприятию. Они подготовили для вас советы, как стать дружным коллективом, прочитайте их. (На слайде Советы от родителей: 1. Внимательно и доброжелательно относитесь друг к другу. 2. Поздравляйте друг друга с праздниками. 3. Повышайте свою самооценку. 4. Помогайте друг другу во всех делах… ). Думаю, если мы будем следовать родительским советам, то, безусловно, станем настоящим коллективом.

Творческая работа «Коллаж»

Учитель: Перед вами в файле лежат фигурки разных человечков. Выберите любую фигурку и приклейте к ней голову своей фотографии. А теперь разместите получившиеся фигурки на нашу планету (на доске рисунок планеты, дети по кругу размещают фигурки).

t1697948417ae.gif

Что вы можете сказать о нашем коллаже? (Все человечки разные и поэтому получился яркий дружный хоровод. Мы разные, но мы живем на одной планете и должны уважать друг друга).

Учитель: Мы все друг на друга ничуть не похожи,

Разрезами глаз и оттенками кожи,

Культурой, привычками и положением,

Поборемся с ненавистью и раздражением!

Ведь мы рождены на чудесной планете,

За счастье и мир на ней каждый в ответе,

За дружбу, за правду, за жизнь без забот,

Пусть день толерантности длится весь год!

Учитель: В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними? Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Ребята выучили к нашему занятию стихи. Давайте их послушаем. (Чтение учениками стихов).

Рефлексивно-оценочный этап (прием синквейн)

Учитель: Толерантность – ключевое слово нашего занятия. Мы узнали много новой информации об этом слове. Поделитесь этой информацией с друзьями – составьте синквейн с этим ключевым словом, выражая свое отношение к проблеме.

(Составление синквейна: 1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение (4 слова), в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием).

(дети составляют синквейн, работая в группе, и озвучивают его)

Пример:

Толерантность

Ценная, человеческая

Терпеть, уважать, помогать

Будем толерантными для мира!

Вместе!

Учитель: Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А для этого мы должны быть толерантными.

- Спасибо, ребята, за отличную и дружную работу на занятии.

(звучит песня из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья» «Я был когда-то странной..»).

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

Для проведения информ-досье необходимы следующие ресурсы: методические: набор кейсов по теме, карточки для изучения понятия «толерантность», рисунок планеты Земля, фигурки людей, фотографии детей, карточки для написания советов, для синквейна»; материально-технические: мультимедийная установка для просмотра фильмов и прослушивания аудиозаписи, просмотра презентации; информационные: толковые словари для уточнения ключевого понятия.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классного руководителя

Сценарием информ-досье «Толерантность – слово для живых!» могут воспользоваться учителя начальных классов при решении проблемы воспитания толерантности у учащихся. Как уже отмечалось выше, задания можно адаптировать, в соответствии с выявленным уровнем сформированности этого качества у обучающихся, а также можно менять приемы работы с информацией.

Для изучения проблемы формирования толерантности нами был подготовлен Библиографический указатель (в помощь классному руководителю при изучении проблемы толерантности среди школьников) (Приложение_Библ.указатель).

Примеры стихов для чтения наизусть детьми

****
Добро и зло. Откуда это в человеке?
Когда становится он добрым или злым?
Быть может, он рождается таким?
И существует ли добро в ХХ веке?
Ведь говорят, что стали мы и злей и черствей.
Но я уверенна, что большинство людей
В душе любовь и веру сохранили,
Хотя войну и голод пережили.
Добро и поныне в мире живёт,
Нет, оно никогда не умрёт!
Потому что всегда и во все времена
Люди верили в силу добра!
Эй, человек, оглянись-ка вокруг,
Сколько в мире прекрасного!
Разве может всё это вдруг
Стать жертвой взрыва страшного?!
Или нам мало войн и раздоров,
Ссор, аварий и катастроф?
Или мы до конца не поняли,
До чего ж стал мир жесток?
Доброта – это мир, это истина, правда.
Добрый должен быть каждый из нас,
Чтоб частичку её подарить когда-то
Обделённые в жизни хоть раз.
Хоть разок сделать доброе людям,
В них надежду и веру вселить,
Что зло умирает со зрением,
Но добро продолжат жить!
Да, в мире много добрых людей,
И они живут среди нас,
И добротой бескорыстной своей
Помогают нам каждый сейчас!
Пусть будет небо голубое,
А солнце - ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным.
Выйдите люди, из своих квартир!
Слова мои хорошо слышны?
"Люди, доброта и толерантность
                                          спасёт мир!”
И вы мне поверить должны!

****

Толерантность. Что это такое? –
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит планета вся".
Толерантность – это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.