Методические приемы учителя математики
«Учитель учит до тех пор, пока учится сам…»
К. Д. Ушинский
В этом году я окончила Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и пришла работать в Гимназию №63 учителем математики.
Самое главное в преподавании такой сложной науки это преподнести учебный материал доступным и понятным языком учащимся. Особенно сейчас, в связи с изменением ценностных ориентиров российского общества, образование оказалось перед необходимостью кардинальных перемен в школе. Поэтому, моей задачей, является – научить обучающихся проявлять свои способности, развивать самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. В связи с тем, что в нашей стране поставлена задача об усилении математического образования в школах, моя цель, как учителя математики – раскрыть привлекательные стороны предмета, показать красоту и стройность математики, научить решать основные задачи. Чтобы достичь эти цели необходимо использовать различные педагогические приемы. Педагогический прием – это целенаправленное действие, обращенное на повышение продуктивности урока.
На различных этапах урока можно использовать различные приемы, которые помогают, сделать урок интересным, запоминающимся и главное обучающим.
Например, прием «Наглядности», применяю практически ко всем темам, так он является примером обучающегося элемента, когда задания выполняются совместно с учителем или самостоятельно, так как использование различных таблиц, схем, иллюстраций помогает абстрактные математические термины и понятия представить в виде различных образов. Сюда же относятся задания на готовых чертежах, которые позволяют увеличить темп работы, обучать учащихся рассуждать, сопоставлять и противопоставлять, находить в них общее и различное, делать правильные yмoзаключения. К наглядным формам относится также дополнительный информационный материал, который помогает визуализировать рассказанный материал учителем: видео-лекции, презентации, смарт-тетради, онлайн тесты, что сейчас пока не в полной мере используется мной, в связи с недостаточной технической оснащенности кабинета.
Самый частый прием на уроках это «Проверка ЗУН» выполнятся после изучения и закрепления материала, в качестве самостоятельной работы в различных формах, чтобы узнать поняли ли учащиеся тему по математике. Сюда относятся математический и графический диктанты, устный счет, цепочка выражений, магический треугольник, математический марафон, тесты, самостоятельные работы.
Также очень интересным для учащихся является прием «Выход за пределы». В тему урока включаются актуальные рассказы о биографии, открытиях, достижениях ученых. Это помогает привлечь внимание учащихся и приблизить изучаемый предмет к их реальности. Знания позволят правильно соотнести ученых и их открытия. Используется на этапе первичного закрепления материала или актуализации знаний. В старших классах детям очень нравится самостоятельно искать информацию и представлять её перед классом.
Прием, который я не очень часто использую, но который нравится детям «Принцип обратной связи». 1. Мордашки. Дети в начале или в конце урока показывают свои эмоции, что позволяет понять как нужно вести урок учителю, чтобы скорректировать поведение детей. 2. Лист самооценки. Где дети показывают, как у них прошел урок, что они выполнили, где возникли затруднения. 3. Опрос «по цепочке». Возможно с помощью вопросов узнать у учащихся где у них пробелы, задав ключевые вопросы, которые проходились на уроке. Все эти приемы помогают понять, что детям необходимо ещё раз объяснить, какая тема больше всего понравилась.
Также редко используемый прием «Секретный конверт». Класс делится на группы, каждая получает часть задания. Для решения группы должны объединиться. Это можно использовать на этапе первичного закрепления материала или актуализации знаний, что позволит объединить класс, дети могут друг другу на одном уровне объяснить тему.
Описать все приемы, которые используются на уроке невозможно, каждый раз они меняются, добавляются, на каждом уроке используется разное количество, всё зависит от темы и в первую очередь от творческих, умственных способностей учащихся и активности класса.
Самое главное все приемы являются помощниками учителя при ведении урока. Ведь заинтересовать каждого ученика такой сложной наукой – математикой непростое дело.
Плотникова Марина Владимировна